Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования………………5
1.1. Понятие и основы системы денежно-кредитного регулирования………5
1.2. Эволюция теорий денежно- кредитного регулирования…………….….8
2. Денежно-кредитное регулирование экономики центральным банком…….15
2.1. Центральный банк: пути формирования и формы организации………15
2.2. Цели и методы денежно-кредитного регулирования экономики
центральным банком………………………………………………..…………19
3. Денежно- кредитная политика России на современном этапе……………..28
3.1. Текущее состояние денежно-кредитного регулирования…………..….28
3.2. Пути эффективности проведения денежно кредитной политики ………31
Заключение…………………………………………..…………………………..36
Список использованной литературы……………………………………………39
Выдержка из текста работы
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования и механизм их воздействия на экономику ……………………………………………………………………. 5
1.1 Учетная ставка……………………………………………………………………………….. 5
1.2 Норма обязательных резервов………………………………………………………… 7
1.3 Операции на открытом рынке…………………………………………………………. 9
Глава 2. Система денежных мультипликаторов как особый инструмент регулирования экономики ………………………………………………………………….. 13
Глава 3. Денежно-кредитное регулирование как элемент управления динамикой реформ ……………………………………………………………………………………………….. 19
Заключение ………………………………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы ………………………………………………….. 30
С переходом к новым механизмам хозяйствования денежный рынок оказывает все более и более существенное влияние на состояние экономики. В Казахстане длительное время господствовала административно-плановая система, при которой отсутствовали рыночные отношения, а монополизм Государственного банка был абсолютизирован. Денежно-кредитного регулирования при этом практически не было. В то же время во всем мире оно активно применялось, совершенствовались его инструменты и способы их использования. Переход к рынку потребовал адекватного внедрения новых для Республики Казахстан инструментов регулирования, в том числе денежно-кредитного. Однако специфичность отечественных условий не позволила эффективно применить традиционные методы. Поэтому проблема денежно-кредитного регулирования казахстанской экономики по-прежнему сохраняет свою актуальность как в теории, так и на практике.
Основным регулятором денежного рынка выступает Национальный банк, которому принадлежит главная роль в проведении денежно-кредитной политики. Теоретически можно отделить друг от друга денежное и кредитное регулирование, при этом определив первое, как воздействие на величину денежной массы, а второе, как воздействие на уровень процентных ставок. Однако на практике они находятся в тесной взаимосвязи. Так, при уменьшении процентной ставки возрастает объем выданных кредитов, что означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы приводит к снижению спроса на деньги, и цена их использования, то есть ставка процента, снижается. В силу этого экономисты предпочитают говорить о денежно-кредитной политике как о едином целом. В то же время монетаристы акцентируют свое внимание на денежном аспекте регулирования, а сторонники кейнсианства — на процентном.
Не случайно употребляются оба понятия: и политика, и регулирование. Под политикой (греч. politike — искусство управления государством), в одном из ее толкований, принято понимать направление деятельности государства в той или иной сфере общественной жизни, в нашем случае — экономической. Регулирование (лат. regulo — устраиваю, привожу в порядок) — означает приведение чего-либо в состояние (систему), обеспечивающую нормальную и правильную работу. В экономической литературе эти понятия зачастую подменяются друг другом и используются как синонимы.
Основные обстоятельства, обусловившие актуальность темы курсовой работы заключаются в следующем:
во-первых, сложные, противоречивые кризисные процессы, охватившие прежде всего экономическую сферу казахстанского общества, выдвинули проблему денежно-кредитного регулирования, как одного из направлений экономической политики в целом, в число актуальнейших проблем государственного управления;
во-вторых, снижение темпов роста во всех основных центрах мировой экономики, предвещающее рецессию, в условиях снижения спроса и цен на сырьевые продукты, несбалансированной структуры золотовалютных резервов Национального банка Республики Казахстан, значительной долларизации экономики Казахстана создает необходимость выработки практических мер по активному и упреждающему реагированию на мировые кризисные процессы.
Неоднозначность, противоречивость и низкая эффективность подходов к решению проблемы денежно-кредитного регулирования в существующих сегодня экономических теориях и практике вынуждают, с одной стороны, обратиться к истокам постановки и решения проблемы в работах мыслителей прошлого, с другой — использовать современные методы исследования, позволяющие более глубоко анализировать причины возникновения экономических дисбалансов в наше время.
Однако, несмотря на широкое освещение рассматриваемой проблемы в экономической литературе, единого подхода к проведению денежно-кредитной политики в условиях трансформации экономических отношений не выработано.
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования и механизм их воздействия на экономику
Практикой хозяйствования накоплен богатый арсенал методов и средств денежно-кредитного регулирования экономики. Традиционным в отечественной и зарубежной современной экономической литературе стало выделение трех основных инструментов:
1) учетная ставка;
2) норма обязательных резервов;
3) операции Национального банка на открытом рынке.
Такой подход, безусловно, не является исчерпывающим. Углубленное изучение денежно-кредитного регулирования должно предполагать подробный анализ и других инструментов. Действующей редакцией Закона «О Национальном банке Республики Казахстан» предусмотрено восемь основных инструментов денежно-кредитной политики. Однако, по мнению ведущих исследователей в данной области, часть из них лишь уточняет другие. Так, прямое количественное ограничение и установление лимитов на рефинансирование банков является составной частью другого инструмента денежно-кредитного регулирования — рефинансирования банков.
Конкретный набор инструментов денежно-кредитной политики определяется социально-экономическим положением страны, ее национально-историческими особенностями развития. Применительно к Казахстану, представляется уместным анализ манипулирования объемом денежной массы и регулирования валютного курса. Подробно рассмотрим содержание представленных инструментов и механизм их воздействия на процессы и явления в экономике.
Учетная ставка представляет собой норму процента, взимаемую Национальным банком за предоставление им кредитов коммерческим банкам. Манипулирование этим инструментом носит название учетной политики центрального банка государства. Нередко в литературе можно встретить и другие названия — политика рефинансирования, дисконтная, залоговая, ломбардная и др. Такое разнообразие связано с техническим различием существующих операций. Так, учетные операции основаны на переучете или покупке Национальным банком с дисконтом векселей, учтенных ранее коммерческими банками. Залоговые, или ломбардные, операции предполагают предоставление Национальным банком ссуд под обеспечение ценных бумаг. Содержательная сторона приведенных определений безусловно отличается, однако по экономическая сущности операции дисконтирования, учета, залога и рефинансирования означают процесс кредитования национальными банками частных и в этом смысле тождественны.
Регулирование уровня и структуры процентных ставок происходит двумя способами. Первый — посредством прямого установления ставок по кредитам Национального банка, второй — через контроль над отдельными ставками кредитных учреждений.
В рамках денежно-кредитного регулирования именно уровень процентных ставок является решающим средством для стимулирования или рестрикции объема инвестиций. Устанавливая официально учетную ставку, Национальный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Поэтому для последних учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. При понижении ставки заинтересованность банков в получении кредитов возрастает, что приводит к увеличению их резервов кредитования экономики и вызывает мультипликативное расширение количества денег в обращении. В свою очередь рост денежного предложения приводит к снижению процентных ставок по кредитам коммерческих банков и как следствие к росту инвестиционной активности в стране. Соответственно увеличение учетной ставки вызывает обратный эффект. Поскольку в той или иной мере все банки обращаются за кредитными ресурсами к Национальному банку, влияние ставок Национального банка распространяется на всю экономику. Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям размеров предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.
Таким образом, политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов. В результате в большинстве стран учетная ставка является основой всей системы денежно-кредитного регулирования.
Исторически учетные операции проводились центральными банками государств с момента их образования, однако на первоначальном этапе использовались не столько как инструмент государственного регулирования, сколько как средство воздействия на кредитные учреждения. Возникновение этого метода было связано с превращением Центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, Центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.
Начиная с середины XIX века, рефинансирование становится основным методом воздействия Государственного банка на кредитные учреждения и в дореволюционной России. В общих чертах история применения этого инструмента повторяет основные европейские тенденции, хотя и с существенными отличиями. Исследователи кредитной системы России отмечают, что для нашей страны не было характерно снижение учетной ставки частных банков ниже ставки Госбанка, что наблюдалось в государствах Западной Европы. М.И. Боголепов, например, указывает, что на «западе учетный процент более изменчив, ставки быстрее приспосабливаются к изменениям на денежном рынке». Это было связано, видимо, с относительной неразвитостью кредитного рынка. Если в Германии, Франции, Англии из-за высокой конкуренции на кредитном рынке частные банки вынуждены были устанавливать процентные ставки ниже, чем Центральный банк, то в у нас, с недостатком кредитных ресурсов, частные банки конкурировали не за заемщиков, а за вкладчиков, назначая высокие проценты по вкладам, что, естественно, делало кредит более дорогим. Поэтому предоставляемый ими кредит был дороже кредита Государственного банка, который платил более низкий процент по вкладам.
Однако, как и в других европейских странах, постепенно рефинансирование превращается в один из важнейших инструментов государственного регулирования кредитной системы, и в начале XX века это направление в деятельности Государственного банка становится одним из основных.
1.2 Норма обязательных резервов
Важным инструментом денежного регулирования является метод «обязательных резервов». Идеи формирования определенного резервного фонда кредитных учреждений можно встретить у Д. Рикардо: «… надо защищать общество, требуя от каждого провинциального банка вручения правительству или назначенным для этой цели особым уполномоченным депозита, состоящего из билетов государственного займа или других правительственных обязательств и находящегося в определенном отношении к сумме эмиссии данного банка».
Метод обязательных резервов может использоваться несколькими способами. Наиболее часто применяется способ, при котором банки должны иметь в Национальном банке (резервировать) депозиты, составляющие определенный процент от их депозитов. Второй способ состоит в обязательном резервировании в процентах от общей суммы кредитования. Еще один способ, применявшийся в Великобритании, и называвшийся системой специальных депозитов представлял собой резервирование только для отдельных банковских учреждений по отдельным операциям. В практике отечественной банковской системы принята фиксированная ставка по обязательным резервам без учета вида, величины и срока вкладов.
В самом общем виде, резервные требования выполняют две основные функции. Первая (макроуровень) заключается в создании централизованного фонда банковской системы, предназначенного для регулирования деятельности коммерческих банков. Вторая (микроуровень) — служить инструментом ристриктивных ограничений, накладываемых на деятельность конкретного банка в части депонирования определенной доли его ресурсов в Нацбанке РК.
Посредством изменения нормы обязательных резервных требований Центральные банки поддерживают объем денежной массы и кредита в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Кроме того, можно выделить функции, направленные на укрепление банковской системы в целом. К ним относятся: обеспечение нормального функционирования платежно-расчетного механизма, бесперебойности расчетов с инвесторами, страхование ненадежных займов, снижение рискованности банковских вкладов, минимизация потерь от банкротств.
Данный метод регулирования интересен прежде всего тем, что существует возможность изменения резервных требований по отдельным видам операций. Это делает его весьма удобным для исправления временно образовавшегося дисбаланса в отдельных финансовых сегментах.
Использование этого метода лежит в основе изменения объема денежной массы благодаря действию банковского мультипликатора (мультипликатора депозитного расширения). Роль и механизм действия мультипликатора будут рассмотрены далее.
Таким образом, роль метода обязательных резервов заключается не в том, что они могут служить фондом ликвидности, а в возможности влияния на величину и структуру денежной массы, что позволяет ему занимать одну из ключевых позиций среди инструментов денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Казахстан.
1.3 Операции на открытом рынке
Следующий важнейший инструмент денежно-кредитного регулирования — операции на открытом рынке, заключающиеся в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств. Регулирующая роль этого инструмента состоит в значительных возможностях воздействия на объем денежной массы и состояние резервной позиции банковской системы. Так, при необходимости сжатия денежной массы Нацбанк продает участникам рынка высокодоходные государственные ценные бумаги. Часть денег в этом случае изымается, а кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается. Указанный механизм работает и в обратном направлении.
Операции на открытом рынке являются одним из мощнейших способов воздействия на экономические отношения, хотя исторически возникли как реакция на необходимость усиления позиций центральных банков. Э.Дж. Долан в связи с этим указывает, что первоначально «ФРС (Федеральная Резервная Система США) приобретала ценные бумаги федерального правительства главным образом для того, чтобы заполучить достаточное количество приносящих прибыль активов, если доход от предоставленных Федеральными Резервными банками кредитов и ссуд оказывается по каким-либо причинам недостаточным».
Непосредственной задачей Центрального банка является эмиссия денежных средств. Говоря о манипулировании объемом денежной массы как инструменте денежно-кредитного регулирования, следует вспомнить о том, что государство на протяжении всего развития выполняло определенные функции, в том числе и выпуск в обращение денежных знаков. Однако помимо технической, этот инструмент выполняет и экономическую роль. Рассмотренная ранее количественная теория денег, развитая в конце двадцатого века монетаризмом, уделяет особое внимание вопросам регулирования денежной массы.
Пропагандируемые ортодоксально-монетаристскими концепциями мероприятия по установлению целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении (политика таргетирования) получили широкое распространение на Западе с середины 70-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов. Предложения об использовании в качестве промежуточной цели денежной массы базировались на идее существования тесной взаимосвязи между ней и номинальным ВВП. Однако с самого начала характер и способы таргетирования отличались значительным разнообразием и отклонением от стандартов ортодоксальных вариантов в такой политике. Иногда установление целевых ориентиров носило во многом формальный характер, превращалось в обычное прогнозирование. В то же время в ряде стран оно оказалось более действенным. Сами целевые ориентиры фиксировались по-разному — либо твердой контрольной цифрой допускаемого роста по одному или сразу нескольким денежным агрегатам на предстоящий период (квартал, год), либо «коридором» с верхней и нижней границей колебаний.
Как правило, политика целевых установок, ограничивающих рост денежной массы, носит индикативный характер. Достижение намеченных целей зависит от эффективности применения различных методов регулирования, воздействующих на величину денежной массы. В то же время, публичное установление целевых ориентиров оказывает влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Таргетирование, в соответствии с традиционным подходом, рассматривается как долгосрочный метод регулирования, направленный на обеспечение стабильного роста денежной массы, невзирая на конъюнктурные колебания, что должно создать благоприятные условия для равновесного экономического развития.
Колоссальное влияние динамики курса национальной валюты на экономику ставит проблему валютного регулирования в ранг первостепенных задач деятельности Центрального банка РК. Валютный курс прямо или опосредованно воздействует на многие макроэкономические явления и процессы — уровень инфляции, инвестиционную активность, конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, состояние платежного баланса и др. Роль валютного курса носит многогранный и зачастую противоречивый характер. Для более глубокого понимания валютного регулирования разграничим валютный и девизный курс. Валютный курс отражает стоимость иностранной валюты в национальной, а девизный наоборот, национальной валюты в иностранной.
Валютное регулирование представляет собой систему законодательных норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью установления соотношения национальной валюты и важнейших иностранных валют, порядка обращения иностранной валюты внутри страны, осуществления международных расчетов и как следствие, влияния на уровень и динамику инфляции.
Многогранность проявляется в том, что любое изменение курса воздействует на широкий спектр экономических параметров. Так, увеличение валютного курса приводит к росту цен товаров иностранного производства и частично отечественных (как правило, с импортными составляющими), увеличению экспорта и как следствие к повышению совокупного спроса и занятости, укреплению позиций отечественных товаропроизводителей, а следовательно, к увеличению их прибылей и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Одновременно с положительными тенденциями наблюдаются и негативные — рост издержек производства и возможное сокращение его объемов, усиление инфляционных процессов, вызванное в том числе и за счет роста инфляционных ожиданий населения, сокращение иностранных инвестиций. Поэтому целью государственного регулирования является, во-первых, стабильность курса национальной валюты, недопущение резких перепадов и скачков, во-вторых, преодоление валютных ограничений и переход к конвертируемости валюты, и, в-третьих, либерализация валютных операций.
Инструменты государственного воздействия на динамику валютного курса можно классифицировать на косвенные (экономические) и прямые (административные).
К первой группе следует причислить весь арсенал денежно-кредитной и финансовой политики, поскольку на валютный курс влияют многие экономические показатели, в том числе и количество денег в обращении, нормы процента, уровень инфляции и т.д. Так, ужесточение денежно-кредитной политики ограничивает рост денежной массы, а значит, относительно сокращается предложение национальной валюты на валютных рынках, что соответственно должно привести к повышению ее курса.
Методы прямого регулирования непосредственно воздействуют на валютный курс. В мировой и отечественной практике к ним относятся «валютные коридоры», интервенции и ограничения. Особое место принадлежит девизной политике — воздействию на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты.
Фиксирование курса в определенных размерах носит название «валютного коридора» и имеет целью стабилизировать, сделать регулируемыми изменения на валютном рынке. Поддержание рамок коридора достигается при помощи валютных интервенций Нацбанка (купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке) и введения валютных ограничений (блокирование валютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, ограничение экспорта капитала и стимулирование его притока).
Диверсификация валютных резервов направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь.
Вопросы изменений валютных курсов по определению связаны с международными экономическими отношениями и являются объектом межгосударственного регулирования. Здесь выделяются несколько теоретических подходов различных школ и направлений экономической науки: теория паритета покупательной способности, теория регулируемой валюты, теория ключевых валют, теория фиксированных паритетов и курсов, теория плавающих валютных курсов и нормативная теория.
Глава 2. Система денежных мультипликаторов как особый инструмент регулирования экономики
Особое место в механизме денежно-кредитного регулирования экономики принадлежит системе денежных мультипликаторов. Мультипликатор (от лат. multiplicator — умножающий) — k-множитель, в современной макроэкономике — коэффициент, отражающий воздействие одной переменной на другую, зависимую.
Впервые понятие мультипликатора было введено в экономическую науку Р.Ф. Каном в его статье «Отношение внутренних инвестиций к безработице» в 1931году. Основная цель его работы состояла в том, чтобы установить общие принципы, с помощью которых можно исчислить количественное соотношение между приростом чистых инвестиций и вызываемым им приростом совокупной занятостью. Свое внимание Кан сосредоточил на изучении изменения размера внутренних инвестиций, а точнее динамики государственных расходов, и вызываемой ею динамике совокупной занятости.
На основе модели мультипликатора занятости Р. Ф. Кана Дж. М. Кейнс построил свою модель мультипликатора инвестиций.
Кейнс делает вывод, что расширение частных, и особенно государственных инвестиций должно оказывать благотворное влияние на динамику национального дохода. Отмечается, что чем выше склонность к потреблению, тем больше мультипликатор, и наоборот. Продолжительность, общий эффект мультипликативного процесса, так же как и сама величина мультипликатора, зависят от того, в какой пропорции доход разделяется на потребляемую и сберегаемую части. Чем больше часть дохода потребляется, тем больше доходов будет порождать первоначально инвестированная сумма денег, тем продолжительнее мультипликативный процесс.
Рассмотренный мультипликатор — статический, т.к. исходит из мгновенного действия инвестиций на доход. Впоследствии, когда явления мультипликации стали рассматриваться с учетом фактора времени, возникла динамическая модель мультипликатора, детально разработанная П. Сэмюэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсоном, А. Хансеном и др.
На сегодняшний день в исследованиях ученых-экономистов накоплен богатый арсенал мультипликаторов:
1. мультипликатор занятости;
2. мультипликатор автономных расходов;
3. налоговый мультипликатор;
4. внешнеторговый мультипликатор;
5. денежный мультипликатор;
6. кредитный мультипликатор;
7. матричный мультипликатор и др.
Несмотря на это, абсолютизировать роль мультипликатора в условиях тесного переплетения и взаимозависимости экономических процессов нельзя. Как справедливо отмечает Е. Балацкий: «Учет таких эффектов требует отдельных довольно тонких исследований, результаты которых должны «навешиваться» на базовые соотношения теории мультипликатора, тем самым дополняя агрегатные расчеты».
Применительно к нашему исследованию, важное значение в механизме денежно-кредитного регулирования имеет расчет денежных мультипликаторов.
В настоящее время, в экономической литературе имеется широкий спектр взглядов на теорию денежных мультипликаторов, в которых зачастую одни и те же мультипликаторы фигурируют под разными названиями. Традиционно речь ведется о денежном (банковском, кредитном, депозитном) мультипликаторе.
Денежный мультипликатор отражает характер взаимосвязи между денежными вкладами небанковского сектора в кредитной системе и максимально возможной суммой межбанковских депозитов, возникающих в результате их притока. В основе его построения лежит предпосылка, что поступивший в кредитную систему вклад может многократно увеличивать кредитные операции банков путем создания межбанковских депозитов.
Факторами, ограничивающими рост депозитов и в конечном счете определяющими затухающий характер прогрессии, является норма обязательных резервов (r), перечисляемых в виде доли суммы каждого депозита, и часть этих денежных средств, изъятая из кредитной системы (С). В самом общем виде денежный (кредитный) мультипликатор равен величине, обратной норме обязательных резервов:
k = 1/RR
где k — мультипликатор, RR — норма обязательных резервов.
Однако было бы упрощением сводить мультипликативный эффект денежно-кредитного регулирования к действию одного этого мультипликатора. Подробный анализ денежного мультипликатора можно найти у Е. Балацкого, Ж. Денизе, Л. Столерю, Линвуд Т. Гайгера и др. (см. Приложение 1)
Одним из магистральных направлений денежно-кредитного регулирования является возможность государства управлять объемом предложения денежной массы. Конкретно данная акция реализуется в виде эмиссии или детезаврации Центральным банком страны так называемых центральных денег R , которые представляют наличные платежи денежно-кредитной системы. Технически это управление осуществляется косвенным образом посредством проведения Центральным банком операций на открытом рынке по купле — продаже ценных бумаг, либо прямой денежной эмиссии (или уничтожения) банкнот.
Использование понятий денежного и кредитного мультипликаторов позволяет получить зависимость между ростом производства и денежно-кредитным регулированием государства. (см. Приложение 2)
Влияние совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования на состояние национальной экономики делает актуальным вопрос о передаточном, или трансмиссионном механизме воздействия денежно-кредитной политики. Речь идет прежде всего о механизме воздействия денежной массы на уровень цен и объем производства. Если основоположники количественной теории денег были сторонниками прямого воздействия массы денег на цены и другие экономические переменные, то начиная с начала XIX в. получила распространение концепция косвенного механизма (Г. Торнтон, Д. Рикардо, Викселль, а затем Кейнс), в соответствии с которой данное воздействие опосредуется ставкой процента, которая влияет на совокупные расходы (прежде всего инвестиционные) и соответственно на объем производства. Впрочем, такая позиция была подвергнута критике со стороны М. Фридмена. Тем самым существующие сегодня подходы к методологии денежно-кредитного регулирования сталкиваются и при определении каналов воздействия денежно-кредитных инструментов на экономику.
Кейнсианское уравнение, по которому совокупный объем расходов покупателей равен общей стоимости проданных товаров, отводит деньгам второстепенную роль. Соответственно кейнсианский передаточный механизм выглядит следующим образом. Изменение денежно-кредитной политики изменяет предложение денег в стране. В свою очередь, изменение денежного предложения воздействует на процентную ставку, влияя тем самым на уровень инвестиций. Если первоначально экономика работает не на полную мощность, изменения в инвестициях влияют на номинальный ЧНП посредством изменения реального объема производства через эффект мультипликатора. Если же экономика достигает полной занятости, изменения в инвестициях воздействуют на номинальный ЧНП через уровень цен.
Сторонники кейнсианской концепции соглашаются, что в этой цепи причинно-следственных связей много слабых звеньев, в результате чего кредитно-денежная политика оказывается ненадежным и менее действенным по сравнению с фискальной политикой средством стабилизации. Так, денежно-кредитная политика относительно неэффективна, если кривая спроса на деньги относительно полога, а кривая спроса на инвестиции относительно крута. Кроме того, возможно нестабильное смещение кривой спроса на инвестиции, при котором влияние изменения процентной ставки на инвестиционные расходы не проявится или ослабнет. Не будет особенно эффективна политика дешевых денег и в том случае, если банки и другие депозитные учреждения не стремятся давать ссуды или население не проявляет желания брать ссуды.
Монетаристы, напротив, убеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в гораздо большей степени. Сторонники монетаризма видят в денежном предложении единственно важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Они предлагают отличную от имеющейся в кейнсианской модели цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности. Вместо ограничения сферы влияния роста денежной массы покупкой облигаций и последующим падением процентной ставки, теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов — реальных или финансовых, — а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной — в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывают предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП. Иначе говоря, увеличение денежной массы приведет к увеличению уровня цен или объема товаров.
Осуществление эффективного денежно-кредитного регулирования требует разработки трансмиссионного механизма, экономических моделей различных вариантов его функционирования. Но при этом должно быть ясно, что в действительности не существует никакого однородного трансмиссионного механизма. В нем переплетаются прямые, косвенные и обратные связи, действие различных факторов — денежной массы в той или иной интерпретации, разнообразных процентных ставок, объема кредита и уровня банковской ликвидности. Все это требует учета по сути гетеродоксального характера данного механизма и ориентации на одновременное использование разнородных его элементов.
Таким образом, в арсенале денежно-кредитной политики находятся разнообразные инструменты воздействия на денежную сферу. При этом ни один из них не является идеальным и не может претендовать на исключительность. На успех в деле стабилизации денежного обращения можно рассчитывать в том случае, если государство будет опираться на весь комплекс мер, направленных не только на денежный сегмент, но и на другие сферы экономики, включая прежде всего сферу производства. Также следует отметить, что исследования современных тенденций в денежно-кредитном регулировании зарубежных государств свидетельствуют о наличии симбиоза рекомендаций кейнсианцев и монетаристов в практике выбора инструментов.
Особая роль в механизме денежно-кредитного регулирования принадлежит мультипликативности.
Влияние изменений в параметрах мультипликативности на экономический рост
¦ п/п | Условное обозначение эндогенного параметра | Наименование эндогенного параметра | Производимое действие | Влияние на экзогенный параметр (экономический рост) |
1. | R | Денежная эмиссия | рост | увеличение |
снижение | уменьшение | |||
2. | n | Норма резервирования | рост | уменьшение |
снижение | увеличение | |||
3. | k | Коэффициент А. Маршалла | рост | уменьшение |
снижение | увеличение | |||
4. | β | Доля тезаврации | рост | уменьшение |
снижение | увеличение | |||
5. | с | Предельная склонность к потреблению | рост | увеличение |
снижение | уменьшение | |||
6. | θ | Налоговая ставка | рост | уменьшение |
снижение | увеличение |
Математический анализ влияния параметров мультипликативности (смотри рисунок 1) показывает, что увеличение денежной массы с целью обеспечения экономического роста необходимо проводить вкупе со снижением нормы обязательных резервов, снижением доли дохода экономических субъектов, хранимой в виде номинальных денежных остатков (коэффициента Маршалла), уменьшением тезаврации, увеличением потребления и снижением налогового бремени.
При этом необходимо учитывать тот факт, что большинство показателей в балансовых соотношениях теории мультипликатора сложным образом связаны между собой, что порождает проблему мультиколлинеарности данных. Это проявляется в том, что изменение определенного экономического показателя в мультипликативной цепочке, воздействую на основную выходную характеристику, оказывает систематическое воздействие и на целый ряд других характеристик.
Иначе говоря, расчеты, основанные на теории мультипликатора должны подкрепляться дополнительными, более специфическими исследованиями. Это позволит четко уяснить место мультипликативной теории в системе государственного регулирования экономики и избежать возможных ошибок при проведении прогнозных расчетов в современных условиях.
Однако, несмотря на приблизительный характер расчетов с применением мультипликаторов, их роль велика — они способны выявлять общую тенденцию влияния денежно-кредитных инструментов на макроэкономическую стабильность.
Глава 3. Денежно-кредитное регулирование как элемент управления динамикой реформ
Важным этапом исследования проблем денежно-кредитной политики экономики Казахстана и поиска путей их разрешения выступает анализ роли и места денежно-кредитного регулирования в системе мер государственного воздействия на экономические отношения в Республики Казахстан. Необходимость такого рассмотрения обусловлена рядом причин.
Во-первых, диалектическое единство денежной и производственной составляющих экономической системы ориентирует на адекватное осмысление особенностей функционирования экономики страны. Актуальность такого анализа особенно возрастает для переходных экономических состояний. Невозможно понять и тем более воздействовать на экономические процессы без уяснения специфики экономической системы, принципов действия денежно-кредитных и трансмиссионных механизмов в конкретной социально-экономической ситуации. В этом смысле безусловно прав М.К.Беляев, утверждающий, что нельзя «вмешиваться в денежный механизм, если не поняты принципы его работы».
Во-вторых, денежно-кредитное регулирование, как было ранее подчеркнуто, адекватно природе рынка, поскольку инструменты монетарной политики косвенно воздействуют на субъекты хозяйствования и не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Поэтому денежно-кредитное регулирование — неотъемлемый спутник рыночной экономики. Исходя из этого, с преобразованием административной экономики в экономику рыночного типа возникает ряд вопросов: какова роль денежно-кредитного регулирования среди других мер государственного воздействия в процессе рыночных трансформаций и насколько адекватным оно является при управлении реформами?
Из предыдущих рассуждений становится очевидным, что теоретически денежно-кредитное регулирование казахстанской экономики можно рассматривать в двух аспектах — с позиции ее участия в реформировании экономических отношений и с точки зрения регулирования утверждающихся рыночных форм взаимодействия субъектов хозяйствования. Иначе говоря, если в первом случае монетарная политика выступает инструментом реформирования, то во втором — инструментом регулирования. Такая абстракция, по нашему мнению, позволит разграничить сферы применения денежно-кредитной политики и более полно их осветить.
Вопрос определения места денежно-кредитного регулирования при осуществлении рыночных реформ тесно связан с общим подходом к их проведению. Проблема перехода общества из одного состояния в другое является одной из наиболее сложных проблем общественного развития. Для более четкого анализа предмета исследования остановимся на монетарных закономерностях и особенностях переходной экономики Республики Казахстан, а также концепциях и механизмах денежно-кредитной трансформации.
Управление переходным процессом предполагает разработку модели общества, к которому осуществляется переход, и, исходя из этого, определение целевых установок для эффективных процедур управления общественным движением. По вопросам теоретического обоснования реформ существует достаточно широкий спектр взглядов. Между тем с начала 90-х годов наиболее явственно выделяются два конкурирующих подхода к разработке теории переходной экономики: радикальная (либеральная) и эволюционная (градуалистская) концепции. Сторонники первой утверждают, что переход должен быть радикальным, быстрым. Последователи второй в качестве альтернативы выдвигают постепенный переход. Рассмотрим основные теоретические доводы и рекомендуемые при этом технологии реформирования каждой из представленных концепций с позиции денежно-кредитного регулирования.
Сторонники либеральной концепции («шоковой терапии») опираются на теоретическую базу монетаристской школы экономической науки. Следуя постулатам монетаризма о невозможности экономической стабилизации без свободы рыночного ценообразования, они выдвигают на первый план освобождение цен и создание ценовой системы, дающей производителю и потребителю сигналы о том, что в каждый данный отрезок времени производить и покупать, куда направлять ресурсы согласно критерию эффективности производства и потребления. Монетаристы требуют жесткого регулирования денежной массы, государственных кредитов и субсидий, решительного снижения, а то и ликвидации бюджетного дефицита и выступают за быстрые и решительные не только рыночные, но и системные, институциональные преобразования как экономики, так и всего казахстанского общества, за ломку многих государственных структур прежней системы и замену их структурами рыночной системы.
Для концепции «шокотерапии» характерен взгляд на переходный процесс с его конечного пункта. Это подразумевает создание условий, при которых деятельность экономических агентов, преследующих свои частные интересы, будет обеспечивать экономически эффективные результаты. Такие условия ассоциируются с идеальной, «хрестоматийной» моделью рыночной экономики. Эта задача и определяет программу перехода, которая фокусирует внимание, с одной стороны, на финансовой стабилизации и перераспределении прав собственности, то есть мерах, имеющих целью создание макроэкономических и институциональных рамок рационального экономического поведения, и, с другой, — на радикальном расширении прав экономических агентов путем либерализации хозяйственных взаимоотношений.
При этом предполагается, что невыполнение хотя бы одного из названных условий ведет к деформации экономического поведения. Сторонники этой доктрины, как правило, осознают возможные издержки ее реализации, но считают их меньшими по сравнению с потерями от неэффективных решений и рисков, сопровождающих половинчатые реформы.
Идея постепенной трансформации основывается главным образом на кейнсианских рекомендациях. Градуалисты выступают за государственное вмешательство в экономику, поддержку государственного сектора, сохранение и постепенную адаптацию к рынку старых нерыночных структур.
Тем самым сторонники постепенных реформ фокусируют внимание на их «процессности» и уже этим противостоят доктрине «шокотерапии» с ее ориентацией на конечный пункт «перехода». Так, А.М.Мухтаров подчеркивает: «Шоковая терапия имеет кратковременный эффект, резко снижает уровень жизни населения и чревата непредсказуемыми последствиями, угрожает единству и целостности суверенных государств, что свидетельствует о необходимости поэтапного проведения рыночных реформ и постепенности преобразования экономики». «Нужен именно процесс, скачек невозможен, — также выражают общее для этой концепции мнение П.А. Медведев, И.В. Нит и И.И. Харланов. — Он может привести лишь к разрыву уже сложившихся хозяйственных связей. Необходим не слом старого хозяйственного механизма, а его вытеснение». Трансформация воспринимается, прежде всего, как изменения в структуре совокупного предложения и спроса. Подчеркивается ресурсо-, и особенно капиталоемкий характер процесса, его длительность. Соответственно стратегия постепенной трансформации отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом выпуске продукции можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, необходимых для поддержания уровня и формирования структуры потребления и инвестиций, создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации. Сторонники концепции считают, что падение объема производства несет большую угрозу, чем поддержание низкого исходного уровня его эффективности, ибо несет в себе большой риск того, что трансформация потеряет свой импульс, не достигнув цели.
Акцентируя внимание на различных, но в каждом случае существенных сторонах процесса трансформации, оба подхода — и радикальный, и эволюционный, взаимно дополняют друг друга. Ситуация меняется, как только дело доходит до рекомендаций: в вопросах экономической политики оба подхода сталкиваются.
Технология «шоковой терапии» сводится к последовательной, но быстрой реализации либерализации экономики (отпуск цен, хозяйственных связей, внешнеторгового и валютного режимов, снижение импортных пошлин, ликвидация бюрократического регулирования, прекращение административного управления экономикой), финансовой стабилизации (достижение баланса между государственными доходами и расходами, ликвидация бюджетного дефицита, налоговая реформа, повышение процентных ставок, прекращение льготного кредитования, субсидий и дотаций производителям, подавление инфляции, стабилизация валютного курса) и институциональных реформ (приватизация, аграрная реформа, поддержка предпринимательства, создание новых предпринимательских структур — акционерных обществ, банков, бирж, совместных предприятий, формирование адекватной нормативной базы, институциональной инфраструктуры, реформа жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения, образования, переход к страховой медицине и т.д.). По достижении прогресса по каждому из этих направлений в соответствии с радикальной концепцией должны создаться условия для осуществления государственной политики структурной перестройки экономики и реального экономического роста.
Особое место в системе рекомендаций отводится денежно-кредитной политике. Достаточно показательной и наглядной в этом плане предстает цитата из популярного программного издания: «В условиях перехода к рынку денежно-кредитная политика приобретает принципиально новые черты. В целях овладения положением в области денежного обращения и кредитования с ноября осуществляется переход от кредитного и кассового планирования к регулированию объема совокупной денежной массы. Ключевая задача первых месяцев — резкое сжатие кредита и ограничение роста денежной массы».
Среди сторонников эволюционного подхода, в отличие от радикалов, нет единого мнения в отношении трактовки конкретного набора мер и сроков их реализации. В то же время можно выделить ряд общих черт постепенного перехода. Во-первых, начало реформы связывается с установлением равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но прежде всего благодаря быстрому развертыванию производства продовольственных и прочих потребительских товаров и насыщению ими рынка. Во-вторых, последовательность формирования рыночных отношений своеобразна — базой их первичного распространения служит сфера производства и сбыта потребительских товаров и лишь после этого рыночные отношения распространяются на сферу производства средств производства. В-третьих, либерализация цен как следующий этап реформы сопровождается сохранением административного управления ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями или с угрозой дефицита. В-четвертых, параллельно с либерализацией сохраняется жесткая финансовая политика блокирования инфляции. И только после этого активно формируются рыночная инфраструктура и коммерческие структуры, включая частное предпринимательство.
Таким образом, концепция «шоковой терапии» придает ключевое значение денежно-кредитным инструментам при трансформации плановой экономики в рыночную, в то время как градуалистский подход расценивает эти средства как вторичные (хотя и поддерживает жесткую денежную политику по недопущению высокой инфляции), отдавая предпочтение постепенным организационно-структурным преобразованиям.
Уверенность в логичности «шоковой терапии» политических лидеров и значительной части интеллигенции, а также условия получения кредитов в мировом банке и международном валютном фонде, проповедовавшими политику неолиберализма, стали причиной проведения в начале 90-х гг. шоковых радикальных мер. Соответственно, денежно-кредитные преобразования занимали среди инструментов государственного воздействия одно из центральных мест. Политико-экономическая оценка возможности и эффективности проведения монетарных реформ предполагает исследование теоретических механизмов воздействия этих средств на экономические процессы, а также проблем, объективно возникающих при этом.
Рыночные реформы направлены на координацию экономической деятельности не через централизованное планирование, а посредством цен. Чтобы такая координация была эффективной, цены должны устанавливаться на конкурентных рынках, отражая нехватку либо излишек благ. Однако введение стабильной валюты и здоровой денежной системы в экономике, прежде построенной на централизованном планировании, затрудняется несколькими политико-экономическими препятствиями.
Во-первых, резкий отпуск цен в условиях наличия у населения избыточной денежной массы чреват высокой инфляцией и как следствие тяжелыми социально-экономическими последствиями. Поэтому государству предпочтительнее поддерживать цены на некоторые товары первой необходимости на искусственно низком уровне, чтобы не вызывать недовольства у населения и не укреплять позиции политиков, противостоящих реформам. Неудивительно поэтому, что в Китае в 1983 году, через четыре года после начала реформ, 20% всех затрат центрального правительства приходилось на субсидирование цен.
Во-вторых, социальный аспект не позволяет на первых порах отказать убыточным предприятиям в новых кредитах или субсидиях, так как это вызовет безработицу и спад производства. Децентрализация и передача предприятий в региональные органы власти еще более усиливает названное затруднение.
Эти два фактора вкупе с неразвитой налоговой системой усугубляют бюджетные трудности. Как следствие возникает сильное давление районных, областных и центральных властей на банковскую систему с целью получения кредитов, не покрытых сбережениями. Однако, даже если такие кредиты частично или полностью финансируются за счет накоплений, их использование на покрытие убытков или бюджетных дефицитов не приведет к соразмерному росту продукции, в связи с чем проблема избыточности денежных средств станет еще острее.
Поскольку для финансирования инвестиций и для покрытия убытков и дефицитов не хватает средств, давление на банки распространится и на Центральный банк. Но если Нацбанк поддается на эти требования (сопротивление маловероятно и в силу конъюнктурно-политических факторов), то объем денег растет и усиливаются инфляционные тенденции. Последние опасны еще и тем, что растущие среди населения ожидания роста цен многократно ускоряют оборот денег, в результате чего темпы обесценения денежной единицы возрастают даже при стабильной денежной массе. Кроме того, высокие темпы инфляции приводят и к увеличению бюджетного дефицита.
Из приведенных рассуждений очевидным предстает ограничение количественного роста денежной массы. Однако воплощение этого постулата на практике также чревато неутешительными последствиями. Снижение количества денег в обращении, сопровождающееся увеличением процентной ставки и удорожанием кредита, резко ограничивает инвестиционную активность. Перенесение этой теоретической конструкции на монополистическую почву вызовет прекращение проведения расчетов между предприятиями и негативный рост издержек производства. Снижение темпов инфляции в этом случае уже не будет оказывать положительного эффекта.
Таким образом, из приведенного анализа можно сделать выводы, во-первых, о необходимости тесной связи денежно-кредитной политики с финансовой, и, во-вторых, о существовании устойчивых противоречий, объективно возникающих в денежно-кредитной сфере при проведении в плановой экономике рыночных реформ.
Эти проблемы и противоречия переходят из незначительного по времени проведения периода непосредственной ломки старых экономических отношений в период формирования новых. Денежно-кредитное регулирование при этом, так же как и экономическая политика в целом, оказывается в тисках наследства плановой системы. На процесс формирования рыночных отношений очень сильно влияет монополистическая структура производства, отсутствие инфраструктуры рынка и адекватной банковской системы, высокая степень огосударствления, отсутствие легального частного сектора при значительном «теневом», отсутствие хозяйственной инициативы у большинства населения, преобладание патерналистских настроений, неконкурентоспособность преобладающей части производств, искаженная структура национальной экономики.
Сформированная таким образом новая модель имеет существенные особенности, которые необходимо учитывать при проведении денежно-кредитной политики. Среди таких особенностей выделяется болезненная и одновременно сложно предсказуемая психологическая реакция населения и субъектов производственной сферы на инфляционные эффекты по причине новизны этих процессов, провоцирующая как ажиотажный спрос, так и невозможность снижения цен из-за высоких издержек. К числу неблагоприятных факторов относится также неспособность руководителей предприятий адекватно реагировать на привычные в западной экономике индикаторы (темпы инфляции, уровень ставки банковского процента, снижение либо повышение котировок ценных бумаг сотрудничающих предприятий и т.д.).
Успешное использование инструментов денежно-кредитной политики во многом зависит от институциональных преобразований. Введение и использование инструментов регулирования без формирования соответствующих институциональных изменений, формирования банковской системы рыночного типа не только не даст положительных и планируемых результатов, а, напротив, создаст предпосылки для спада промышленного производства (при отсутствии гипотетических возможностей получения заемных средств). Логика регулирования диктует необходимость существования системы , посредством которой осуществляется воздействие, каналов , по которым реализуется передача денежно-кредитных импульсов, а также адресатов , то есть субъектов, на которых направлено воздействие и деятельность которых в конечном счете изменяется. Единство и степень развитости этих составляющих формирует итоговый результат денежно-кредитной политики.
Представляется важным указать и на необходимость тесной взаимосвязи денежно-кредитного регулирования с другими мерами экономического воздействия. Этот тезис не нуждается в дополнительной теоретической аргументации, так как очевидной является взаимозависимость (как непосредственная, так и опосредованная) экономических связей на современном этапе развития общества. Ограничимся поэтому приведением ряда примеров. Так, снижение таможенных пошлин на импортируемые товары снизит долю рынка отечественных товаропроизводителей, что скажется на нежелании последних получать дополнительные кредиты даже при низкой процентной ставке по причине свертывания объемов производства; снижение учетной ставки при одновременном повышении налогов не приведет к желаемому с позиции денежно-кредитной политики росту инвестиций.
Помимо экономических, денежно-кредитные инструменты в реформируемой экономике должны дополняться и административными методами. Переход от плановой экономики к рыночной по определению предполагает замену административных способов государственного регулирования экономическими, однако сам процесс трансформации также объективно предполагает усиление роли государства в аспекте управления динамикой реформ. Поэтому сочетание денежно-кредитных инструментов регулирования с административными, с одной стороны, противоречит логике заданной траектории развития системы, однако с другой выступает необходимым условием успешной реализации общей концепции перехода.
Итак, подводя итоги этой части работы, следует выделить следующее.
Денежно-кредитное регулирование играет важную роль в процессе рыночной трансформации экономики Республики Казахстан. Это объективно связано со значительным влиянием денежных факторов на экономическое развитие при замене основных параметров плановой системы переходными значениями, а также адекватностью содержания денежно-кредитного регулирования заданной природе формируемого общества. При этом процессы, протекающие в денежно-кредитной сфере, не могут быть полно изучены без учета специфики реформируемой экономики, анализа механизма действия монетарных факторов. Характер взаимосвязей в формируемой модели отличается от присущего развитому рыночному хозяйству, что обуславливает практическую непригодность в ряде случаев традиционных рецептов, применяющихся в западных странах. Успешная реализация задач денежно-кредитного регулирования в условиях переходной экономики предполагает тесное взаимодействие с другими мерами государственной экономической политики.
В работе были рассмотрены основные подходы к пониманию денежно-кредитного регулирования экономической системы, варианты объяснения причин возникновения дисбалансов в денежной сфере, взгляды на способы их устранения и поддержания стабильности цен, полной занятости и роста реального объема производства. Исследование показало, что ключевую роль в проведении денежно-кредитной политики как системного, интегративного процесса играет координация действий государства при использовании различных инструментов экономической политики. Тем не менее, любая экономическая политика содержит в себе значительный элемент неопределенности, что связано с трудностями точного определения, как целевых показателей, так и степени эффективности осуществляемых мероприятий; периода времени, которое необходимо для их воздействия на цели; влияния на экономические процессы различного рода внешних факторов. Кроме того, каждая цель должна быть привязана к тому инструменту, который оказывает на нее наиболее сильное влияние, что и должно обеспечить достижение оптимального уровня целевых показателей.
Исследование показало, что определить роль денежно-кредитного воздействия в условиях многообразия и тесного переплетения причинно-следственных связей современной экономики представляется возможным лишь с учетом принятых допущений. Иначе говоря, на практике конечные макроэкономические результаты выступают следствием всей экономической политики в целом.
В соответствии с законодательством в Казахстане инструментами денежно-кредитной политики Национального банка являются: регулирование процентных ставок, нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке, изменение объема денежной массы, регулирование валютного курса, прямые количественные ограничения. Такая ситуация отвечает практике стран с развитой рыночной экономикой и существующим теоретическим подходам. При этом нужно понимать, что денежно-кредитная политика не может быть везде одинаковой, для нее характерна инвариантность.
Денежно-кредитная политика имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Национальным банком, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма. В случае расширения зоны влияния органов исполнительной власти на деятельность Нацбанка, возможны непредсказуемые последствия, в том числе возникновение серьезных дисбалансов в денежно-кредитной сфере, что в условиях переходной экономики недопустимо.
Можно сделать вывод: для того, чтобы денежно-кредитная политика соответствовала современным условиям экономики Казахстана, ее необходимо переориентировать на достижение сбалансированного устойчивого экономического роста. Для этого монетарную политику следует проводить в комплексе с мерами по стимулированию инвестиционной деятельности, налаживая механизм обеспечения денежными ресурсами потребностей народного хозяйства, то есть ликвидируя денежный дефицит и канализируя финансовые ресурсы в пользу реального сектора экономики.
В заключение, хотелось бы еще раз подчеркнуть особую роль денежно-кредитного регулирования отечественной экономики в условиях рыночной трансформации. Без качественной проработки и комплексного подхода к его проведению стабильность национальной денежной единицы, экономический рост, а вместе с ним и укрепление позиций государства в мировом экономическом сообществе невозможно.
Список использованной литературы
1. Абалкин Л.И. Стратегия экономического роста и инфляция // Инфляция и антиинфляционная политика в России / Под ред. Л.Н. Красавиной. v М.: Финансы и статистика, 2000. vС.9-23.
2. Актуальные проблемы денежного обращения и кредита в СССР: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. v М.: Воениздат, 1989. v 200с.
3. Андреюк О.А. К вопросу стимулирования кредитных вложений в реальный сектор // Деньги и кредит. v 2000. — ¦ 8. v С.35-37.
4. Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) // Вопросы экономики. v 1996. — ¦ 9. v С.28-39.
5. Аникин А.В. Золото: международный экономический аспект. v 2-е изд. v М.: Междунар. отношения, 1988. v 336с.
6. Архитектор макроэкономики (Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория). Библиотека экономических спецкурсов. Выпуск первый / Кол. авт. v Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. v 256с.
7. Балацкий Е.В. Регулирование занятости в свете теории мультипликатора // Мировая экономика и международные отношения. v 1996. — ¦4. v С.66.
8. Банковский кризис: туман рассеивается? (Доклад центра развития под руководством С. Алексашенко)// Вопросы экономики. v 1999. — ¦ 5. v С.4-23.
9. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. v М.: Дело Лтд, 1994. v 682с.
10. Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. v М.: Мысль, 1991. v 299с.
11. Бузгалин А., Колганов А. Либерализация versus модернизация (сравнительный анализ переходных экономических систем) // Вопросы экономики. v 1997. — ¦ 8. v С.38-56.
12. Бункина М.К. Милтон Фридмен v лидер современного монетаризма: Вступительная статья // Фридмен М. Если бы деньги заговорили. v М.: Дело, 1999. v С.8-21.
1. Булатов А.С., Экономика. Учебник. М.:1997.
2. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит Банки: Учебник для вузов– М.: Юнити, 2002.
3. Ильясов К.К. . Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.– Алматы: Бiлiм, 1995 – 240 с.
4. Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 1994. – 439 с.
5. Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банк. Алматы: КазГАУ, 1999.
6. Эдвин Дж. Долан – Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика. СПб: Республика, 1993.
Приложение 1