Содержание
Введение
Глава 1: Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростков
1.1.Компьютерная зависимость подростков как социальная проблема
1.2.Особенности профилактики компьютерной зависимости подростков
1.3.Характеристика детского объединения как средства профилактики компьютерной зависимости подростков
Выводы по главе
Глава 2: Проектирование деятельности социального педагога по профилактике компьютерной зависимости подростков
2.1. Диагностика уровня компьютерной зависимости подростков
2.2. Проект деятельности детского объединения, направленной на профилактику компьютерной зависимости подростков
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Отечественные психологи едины в признании значения общения в развитии личности в подростковом возрасте. Этот тип деятельности весьма существенен для формирования основных структурных трудностей общения с компьютерной зависимостью. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда происходит резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей, что может вызывать в некоторый момент непонимание и неприятие и со стороны взрослых, и со стороны подростков. Так как общение социально, то сегодняшняя ситуация в обществе прямо зависима от ситуации общения современных подростков, поэтому изучение особенностей общения нынешней молодежи весьма актуально.
Психологический подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с начала ХХ века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени отечественными психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков, проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, особенностям воли, многообразию факторов, влияющих на их развитие. Между тем многое еще остается противоречивым и неизвестным.
При этом долгие годы отечественные психологи уделяли основное внимание общению детей со сверстниками. Это подтверждается исследованиями Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина.
Научно-технический прогресс конца ХХ века способствовал активному развитию информационно-компьютерных технологий, ставших неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и играют культурообразующую роль, поскольку на их основе создается особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием (А.Е.Войкунский, Ю.М. Евстигнеева, М.С. Иванов, О.К. Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.). компьютерные игры являются одним из важнейших компонентов этой среды.
Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние годы компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на подростков, также изменяется и досуг детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD-приставки, музыкального центра, книги.
Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека — одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.
Компьютерная зависимость — патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером[1].
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.
Компьютерная зависимость в настоящее время в психологической литературе не раскрыта, в частности, не изучена роль совладающего поведения в предупреждении и коррекции зависимости от компьютерных игр.
Изучение компьютерной зависимости и трудностей общения подростков дает возможность понять причины возникновения компьютерной зависимости и, на основе этого, создавать комплекс методических рекомендаций по профилактике и преодолению данной зависимости в подростковом возрасте.
В своем исследовании компьютерную зависимость мы рассматриваем как вид девиантного поведения. Проблеме девиантного поведения посвящены как зарубежные, так и отечественные исследования: А.Ю. Акопова, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, И.С. Кона, В.А. Петровского, Л.Б. Шнейдера. Ученые внесли вклад в исследование трудностей общения подростков: И.А. Зимняя, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская и др.
Разработаны основные положения о феноменах «зависимость» и «аддиктивное поведение»: А.А. Ухтомский, В. Шабалина и др. Осуществляются исследования влияния компьютерных технологий на человека: О.Н. Арестова, А.Е. Войкунский, О.К. Тихомиров, С.А. Шапкин, К. Янг и др.
Однако вопрос о взаимосвязи трудностей общения и компьютерной зависимости в подростковом возрасте в настоящее время остается открытым, что подтверждает актуальность нашего исследования. К числу главных факторов, тормозящих решение этого вопроса, на наш взгляд, относится то, что оба феномена появились в психологической литературе не так уж давно и устоявшиеся концепции и теории по данному вопросу отсутствуют. А также в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. В результате действия перечисленных факторов современное состояние проблемы, не разработанностью критериев ее оценки, далеко не полным раскрытием механизмов ее становления и развития и, как закономерный результат, отсутствием эффективных методических рекомендаций по преодолению и профилактике компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
В основе исследования трудностей общения лежит научно-методологический подход Б.Ф. Ломова и его сторонников (В.А. Барабанщикова, В.А. Поликарпова и др.). В соответствии с данным подходом общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностями, но и представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система отношений «субъект — субъект(ы)» [24].
Как справедливо отмечают исследователи-психологи [4,8,9,20 и др.], вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает определенными умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения и идеалы. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные чувства, складывается его характер. Следовательно, можно говорить о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.
Целью исследования является теоретический и эмпирический изучение трудностей общения подростков с компьютерной зависимостью.
Объект исследования: является трудности общения подростков с компьютерной зависимостью.
Предмет исследования: трудности общения подростков с компьютерной зависимостью.
Гипотеза исследования: трудности общения проявляющиеся в низкой контактности, низкой коммуникативной совместимости и низкой адаптивности, характерны для подростков с высоким уровнем компьютерной зависимости.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию особенностей взаимосвязи трудностей общения подростков с компьютерной зависимостью.
2. Исследовать трудности общения в подростковом возрасте.
3. Изучить основные трудности общения подростков с компьютерной зависимостью.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов:
1. Теоритические методы — был проведен теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: использован комплекс психодиагностических методик: СУМО (саморегуляция и успешность межличностного общения) В.Н. Куницыной; шкала компьютерной зависимости из опросника «Поведение в интернете» А.Е. Жичкиной.
3.Методы обработки данных (F критерий Вилкоксона)
4. Методы интерпретации.
База исследования. МОУ СОШ №5 пос.Федоровский, в исследовании принимали участие 125 подростков 13-16 лет.
Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя, введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, в количестве 31 — ого источника и приложения.
Объем курсовой работы составляет 63 страницы печатного текста. Работа содержит 8 рисунков и 1 таблицу.
Глава I. Теоретическое изучение проблемы трудностей общения подростков с компьютерной зависимостью
1.1 Психологические трудности в общении подростков
Общение является одной из важнейших категорий психологической науки. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.
В отечественной психологии общение определяется как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместный деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.
Ранняя юность, несомненно, является тем периодом, когда потребность в общении достигает наивысшего уровня развития. Многочисленные исследования убедительно доказывают, что эффективное решение проблем подросткового возраста (самосознания, самоопределения, самоутверждения) невозможно вне общения с окружающими людьми. Характеризуя данный возрастной период, И.С. Кон обращает внимание на значимость для молодых людей потребности «… быть с другими, быть принятыми, чувствовать себя нужными и иметь определенный престиж и авторитет» [3].
В подростковом возрасте общение имеет для личности свою особенную значимость. Именно посредством общения подросток включается в разнообразные социальные отношения, удовлетворяя тем самым потребность в самореализации и самораскрытии. Характеризуя подростковое общениев классе, Л.И. Науменко [6] отмечает такие его особенности, как экстенсивный характер, множественность и незначительность коммуникативных кругов, внешне похожие формы досуга, средства общения. В ряде исследований было показано, что подростковая общность ориентирована, прежде всего, на общение. Даже в ходе совместной деятельности главной ценностью подростков являются межличностные отношения, и очень часто происходит замена первоначальных целей совместной деятельности целями межличностных отношений. Опросы подростков показывают, что сильнейшим мотивом, побуждающим их во время обучения в школе участвовать в различных видах деятельности, является желание постоянно находиться вместе, быть в курсе дел, общаться.
В то же время, общение в подростковом возрасте носит противоречивый характер, выражающийся в том, что, с одной стороны, юноши и девушки проявляют активность в поисках общения с окружающими, демонстрируя при этом особую деятельность, интенсивность, а с другой стороны, демонстрируют свое стремление к обособлению и уединению, отражающее потребность подростка в нахождении своей позиции среди людей, потребность в осознании своеобразия своего Я.
Все вышесказанное дает нам основание считать, что одной из главных проблем подросткового возраста становится поиск возможности полностью реализовать, выразить и, как результат, обрести себя во взаимодействии с другими людьми. В подростковый период данная проблема часто приобретает в сознании подростков характер экзистенциальной, что сказывается на конкретных проблемах складывающихся отношений со сверстниками, преподавателями [2].
Авторами многих исследований [5,8,10,13,18 и др.] обозначенная проблема формулируется как проблема трудностей или «барьеров» общения.
В.Н. Куницына обращает внимание на то факт, что из многочисленных терминов, обозначающих трудности общения и имеющих хождение в обиходном и научном языке, можно выделить три основных — нарушения, собственно трудности и барьеры. Они различаются: а) в психологическом (мотивационно-содержательном) и коммуникативном (процессуальном) аспектах; б) по степени тяжести протекания и психологическим последствиям; в) по степени неудовлетворенности общением, мерой вовлеченности обоих партнеров (степенью напряженности, затрудненности каждого), возможностями устранения трудностей [8].
По степени выраженности этих критериев трудности общения можно расположить в следующем порядке: нарушения (как наиболее глубоко переживаемые), собственно трудности, барьеры. Нам представляется важным остановить свое внимание именно на трудностях общения и дать всесторонний анализ именно этому феномену.
Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в отечественной психологии на протяжении последних тридцати лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью и многогранностью форм проявления данного феномена.
Исследовательские вехи представлены в работах А.А. Бодалева, Е.В. Залюбовской, Г.А. Ковалева, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, Е.Г. Сомовой, Е.В. Цукановой. Названные исследователи опираются на идеи Б.Д. Парыгина о наличии психологического барьера, который понимается как психологический настрой, психическое состояние или свойство индивида, «которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности» [14]. Такое толкование психологического барьера указывает на внутренний источник трудностей общения.
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович определяют трудности общения как несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условий достижения его целей. Трудности общения вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психологической компетентностью [7].
Исследователи педагогического общения (Т.А. Аржакаева, В.А. Кан-Калик, Я.А. Коломинский, С.В. Кондратьев, И.А. Зимняя и др.) также отмечают наличие определенных трудностей. В частности, И.А. Зимняя определяет затруднения в общении (в деятельности) как субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста( сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. [6].
Анализируя работы, посвященные проблеме трудностей общения, В.А. Лабунская отмечает, что затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:
• в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;
• как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;
• как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д. [4].
Важно отметить, что в отечественной психологии сложилась традиция уделять внимание субъективным факторам и причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом не налаженного общения или сопровождают трения и сбои в коммуникации.
В.Н. Куницына обращает внимание на то, что в трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой — избыточность, бессодержательность общения. По мнению автора, можно говорить о неумении установить контакт и о неспособности его установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, которым можно научиться, то второе вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции (как и прочие трудности, обусловленные личностными особенностями).
Коммуникативность человека может пониматься как владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу и др.). Коммуникабельность следует понимать как владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор) [9].
Опираясь на исследования В.Н. Куницыной, мы определяем трудности общения как «явления субъективной природы, острые эмоциональные переживания субъекта в ходе общения, сопровождающиеся высоким внутриличностным нервно-психическим напряжением» [28].
В.Н. Куницына указывает, что трудности неформального общения различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения. Данным автором предложена общая классификация трудностей неформального общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам. Выделено две группы трудностей: 1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера; 2) «объективные», то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием. К субъективно переживаемым трудностям относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт. Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевого общения (начальник — подчиненный). Робость — поведенческая и характерологическая черта, обусловливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор. Так называемые объективные трудности, то есть вызванные объективными и, в общем, устранимыми причинами, — это трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).
По причинной обусловленности (в рамках психической нормы) трудности делятся на первичные и вторичные. Первичные трудности зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностные свойства; к числу последних следует отнести агрессивность, тревожность, ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом. Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, прежде всего в доверительном общении. Очевидна взаимообусловленность психогенных трудностей и психосоматических болезней, таких как язва, гипертония и др. Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, чисто ситуативных), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетов в воспитании, определенных условий общения (например, невозможность уединиться или депривация в детском возрасте). Эти трудности появляются и как следствие общения с неловким, скованным, насмешливым, язвительным, настырным и т.д. партнером. Наиболее типичным примером вторичных трудностей общения являются психологические последствия сверхинтенсивного профессионального общения в условиях чрезмерной скученности при одновременной частичной социальной изоляции (полярные зимовки, геологическая экспедиция и т.п.) [29].
Особо следует выделить те ситуации общения, когда человек испытывает трудности по вине партнера.
Ю.А. Менджерицкой [18] в психологическую науку было введено такое понятие, как «затрудненное общение», то есть общение, в котором трудности возникают по вине партнера, создающего стрессовые обстоятельства, дискомфорт в самом акте взаимодействия. При этом человек нередко фрустрирует своего партнера в такой степени, что не только провоцирует сбои в общении, нарастание нервно-психического напряжения, но и может блокировать развитие его личности, ее нормальное функционирование (вплоть до невроза или реактивного психоза).
Автор концепции «неадаптивной активности» В.А. Петровский определяет субъекта затрудненного общения как индивида, осознающего свою связь со значимыми другими как неудовлетворяющую его базовую потребность в подтверждении. Неподтвержденность развивает в нем недоверчивость, подозрительность, враждебность, подавленность, стремление доминировать, неадекватность восприятия и понимания других людей, снижает способность прогнозировать события, стимулирует непоследовательность и противоречивость поступков. Таким образом, субъект затрудненного общения наделен такими особенностями, которые делают установление подлинного контакта, сокращение психологической дистанции, развитие глубоких отношений и удовлетворение базовых социальных потребностей недостижимыми, невозможными, что деформирует личность, разрушает ее внутренний мир, нарушает связи с внешним миром [16].
В.А. Лабунская обращает внимание на то, что субъекта затрудненного общения от субъекта незатрудненного общения отличает уровень развития ряда социально-перцептивных способностей, обусловливающих эффекты межличностного познания, а именно:
1) низкий уровень развития способности понять другого человека, неумение вникать в виртуальные процессы и состояния душевных движений окружаю……..
Библиография
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете //М.: Можайск-Терра, 2000г.с. 431
3. Балонов И.М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г. стр.358.
4. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]/ Л.Ф. Бурлачук. — СПб.:Питер, 2001.
5. Васильева, И.А., Осипова, Е.М., Петрова, Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий [Текст]/И.А. Васильева и др.//Вопросы психологии. — №3. — 2003. — С.80-88.
6. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения. Хрестоматия / Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцова. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета; М; Совершенство, 1997.
7. Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью /А.Ю. Егоров, Н. Кузнецова, Е. Петрова //Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2005 Т.5 №2 с. 273
8. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003.
9. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. М., 2000. Т.5. Вып.7.
10. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989 -255с
11. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учеб. для вузов/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. — СПб., 2002 -544с
12. Лабунская, В.А. Психологический портрет субъекта затрудненого общения / В.А. Лабунская // Психологический журнал. — 2003. — Т.24 — №5
13. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: теория. Методы. Диагностика. Коррекция.: учеб. пособие для студентов вузов/ В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус — М. : Academia, 2001 — 285с.
14. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — 2-е изд.,испр. И доп. — М.: Смысл, 1997.
15. Лещинская, Е.А. Исследование коммуникативных трудностей у старшеклассников / Е.А. Лещинская // Психологическая наука: проблемы и перспективы. Тез.науч.сообщ.Всесоюз.конф.-Киев, 1990.
16. Ломов, А.А. Методологические и теоретические проблемы психологии / А.А. Ломов. — М.: Наука. — 1999.
17. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс — Ростов н/Д.: кн. Изд-во 2003, — 224с.
18. Малыгина Ю.А. Причины компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости) // М.:Авант,2006,с.370
19. Мелибруда, Е. Я — ТЫ МЫ. Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда / Пер. с пол. — М.: Прогресс, 1986.
20. Менджерицкая, Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного общения / Ю.А. Менджерицкая // Практическая психология. 1999. -№4.
21. Сидоренко, Е.В. Методы в математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.: ООО «Речь», 2004.
22. Смирнова, И. Зависимость от виртуального мира: как уберечь подростков от этой напасти? / И. Смирнова // директор шк. — 2004 — №6 — с. 95-96
23. Снегирева, Т.В. Старший школьный возраст / Т.В. Снегирева // Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
24. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. .Е. Войскунского.М., 2000. С.435.
25. Субботский E.S. Стиль общения как способ формирования личности ребенка // Психолого-педагогические проблемы общения. Москва, 197
26. Тарасов Г.С. Формирование «психологической общности» и «уникальности личности» в процессе воспитания. В сб.: Психология формирования и развитие личности.-М: Наука,
27. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С.117.
28. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 432 с.
29. Шестопалов Ю.А. Общение: возможность и действительность. Фрунзе: Илим, 1985, с.176.
30. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. Под ред. В.В.Давыдова.-М.: Педагогика, 1979
31. Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость //СПБ: Мир Интернет,2008г.