Содержание
n
Введение………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы демографических процессов в современных
условиях………………………………………………………………………………6
1.1. Понятие, предмет, задачи демографии как науки……………………..….6
1.2.Этапы развития демографической науки………..…………………………9
1.3.Факторы демографического развития и влияние демографической
ситуации на формирование трудовых ресурсов………………………………….14
2.Анализ демографической ситуации и ее влияния на воспроизводство трудовых ресурсов в Московской области……………………………………….23
2.1.Анализ численности и возрастного состава населения
Московской области………………………………………………………………..23
2.2.Анализ показателей общего воспроизводства, демографической нагрузки, и миграции в Московской области……………………………………..29
3.Тенденции и перспективы демографического развития Московской области………………………………………………………………………………33
3.1.Концепция демографического развития Московской области………………………………………………………………………….……33
3.2.Перспективы демографического развития Московской области…..……41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список используемой литературы…………………………………………………49
Приложения
Выдержка из текста работы
Подъем экономики государства невозможен без активного вовлечения Кыргызстана в систему мирового рыночного хозяйства, развития экономических связей с другими государствами, налаживания торговых отношений, обеспечивающих выход отечественных товаров на зарубежные рынки, привлечения иностранных инвестиций в республику.
Международно-правовая практика Кыргызстана, как нового субъекта международного права, имеет важнейшее значение в становлении и развитии внешнеторговой деятельности республики, создавая правовую базу, на которой строятся экономические отношения Кыргызстана с другими государствами.
Стратегическое значение для Кыргызстана имеет подписание международных соглашений, создающих региональные экономические интеграционные группы, членство в которых дает Кыргызстану определенные преимущества, как в экономическом, так и в политическом плане и играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности Кыргызской Республики.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том что, одним из основных факторов устойчивого развития экономики страны является внешнеторговая деятельность. Кыргызская Республика с самого начала перехода к рыночной экономике признала роль внешней торговли в стабилизации и развитии экономики и выбрала открытую модель развития.
Но открытая экономика сама по себе не обеспечивает автоматически рост или стабилизацию экономики, напротив, необдуманная открытость экономики усиливает зависимость и дестабилизацию экономики страны. Поэтому от государства требуется проведение эффективной внешнеторговой политики.
Цель работы — провести анализ структуры внешней торговли Кыргызской Республики и ее влияние на отечественный бизнес, а также выявить основные проблемы внешней торговли на современном этапе, разработать пути решения выявленных проблем.
На основании данной цели были поставлены следующие задачи:
· Рассмотреть основные этапы развития внешней торговли Кыргызской Республики;
· Изучить внешнеторговую политику и внешнеторговые связи Кыргызстана;
· Изучить влияние внешней торговли на отечественный бизнес;
· Рассмотреть товарную структуру экспорта и импорта КР;
· Рассмотреть географическую направленность внешней торговли;
Объектом изучения является деятельность Министерства экономики Кыргызской Республики.
Предметом изучения нашей работы является комплекс проблем внешней торговли государства, который представляет особый интерес, поскольку внешняя торговля в составе внешнеэкономической деятельности страны наиболее масштабная и наиболее экономически содержательная.
Структура дипломной работы: данная дипломная работа состоит из введения, трех глав и восьми разделов, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены основные этапы становления и развития внешней торговли Кыргызстана, внешнеторговая политика, а также внешнеторговые связи Кыргызстана.
Во второй главе рассмотрен внешнеторговый оборот КР (темпы роста внешнеторгового оборота, товарная структура экспорта и импорта; географическая направленность внешней торговли в целом и основные торговые партнеры в частности).
В третьей главе выявлены основные проблемы внешней торговли Кыргызстана на современном этапе и пути решения выявленных проблем.
В заключении изложен общий итог развития внешнеторговой деятельности КР.
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1.1. Становление и развитие внешней торговли Кыргызстана
Сразу после провозглашения страной независимости, Правительство занялось разработкой национальной стратегии развития. Общий курс был взят на строительство рыночной экономики. При выборе общей стратегии требовалось найти взаимосогласованные ответы на вызовы, существовавшие в фискальной, денежной, социальной и др. политике. Во внешнеэкономической политике ключевыми стратегическими вопросами, стоявшими перед каждой страной переходного периода, были:
· либеральная или протекционистская торговая политика?
· акцент на развитии экспорта или на импортозамещении?
· привлечение внутренних или иностранных инвестиций?
· экономические связи с другими странами на двусторонней или многосторонней основе?
Все это проблемы, типичные для любой небольшой развивающейся страны, поэтому и решение этих проблем является более или менее стандартным. С учетом сложившейся экономической ситуации в стране, соседства со странами с гораздо более крупными экономиками, а также экономического и политического присутствия в регионе таких сил, как США и Россия, и хороших связей с международными организациями развития, многие из этих альтернатив были только теоретическими. На практике, многие из принятых решений были единственно возможными.
Правительство сделало выбор в пользу либерального режима внешней торговли, прежде всего потому, что в стране не возник большой спрос на протекционизм. Обрабатывающая промышленность, которая, как правило, наиболее чувствительна к конкуренции с импортными товарами, значительно сократилась в своих объемах.
Структура экономики видоизменялась настолько быстро, что было не совсем ясно, какие же сектора экономики нуждались в защите. Даже если правительство и хотело бы защитить определенные отрасли, то ресурсов для оказания им эффективной поддержки и продвижения импортозамещения все равно не было.
Дополнительным аргументом в пользу открытости и ориентированности на экспорт стала необходимость заработать валютные средства для обслуживания внешнего долга, который стремительно накопился в результате массированной иностранной помощи, оказанной стране.
Открытость экономики — это необходимость для страны, вынужденной больше рассчитывать на прямые иностранные инвестиции, нежели на внутренние сбережения. Внутренние сбережения были очевидно недостаточны для финансирования инвестиций в масштабе, позволяющем обеспечить разумные темпы экономического роста. Поскольку узкий внутренний рынок не очень привлекателен для иностранных инвесторов, то экономическая политика государства должна быть направлена на развитие экспорта. Так как для многих товаров, экспортируемых Кыргызстаном, характерно низкое соотношение цены к весу, то региональные рынки остаются их основным целевым рынком.
Большие ПИИ могут прийти в страну при условии, что произведенные товары будут продаваться не только в Кыргызстане, но и на больших региональных рынках.
Все это показывает большое значение регионального сотрудничества для Кыргызстана. Другие проблемы, решение которых требует тесного регионального экономического сотрудничества, включают упомянутые выше взаимозависимость стран Центральной Азии в обеспечении водно-энергетическими ресурсами и необходимость в осуществлении транзитных перевозок через территории соседних стран.
Будучи меньше по размеру, чем все основные торговые партнеры, Кыргызстан максимально заинтересован в использовании многостороннего регулирования, устанавливающего общие правила разрешения торговых
вопросов безотносительно к размеру экономики.
По этим соображениям республика вступила во все региональные и соответствующие всемирные организации. Конечно же, это не умаляет важности и необходимости двусторонних отношений с соседними странами.
Следует отметить, что процесс формирования внешнеторговой политики начался задолго до начала переговоров о вступлении в ВТО в 1996 г. и их завершения в 1998 г.
Сложившаяся политика была суммирована в таких национальных стратегических документах, как Комплексная основа развития до 2010 года (принята в 2001 г.) и Национальная стратегия сокращения бедности на 2003-2005 (принята в 2002 г.).
1.2. Внешнеторговая политика и внешнеторговые связи Кыргызстана
Внешнеторговая деятельность по законодательству Республики определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, услугами, информацией, также результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Внешнеторговая деятельность в Кыргызской Республике регулируется Конституцией Кыргызской Республики, Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике» от 2 июля 1997 года № 41, другими законами и иными правовыми актами, такими как:
· Закон «О таможенном тарифе Кыргызской Республики» от 29 марта 2006 года N 81;
· Закон «О государственно-частном партнерстве» от 11 мая 2009 г.»;
· Закон «Об операциях в иностранной валюте» от 5 июля 1995 года № 6-1;
· Закон « О свободных экономических зонах в Республике Кыргыстан » от 16 декабря 1992 года № 1076-XII; и др., а также международными договорами Кыргызской Республики.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности Кыргызской Республики являются:
1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Кыргызской Республики;
2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств КР и по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных видов оружия;
4) единство таможенной территории Кыргызской Республики;
5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Кыргызской Республики в целом.
Одним из важных аспектов, участия в международной торговле и попадания на мировые инвестиционные рынки, является участие Кыргызстана в различных межрегиональных соглашениях по свободной торговле, заключению договоров о взаимной защите и поощрению инвестиций, а также избежанию двойного налогообложения.
Реализация механизма интеграции в мировую экономику невозможна без динамических рыночных преобразований в государстве. Понимание этого подтверждает выбор государства как доминирующего направления в отношениях между странами мирового сообщества свободной торговли. Политика либерализации внешней торговли, была подкреплена и вступлением Кыргызской Республики во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 1998 году.
Однако данная стратегия внешнеэкономического развития до сих не принесла ожидаемых результатов и интеграция в мировую торговлю остается ограниченной, переориентация географии экспорта, со стран СНГ на страны дальнего зарубежья объясняется, увеличением доли экспорта продукции добывающей промышленности, статьи производимой в Кыргызской Республики продукции на экспорт еще более сместились с производства товарной продукции в сторону производства сельскохозяйственного и промышленного сырья, утратив при этом свое сравнительное преимущество по целому ряду наименований продукции пищевой и легкой промышленности.
Начиная с 1991 года, странами, возникшими после развала Советского Союза, было создано несколько региональных организаций, в рамках которых заключены многосторонние торговые соглашения. Кроме того, Кыргызстаном подписаны двусторонние соглашения с другими странами СНГ. Многие региональные торговые соглашения еще не вступили в силу, а некоторые из них, формально вступившие в силу, реализованы не полностью.
Содружество Независимых Государств. 8 декабря 1991 года в городе Минск подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Участниками СНГ в настоящее время являются: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Базисным документом сотрудничества государств СНГ является «Соглашение о создании зоны свободной торговли» от 15 апреля 1994 года с изменениями и дополнениями к нему от 2 апреля 1999 года.
Кроме того, Кыргызстаном заключены двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством стран СНГ, в том числе с Беларусью (вступило в силу 17 марта 2000 года), Таджикистаном (7 декабря 2001 года), Азербайджаном,32 Арменией (27 октября 1995 года), Казахстаном (11 ноября 1995 года), Молдовой (21 ноября 1996 года), Россией (24 марта 1993 года), Узбекистаном (20 марта 1997 года), Украиной (31 декабря 1997 года).
На основании данных соглашений Кыргызстан предоставляет режим свободной торговли всем товарам, происходящим из государств СНГ. Все страны СНГ, за исключением Туркменистана, предоставляют кыргызскому экспорту режим свободной торговли.
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — правопреемник Таможенного союза — создано в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная организация с довольно жестким механизмом принятия и реализации решений. Она обладает международной правосубъектностью.
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был заключен 10 октября 2000 года в городе Астана (Республика Казахстан).
Членами ЕврАзЭС с момента образования являются пять государств — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. По просьбе Молдавии и Украины этим государствам предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В связи с объединением Организации «Центрально-Азиатское Содружество» (ОЦАС) с ЕврАзЭС, в настоящее время Республика
Узбекистан присоединилась к ЕврАзЭС.
В число реальных результатов интеграционного взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС входит отмена таможенных пошлин во взаимной торговле, функционирование режима свободной торговли без изъятий и ограничений, переход на принцип взимания косвенных налогов по «стране назначения», принятие товарной номенклатуры ЕврАзЭС на основе десятизначной системы кодирования товаров, формирование общего таможенного тарифа (62 процента от товарной номенклатуры ЕврАзЭС), принятие ряда международных актов (всего 88 документов), направленных на гармонизацию законодательства в области внешней торговли, налогов, таможенно-тарифного и нетарифного, а также валютного регулирования, по пограничным вопросам, энергетике и транспорту.
Уровень гармонизации таможенного тарифа Кыргызской Республики на 2008 год с общим таможенным тарифом ЕврАзЭС составляет порядка 30 процентов. Кыргызская Республика считает, что реально общий таможенный тариф будет сформирован после вступления государств-членов ЕврАзЭС.
Грузия в августе 2009 года формально завершила процесс выхода из состава СНГ. Вместе с тем, для Грузии в силе остается ряд оформленных в рамках СНГ многосторонних соглашений, в том числе соглашение о создании свободной торговой зоны.
Кыргызской Республикой данное Соглашение ратифицировано 2 марта 2006 г. (Закон КР от 2 марта № 72). Сведения о ратификации от азербайджанской стороны не поступало. Таможенный союз был первоначально образован между Российской Федерацией и Беларусью.
В январе 1995 г. Казахстан присоединился к сообществу, а затем и Кыргызская Республика в марте 1996 г. Таджикистан вступил в ЕврАзЭС в феврале 1999 г. Соглашение о создании Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан) подписано 20 января 1995 году в г. Москве. Решение об объединении ОЦАС с ЕврАзЭС было принято главами государств 6 октября 2005 г. в г. Санкт-Петербург, учитывая их тарифные обязательства перед ВТО. В этой связи Кыргызская Республика имеет позицию, что присоединится к общему таможенному тарифу после вступления других членов ЕврАзЭС в ВТО. Об этом она проинформировала своих партнеров по ЕврАзЭС.
Таможенный союз (Беларусь, Казахстан и Россия)
Новый поворот в развитии отношений постсоветских стран связан с принятием Беларусью, Казахстаном и Россией решения о создании полноценного Таможенного союза.
Согласно недавно подписанным документам (в ноябре 2009 года) данная организация считается созданной, начиная с 1 января 2010 года. Принято решение о создании межгосударственных органов, с 1 января 2010 года начал действовать единый таможенный тариф и с 1 июля 2010 года Таможенный кодекс. Ожидается, что действие единого таможенного тарифа приведет к серьезным изменениям торговых потоков внутри трех стран-участниц.
Пока не ясно, как это повлияет на экспорт Кыргызстана. В ближайшее время должна быть проведена всесторонняя оценка возможных последствий создания новой организации для Кыргызстана. В связи с этим, вопрос о присоединении к вновь созданному Таможенному союзу (ТС) будет рассмотрен новым правительством, которое будет сформировано по результатам выборов в парламент страны, прошедших в октябре 2010 года.
Размеры экономик трех стран, входящих в Таможенный союз, сильно отличаются. Так в 2008 году по отношению к ВВП России объем ВВП Казахстана составлял 8,1 процента, а Беларуси — 3,6 процента. Исходя из этого, можно отметить, что при формировании торговой политики в рамках Таможенного союза будут преобладать интересы России. Так, например, около 92 процентов ставок единого внешнего тарифа (ЕВТ) основано на тарифе России, который направлен на защиту российских производителей от импорта и соответственно стимулирует переход потребителей других стран Таможенного союза на российскую продукцию.
Из-за существенных различий структуры экономик Кыргызстана и стран ТС значительно отличаются и ставки тарифов.
Кроме того, помимо адвалорных тарифов, ЕВТ применяет специфические ставки для 5,3 процента тарифных позиций и комбинированные ставки для 2-х процентов позиций. Кыргызстан применяет специфические ставки для 0,1 процента тарифных позиций и комбинированные ставки для 1,3 процента.
По данным Министерства экономики, из общего количества тарифных позиций Кыргызстана 34 процента совпадают со ставками ЕВТ, 21 процент могут быть приравнены к ставкам ЕВТ и 43 процента не совпадают и, следовательно, по этим позициям (в случае вступления в ТС) должны быть проведены переговоры в рамках ВТО.
Поэтому, присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу означает принятие единого внешнего тарифа ТС, средний уровень которого составляет 10,6 процента, тогда как средний уровень таможенных пошлин Кыргызстана на 2009 год составил 5,1 процента. Повышение среднего уровня тарифа более чем в два раза приведет к существенному снижению импорта из-за рубежа и росту торговли с Россией и другими членами ТС.
Кроме того, присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу может привести к уменьшению доходов бюджета и росту инфляции. Так, принятие единого внешнего тарифа ТС вызовет рост индекса потребительских цен на 1,42 процента.
В случае вступления в Таможенный союз, Кыргызстан будет вынужден пересмотреть основные направления торговой политики в сторону проведения единой торговой политики Таможенного союза, в которой очевидно будут преобладать интересы более крупных стран, в первую очередь — России. При этом, политика создания благоприятных условий для импорта товаров, в том числе из КНР, будет корректироваться, что приведет
к значительному снижению объемов реэкспорта китайских товаров.
Положительные последствия вступления страны в таможенный союз связаны с получением доступа производителей Кыргызстана на формируемый достаточно крупный региональный рынок стран ТС, что позволит компаниям страны получать выгоды от увеличения масштабов производства.
Это также увеличивает привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций. В то же время, в случае невступления Кыргызстана в ТС, правительству предстоит проведение переговоров с основными торговыми партнерами — Россией и Казахстаном — о возможности сохранения условий свободного доступа товаров, произведенных в стране, и беспошлинного импорта нефтепродуктов и других видов сырья. Очевидно, что с ужесточением таможенного режима на границах Таможенного союза снижение объемов реэкспорта китайских товаров будет значительным.
В целом, необходимо еще раз отметить, что для решения вопроса о последствиях вступления или невступления страны в Таможенный союз следует осуществить всестороннее исследование данной проблемы.
Шанхайская организация сотрудничества
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана по итогам встречи глав пяти государств (Казахстана, КНР, Кыргызстана, России и Таджикистана) в апреле 1996 года в городе Шанхай (КНР), в рамках подписания Соглашения об укреплении мер доверия в военной области. В апреле 2000 года к деятельности ШОС подключился Узбекистан.
Подписанием Меморандума между правительствами государств-членов ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций 14 сентября 2001 года в городе Алматы был дан старт сотрудничеству в области торговли и экономики.
На второй встрече глав правительств государств-членов ШОС в городе Пекин 23 сентября 2003 года была подписана Программа многостороннего сотрудничества государств-членов ШОС и принят ряд важных решений, в том числе о принятии бюджета ШОС на 2004 год.
22-23 сентября 2004 года в городе Бишкек состоялось очередное заседание Совета глав правительств ШОС. В ходе этой встречи был принят ряд решений, связанных с финансовой деятельностью ШОС, созданием Фонда развития ШОС, Делового Совета ШОС, официально открыт вэб-сайта регионального экономического сотрудничества ШОС. Также главы правительств приняли План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС.
В настоящее время прорабатывается проект Межправительственного соглашения государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для автомобильных перевозок, призванного обеспечить товарообмен между государствами-членами ШОС и сделать более эффективным использование их транзитного потенциала.
Организация экономического сотрудничества
Инициаторами создания Организации экономического сотрудничества (ОЭС) были Иран, Турция и Пакистан. В ноябре 1992 года в нее вошли Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, а также Азербайджан и Афганистан.
Основными задачами организации являются ускорение регионального сотрудничества в области экономики, науки и техники, развитие коммуникационной инфраструктуры как между странами-членами ОЭС, так и с другими странами. В рамках ОЭС действует Рамочное соглашение по торговому сотрудничеству, Торговое соглашение ЭКОТА, Соглашение по транзитной торговле и Рамочное соглашение по транзитным транспортным перевозкам.
Торговые соглашения ОЭС не предполагают ни зону свободной торговли, ни создание таможенного союза. Соглашение ЭКОТА является преференциальным, но Кыргызская Республика не является его участницей, поскольку считает, что соглашение не соответствует положениям ВТО.)
Всемирная торговая организация
Процесс вступления Кыргызстана в ВТО занял немногим менее трех лет. 13 февраля 1996года республика представила официальную заявку в ВТО, в которой выражала свою заинтересованность в присоединении к этой организации.
16 апреля 1996 года, на очередном заседании Генерального совета ВТО, данная заявка была рассмотрена. Согласно установленной процедуре, была создана Рабочая группа по вступлению республики во Всемирную торговую организацию. Кроме того, на этом заседании Кыргызстан получил статус наблюдателя в данной организации. Протокол о присоединении республики к Маракешскому Соглашению об учреждении ВТО был ратифицирован 17 ноября 1998 года и вступил в силу 20 декабря 1998года. Кыргызская Республика стала 133-м членом ВТО.
Основной целью Кыргызстана при вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) была либерализация внешней торговли, увеличение ее объемов, стабилизация экономического развития республики. Однако последствия либерализации внешней торговли оцениваются неоднозначно. Так, например, наиболее важным достижением либерализации внешнеторговой политики считается рост открытости экономики. Этот показатель, с одной стороны, предполагает активное использование различных форм совместного предпринимательства, ликвидацию государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ страны в международном разделении труда, выявляет очевидные достоинства политики такого рода, а именно:
· углубляет специализацию и кооперацию производства;
· способствует рациональному распределению ресурсов;
· распространяет мировой опыт, расширяя международные экономические отношения;
· способствует росту конкуренции между отечественными производителями.
С другой стороны, необходимо понимать, что открытая экономика должна предполагать разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы. Это означает, что понятие “открытая экономика” не является синонимом бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, потому что стихийная открытость не только не способствует экономическому развитию, но, наоборот, вызывая нерациональную структуру экспорта и импорта, может оказать негативное влияние на экономику страны, пор……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законы и другие нормативно-правовые акты:
1. Закон Кыргызской Республики «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике» — г. Бишкек от 4 ноября 2011 года N 201;
2. Закон Кыргызской Республики «О лицензировании» — г. Бишкек от 3 марта 1997 года N 12;
3. Закон Кыргызской Республики «О таможенном тарифе Кыргызской Республики» — г. Бишкек от 29 марта 2006 года N 81;
4. Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» от 22 мая 2004 года N 67 — Бишкек;
5. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года N 230. — Бишкек: «Кенеш» — 2014;
6. Отчет Всемирного банка: «Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий» — Вашингтон: Группа Всемирного банка, 2013 год;
7. План Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2015-2017 годы. — Бишкек, 2015 год
8. Постановление Правительства Кыргызской Республики «О лицензировании отдельных видов деятельности» — г.Бишкек, Дом Правительства от 31 мая 2001 года N 260;
9. Программа развития экспорта и импортозамещения Кыргызской Республики на 2007-2010 годы: Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 февраля 2007 года N 43;
10. Программа развития экспорта Кыргызской Республики на 2015-2017 годы — г. Бишкек: 2015 год.
11. Статистический бюллетень внешней торговли Кыргызской Республики (по данным таможенной статистики), Бишкек — 2012 год;
12. Статистический сборник: Кыргызстан в цифрах, Бишкек — 2014 год.
13. Таможенный Кодекс Кыргызской Республики от 12 июля 2004 года N 87. — г. Бишкек;
Учебники, научные издания:
14. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник под редакцией Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова — М.: Издательский центр «Академия», 2008 год;
15. Внешняя торговля Кыргызской Республики 2006 — 2010 гг, Национальный статистический комитет КР, Бишкек — 2011 год;
16. Внешняя торговля Кыргызской Республики в 2013 году, НСК КР Бишкек — 2014 год;
17. Доклад — проспект: Основные показатели внешней торговли Кыргызской Республики (по данным таможенной статистики внешней торговли за 2012 год» Государственная таможенная служба КР, Бишкек — 2012 год;
18. Доклад — проспект: Основные показатели внешней торговли Кыргызской Республики (по данным таможенной статистики внешней торговли за 2013 год», Государственная таможенная служба КР Бишкек — 2014 год;
19. Доклад — проспект: Основные показатели внешней торговли Кыргызской Республики за 2014 год», Государственная таможенная служба КР, Бишкек — 2015 год;
20. Доклад: Кыргызстан: Оценка потребностей для оказания помощи в торговле. Бишкек — 2010 год;
21. Корф Д. В. Правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике. — Бишкек: 2013;
22. Кретов И.И. Внешнеторговое дело: учебное пособие — М.: Дело и Сервис, 2006 год;
23. Макроэкономика — 2: Учебник для ВУЗов. Шагас Н. Л., Туманова Е. А. — М.: Изд. Московского университета, 2006 год;
24. Макроэкономика, издание 1, предварительное. Беляев М.И. — М.: 2010 год;
25. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие — 5-е изд.- М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007 год;
26. Могилевский Р. И. Участие в ВТО и региональных торговых союзах: Опыт Кыргызстана — Бишкек: 2004 год;
27. Самигулин Э. В. Внешняя торговля Кыргызстана: история, анализ, оценка — Бишкек: 2011 год.
28. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: учебник — М.: КНОРУС, 2008 год.
29. Экспресс — информация о состоянии внешней торговли Кыргызской Республики за 2012-2014гг (по состоянию на 19.01.2013 год), ГТС, Бишкек — 2013 год;
Авторефераты диссертаций:
30. Керимкулова М.К. Проблемы и перспективы развития внешнеторговой политики Кыргызстана в современных условиях: Автореф. дисс. канд. экон. наук — Бишкек, 2007. — 27с.
деятельности
Интернет источники:
— Сайт Министерства экономики КР — www.mineconom.gov.kg — Сайт Министерства иностранных дел КР — www.mfa.gov.kg — Официальный сайт национального статистического комитета — www.stat.kg — Сайт таможенной службы КР — www.customs.gov.kg — Национальный банк КР — www.nbkr.kg — Официальный сайт Всемирного Банка — www.worldbank.org