Выдержка из текста работы
Все мобилизованные обществом средства, как собственные, так и заемные, материализованы в активах. Под активами понимаются различные виды экономических ресурсов компании, способствующие ведению эффективного бизнеса.
Актуальность изучаемой проблемы объясняется тем, что антикризисное управление – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она представляет собой одну из наиболее комплексных управляющих систем, в которой интегрируется методологические принципы финансового менеджмента, операционного менеджмента, инновационного менеджмента, бухгалтерского учета, контроллинга, логистики других специальных областей знаний.
В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния Нам же представляется, что антикризисное управление необходимо рассматривать шире Оно должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия
В стратегическом плане антикризисное управление должно обеспечить предприятию в течение длительного периода такое конкурентное преимущество, которое позволит иметь востребованную рынком продукцию и достаточно денежных средств для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и продажах.
Финансовое состояние характеризуется системой показателей, отражающих реальные и потенциальные финансовые возможности фирмы как объекта по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика. Хорошее финансовое состояние – это эффективное использование ресурсов, способность полностью и в сроки ответить по своим обязательствам, достаточность собственных средств для исключения высокого риска, хорошие перспективы получения прибыли и др. Плохое финансовое положение выражается в неудовлетворительной платежной готовности, в низкой эффективности использования ресурсов, в неэффективном размещении средств, их иммобилизации. Пределом плохого финансового состояния предприятия является состояние банкротства, т. е. неспособность предприятия отвечать по своим обязательствам. Основная цель антикризисного управления – вывод предприятия из кризиса.
Показатели ликвидности и финансовой устойчивости взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия: если у предприятия обнаруживаются плохие показатели ликвидности, но финансовая устойчивость ими не потеряна, то у предприятия есть шансы выйти из затруднительного положения. Однако, если неудовлетворительны и показатели ликвидности и показатели финансовой устойчивости, то такое предприятие — вероятный кандидат в банкроты [4,101].
Объектом исследования дипломного проекта является общество с ограниченной ответственностью «Урал-известь» (ООО «Урал-известь»), созданные с целью обеспечения надежного технического состояния и содержания муниципального жилого фонда, инженерных коммуникаций и оборудования.
Предметом исследования дипломного проекта являются финансовые отношения в процессе антикризисного управления хозяйственной деятельности предприятий.
Цель дипломного проекта состоит в разработке алгоритма антикризисного управления хозяйственной деятельности предприятий.
Цель решается в процессе решения следующих задач:
— необходимо сформулировать сущность, понятие антикризисного управления;
— изучить особенности механизма антикризисного управления деятельности предприятий;
— выбрать методику расчета показателей анализа финансового состояния предприятий,
— рассчитать показатели деятельности предприятия ООО «Урал-известь» и проанализировать их динамику;
— разработать политику антикризисного управления предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Сущность, формы и принципы антикризисного управления
Антикризисное управление – это:
• анализ внешней среды и внутреннего потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития на основе прогнозирования своего финансового состояния.
• предварительная диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
• комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;
• бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия, процедуры антикризисного управления и контроль за их проведением
Такая трактовка антикризисного управления предопределила логику и структуру учебного модуля
Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйственных субъектов, снизить объем неплатежей Банкротство неэффективно работающих и финансово слабых производств является основой структурной перестройки российской экономики.
Механизм банкротства в общей схеме проведения экономических реформ действует неэффективно Подтверждением этого являются итоги 1996 г. Происходит ухудшение структуры производства на фоне усиления общего экономического спада Валовой внутренний продукт снизился в 1996 г на 6% (против 4% в 1995 г) Промышленная продукция сократилась на 5% (против 3% в 1995 г) Грузооборот транспортных предприятий, который служит индикатором состояния экономики, снизился на 5% (против 1% в 1995 г). Вложения в основной капитал снизились на 18% (по сравнению с 10% в 1995 г.).
Отражением таких макроэкономических процессов должна была бы стать волна банкротств российских предприятий. Однако этого не происходит.
Одной из главных причин неэффективного действия института банкротства является отсутствие методического обеспечения применения процедур несостоятельности.
Процесс реализации антикризисных процедур применительно. к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.
Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики — управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.
Антикризисное управление — применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.
Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновении сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т. д.
Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.
Антикризисное регулирование — это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.
Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:
— совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
— осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
— принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
— приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;
— создание института арбитражных и конкурсных управляющих.
Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования является федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).
Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий выполняет следующие функции:
— анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению,
— проводит работу по формированию принципов, критериев оценки платежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий,
– выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.
Оценка финансово-экономической деятельности …..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин А.А. Реформирование системы санитарной уборки в Санкт-Петербурге //Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ – 1999 – №12.
2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М., 1998. – 485.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 353.
4. Бланк И.А. Управление использованием капитала. Киев: Ника –Центр, 2000.
5. Бланк И.А. Управление активами.-Киев:Ника-Центр,2000.
6. Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера.-Киев.:Ника-Центр,1998.
7. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах.-Киев:Ника-Центр,1998.
8. Бланк И.А. Финансовый менеджмент:. Учебный курс. – Киев: Ника-Центр, 2004.
9. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 119.
10. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — М.: Московский общественный научный фонд.1997. – 97.
11. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. М., 1998. – 111.
12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 1999. – 506.
13. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие. –М.: Инфра-М, 2004.- 223.
14. Каспин В. И. Планирование развития жилищно-коммунального хозяйства. – М.: Стройиздат, 1990. – 224.
15. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственный предприятий. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 602.
16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2004. –311.
17. Крейнина М.И. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки – М.: ИКЦ “Дис”, 1997. – 306.
18. Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. – СПб.: “Лань”, 2000. — 544.
19. Крупицкий М. Л. Экономика, организация и планирование жилищно-коммунального хозяйства. М.: Стройиздат, 1987. – 193.
20. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право РФ. – М.: Юристъ, 2003. – 552.
21. Моляков Д. С. Финансы предприятий отрасли народного хозяйства. М.: Стройиздат, 1999. –109.
22. Мельников С.Б., Николаев В.А., Николаевский О.В. Муниципальный менеджмент. – М., ЗелО, 1998. – 380.
23. Муниципальный менеджмент /Под ред. Чадаева Е.Н. — Хабаровск. ДВАГС, 1998. – 305.
24. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие /Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2004. –192.
25. Нечащев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие – М.: Высшая школа, 1997. – 128.
26. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) /Под. ред. В.М. Власовой – М.: Финансы и статистика, 1994. – 628.
27. Основы местного самоуправления в городах России /Под ред. А.Е. Когута. — СПб., 1995. – 162.
28. Патров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс. М., 1993.- 362.
29. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов – М.: Информационно внедренческий центр “Маркетинг”, 1999. – 279.
30. Райсберг Б.А. Современный экономический словарь – М., 1997. –480.
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Минск: ООО Новое знание, 2003. – 261.
32. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1.
33. Скоун Т. Управленческий учет / Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эрношвили – М.: Аудит ЮНИТИ, 1997. – 348.
34. Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под ред. С. Стояновой — М.: «Перспектива», 2003. – 656.
35. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 571.
36. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа – М.: ИНФРА-М, 1995. – 357.
37. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Грузинов В.П. и др.; /под ред. проф. Грузинова В.П. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 222