Содержание
Введение3
Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации4
Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.10
Заключение19
Список литературы20
Выдержка из текста работы
Актуальность темы определяется тем, что переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления, отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.
Как отмечается в работе «Бюджетная система РФ» под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. «…существует серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Это вызывает и чисто практические трудности, возникающие в ходе осуществления бюджетного процесса в принципиально новых для России условиях».1 Поэтому рассматриваемая тема имеет и практическую значимость.
В условиях СССР вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно узкий круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленную группу налогоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для всего населения будут использованы налоговые поступления.
Бюджет — центральное звено финансовой системы, в любом государстве он включает: налоги, займы, расходы и т.д. Сущность этих категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде.
Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах, и в России в том числе, собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет же появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период.
Бюджет (Budget) в переводе с английского означает мешок. Когда палата общин в Англии XVI — XVII вв. утверждала субсидию королей, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, который содержал утверждаемые парламентом план доходов и расходов государства.
Конечно, правильнее было бы назвать этот документ бюджетным планом. Иначе этот документ называли также «роспись денежных доходов и расходов государства», «смета доходов и расходов государства», «государственная роспись».
Для определения понятия бюджета обратимся к понятию «финансы». Финансы — это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Бюджет также представляет собой систему денежных отношений.
То есть бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется фонд денежных средств.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»2 в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами».2
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ):
— первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
— третий уровень — местные бюджеты.
Государственный бюджет — это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Он утверждается парламентом России.
Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России)— главное звено бюджетной системы. В нем концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Республиканский бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
Основными функциями бюджета являются следующие:
1) перераспределение национального дохода и ВВП;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Изучение понятий «Бюджета» и «Межбюджетных отношений» является одной из наиболее важных и актуальных задач. И в рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории Российской Федерации.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, более эффективному использованию государственных средств.
Бюджетный процесс в России регулируют более двадцати нормативных актов, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России и в отдельных ее регионах. Данное обстоятельство определяет исключительные трудности процесса формирования и исполнения бюджетов различных уровней.
Решение проблем, связанных с формированием и использованием бюджетов всех уровней, во многом обеспечивает и снятие социальной напряженности в стране. Поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций должны сегодня представлять в деталях, как формируются и исполняются бюджеты, как действует налоговый механизм. В процессе финансового планирования через бюджет оказывается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, и, прежде всего республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.
Бюджетное устройство Российской Федерации — это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).
Целью данной дипломной работы является рассмотрение структуры бюджетной системы РФ, функций ее звеньев, принципов бюджетного устройства страны и проблем межбюджетных отношений.
Для реализации цели должны быть решены такие задачи:
— изучить нормативные акты, регулирующие бюджетные отношения в стране;
— изучить структуру и функции звеньев бюджетной системы РФ;
— рассмотреть проблемы бюджетной политики РФ;
— изучить принципы бюджетного устройства в РФ;
— рассмотреть бюджет Воронежской области на 2004 год;
— определить проблемы межбюджетных отношений в России и пути их совершенствования;
— сделать выводы по работе.
Структура работы следующая: введение, три взаимосвязанные главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
В первой главе работы рассматривается структура бюджетной системы РФ, основы бюджетного устройства, принципы построения бюджетной системы; понятие и принципы бюджетного федерализма; бюджетную политику РФ.
Во второй главе рассматривается сущность региональных финансов; рассматривается бюджет Воронежской области на 2004 г., проблемы дефицита бюджета; рассматривается Концепция социально-экономического развития Воронежской области на 2004 г.
В третьей главе рассматриваются проблемы межбюджетных отношений и пути их совершенствования.
Методологической основой написания дипломной работы явились нормативные акты по данной теме, учебная литература, и, в частности, учебники Поляка Г.Б, «Бюджетная система РФ», «Территориальные финансы», Фетисова В.А. «Бюджетная система РФ» и др., а также статьи ведущих экономистов из таких журналов, как «Деньги и кредит», «Финансы», «Экономист» и др.
1 Бюджетная система РФ, бюджетный федерализм,
БЮджетное устройство: ПОНЯТИЕ, сущность и
принципы
1.1 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система состоит из трех звеньев.3
Бюджеты всех уровней совместно образуют бюджетную систему. Бюджетная система РФ в соответствии со ст. 6 БК РФ есть основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (см. рис.1).
Организация бюджетной системы определяется государственным устройством. От формы госуд……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс РФ. Официальный текст по состоянию на 20.01.2004 г. М.: ОМЕГА-Л, 2004.
2. Областной закон Воронежской области № 224-03 от 15.12.2003 г. «Об областном бюджете на 2004 г.»
3. Приложение 37 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации»
4. Приложение 6 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»
6. Бюджетная система РФ. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. М.: Юрайт, 2000.
7. Бюджетная система РФ/Под ред. Поляка Г.Б. М.: ЮНИТИ, 2002.
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ, 1999.
9. Болотин В.В. О минимальных муниципальных бюджетах // Финансы. 2001. № 7. С. 28.
10. Бюджет страны – суть и содержание государственной политики (с расширенного заседания коллегии Минфина РФ)// Финансы. 2001. № 5. С.3.
11. Волков А.А. реализация территориального интереса в бюджетном федерализме//Финансы.2001. № 9. С.14.
12. Воронин Ю. Бюджет 2004: что за профицитом?//Российская федерация сегодня. 2004. № 20. С.47-48.
13. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. Учебное пособие. С-Пб, Питер, 2001.
14. Волков В.Н. Итоги социально-экономического развития России в 2000-2002 гг. и прогнозируемые параметры в 2003 г. // Деньги и кредит. 2003. № 3. С.4.
15. Годин А.М., Поднорина И.В. Бюджет и бюджетная система России: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2001.
16. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Бюджетная реформа: взгляд с позиции региона// Финансы.2002. № 4. С.19.
17. Данчикова Г. Бюджетный федерализм//Экономист. 2001. № 6. С.38.
18. Замятина Н.В. О межбюджетных отношениях в РФ//Финансы. 2001. № 11. С. 24.
19. Иванова О.Б. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: противоречия и реалии//Финансовые исследования. 2000. № 1.
20. Казаков В.А. Межбюджетные отношения здравого смысла//Финансы. 2001. № 2. С.34.
21. Колесов А.С. Финансовая политика субъекта РФ: цели, ресурсы и пути//Финансы. 2002. № 7. С.39.
22. Лавров А., Климанов В., Онищенко В. Перспективы реформирования бюджетной системы на региональном уровне//Экономист. 2001. № 8. С. 45.
23. Максимова Н.С. О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года// Финансы. 2001. № 10. С.5.
24. Мальков Е. Приоритеты нового года определены//Воронежские ведомости.2003. №.50. С.2.
25. Нестеренко Т.Г. основные принципы межбюджетных отношений//Финансы. 2001. № 11. С.21.
26. Пронина Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления//Финансы. 2001. № 11. С.48.
27. Пчелинцев О.С., Минченко М.М. Проблемы развития межбюджетных отношений на этапе перехода к инвестиционному росту//Финансы. 2002. № 10. С.36.
28. Поляк Г.Б. Территориальные финансы. М.: ВЗФЭИ, 2003.
29. Стратегия развития государства на период до 2010 г.//Российский экономический журнал. 2001. № 1.
30. Солдатова Е. Нагрузка больше – мускулатура крепче//Муниципальная власть. 2004. № 1.2004. С.1.
31. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. М.: ЮНИТИ, 2003.
32. Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. М.: Проспект, 1999.
33. Экспертная записка на проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 2003 г.
Неопубликованные источники
1. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.05.2003.//АКДИ «Экономика и жизнь»// http.://www.akdi.ru/finans/new/ budget 2004.text НТМ
2. Децентрализация публичной власти и межбюджетные отношения в регионах России», Г.В.Курляндская, Е.И.Николаенко, Д.В.Шишкин; >3. Информационно-деловой канал «Великий Воронеж» consultant/index.
4. Информационное агенство «Великий Воронеж.ру»// http.://www/ velikiynovgorod.ru
5. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г». >6. Сайт Управления Федерального Казначейства МФ РФ по Воронежской области // httm.://www imtsa.ru/dak-predsed