Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….5
1.1 Основные этапы оценки финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения…………………………….5
1.2 Методические подходы к диагностике финансового состояния государственного учреждения……………………………………………10
1.3 Модели управления финансово-хозяйственной деятельностью государственного учреждения…………………………………………..
32
2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОГУ ЦЗН СРЕДНЕКАНСКОГО РАЙОНА………………………………………….43
2.1 Общая характеристика деятельности ОГУ ЦЗН Среднеканского района………………………………………………………………………43
2.2 Организация финансового контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства, оценка его эффективности в ОГУ ЦЗН Среднеканского района……………………52
3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОГУ ЦЗН СРЕДНЕКАНСКОГО РАЙОНА…………………………………………………………………..6
3.1 Проблемы осуществления государственного финансового контроля в Магаданской области……………………………………….62
3.2 Пути повышения эффективности финансового контроля в ОГУ ЦЗН Среднеканского района………………………………………………
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ91
ПРИЛОЖЕНИЕ96
Выдержка из текста работы
1.1. Необходимость, функции, принципы организации финансового контроля 5
1.2. Классификация финансового контроля 10
2. Характеристика форм финансового контроля в РФ 14
2.1. Государственный финансовый контроль 14
2.2. Особенности негосударственного финансового контроля 25
3. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в России 30
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Введение
Использование товарно-денежных отношений предполагает осуществление контроля над правильным определением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Без правильной организации учета и контроля над производством, распределением продукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышение производительности труда, сложную работу всех отраслей народного хозяйства. В современной системе финансового контроля нашли воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.
Применение таких категорий, как цена, прибыль, финансы, кредит, приводит к необходимости применения особой формы финансового контроля, основанного на использовании стоимостных категорий. [4]
При помощи финансового контроля выверяется соответствие натуральных и стоимостных показателей, соответствие производственной деятельности законодательству, правильности взаиморасчетов с бюджетом.
Контроль внутри предприятия способствует эффективности производственно-хозяйственной деятельности, сохранности имущества предприятия. Контроль над наличием и эффективным использованием как основных, так и оборотных средств непосредственно влияет на рентабельность и экономическое стимулирование производства. Эффективность использования основных фондов неразрывно связаны с усилением финансового контроля над проектной эффективностью централизованных и нецентрализованных капитальных вложений, окупаемостью капитальных вложений. Эффективность вводимых в действие основных фондов не должна быть ниже фактически достигнутой на предприятии, а окупаемость капитальных вложений обеспечивать их возврат в установленные расчетами сроки.
Важную роль в решении задач, связанных с обеспечением доходной части бюджета и рационального расходования бюджетных средств, играл государственный финансовый контроль, в том числе контроль, осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Актуальность данной темы состоит в том, что финансовый контроль — неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.
Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций. [10]
Данная курсовая работа и посвящена, прежде всего, изучению финансового контроля на примере российского государства.
Целью работы является углубление и закрепление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», анализ финансового контроля в современных условиях, выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, нахождение путей её решения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть роль, значение, функции, формы и методы проведения финансового контроля, в том числе государственный финансовый контроль в Российской Федерации.
2. Изучить формы финансового контроля в РФ в современных условиях.
3. Рассмотреть проблемы и разработать пути совершенствования и перспективы развития финансового контроля.
1. Финансовый контроль: его содержание и значений
1.1. Необходимость, функции, принципы организации финансового контроля
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.
Контроль над состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля.
Финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль над соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.
Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль их выполнения, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.
Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и права государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.[9]
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.
Следовательно, финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учёта в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчётная документация — главный объект финансового контроля.
Итак, финансовый контроль — это контроль над законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль над соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т.д.).
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль над использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.[15]
Ключевым условием организации финансового контроля является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом.
Среди всех принципов финансового контроля важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов. Свои исходные начала финансового контроля берет из законодательства Российской Федерации, т.е. деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам.
Принцип независимости, гласит, что органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц, тем или иным образом связанных с последними.
Важность принципа гласности финансового контроля определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и широкой общественности о реальном положении дел не только в управлении государственной финансовой системой, но и в управлении в целом. Гласность финансового контроля — необходимый атрибут современного демократического общества. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности.
Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо мотивы.
Принцип ответственности может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах: а) ответственность контролеров б) ответственность контролируемых в) ответственность третьих лиц (вкл……..
Список используемой литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 №145-ФЗ (в редакции от 27.06.2011 №162-ФЗ)
2. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года №4-ФЗ (в редакции от 5 апреля 2010 г. №43-ФЗ)
3. Архипов А. Н., Погосов И. А., Караваева И. В. [и др.]. Финансы и кредит / под ред. А.И.Архипова, И.А.Погосова. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
4. Бурцев В.В. Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях // Финансовый менеджмент. — 2001. — №2.
5. Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Современная Россия. Издание Совета Федерации. — 2007. — №7.
6. Брайчева Т.В. Государственные финансы. — СПб: Питер, 2005.
7. Варфоломеева Ю. А. Финансовый контроль: сущность и виды / Ю. А. Варфоломеева / / Аудитор. — 2009. — N2.
8. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль: учебное пособие для ВУЗов / Е. Ю. Грачева. — М.: Финансы, 2009.
9. Грязновой А. Г. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2008.
10. Данилевский Ю. А. Финансовый контроль: основные направления развития / Ю. А. Данилевский, Л. Н. Овсянников / / Бухгалтерский учет. — 2004. — N24.
11. «Итоговый отчет работы Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году и основные направления деятельности в 2011 году» // Официальный сайт Счетной Палаты РФ —
12. Лабынцев, Н.П. Аудит: Теория, методология и практика. — М.: Финансы и статистика, 2008.
13. Опенышев, С.П., Жуков, В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2000. — №4.
14. Румянцев А. В. Финансовый контроль: курс лекций / А. В. Румянцев. — М.: Дело, 2005.
15. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее / С. В. Степашин / / Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — N5.
16. Фесенко М.К., Заяц Н.Е. Теория финансов. — М.: “Высшая школа”, 2009.
17. Шохин С. О. Институт независимого аудита и государственный финансовый контроль: основные направления взаимодействия / С. О. Шохин / / Аудиторские ведомости. — 2004. — N7. — С.
18. Шохин, С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2005.