Содержание
Введение3
1. Теоретические основы учета и аудита материальных запасов6
1.1. Понятие, классификация и оценка материальных ресурсов 6
1.2. Законодательное регулирование бухгалтерского учета и аудита материальных запасов18
1.3. Порядок учета движения материальных запасов25
1.4. Методика аудиторской проверки учета запасов38
2. Особенности учета и аудита материальных запасов в ОАО «Кларанс»42
2.1. Краткая характеристика предприятия42
2.2. Практика ведения учета материальных запасов46
2.3. Проведение аудиторской проверки52
3. Предложения по совершенствованию организации учета запасов в ОАО «Кларанс»73
3.1. Оценка действующей системы учета материальных запасов на предприятии73
3.2. Рекомендации по совершенствованию организации учета материальных запасов 78
3.3. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 81
Заключение84
Список использованной литературы89
Приложения92
Выдержка из текста работы
Современная рыночная ситуация требует от предприятий повышения эффек-тивности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Одним из необходимых условий выполнения планов по производству продукции, снижению себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
Управление материальными ресурсами предприятия является неотъем-лемой частью финансового менеджмента и играет важнейшую роль в управлении предприятием в целом.
Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большего количества материалов, энергии и пр.) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).
Первый путь ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотя себестоимость её может при этом и снизиться за счет увеличения объема производства и уменьшения доли постоянных затрат. Второй путь обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижения себестоимости единицы продукции. Экономное использование сырья, материалов и энергии равнозначно увеличению их производства.
Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию связанную с управление материальными ресурсами и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области управления материальными ресурсами предприятия , в частности в области логистики, владеет ее методами и приемами.
Предмет исследования данной работы — материальные ресурсы предприятия.
Объект исследования коммерческое предприятие ООО « ФБК», основной деятельностью которого является производство и установка которое является
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления материальными ресурсами предприятия.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Раскрыть основные понятия материальных ресурсов предприятия
– провести анализ факторов внутреннего и внешнего воздействия на производственную деятельность предприятия;
– изучить деятельность складского хозяйства по хранению производственных запасов ООО «ФБК»;
– обобщить зарубежный опыт использования систем материально-технического снабжения;
– оценить возможности использования зарубежного опыта на предприятии;
– выявить недостатки, существующие в системе материально-технического снабжения на предприятии;
– разработать мероприятия по устранению данных недостатков и совершенствованию системы с учетом логистического подхода;
– оценить результаты от внедрения предложенных мероприятий.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют норма-тивные документы по данной тематике, материалы периодической печати, на-учная литература отечественных и зарубежных авторов. Достоверность полученных результатов базируется на использовании методов системного и сравнительного анализа, прогностических методов и методов графического изображения.
Результаты и рекомендации данной работы позволят предприятию изыскать и привести в действие нераскрытые резервы повышения эффективности производства и качества продукции, путем грамотного управления материальными ресурсами предприятия, изменения тактики закупки, обслуживания и хранения запасов материальных ресурсов.
1. Основы управления материальными ресурсами
1.1. Основные понятия и класификация материальных ресурсов
Материальные ресурсы в широком смысле слова представляют собой совокупность вещественных условий воспроизводства. Первоисточником материальных ресурсов является природа, хотя в реальной жизни все материальные ресурсы создаются в процессе целесообразной деятельности человека и являются продуктом труда в вещественной форме. Сущность материальных ресурсов определяется тем, что они являются материально-вещественной основой жизнедеятельности человека и общества.
Материальные ресурсы, проходя последовательно стадии воспроизводственного процесса, приобретают форму товара со всеми его чертами и противоречиями (потребительная стоимость и стоимость, конкретный труд и абстрактный труд).
На стадии “производство” предметы конкретного труда (бывшие то-вары) утрачивают свою потребительную стоимость, приобретают новые свойства и качества, становятся потенциально полезными, т.е. приобретают потенциальную потребительную стоимость, которая становится реальной в процессе распределения и обмена.
“Распределение” как самостоятельная стадия цикла воспроизводства от-ражает специфику общественно-экономической формации. История развития народного хозяйства СССР убедительно доказала, что распределение как деятельность по балансированию экономики в форме администрирования, всегда отличалась высокой степенью субъективизма. Правительственные структуры (т.е. чиновники) фактически узурпировали функции, объективно присущие рынку. Их решения (государственные задания на производство и поставки, лимиты потребления) формально обосновывались социально-значимыми критериями, а на деле часто являлись ошибочными. Нереальные планы в сочетании с жестким контролем над их исполнением (государствен-ное задание на поставку имело силу закона) и централизованным ценообразованием порождало дефицит материальных ресурсов, стимулировало практику завышенных заявок и приписок.
Альтернативой в условиях рыночной экономики, построенной на действительных товарно-денежных отношениях, является экономическое распределение, которое практически совпадает со стадией обмена. “Обмен” предполагает куплю-продажу товаров и обусловливает товарное обращение с его специфическими закономерностями. На данной стадии материальные ресурсы, являясь продуктом труда, затраченного в процессе производства, приобретают реальную потребительную стоимость взамен полученной ранее – потенциальной. Кроме того, происходит общественное признание результатов труда, затраченного в сфере производства, материальные ресурсы находят своего потребителя. Количество актов купли-продажи может быть достаточно большим, это зависит от организации сферы товарного обращения. При этом важно иметь в виду, что организация сферы товарного обращения непосредственным образом отражается на состоянии экономики.
Среди устоявшихся терминов, характеризующих материальные ре-сурсы, наиболее употребительными в настоящее время являются:
– средства производства и предметы потребления;
– продукция (товары) производственно-технического назначения и товары народного потребления.
Изучение данной проблемы предполагает сосредоточение основного внимания на двух из вышеприведенных терминов: средства производства и продукция производственно-технического назначения. Оба термина официально приняты в экономической литературе и используются в законах и подзаконных актах.
………………………
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). // Российская газета. – 1993. – 237. – 25 декабря
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть II (принят Государственной думой 22 декабря 1995г., подписан Президентом РФ 26 января 1996г. № 14-ФЗ).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998. № 145-ФЗ (ред. от 09.04.2012). // Собрание законодательства РФ. – 1998. — № 31. – Ст. 3823.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.03.2012). // Собрание законодательства РФ. – 1998. — № 31. — Ст. 3824.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.04.2012). // Собрание законодательства РФ. – 2000. — № 32. — Ст. 3340.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.05.2012). // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2009 г.- 288 с.
8. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 2005 г. – 125 с.
9. Барнгольц С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003 г., — 256 с.
10. Бушуев В.В., Новоселов Е.Ф., Панов С.В. Основы предпринимательства. Под ред. Рогача В.И. — Киев: BHV, 2011. 456 с..
11. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних спе-циальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. – 228 с.
12. Гарнов А.П. Логистика как перспективная предпринимательская задача. — М.:РЭА им. Г.В. Плеханова, 2012.- 220 с.
13. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2011.-412 с.
14. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга. – Р-н/Д.: Экспертное бюро, 2008.- 286 с.
15. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика, Ростов н/Д.: Экспертное бюро, 2012.- 253 с.
16. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. – М.: ДЕЛО и СЕРВИС. 2001. 297 с.
17. Логистика: Учебное пособие./ Под ред. Б.А. Аникина – М.: ИНФРА – М, 2007 .– 327 с.
18. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: Учебник. – М. : ЭКС-МО, 2010. 416 с.
19. Монден Я. «Тоета — методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. /Науч. ред. А.Р. Бенедиктов, В.В. Мотылев – М.: Экономика, 2005.-288 с.
20. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
21. Основы логистики: Учебное пособие./ Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева – М.: ИНФРА-М, 2010. – 200 с.
22. Периодическая литература: журналы Риск, Маркетинг, Окна и двери, Стеклопрозрачные конструкции.
23. Практикум по логистике: Учебное пособие./ Под ред. Б.А. Аники-на. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 270 с.
24. Рахилькин А.В. Логистика фирмы. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1997– 116 с.
25. Родников А.Н. Логистика. Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995. – 365 с.
26. Радионов А.Р. Финансы предприятия: оптимизация, методы, стимулы// Финансовый бизнес, 2003 г., № 7-8, с. 25-31
27. Романовский М.В. Финансы предприятий: учеб. пособие. – Спб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000 г. – 528 с.
28. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ, 2005. 340 с.
29. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для ВУЗов.- М.: ФИНАНСЫ , 2005. 340 с.
30. Перар Ж. Управление финансами с упражнениями. – М.: Финансы и статистика, 2011. 547 с..
31. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-375 с.
32. Трохина С.Д. Управление финансовым состоянием пред-приятия// Финансовый менеджмент, 2011 г., № 1, с. 3-11.
33. Федоров Л.С. Логистика./Под. Ред. Анисимова Б.А. – М.: Инфра-М, 1997. – 325 с.
34. Филатова Т.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М. ИНФРА-М. 2010. 236 с.
35. Финансовый менеджмент. Учебник / Под редакцией Стояновой Е.С.. — М.: Перспектива, 2009. 405