Содержание
ВВЕДЕНИЕ2
1. Понятие межбюджетных отношений3
2. Особенности развития межбюджетных отношений7
3. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации14
4. Практическое задание19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ33
Выдержка из текста работы
В настоящее время практически невозможно представить ни одного документа федерального, регионального и муниципального уровней, связанного с социально-экономическим развитием, без упоминания или ссылки на тему межбюджетных отношений.
Все более очевидно, что проблемы межбюджетных отношений имеют как политическую, так и экономическую составляющие, а вот на вопрос, какая из них является превалирующей, ответить не всегда просто.
Отсутствие четкого понимания сути и значения термина межбюджетные отношения все чаще приводит к его некорректному употреблению в случаях, далеко отстоящих от реальных причин той или иной проблемы региона или муниципального образования.
Не секрет, что для части нерадивых региональных и муниципальных руководителей проблемы межбюджетных отношений — это объективная причина скрыть собственное бездействие или некомпетентность, а всю ответственность в случаях создания неудовлетворительной социально-экономической ситуации в регионе или муниципалитете, не задумываясь, переложить на более высокий уровень власти.
Имеющиеся официальные документы, связанные с межбюджетными отношениями их «реформированием», «развитием» и т.д., как правило, перегружены специальной терминологией, затрудняющей восприятие этих документов неспециалистами, что в конечном итоге ведет к недостаточному пониманию предлагаемого материала и, как следствие, не совсем объективным выводам. Большинство документов (постановлений, рекомендаций, решений), не позволяют проводить сравнительного анализа, и человек, впервые читающий документ, имеет как бы «контекстно вырванный материал», не дающий возможности оценить тенденцию и динамику процесса, выявить положительный и негативный опыт при решении предыдущего этапа какого-либо вопроса.
1. Понятие межбюджетных отношений
Конституция РФ законодательно закрепила 3 вида власти в России (федеральную, региональную, муниципальную). Следствием этого явилось и законодательное закрепление «предметов ведения», того или иного уровня власти. Совершенно очевидно, что реализация государственных полномочий осуществляется, прежде всего, через обеспечение соответствующего финансирования, в основной своей части состоящего из бюджетных средств. Аналогично государственному устройству было сформировано и бюджетное законодательство, предусмотревшее 3-х уровневую бюджетную систему. Казалось, что, решив основные вопросы государственного устройства, страна оградит себя от внутригосударственных споров и проблем.
Как часто бывает на практике, достаточно стройно прописанные позиции оказались тяжело интегрирующимися в реальную жизнь общества, и этому способствовало несколько причин:
— часть общегосударственных вопросов оказалось в совместном ведении, рядом стоящих уровней власти;
— часть вопросов, находящихся в ведении того или иного уровня власти, напрямую не могут решаться этим уровнем власти (получая заработную плату из средств федерального бюджета, граждане проживают на определенной территории, и остальные блага вынуждены получать в основном от этой территории);
— ряд руководителей как регионов, так и муниципалитетов оказались не готовыми к самостоятельному управлению территориями.
Данный список можно еще долго продолжать, но даже его часть свидетельствует о глобальности проблемы, с которой столкнулось государство, отказавшись от тоталитаризма.
Сформировав 3-уровня власти и 3 уровня бюджетного устройства, государство вплотную подошло к вопросу: «А как будут строиться отношения различных уровней власти?». Как следствие существования 3-х уровневой системы появилось понятие межбюджетных отношений. Само слово межбюджетные воспринимается многими в прямом смысле, как отношения бюджетов, но на самом деле данное понятие несколько глубже и объемнее………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты межбюджетных отношений, определили, что межбюджетные отношения представляют собой отношения между органами государственной власти, органами власти субъектов федерации органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых федеративные государства, в нашем случае Российская Федерация, должны быть заложены принципы бюджетного федерализма. Однако данный принцип в современное время сглаживается. Напротив, дает высокая централизация денежных средств в руках государства.
Определили понятие межбюджетных отношений, а также выявил их проблемы, но и попытался найти пути решения некоторых проблемных аспектов межбюджетных отношений.
Рассмотрев государственное регулирование бюджетных отношений в условиях интеграции, выявили, что контроль просто необходим для соблюдения правил межбюджетных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I.Законодательные акты:
1. Бюджетный кодекс 2004 г.
2. Бюллетень нормативных актов 2004 г., № 32.
3. II. периодическая литература:
4. Бюджетная политика “Разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы” Р.Ю. Рыбакова – 12(108)- 2006, стр. 8
5. Вопросы экономики “Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России”, П. Кадочников, И. Трунин, С. Четвериков – 2006., — 10, стр. 77
6. Журнал бюджет “Реформа региональных финансов”, май 2006 г., стр. 56
7. Мировая экономика и международные отношения “Мировой и российский опыт региональной экономической политики”, О. Кузнецова, 2006, № 10, с. 60 – 69
8. Проблема прогнозирования “Актуальные проблемы ресурсного обеспечения территориального развития в Российской Федерации”, М.М. Минченко, 2006 г., № 3, с. 70
9. Налоги “Совершенствование бюджетного и налогового законодательства в целях реализации реформы федеративных отношений и местного самоуправления”, Л. Пронина, выпуск второй, 2006 г., с. 4
10. Рынок ценных бумаг “Рынок муниципальных и федеральных заимствований в 2003 году”, А. Шадрин, № 7 (262) 2006, с. 79
11. Финансы “Государственное регулирование бюджетных отношений в условиях интеграции”, А.Д. Соменков, № 1, 2006, с. 16
12. Финансы и кредит “Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы”, Н.Ф. Поляков, 5 (143) 2006, с. 63
13. Экономический анализ: Теория и практика “Экономический анализ динамики современных межбюджетных отношений”, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, 1 – 2007, с. 12