Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример дипломной работы по финансам: Бюджетная система РФ

Раздел: Дипломная работа

Содержание

Введение3

Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации4

Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.10

Заключение19

Список литературы20

Выдержка из текста работы

Актуальность темы определяется тем, что переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления, отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

Как отмечается в работе «Бюджетная система РФ» под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. «…существует серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Это вызывает и чисто практические трудности, возникающие в ходе осуществления бюджетного процесса в принципиально новых для России условиях».1 Поэтому рассматриваемая тема имеет и практическую значимость.

В условиях СССР вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно узкий круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленную группу налогоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для всего населения будут использованы налоговые поступления.

Бюджет — центральное звено финансовой системы, в лю­бом государстве он включает: налоги, займы, рас­ходы и т.д. Сущность этих категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворе­ния общественных потребностей в денежном фонде.

Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Однако во всех европей­ских государствах, и в России в том числе, собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основан­ная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюд­жет же появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период.

Бюджет (Budget) в переводе с английского означает мешок. Когда палата общин в Англии XVI — XVII вв. утверждала суб­сидию королей, то перед окончанием заседания канцлер казна­чейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хра­нилась бумага с соответствующим законопроектом. Это дейст­вие условно называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюд­жетом стал называться и документ, который содержал утверждаемые парламентом план доходов и расходов государства.

Конечно, правильнее было бы назвать этот документ бюд­жетным планом. Иначе этот документ называли также «роспись денежных доходов и расходов государства», «смета доходов и расходов государства», «государственная роспись».

Для определения понятия бюджета обратимся к понятию «финансы». Финансы — это система им­перативных денежных отношений, в процессе которых аккуму­лируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Бюджет также представляет собой систему денежных отношений.

То есть бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется фонд денежных средств.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»2 в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами».2

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ):

— первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты госу­дарственных внебюджетных фондов;

— второй уровень — бюджеты субъектов Российской Феде­рации и бюджеты территориальных государственных вне­бюджетных фондов;

— третий уровень — местные бюджеты.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Он утвер­ждается парламентом России.

Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России)— главное звено бюджетной системы. В нем концентрируется основная часть ресурсов бюджетной систе­мы страны. Республиканский бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств госу­дарства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через него мобилизуются средства предпри­ятий различных форм собственности и частично доходы населе­ния. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспо­собности страны, содержание органов государственного управ­ления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федера­ции, погашение и обслуживание государственного долга.

Основными функциями бюджета являются следующие:

1) перераспределение национального дохода и ВВП;

2) государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

3) финансовое обеспечение социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.

Изучение понятий «Бюджета» и «Межбюджетных отношений» является одной из наиболее важных и актуальных задач. И в рыночной экономике государственный бюджет сохраня­ет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воз­действия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения произ­водительных сил, подъема экономики и культуры на всей терри­тории Российской Федерации.

Бюджет способствует формированию рациональной структу­ры общественного производства, более эффективному использо­ванию государственных средств.

Бюджетный процесс в России регулируют более двадцати нормативных актов, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России и в отдельных ее регионах. Данное обстоятельство определяет исключительные трудности процесса формирования и исполнения бюджетов различных уровней.

Решение проблем, связанных с формированием и использованием бюджетов всех уровней, во многом обеспечивает и снятие социальной напряженности в стране. Поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций должны сегодня представлять в деталях, как формируются и исполняются бюджеты, как действует налоговый механизм. В процессе финансового планирования через бюджет оказы­вается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учрежде­ния непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. В процессе бюджетного планирования устанавливается наи­более целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансо­вых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах пред­приятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, и, прежде всего республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народ­ного хозяйства.

Бюджетное устройство Российской Федерации — это орга­низация бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Рос­сийской Федерации, это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджет­ных фондов (ст. 6 БК РФ).

Целью данной дипломной работы является рассмотрение структуры бюджетной системы РФ, функций ее звеньев, принципов бюджетного устройства страны и проблем межбюджетных отношений.

Для реализации цели должны быть решены такие задачи:

— изучить нормативные акты, регулирующие бюджетные отношения в стране;

— изучить структуру и функции звеньев бюджетной системы РФ;

— рассмотреть проблемы бюджетной политики РФ;

— изучить принципы бюджетного устройства в РФ;

— рассмотреть бюджет Воронежской области на 2004 год;

— определить проблемы межбюджетных отношений в России и пути их совершенствования;

— сделать выводы по работе.

Структура работы следующая: введение, три взаимосвязанные главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

В первой главе работы рассматривается структура бюджетной системы РФ, основы бюджетного устройства, принципы построения бюджетной системы; понятие и принципы бюджетного федерализма; бюджетную политику РФ.

Во второй главе рассматривается сущность региональных финансов; рассматривается бюджет Воронежской области на 2004 г., проблемы дефицита бюджета; рассматривается Концепция социально-экономического развития Воронежской области на 2004 г.

В третьей главе рассматриваются проблемы межбюджетных отношений и пути их совершенствования.

Методологической основой написания дипломной работы явились нормативные акты по данной теме, учебная литература, и, в частности, учебники Поляка Г.Б, «Бюджетная система РФ», «Территориальные финансы», Фетисова В.А. «Бюджетная система РФ» и др., а также статьи ведущих экономистов из таких журналов, как «Деньги и кредит», «Финансы», «Экономист» и др.

1 Бюджетная система РФ, бюджетный федерализм,

БЮджетное устройство: ПОНЯТИЕ, сущность и

принципы

1.1 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система состоит из трех звеньев.3

Бюджеты всех уровней совместно образуют бюджетную сис­тему. Бюджетная система РФ в соответствии со ст. 6 БК РФ есть основанная на экономических отношениях и государствен­ном устройстве, регулируемая нормами права совокупность фе­дерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюдже­тов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (см. рис.1).

Организация бюджетной системы определяется государст­венным устройством. От формы госуд……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс РФ. Официальный текст по состоянию на 20.01.2004 г. М.: ОМЕГА-Л, 2004.

2. Областной закон Воронежской области № 224-03 от 15.12.2003 г. «Об областном бюджете на 2004 г.»

3. Приложение 37 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации»

4. Приложение 6 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»

6. Бюджетная система РФ. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. М.: Юрайт, 2000.

7. Бюджетная система РФ/Под ред. Поляка Г.Б. М.: ЮНИТИ, 2002.

8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ, 1999.

9. Болотин В.В. О минимальных муниципальных бюджетах // Финансы. 2001. № 7. С. 28.

10. Бюджет страны – суть и содержание государственной политики (с расширенного заседания коллегии Минфина РФ)// Финансы. 2001. № 5. С.3.

11. Волков А.А. реализация территориального интереса в бюджетном федерализме//Финансы.2001. № 9. С.14.

12. Воронин Ю. Бюджет 2004: что за профицитом?//Российская федерация сегодня. 2004. № 20. С.47-48.

13. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. Учебное пособие. С-Пб, Питер, 2001.

14. Волков В.Н. Итоги социально-экономического развития России в 2000-2002 гг. и прогнозируемые параметры в 2003 г. // Деньги и кредит. 2003. № 3. С.4.

15. Годин А.М., Поднорина И.В. Бюджет и бюджетная система России: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2001.

16. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Бюджетная реформа: взгляд с позиции региона// Финансы.2002. № 4. С.19.

17. Данчикова Г. Бюджетный федерализм//Экономист. 2001. № 6. С.38.

18. Замятина Н.В. О межбюджетных отношениях в РФ//Финансы. 2001. № 11. С. 24.

19. Иванова О.Б. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: противоречия и реалии//Финансовые исследования. 2000. № 1.

20. Казаков В.А. Межбюджетные отношения здравого смысла//Финансы. 2001. № 2. С.34.

21. Колесов А.С. Финансовая политика субъекта РФ: цели, ресурсы и пути//Финансы. 2002. № 7. С.39.

22. Лавров А., Климанов В., Онищенко В. Перспективы реформирования бюджетной системы на региональном уровне//Экономист. 2001. № 8. С. 45.

23. Максимова Н.С. О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года// Финансы. 2001. № 10. С.5.

24. Мальков Е. Приоритеты нового года определены//Воронежские ведомости.2003. №.50. С.2.

25. Нестеренко Т.Г. основные принципы межбюджетных отношений//Финансы. 2001. № 11. С.21.

26. Пронина Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления//Финансы. 2001. № 11. С.48.

27. Пчелинцев О.С., Минченко М.М. Проблемы развития межбюджетных отношений на этапе перехода к инвестиционному росту//Финансы. 2002. № 10. С.36.

28. Поляк Г.Б. Территориальные финансы. М.: ВЗФЭИ, 2003.

29. Стратегия развития государства на период до 2010 г.//Российский экономический журнал. 2001. № 1.

30. Солдатова Е. Нагрузка больше – мускулатура крепче//Муниципальная власть. 2004. № 1.2004. С.1.

31. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. М.: ЮНИТИ, 2003.

32. Финансы, денежное обращение и кредит/Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. М.: Проспект, 1999.

33. Экспертная записка на проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 2003 г.

Неопубликованные источники

1. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.05.2003.//АКДИ «Экономика и жизнь»// http.://www.akdi.ru/finans/new/ budget 2004.text НТМ

2. Децентрализация публичной власти и межбюджетные отношения в регионах России», Г.В.Курляндская, Е.И.Николаенко, Д.В.Шишкин; >3. Информационно-деловой канал «Великий Воронеж» consultant/index.

4. Информационное агенство «Великий Воронеж.ру»// http.://www/ velikiynovgorod.ru

5. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г». >6. Сайт Управления Федерального Казначейства МФ РФ по Воронежской области // httm.://www imtsa.ru/dak-predsed

Похожие работы

  • дипломная  Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
  • реферат  Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных предприятиях. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
  • контрольная  Бюджетная система РФ (10 вопросов по теме)
  • курсовая  Этапы становления и развития бюджетной системы РФ
  • дипломная  Бюджетная система РФ
  • дипломная  Бюджетная система РФ - Ведрова

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка