Содержание
Введение2
1. Бюджетная система и бюджетное устройство3
1.1. Российская Федерация3
1.2. Зарубежные страны8
2. Принципы бюджетной системы11
Заключение14
Список литературы15
Выдержка из текста работы
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в пашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля с. г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства н правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
1. Бюджетная система и бюджетное устройство
1.1. Российская Федерация
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.
В ст. 1 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов) законодательными (представительным) органами (статья 5). В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 г., положениями Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» и Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Звеньями этой системы являются: центральный федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ — республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных образований — районные бюджеты районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Здесь необходимо определить понятие «консолидированный бюджет» — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.
До 1991 г. бюджетная система станы была единой…………………………..
Заключение
В заключении данной работы хочется подвести краткие итоги сказанному.
Государственный бюджет – основной финансовый план государства, имеющий силу закона и утверждается законодательными органами.
В России он утверждается государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Государственный бюджет выражает экономические, денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет государства – основной орудие перераспределения национального дохода.
К главным функциям бюджета можно отнести:
• перераспределения национального дохода и ВВП;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение социальной политики;
• контроль за образованием и использованием денежных средств.
Для соблюдения законодательства в сфере государственного бюджета и внебюджетных фондов со стороны органов власти и управления РФ, применяется государственный финансовый контроль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»
2. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 641 «О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов» (с изменениями от 25 ноября 1995 г.)
3. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 1707. 98.
5. Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 2000 год» // Официальное издание Собрания Законодательства РФ, № 9, 3 марта 2000.
6. ФЗ от 15. 08. 96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
7. Приказ МФ РФ от 6. 01. 98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации»
8. Заявление Правительства Российской Федерации о немедленных мерах по стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 1998 году // Финансы, 1998, № 6.
9. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2000.
10. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 г. г. // Вопросы экономики, 1997, № 1.
11. Опять авансы, опять долги (интервью с Н.П. Шмелевым) // Московский Комсомолец, 26 марта 2000.
12. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики, 2000, № 7.
13. Социально-экономическое положение России — М., Госкомстат, 2000.
14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной — М., Финансы, ЮНИТИ, 2000.
15. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой — М., Финансы и статистика, 2000.
16. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.
17. Е. В. Бушмин. Реформы межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу /Финансы/ 2000, №6, с. 4.
18. Е. Саборов, И. Типенко, А. Чернявский. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения /Вопросы экономики/ 2000, №1, с.56.