Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие и признаки бюджета, его роль в обществе5
Глава 2. Система и источники бюджетного права10
Глава 3. Бюджетный процесс16
Заключение22
Список использованных источников и литературы24
Выдержка из текста работы
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является рассмотрение основных черт бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Глава 1: Бюджетная система.
1.1 Понятие и сущность Бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации- это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов(ст. 6БК РФ).
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3. Местные бюджеты.
В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.
Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство — это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах.
В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:
а) Федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Российской Федерации:
? республиканские бюджеты;
? бюджеты автономных областей;
? областные, краевые бюджеты;
? бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
в) местные бюджеты:
? бюджеты городов областного подчинения;
? бюджеты районов;
? городские районные бюджеты;
? сельские и поселковые бюджеты.
Рассматривая проблему бюджетного устройства России, следует помнить, что принципы построения и механизмы функционирования нынешней бюджетной системы сложились еще в 30-е годы и полностью отвечали характеру и методам административно-командной системы управле1ния народным хозяйством страны. Так, принципы единства и так называемого «демократического», а на самом деле «жесткого» централизма обусловили следующие характерные черты бюджетной системы:
· стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;
· деление всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;
· широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли регулирующих доходов в территориальных бюджетах;
· субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;
· ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов, воспитывавшая у нижестоящих управленческих структур иждивенчество и твердую уверенность в том, что за все, в конечном счете, отвечает государство, его верховная власть;
· ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, дававший вышестоящему органу власти неограниченные возможности держать в зависимости нижестоящий орган власти, вынуждая его выпрашивать дополнительные отчисления от регулирующих доходов;
· множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов, позволявшая во всех случаях применять субъективный «индивидуальный» подход при решении вопроса о выделении финансовой помощи нижестоящему бюджету.
Приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России принадлежит бюджетному Кодексу (БК РФ), принятому в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года. БК РФ установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса на территории Российской Федерации. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
Первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Второй уровень — бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов — 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень — местны……..
Рекомендуемая литература
Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 28.07.2012) с изменениями и дополнениями.
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013-2015 годах».
Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
Бетин, О.И. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации [Текст] / О.И. Бетин. — М. : Финансы и статистика, 2011..
Бюджетная система России [Текст] : учебник / под ред. Г.Б. Поляка. — М. : ЮНИТИ, 2012.
Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года [Текст]. — М. : ИПЦ «Финпол» Министерства финансов Российской Федерации, 2001.
Россия: Экономическое и финансовое положение [Текст]. — М. : Центральный банк Российской Федерации, Департамент исследований и информации.
Финансы [Текст]: учеб. пособие для вузов/ под ред. А.М. Ковалевой.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Финансы и статистика, 2006.
Финансы, денежное обращение и кредит. [Текст]: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. — М.: ТК Велби Проспект, 2010.
Финансы и кредит [Текст]: Учебник для вузов/ СПбГУЭиФ; под ред. М.В.Романовского, Г.Н.Белоглазовой.- М.: Высшее образование, 2007.- 575с.
Нешитой, А.С. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник для вузов/ А.С. Нешитой.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Дашков и К, 2008.
Финансы. [Текст]: Учебник/Под ред. В.В.Ковалева. — М.: Т.К. Вебли, 2003
Финансы и кредит. [Текст]: Учебное пособие / под ред проф. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005
Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: Учебник для вузов/ под ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 639с.
Бюллетень банковской статистики [Текст]. — М. : Прайм-ТАСС.
Голикова, Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса [Текст] / Т.А. Голикова // Финансы. — 2004. — № 2. — С. 3-7.
Кудрин, А.Л. Федеральный бюджет — 2004: новые экономические тенденции [Текст] / А.Л. Кудрин // Финансы. — 2004. — № 1. — С. 3-9.
Силуанов, А.Г. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в 2004 г. [Текст] / А.Г. Силуанов // Финансы. — 2003. — № 10. — С. 3-6.
Материалы Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: .minfin.ru.
Материалы Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: .gks.ru.
Сборники «Россия в цифрах».