Содержание
Введение3
Глава 1. Бедность как социальный феномен8
1.1. Социально-экономическое содержание понятия «бедность»8
1.2. Классификация бедности как социального явления18
1.3. Показатели и методы измерения бедности21
1.4. Рост бедности населения в условиях транзитивного состояния России32
Глава 2. Эмпирическое исследования факторов отношения населения к проблеме бедности41
Глава 3. Основные направления работы по борьбе с бедностью47
Заключение54
Список литературы и источников61
Выдержка из текста работы
В настоящее время глобальной социальной проблемой считается угроза обнищания населения. Состояние бедности не позволяет социуму реализовать свои потенциальные возможности, а значит, развиваться. Безработица, финансовая и социальная нестабильность, крушение планов, несбыточность надежд, увеличивают процесс маргинализации населения. Именно поэтому эту проблему связывают с регрессом в развитии общества.
Бедность всегда считалась актуальной проблемой, но в сегодняшней России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находиться за чертой бедности или близко границе "социального дна". Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. А этот процесс имеет динамический характер, бедные становятся беднее, а богатые еще богаче.
Социальная проблема — это объективное противоречие, приводящее к нарушению пропорций социального функционирования и развития и на этой основе к дисбалансу интересов различных социальных групп, к разрушению доминирующих социальных ценностей, вследствие чего изменяются существенные свойства социума и возникает "угроза" его привычной, устоявшейся (и в этом смысле нормальной) жизнедеятельности.
Бедность предполагает состояние, вызванное недостатком ресурсов материального характера для ведения нормального образа жизни, привычного и характерного для значительной части населения [47].
Кроме того, бедность ограничивает доступ населения к ресурсам развития: достойной работе, качественным услугам здравоохранения и образования, возможности социализации детей и молодежи и реализации их творческого начала. Низкий уровень доходов совместно с их поляризацией приводит к социальной напряженности в обществе, препятствует его успешному развитию, вызывает кризисные явления, как в обществе, так и в целом государстве.
Бедность — экономическое положение, при котором индивид не может удовлетворить свои минимальные потребности, необходимые для жизни. Она является следствием социально-экономического неравенства в обществе. Сегодня в России почти 40 % населения проживает за чертой бедности. Главными причинами этого являются низкое качество жизни из-за доходов малого размера, недостаточная имущественная обеспеченность населения (прежде всего жилищная). Низкий уровень доходов связывают с такими характеристиками личности: плохое здоровье, низкая конкурентоспособность на рынке труда, недостаточное образование, ограничения в трудоспособности, низкое качество семейной жизни и многое другое. [11]
Проблема бедности возникает в результате нарушения пропорций социального воспроизводства: пропорций деятельности (соотношения социально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения); пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотношения между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства); пропорций отношений: человек — общество — природа, человек — социальная группа — класс — общество. В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.
Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с формированием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества [32].
бедность социальная работа
В настоящее время количество малообеспеченного населения в нашей стране слишком велико, поэтому рассмотрение данной проблемы является сегодня крайне актуальным.
Изучение бедности всегда находилось в центре проблемного поля научного поиска. Проблема бедности превратилась в одну из наиболее дебатируемых в российской науке. Изучением бедности занимались такие авторы как В.П. Павленок, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова. Различными научными центрами и отдельными экспертами проведен целый ряд исследований, в которых были разработаны новые методологические подходы к оценке бедности в России. К числу наиболее значительных работ необходимо отнести исследования А.Л. Александровой М.К. Горшкова, Н.М. Давыдовой, И.И. Корчагиной, Т.Я. Четверниной, и многих других.
Гипотеза исследования: решение проблем бедности будет эффективным, если будет дана специфика российской бедности и будут применяться технологии социальной работы с малообеспеченным населением.
Предмет исследования — проблемы бедности в России и социальная работа с людьми, находящимися за чертой бедности.
Объект исследования — технологии работы с малообеспеченным население нашей страны.
Цель настоящей дипломной работы состоит в том, чтобы наиболее полно осветить проблему бедности в России, а также роль социальной работы в предотвращении бедности и помощи малоимущим гражданам и выработать рекомендации по улучшению социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
. Изучить литературу по данной теме.
. Определить понятие "бедность" и его сущность.
. Выявить специфику бедности в России.
. В теоретическом анализе определить сущность социальной работы с людьми, живущими за чертой бедности и роль социальных работников в преодолении бедности.
. Выявить отношение людей, находящихся за чертой бедности к проблеме оказания им социальной помощи.
. Выработать рекомендации по улучшению социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы и анкетирование.
1. Сущность бедности как социальной проблемы
Бедность — это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. [4]
Бедность — характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.
Одним из критериев развитости любого государства в социальной сфере считается поддержание приемлемого для этой страны уровня жизни тех групп населения (семей), которые в силу каких-то обстоятельств оказались не в состоянии даже на минимальном уровне поддерживать принятые в обществе жизненные стандарты, обычаи (питаться, одеваться, проводить досуг и др.). Говоря другими словами, материальное положение этой части населения, а также уровень их доходов не позволяют им удовлетворить определенный круг минимальных потребностей — необходимых для жизни, продолжения рода, сохранения трудоспособности, определенного общественного признания. Неудовлетворение человеком (семьёй) минимальных потребностей считается бедностью.
Категория наименьших необходимостей и, в соответствии с этим, понятие бедности всякий раз относительны и находятся в зависимости от значения становления экономики и богатства общества. Чем больше роскошно правительство, что разнообразнее круг наименьших необходимостей и повыше уровень их ублажения, и напротив. Вследствие этого, размер необходимостей и уровень их ублажения, которые социумом соглашаются мало допустимыми, в развитых государствах отменно другие, чем в развивающихся. Грани мнения бедности например варьируются, собственно что определение, кто беден и кто нет, довольно трудная операция как с теоретической например и с эмпирической точек зрения. Четкое определение пределов бедности довольно принципиально с практической точки зрения, от него находится в зависимости величина общественной поддержке правительства. В случае если несчастных очень большое количество, то затраты страны растут, собственно что мгновенно отразится на благосостоянии иных слоев населения. В будничной реальности беднота значит дефект важных ресурсов, положение последних финансовых проблем, положение, в котором имеющиеся в наличии ресурсы например малы, собственно что они не дают возможность удовлетворить первичные необходимости для выживания, брать на себя роль в будничной жизни общества.
Теоретические исследования проблем бедности имеют достаточно длительную историю. Уже во второй половине ХVIII века европейские мыслители эпохи Просвещения обратили внимание на этот социальный феномен и задумались о его природе. Исследования были продолжены в ХIХ веке, когда были заложены теоретические основы для определения понятия "бедность", структуры бедности, и её связи с различными социальными процессами и тенденциями [50].
При этом, большая часть исследователей сходились и сходятся во мнении, согласно которому, бедность — это закономерное следствие социально — экономического развития и социальной жизни.
Последующее развитие социально-экономического знания позволило не только продолжить исследования в рассматриваемом направлении, но так же разработать и внедрить в социальную практику конкретные системы помощи и поддержки бедных и малоимущих. Однако, надо помнить о том, что ни в одном государстве мира до сих пор не удалось решить проблему бедности как её полное и окончательное уничтожение. Все попытки уравнять граждан в их материальном и имущественном положении приводили к тому, что изменялись формы проявления бедности в обществе, её уровень и важнейшие характеристики, но само явление продолжало существовать. Это позволяет сделать вывод о том, что эффективное решение проблемы бедности невозможно только через оказание бедным и малоимущим исключительно материальной и экономической помощи в виде пособий, разовых выплат и т.п. Данная проблема имеет и социально-экономический, и социально-психологический, и социокультурный характер. Бедность — это структурный социальный феномен, проблема, которая существует всегда.
Комплексный характер проблемы бедности находит своё отражение уже в определении самого понятия "бедность". Оно не может быть определено однозначно, раз и навсегда. В его определении необходимо учитывать как объективные характеристики материальных возможностей человека или группы, так и их субъективные оценки и восприятие.
Определение бедности как состояния, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности.
Потребность — это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной.
Абсолютная бедность — состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже первичные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум). Человек или группа, находящиеся в этом состоянии, испытывают не только серьёзные материальные затруднения (невозможность нормально питаться, иметь хорошую и добротную одежду, оплачивать нормальное жильё, дать качественное образование детям и др.), но, и испытывают и морально-нравственные страдания и переживания. Их неблагоприятное материальное положение вызывает жалость, а иногда и презрение части окружающих, отношение к ним как к неудачникам или бездельникам, которые сами виноваты в своём состоянии. Именно данная категория бедных нуждается в первоочередной помощи и поддержке со стороны государства и общества.
Относительная бедность — невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько человек беден в сравнении с другими людьми. Эта разновидность бедности связана, в первую очередь, с субъективной оценкой человеком своего материального положения. Реально это положение может быть достаточно благополучным, но в сравнении с положением других восприниматься как бедность. Довольно часто это связано с укоренёнными в массовом сознании представлений об обеспеченной жизни. Относительная бедность тоже является основанием для определённой социальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологический характер, направленный на переоценку субъектом своего материального положения, своих притязаний и возможностей их удовлетворять.
Субъективная бедность — базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.
Выделение абсолютной, относительной и субъективной бедности осуществляется на таком основании, как уровень имеющегося у человека или группы дохода. Ещё одним основанием, позволяющим выделять определённые виды бедности, является то, как человек использует имеющиеся в его распоряжении средства. По этому основанию можно выделить такие виды бедности как первичная и вторичная [41].
Первичная бедность — это нехватка средств для удовлетворения основных нужд и потребностей субъекта при оптимальном использовании имеющихся средств. Можно утверждать, что это своеобразная модификация абсолютной бедности. Первичная бедность может быть следствием целого ряда социогенных причин и факторов: отсутствие работы, высокая иждивенческая нагрузка в семье, низкий уровень квалификации и т.п. Субъект, находящийся в состоянии первичной бедности, нуждается как в экономической помощи, так и в других видах социальной поддержки (помощь в трудоустройстве, в получении образования, адаптационных мерах и др.).
Вторичная бедность — это невозможность для субъекта удовлетворить свои основные потребности в силу неразумной и нерациональной траты имеющихся в его распоряжении средств [30]. Иначе говоря, вторичная бедность является следствием расточительности человека, неумения или нежелания правильно распределять собственные доходы. В этом случае состояние бедности есть результат собственного выбора субъекта и о настоятельной потребности его в социальной помощи говорить не приходится. Вместе с тем, данная ситуация может стать основанием для организации и осуществления определённой социально-психологической и социально-педагогической работы с человеком или группой с целью формирования у них соответствующие навыки расходования имеющихся в их распоряжении средств.
В последнее время российские социологи начинают приходить к выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации (оценка бедности через испытываемые лишения) в социальной жизни, которые испытывает определенная часть населения [21]. В этом состоит суть депривационнного подхода в оценках бедности, неотъемлемой составляющей концепции ее относительного понимания и изучения. Депривационный подход требует учета целого ряда материальных и социальных индикаторов с целью определения качественного "порога", который означает социальную изоляцию, то есть фактическое исключение определенной части населения из нормальных условий жизнедеятельности.
Первая ступень депривации — ступень, характеризующая близкие к средним жизненные стандарты и не означающая существенное отклонение от общепринятого в российском сообществе образа жизни. Семьи на этой ступени нуждаются в улучшении жилищных условий, экономят на приобретении современных дорогих предметах длительного пользования, платных образовательных услугах, семейном отдыхе и развлечениях.
Вторая ступень депривации — ступень стесненности (малообеспеченности) — когда не хватает средств на любимые в семье деликатесы, подарки для близких, газеты, журналы, книги; снижается качество досуга взрослых и детей; семья не может позволить приобрести стиральную машину, посетить далеко живущих родственников; отказывается от платных услуг, в первую очередь необходимых медицинских.
Третья ступень депривации — ступень острой нуждаемости (бедности) — лишение концентрируется на качестве питания, нехватке одежды и обуви (взрослые члены семьи вынуждены отказываться от их обновления), семье трудно поддерживать жилье в порядке, иметь простую повседневную мебель, организовать в случае необходимости ритуальный обряд (похороны, поминки), приобретать жизненно важные лекарства, ограничивать возможности приглашения гостей и выхода в гости.
Четвертая ступень депривации — ступень нищеты, когда ресурсов не хватает на нормальное питание, семья экономит на предметах гигиены, не обновляет одежду для детей по мере их роста, отказывает им в покупке фруктов, соков, не имеет таких предметов длительного пользования как телевизор и холодильник.
Безусловно, бедность — неоднозначное явление, и помимо ее оценки важно представление о причинах, ее вызывающих.
Бедность является результатом нескольких причин:
экономические (падение доходов населения, высокая дифференциация, низкая заработная плата, безработица)
социальные (инвалидность, старость, детская безнадзорность)
демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда)
политические (распад страны, разрыв межрегиональных связей и нарушение властной вертикали, военные конфликты, вынужденная миграция)
регионально-географические (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов) [25].
Несмотря на большое количество исследований по проблеме бедности нет еще точного и устоявшегося представления о том, что такое бедность. Отсюда и различия в оценке масштабов бедности, они колеблются от 15% до 35% (и даже больше) в зависимости от применяемого подхода к определению и измерению бедности.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что бедность — это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Мы выяснили, что в зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной. Бедность — неоднозначное явление, и помимо ее оценки важно представление о причинах, ее вызывающих — это — социальные, демографические, политические, регионально-географические.
1.1 Специфика бедности в современной России
Бедность давно и прочно укоренилась в социальной ткани российского общества. Однако, длительное время по идеологическим и политическим мотивам было принято не только отрицать существование этого явления, но и на терминологическом уровне использовать понятие "малообеспеченные". Это, в свою очередь, приводило к тому, что на уровне государства и общества отсутствовала эффективная система социальной поддержки этой категории населения. Современный этап существования российского общества заставляет самым серьёзным образом подойти к решению названной проблемы. А это, в свою очередь, вынуждает внимательно присмотреться к тому, что представляет собой бедность как социальный феномен.
По данным различных источников [27], более трети граждан России пребывают в состоянии бедности. Более того, это число имеет устойчивую тенденцию к росту. Поэтому, государству и обществу необходимо разрабатывать и внедрять в социальную практику эффективную систему социальной защиты, поддержки и помощи бедных и малоимущих слоёв населения. При этом, необходимо учитывать не только экономические и материальные потребности названной категории населения, но и её важнейшие социальные характеристики. По оценкам целого ряда исследователей для современных российских бедных характерно наличие следующих социальных качеств и характеристик [37].
Во-вторых, для современной российской бедности характерна такая черта как фатализм, т.е. убеждённость людей в том, что их неблагоприятное материальное положение не может быть изменено в обозримом будущем их собственными усилиями. Это приводит к тому, что определённая часть бедных отказывается от активной деятельности, направленной на улучшение своего положения.
В-третьих, для значительной части бедных в российском обществе свойственна такая черта как высокая степень недоверия к государству, государственной власти, государственным органам и учреждениям. Это приводит к тому, что многие меры, направленные на помощь бедным и малоимущим, принимаемые на различных уровнях государственной власти, воспринимаются людьми как "очередной обман, подачка" и т.п.
В-четвёртых, можно говорить о такой характерной особенности российской бедности как доминирование в массовом сознании единого стандарта обеспеченной жизни, требующего для своей реализации достаточно высоких доходов. Для значительной части населения страны характерно представление о том, что бедность — это не нехватка средств на самое необходимое, а нехватка средств на то, чтобы жить так, как живёт большинство окружающих людей.
В-пятых, важной особенностью бедности в современном российском обществе является её качественная и структурная многомерность, проявляющаяся в том, что для определения уровня бедности необходимо множество критериев и в качественном многообразии социального состава такого общественного слоя как бедные.
Парадокс современного российского общества состоит в том, что те социальные группы, которые традиционно относятся к бедным, не составляют сегодня их основную часть. Сегодня большинство российских бедных — трудоспособные, работающие люди, в возрасте от 28 лет и старше, имеющие одного или двух детей [45]. Для уточнения социальных границ бедности в современном российском обществе, можно выделить несколько типичных социальных групп бедных, включающих людей:
имеющих небольшой доход и плохо обеспеченных материально. Например, лица с низкой квалификацией и, как следствие, с низкой заработной платой, безработные и т.п.;
вытесненных с рынка труда и потерявшие, таким образом, источник устойчивого дохода в силу различных обстоятельств (малограмотность, недостаточная квалификация и др.);
живущие в семьях с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные семьи, семьи инвалидов и престарелых) или родители-одиночки;
материальные проблемы которых связаны с их субъективными ценностями, предпочтениями и образом жизни (бродяги, люди, не желающие работать, бросившие учёбу и т.п.);
пострадавшие (в том числе и экономически) от природных и социальных катастроф (беженцы, жертвы стихийных бедствий и террористических актов).
Даже простой перечень возможных категорий бедных, существующих в современном российском обществе, позволяет сделать вывод о достаточно широких и неопределённых социальных границах бедности. Социальный и демографический состав этой категории населения позволяет с большой долей вероятности говорить о факторах риска, определяющих попадание или пребывание в бедности [16]. К таким факторам сегодня относятся:
рождение человека в бедной семье. Бедность — это одна из немногих социальных характеристик, которая может передаваться по наследству;
плохое состояние здоровья, тяжёлое заболевание или травма, что ограничивает доступ человека к получению хорошего образования, работы, требующей высокой квалификации и, следовательно, хорошо оплачиваемой, не позволяет сконцентрироваться на работе;
низкие доходы, вследствие возрастных характеристик, владения не пользующейся спросом профессией или безработицы;
низкий уровень образования, ограничивающий доступ к целому ряду
престижных и высокооплачиваемых профессий;
субъективные или личностные характеристики и качества человека, решения, принятые им ранее (склонность к алкоголизму, нежелание работать, уход из семьи и др.).
Воздействуя на личность, все они существенно повышают вероятность того, что человек окажется в состоянии бедности, и значительно усложняют решение проблемы оказания ему квалифицированной и необходимой социальной помощи.
Влияние безработицы на бедность самое большое, когда главы семей лишаются рабочего места, особенно если это единственный источник семейного дохода. Потеря занятости грозит чем-то большим, нежели потерей дохода — выпадением из сети привычных сообществ. В рыночной экономике "полная занятость" постоянно сопровождается безработицей, когда часть работоспособного населения, временно или постоянно не имеют работу. Добиться того, чтобы было занято все трудоспособное население, практически невозможно. Одни — вступают в рабочую силу, другие — выходят из ее состава, третьих — увольняют, четвертые — находятся в поисках рабочего места, т.е. происходит нормальное, объективное движение рабочей силы, часть которой остается без работы на какой-то промежуток времени. Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Безработица приводит к бездеятельности определенной части трудоспособного населения, как следствие — к потере квалификации, упадку моральных устоев, распаду семьи, к общественным и политическим беспорядкам [29].
Реальный уровень безработицы по оценке значительно выше за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю. Реальный уровень безработицы может быть и ниже за счет лиц занятых в неформальной экономике. Ненаблюдаемая экономика охватывает незарегистрированные операции юридических лиц и деятельность сектора домашних хозяйств, не поддающихся прямому статистическому наблюдению вследствие различных причин. Человек может включаться в сферу занятости и создавать материальные ценности, вовсе не появляясь на рынке труда. Это труд в домашнем хозяйстве по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства.
Угроза стать безработным и бедным меняет репродуктивные установки населения. Значительная часть молодых семей и семей в детородном возрасте, где оба родителя работают, откладывает рождение детей до лучших времен, прекрасно сознавая, что появление ребенка автоматически означает попадание данной семьи в категорию бедных, а для женщины-матери, кроме того, резко возрастает вероятность оказаться, в конечном счете, в числе безработных. Данная категория занятых нередко рассматривается администрацией предприятия в качестве первоочередных кандидатов на сокращение (увольнение), или на неприем на работу после окончания отпуска по уходу за маленьким ребенком.
Бедность возникает из таких факторов как общий уровень производства и производительность, из структуры рынка труда и ассоциируется с трудовыми процессами. Неравенство в доступе к рынкам труда необходимо понимать как часть процесса социальной и экономической стратификации, одним из результатов которого является бедность. Дифференциация и неравенство на рынке труда, первичным образом обуславливает дифференциацию в уровне жизни — сами по себе важные определители общего уровня бедности. В широком смысле бедность отражает превалирование на рынке труда низкооплачиваемых работ и процессов, нестабильную, часто граничащую с безработицей, занятость, которые толкают людей в безработицу и экономическую неактивность.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что специфика бедности в России заключается в ее причинах (как объективных, так и субъективных) Сложившаяся в стране модель бедности — это, прежде всего, результат низкого уровня доходов от занятости и, как следствие, через их налогообложение — низкого уровня социальных трансфертов. В этой связи феномен российской бедности можно определить, прежде всего, в терминах категорий "рыночной бедности" — бедности, связанной с местом населения на рынке труда.
Данный тип бедности отражает превалирование низкооплачиваемых работ и процессов труда, определяются низкими заработными платами, низкодоходными рабочими местами, неполной и нестабильной, часто граничащей с безработицей, занятостью, которые "толкают" людей в безработицу и экономическую неактивность.
Факторами, связанными с усилением стать бедным или требующими обращения за социальной помощью, являются — низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус, расовая или этническая принадлежность.
1.2 Сущность технологий социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).
Социальная работа — универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств [31].
Единственный критерий в этом вопросе — потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.
Сегодня в России активно развивается адресная социальная помощь, то есть система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Конечно, можно говорить о ее недостаточности, о том, что она не позволяет людям перешагнуть черты бедности, но она, в отличие от периода 1990-2000 годов действительно предоставляется (нет задержек и т.п.), хотя во многом и обусловлена низким социально-экономическим положением в стране и угрозами безопасности граждан.
Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан [40]. Они включают:
денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг; оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, покупка жилья и др.); помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;
дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты;
натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива;
гуманитарную помощь;
услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально-психологической помощи, дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых; организация надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам; предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг; организация бесплатного ночного проживания бездомных граждан; обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с "лежачими" больными; создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан.
Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.
Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторинга [2]. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.
Названная форма социальной работы несомненно является одной из тех, где достижения видны в большей степени. Однако, адресная социальная помощь не может полностью заменить собой систему социальной работы. Поэтому сегодня в стране принимается значительное число законодательных актов, направленных на развитие этой работы.
Благотворительная деятельность характеризуется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказание иной поддержки.
Государство и общество не должны оставлять такую категорию населения, как бедные, один на один со своими проблемами и бедами. Какими бы ни были экономические и финансовые ресурсы и возможности государства, они должны использоваться для организации социальной поддержки этих людей. Эта задача должна решаться, опираясь на определённые принципы [30].
К основным принципам социальной поддержки бедных относятся:
конкретности и адресности оказания социальной помощи, т.е., помощь со стороны государства должна оказываться, прежде всего, тем людям, кто по объективным показателям не в состоянии решить свои материальные проблемы самостоятельно. Если же социальная помощь будет оказываться всем без исключения, то вместо борьбы с бедностью общество и государство будут её поощрять и субсидировать;
своевременности и достоверности необходимой информации о социальном и материальном положении различных социальных групп. Как уже было отмечено, бедность во многом является результатом субъективных оценок, для корректировки которых и необходима подобная информация.
опора на собственные силы, создание в обществе условий, при которых человек сможет самостоятельно обеспечить себе желаемый уровень материального благополучия;
равенство интересов всех групп населения. Оказание социальной поддержки и помощи одним социальным группам не должно ущемлять интересы других групп, слоёв и объединений. Так, экономические льготы, пособия и выплаты, направленные на определённые категории населения, не должны осуществляться за счёт сокращения или задержки соответствующих выплат другим (зарплат, пенсий, премий и др.)
Реализация этих принципов на практике позволяет сформировать определённую систему социальной поддержки и помощи малоимущих и бедных слоёв населения. Эта система с необходимостью включает в себя различные виды, формы и направления деятельности. Рассмотрим их более подробно.
Основными направлениями социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения являются социальная поддержка и социальная помощь [18].
Социальная поддержка — это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономических проблем конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а социальные работники или другие специалисты оказывают ему в этом необходимую помощь: консультируют, предлагают определённые ресурсы и возможности и т.п.
Социальная помощь — это деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций. Как правило, объектами социальной помощи становятся те личности и социальные группы, возможности которых самостоятельно решить свои материальные проблемы по тем или иным причинам ограничены.
Основными технологиями социальной работы с бедными и малоимущими являются:
материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);
социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальных услуг);
коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);
профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и ориентация, трудоустройство) и др.
Реализация этих видов деятельности на практике позволяет использовать различные приёмы и формы её осуществления, чем и определяются основные виды социальной работы с бедными и малоимущими. В условиях современного российского общества к ним можно отнести:
институциональные формы, связанные с деятельностью различных социальных и государственных институтов, например, поддержка пожилых и нетрудоспособных членов общества через институты социального обеспечения и социального страхования;
неинституциональные формы, предполагающие опору на общественную и личную инициативу граждан в деле оказания социальной поддержки и помощи (взаимопомощь, пожертвования, благотворительность);
экстренная помощь, предполагающая разовое оказание конкретного вида помощи определённому человеку или группе людей (разовая выплата необходимой денежной суммы и консультация психолога);
систематическая помощь, т.е., оказание конкретного вида социальной помощи на постоянной основе до тех пор, пока это необходимо или возможно (выплата пособия по безработице, пенсии по потере кормильца).
Организация деятельности по оказанию необходимой социальной поддержки и помощи бедным и малоимущим слоям населения позволяет сформировать и поддерживать в обществе атмосферу взаимного доверия между властью и гражданами, создать условия, при которых возможно своевременное выявление и разрешение различных социальных конфликтов и укрепить единство и целостность социальной системы. Однако, при этом, общество и государство не должны полностью перекладывать на свои плечи бремя решения экономических и материальных проблем всех граждан без исключения. Ориентиром социальной политики должно быть не выравнивание уровня жизни всех социальных слоёв и групп, а создание равных возможностей для формирования достойного уровня и качества жизни любому работоспособному и работающему социальному субъекту.
Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин "социальная защита" имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин "социальное обеспечение", использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин "социальная защита", который давно использовался в мировой практике.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ государство обязано принимать меры для обеспечения гражданину достойного жизненного уровня и свободное развитие человека [17]. Все граждане России имеют право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или в других случаях утраты средств к существованию по не зависящим от них обстоятельствам [1]. Конституция РФ также упоминает о праве человека на социальную помощь (ст.39). Право на социальную помощь органически связано с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение, но занимает вполне самостоятельное место среди социально-экономических прав человека. Данный вывод основан на содержании Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Пересмотренной Европейской социальной хартии 1996 г. и других международно-правовых актов. Так, в ст.11 Пакта провозглашается право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни [5].
Пересмотренная Европейская социальная хартия 1996 г. является одним из немногих международных договоров, в котором проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение (ст.12) и правом на социальную помощь (ст.13). Кроме того, ст.30 Хартии закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения [5].
Уже ни для кого не секрет, что современное российское общество крайне дифференцировано по уровню материального положения различных слоёв и групп. Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.
Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация.
Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.
Зарубежная и отечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумя способами:
. Путём корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.
Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных) [39]. Индексации не подлежат доходы от собственности (акций, паёв, недвижимости).
Выплаты по индексации осуществляются за счёт государственного и местного бюджетов, за счёт средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.
Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация. Она означает возмещение расходов тех или иных слоёв и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.
Каждый из этих способов регулирования доходов населения имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдаётся в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических (финансовых) возможностей, целей и задач проводимой государственной социальной политики [7].
Оказывая материальную (финансовую) помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи (наличие жилья, автомобиля, гаража, холодильника и других предметов жизнеобеспечения). В каждом случае требуется конкретный, или адресный, как сейчас говорят, подход к решению вопросов оказания социальной помощи.
В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие:
льготное налогообложение;
предоставление бесплатных и льготных услуг (в здравоохранение, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.д.);
пособия на детей по безработице, пенсии и др.
Малообеспеченным слоям населения также предоставляется государственная социальная помощь в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015).
Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [44].
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств.
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
) инвалиды войны;
) участники Великой Отечественной войны;
) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015)"О ветеранах";
) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
) инвалиды;
) дети-инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам услуг включаются следующие социальные услуги:
) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Перечень лекарственных средств, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности [44].
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации [44].
Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия — Правительством Российской Федерации.
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). [9]
Отметим также, что наряду с государственной социальной помощью всем нуждающимся группам населения, различные благотворительные фонды и организации, коммерческие и некоммерческие структуры выделяют немалые средства на помощь бедным и нищим. Они занимаются организацией бесплатного питания малоимущих, обеспечением их одеждой, обувью, средствами передвижения, постельными принадлежностями, продуктами питания, организацией медицинских услуг, содержанием домов для ветеранов труда, оказанием надомной помощи пенсионерам, больным, инвалидам и т.д.
Таким образом можно сделать вывод, что сегодня в России активно развивается адресная социальная помощь, то есть система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Основными направлениями социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения являются социальная поддержка и социальная помощь. Также мы выделили основные виды и формы адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам — денежная помощь, дотация на оплату питания и лечения, натуральное обеспечение, гуманитарную помощь, услуги и льготы. Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.
Глава 2. Практическое изучение социальной работы по преодолению бедности
2.1 Анализ опыта деятельности в ГБУ КЦСОН Бежицкого района г. Брянска
Государственное бюджетное учреждение Брянской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска", в дальнейшем именуемое Учреждение, создано на основании постановления администрации Брянской области от 15.12.2006 № 768. Официальное сокращенное наименование Учреждения — ГБУ КЦСОН Бежицкого района г. Брянска.
Место нахождения Учреждения: 241035, Брянская обл., г. Брянск, бульвар 50 лет Октября, д.4.
Комплексный центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска открыт на базе срочной социальной помощи и отделения социального обслуживания на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и инвалидам, входящим в состав управления социальной защиты населения Бежицкого района, в 1994 г. постановлением администрации города Брянска № 2054 от 23.08.1994 года.
Цель создания учреждения — оказание социальной поддержки, социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации в соответствии с Федеральными законами, Указами Президента РФ, правительственными документами, а также областными Законами, постановлениями и распоряжениями органов государственной власти, приказами и распоряжениями Управления социальной защиты населения Брянской области.
Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие задачи:
выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления, путем взаимодействия с государственными, муниципальными и негосударственными органами, организациями и учреждениями (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и других), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и так далее), субъектами системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; привлечение их к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координации их деятельности в этом направлении;
оказание гражданам социально-бытовых, социально-правовых, социально-медицинских, консультативных и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности их оказания;
участие в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с уполномоченными компетентными органами и по согласованию с учредителем;
внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;
оказание дополнительных платных услуг населению.
В учреждение входят следующие отделы:
. Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
Предоставляемые услуги: гарантированные государством социальные услуги и дополнительные услуги, в том числе:
Покупка и доставка продуктов питания;
Покупка и доставка медикаментов;
Содействие в оплате коммунальных услуг;
Доставка воды, дров.
. Отделение срочного социального обслуживания и консультативной помощи
Категории: граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, а также попавшие в трудные жизненные ситуации.
Основные мероприятия:
выделение нуждающимся одежды, обуви, продуктов питания и других предметов первой необходимости;
оказание материальной помощи;
содействие одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также гражданам, находящимся на надомном социальном обслуживании, в оформлении документов для помещения на стационарное социальное обслуживание;
оказание социально-бытовых услуг разового характера по заявкам;
консультирование по вопросам социального обслуживания и социальной защиты населения, содействие в решении правовых, социально-медицинских вопросов, вопросов трудоустройства и т.п.
. Отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
Категории: граждане пожилого возраста (мужчины — старше 60 лет, женщины — старше 55 лет) и инвалиды, нуждающиеся в уходе.
Предоставляемые услуги: гарантированные государством социально-медицинские услуги и дополнительные услуги, в том числе:
Наблюдение за состоянием здоровья;
Покупка и доставка медикаментов;
Выполнение медицинских процедур по назначению врача;
Кормление ослабленных больных
. Сектор дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов
Отделение (сектор) дневного пребывания пенсионеров и инвалидов относится к отделениям полустационарного типа и предназначается для оказания социальных, социально-правовых, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению.
Оптимальная численность граждан, одновременно обслуживаемых отделением (сектором) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, составляет от 25 до 35 человек, а продолжительность обслуживания — не менее 2 недель.
В Учреждении выделяются помещения для организации деятельности отделения (сектора) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов.
По статистическим данным в отделении срочного социального обслуживания и консультативной помощи населения Бежицкого района г. Брянска в 2015 году за адресной денежной помощью обратились 378 получателей, из них государственную социальную помощь получили 368 человек на сумму 1468064 рублей. Помощь по чрезвычайным обстоятельствам (пожары и т.п.) получили 8 человек на сумму 40000 рублей. Спонсорскую денежную помощь получили 2 человека на сумму 7000 рублей. Всего адресной денежной помощи выплачено на сумму 1515064 рублей (Таблица 1).
Таблица 1. Информация о деятельности отделения срочного социального обслуживания "КЦСОН г. Брянска" на 01.01.2016 года по оказанию финансовой помощи клиентам.
ПолучателейРублейАдресная денежная помощь (всего) 3781515064государственная социальная помощь3681468064чрезвычайные обстоятельства (пожары и т.п.) 840000спонсорская денежная помощь27000
В отделении срочной помощи также предоставляется натуральная помощь. Всего обратившихся 133 человека, из них помощь продуктами получили — 63 человека, вещевую помощь — 73 человека (Таблица 2).
Также сотрудники центра проводили благотворительную акцию для оказания помощи (в виде продуктов питания, одежды и обуви) малообеспеченным гражданам Бежицкого района и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Таблица 2. Информация о деятельности отделения срочного соц обслуживания "КЦСОН г. Брянска" на 01.01.2016 года по оказанию натуральной помощи.
НАТУРАЛЬНАЯ ПОМОЩЬобеспечено всего получателей в том числе: Продуктовой помощью, получателиВещевой помощью, получателиИной помощью, получатели1336370Нет
Таким образом, можно сделать вывод, что в КЦСОН Бежицого района г. Брянска эффективно функционируют такие отделения: отделение срочного социального обслуживания и консультативной помощи, отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, сектор дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Все эти отделения оказывают помощь и поддержку гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и малообеспеченным гражданам. Отделение срочной помощи оказывает материальную помощь (денежную и натуральную).
2.2 Анализ результатов исследования, проведенного в ГБУ КЦСОН Бежицкого района г. Брянска
В ходе проводимого исследования была определена цель — выявить проблемы людей, находящихся за чертой бедности и их пожелания по улучшению организации социальной работы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Провести анкетирование клиентов отделения срочной помощи ГБУ КЦСОН Бежицкого р-на г. Брянска.
Проанализировать данные анкетного опроса.
Для проведения исследования была разработана анкета клиента (Приложение1).
В исследовании принимало участие 20 клиентов комплексного центра социального обслуживания населения, находящихся за чертой бедности в возрасте от 30 до 70 лет. Из них 5 мужчин и 10 женщин.
Ниже представлены результаты исследования.
Вопрос 1. Какой Ваш приблизительный среднемесячный доход?
) до 8000 рублей — 9 (40%)
) 8000 — 10000 рублей — 10 (50%)
) Выше 1000 рублей — 1 (10%).
Итак, приблизительный доход респондентов значительно ниже установленного по России порога бедности в четвертом квартале 2015г (9673 рублей).
Вопрос 2. Какой основной источник Вашего дохода?
) Работа — 25%
) Собственная пенсия — 40%
) Пенсия супруга — 25%
) Собственные сбережения — 10%
Вопрос 3. Какие проблемы существуют у Вас?
проблемы со здоровьем — отметили 70%
правовые — отметили 20%
материальное положение — отметили 100%
одиночество — отметили 60%
психологические проблемы (тревога, страх и т.п.) — отметили 45%
Вопрос 4. Как Вы пытаетесь решать эти проблемы?
Самостоятельно — отметили 45%;
Обращаюсь за помощью к близким родственникам и друзьям — отметили 80%
Обращаюсь в соответствующие органы социальной защиты — отметили 70%;
Другое — отметили 0%.
Вопрос 5. Как бы Вы могли описать в нескольких словах "достойную старость"?
) Забота государства — 80%
) Достойная пенсия — 100%
) Заботливое отношение близких людей — 90%
) Заниматься любимым делом — 60%
) Жить с семьей в достатке — 90%
Вопрос 6. Какая помощь Вам наиболее необходима?
) Медицинская — 70%
) Финансовая — 100%
) Психологическая — 50%
) Правовая — 30%
Вопрос 7. Назовите известные Вам государственные учреждения, социальные службы, общественные организации, помогающие Вам в решении их проблем?
) Министерство труда и социальной защиты РФ — отметили 10 (50%).
) Отдел социального обеспечения — отметили 16 (80%).
) Органы местного самоуправления — 2 (10%).
Вопрос 8. Удовлетворены ли Вы работой данных органов?
Удовлетворены ли вы:ДаНетНе знаюГосударство10%80%10%Министерство здравоохранения25% 60% 15% Пенсионный фонд10%90%0%Социальная служба90%10%0%Органы местного самоуправления 30% 25% 45%
Результаты исследования показали, что бедные не довольны работой практически всех вышеуказанных органов, кроме социальной службы.
Вопрос 9. Довольны ли Вы работой социальных работников?
) Да — 80%
) Нет — 10%
) Затрудняюсь ответить — 10%
Вопрос 10. Как Вы считаете, что можно сделать для решения социальных проблем людей, находящихся за чертой бедности?
) Изменить государственную политику в области социального обеспечения бедных, — отметили 90%.
) Необходимо менять отношение общества к бедным, — отметили 50%.
) Ничего, — отметили 0%.
) Другое — отметили 10%.
Ответы "не знаю" записывались как "другое".
Итак, на основании проведенного нами опроса, мы пришли к выводу о том, что доход 95% опрошенных не превышает порога бедности в РФ.
У наших респондентов имеется множество проблем, которые требуют безотлагательного решения:
проблемы со здоровьем — отметили 70%;
правовые — отметили 20%;
материальное положение — отметили 100%;
одиночество — отметили 60%;
психологические проблемы (тревога, страх и т.п.) — отметили 45%;
При этом, самостоятельно пытаются их решить 45% опрошенных бедных. Большинство надеются на помощь близких и друзей — 80%, а также на органы социальной защиты (70%).
Наши респонденты нуждаются в финансово, медицинской, психологической и менее всего в правовой помощи. Приоритет безоговорочно отдается финансовой помощи.
Деятельностью социальных служб люди, находящиеся за чертой бедности довольны в большей мере, чем деятельностью государства, Министерства здравоохранения, пенсионного фонда и органов местного публичного управления.
При этом, это удовлетворение деятельностью социальных служб вызвано, по мнению респондентов, работой социальных ассистентов.
Люди, находящиеся за чертой бедности предлагают следующие два варианта решения их проблем:
изменить государственную политику в области социального обеспечения бедных;
необходимо менять отношение общества к бедным.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили нам выделить основные проблемы бедных и их основные социальные ожидания в плане организации с ними социальной работы. Эти результаты были подтверждены нашими наблюдениями и беседами с людьми, оказавшимися за чертой бедности.
Данный практический материал позволил нам выработать практические рекомендации по совершенствованию социальной работы с людьми, оказавшимися за чертой бедности, представленными в следующем параграфе.
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности
Социальная работа — универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе — потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Мы считаем, что для условий России необходима разработка социальной "Программы борьбы с бедностью", которая была бы направлена на повышение качества жизни населения, улучшение социальной защиты самых бедных категорий граждан. Посредством развития системы социальных гарантий, создания новых рабочих мест, особенно для бедных, обеспечения доступа к качественным медицинским услугам, а также формирование качественно нового человеческого потенциала путем развития образования и науки. Сейчас необходимо и на уровне районов разрабатывать целостные программы борьбы с бедностью.
Поскольку бедность — многоаспектное социальное явление, люди не могут быть ограничены только удовлетворением своих потребностей в питании, одежде и жилье. Они должны иметь доступ к базовым услугам здравоохранения, образования и культуры, участию в общественной жизни. Значит, меры по преодолению бедности должны носить комплексный характер и быть направлены на развитие человеческого потенциала.
Поэтому программа борьбы с бедностью должна включать в себя экономический рост. Кроме этого — формирование эффективного рынка труда и высокой цены рабочей силы, регулирование демографических и миграционных процессов, повышение качества образования и укрепление здоровья населения, развитие системы социальной защиты уязвимых слоев, учет особенностей бедности в городской и сельской местностях, гендерных и экологических аспектов этой деятельности.
Приоритетной целью социальной работы должно стать улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной смертности населения.
Одной из причин бедности является также низкая оплата труда, особенно в сельском хозяйстве, в секторах образования, здравоохранения, социальных услуг населению, культуре. Необходимо пересмотреть систему оплаты труда людей в этих отраслях.
Немаловажным явится укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания, особенно для семьи и детей, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг.
Вместе с тем надо прекращать социальное иждивенчество, культивировать у людей новую психологию, которая предполагает в первую очередь использовать возможности для самостоятельного преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Это позволит сократить численность получателей адресной социальной помощи и направить ее тем, кто действительно не в состоянии обеспечить себя сам.
Задача социальной службы заключается в выявлении действительно бедных семей, поиске и внедрении форм оказания им социальной помощи, адекватных современному этапу трансформации социально-экономической системы, связанной с республиканской системой социального обеспечения и придании социальной помощи действительно адресного характера.
Поэтапное приближение минимальной заработной платы как государственной гарантии к бюджету прожиточного минимума
Совершенствовать такие методы сохранения реального содержания денежных доходов населения, как:
) пересмотр минимальных уровней денежных доходов в соответствии с изменением БПМ;
) индексация денежных доходов в соответствии с ростом индекса потребительских цен;
) компенсация (единовременное увеличение) денежных доходов населения.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов, важно расставить приоритеты: какие и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы (бедным, детям, пенсионерам, бюджетной сфере, безработным и др.), в какой пропорции их делить, выработать критерии их "дележа". Необходимо выявить и поддержать наиболее кризисные социальные группы — действительно нуждающихся в социальной помощи, сконцентрироваться на наиболее эффективных направлениях ее оказания, обеспечить адресность ее предоставления.
При выборе среди социально уязвимых групп населения наиболее "кризисных" для современных условий, необходимо сравнивать их доходы и прожиточный минимум. С точки зрения этого критерия (ПМ — душевой доход) в наиболее худшем положении оказались семьи с детьми (по сравнению, например, с семьями пенсионеров). Поэтому все слои населения, все его поколения (включая пенсионеров) хорошо бы восприняли меры по защите сегодняшних и будущих (не родившихся) детей. Это:
сохранение (восстановление) школьных завтраков и обедов;
увеличение всех типов пособий на детей (по беременности и родам, уходу за ребенком, пособий на детей до 16-ти лет);
восстановление системы летнего отдыха для детей, включая льготные за счет средств соцстраха и профсоюзов путевки, и т.п.
Социальная работа — это и профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Для совершенствования социальной работы социальный работник должен активнее брать на себя функцию посредника между семьями и различными организациями и тем самым выработать иной подход, иное отношение, иной стиль общения с этими семьями, то есть общаться с ними не с точки зрения учителя или судьи, а с позиций партнера или посредника. И, естественно, ему требуются дополнительные профессиональные умения, знания по юридическим вопросам, вопросам социальной защиты, навыки установления контакта с семьей, мотивация членов семьи на изменения и навыки безоценочного общения.
Задачей социальных служб на ближайшие годы должна быть психологическая помощь. Ни одна программа или закон не будут эффективными, если человек, для которого она создана, не понимает ее целей и задач, не видит собственного вклада и ответственности. В рамках социальной работы необходимо формировать новую психологию у человека, оказавшегося за чертой бедности: не возлагать всю ответственность на государство, забывая об ответственности личной, семенной, ответственности родителей за детей и детей за родителей. Нужно полностью менять сам подход к оказанию помощи, делая ставку на самопомошь, помогая обратившемуся понять, почему он так живет, как это исправить с помощью семьи и себя самого.
Штат социальной защиты необходимо формировать не по выплаченным средствам или оказанным услугам. Тут бы психологов побольше, чтобы профессионально помогать тем, кто в собственных мыслях запутался.
Необходимо также изменить форму и условия оказания социальных услуг именно для этой группы населения: то есть упростить и видоизменить процедуру службы "одного окна" и изменить особенности сбора документов, поскольку перемещение по городу, между населенными пунктами для семей, находящихся за чертой бедности, затруднено как отсутствием документов, так и финансовыми возможностями, зачастую внешним видом.
Необходимо, чтобы и сотрудники остальных социальных служб, которые взаимодействуют с бедными, также изменили свое поведение и не относились к ним свысока, что вызывает, естественно, агрессию и нежелание повторных обращений у этой группы.
Весь вышеописанный комплекс мер, на наш взгляд, будет способствовать улучшению социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности.
Заключение
Социальная работа — универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе — потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Бедность — это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Мы выяснили, что в зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной. Бедность — неоднозначное явление, и помимо ее оценки важно представление о причинах, ее вызывающих — это — социальные, демографические, политические, регионально-географические.
Специфика бедности в России заключается в ее причинах (как объективных, так и субъективных) Сложившаяся в стране модель бедности — это, прежде всего, результат низкого уровня доходов от занятости и, как следствие, через их налогообложение — низкого уровня социальных трансфертов. В этой связи феномен российской бедности можно определить, прежде всего, в терминах категорий "рыночной бедности" — бедности, связанной с местом населения на рынке труда.
Данный тип бедности отражает превалирование низкооплачиваемых работ и процессов труда, определяются низкими заработными платами, низкодоходными рабочими местами, неполной и нестабильной, часто граничащей с безработицей, занятостью, которые "толкают" людей в безработицу и экономическую неактивность.
Факторами, связанными с усилением стать бедным или требующими обращения за социальной помощью, являются — низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус, расовая или этническая принадлежность.
Вместе с тем, и сейчас бедные и беднейшие не являются приоритетными группами для оказания социальной помощи. Учитывая различие категорий бедности и причин бедности (не зависящие от человека жизненные обстоятельства, среда, физиологические причины, или, напротив, апатия, лень, элементарное нежелание менять уклад жизни), приоритетным направлением социальной политики должна стать адресная помощь на местах, более точное определение адресатов помощи. Основными направлениями социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения являются социальная поддержка и социальная помощь. Также мы выделили основные виды и формы адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам — денежная помощь, дотация на оплату питания и лечения, натуральное обеспечение, гуманитарную помощь, услуги и льготы. Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.
Результаты исследования, проведенного в ГБУ КЦСОН Бежицого района г. Брянска позволили нам выделить основные проблемы бедных и их основные социальные ожидания в плане организации с ними социальной работы. Эти результаты были подтверждены нашими наблюдениями и беседами с людьми, оказавшимися за чертой бедности.
Целью нашего исследования предполагалось осветить проблему бедности в России, а также роль социальной работы в предотвращении бедности и помощи малоимущим гражданам и выработать рекомендации по улучшению социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности. В процессе реализации цели исследования, нами были решены следующие задачи:
. Изучена литература по данной теме.
. Определено понятие "бедность" и его сущность.
. Выявлена специфика бедности в России.
. Выявлено отношение людей, находящихся за чертой бедности к проблеме оказания им социальной помощи.
. Выработаны рекомендации по улучшению социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности
Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве базы для изменения некоторых параметров российской системы социальной защиты, а также при корректировке социальной работы с бедными слоями населения.
Отдельные результаты дипломной работы могут быть положены в основу практической деятельности социальных служб.
Выводы, полученные в процессе исследования, позволяют обосновать необходимость выработки властными структурами и социальными институтами общей стратегии социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности в новых социально-экономических условиях. Исследование может способствовать своевременному выявлению групп населения, требующих специальной государственной поддержки, и может использоваться для проведения всесторонней и объективной оценки эффективности мероприятий по борьбе с бедностью.
Материалы лицензионной работы могут быть полезны для последующего изучения данной проблемы, проведения дальнейших исследований и написания более крупных, обобщающих работ.
Таким образом, нами доказано, что разработка практических рекомендаций по совершенствованию социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности, невозможна без учёта специфики проявлений бедности в стране и учёта отношения людей, находящихся за чертой бедности к проблеме оказания им социальной помощи.
Список литературы
1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. Стереотипное издание. — М.: Изд-во РАГС, 2012 — 124 с.5.2 Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России: исследовательский центр качественной подготовки специалистов. М., 2010 — 76 с.
. Белоусова С., Анализ уровня бедности // Экономист, — №10, — 2012 г.88 с.
. Бобков В. Межрегиональное неравенство уровня жизни: состояние и вектор развития // Экономист. — 2012. — № 12. — С.25.
. Бобков В.С. Российская бедность: измерение и пути преодоления // Общество и экономика. — 2013. — № 3. — С. 19-37.
. Богомолова, Т.Ю. Бедность в современной России: масштабы и территориальная дифференциация // ЭКО. — 2012. — № 11. — С.41-56.
. Васильев Ю.Г., Бедные о бедных // Социальная работа, — №3, — 2007г. (переизд. 2011) 143 с.
. Гуленкова А., Кринко Е., Как измерить бедность? // Социальная работа 2011 г.210 с.
. Давыдова Н.М., Седова Н.Н., Богатые и бедные в современной России // СОЦИС, — №3 — 2012 г. с.274
. Денисов, Н.А. Проблема бедности в России в контексте макроэкономической политики // Уровень жизни населения регионов России. — 2014. — № 1-2. — С.54-69.
. Доклад "Социально-экономическое положение России"/ Росстат. — М., 2014. — № 1. — 207 с.
. Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России "Адвокат", N 10, 2006г.
. Зубкова Л., Бедность — не порок! // Социальная защита 2011 г.311 с.
. Иванова С.Т., Россия в состоянии кризиса // СОЦИС 2012 г.360 с.
. Кирьянова В.С. Проблема бедности в России и пути ее преодоления // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 4. — С.7-19
. Климантова Г.И. Проблемы бедности в современной России // Аналитический вестник. — 2013. — №20 (213). — 94 с.
. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
Кравченко А.И. Введению в социологию. — М.: Новая школа, 2012.11.
. Лебедева А.В. БЕДНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч. — практ. конф. № 10 (37)
. Литвинов В.А., Бедность населения: показатели и измерители // Преподавание истории и обществознания в школе, 2011 г.401 с.
. Литовченко В.П. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие: Москва, 2012 — 180 с.
. Максимова Т.Н., Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 2011 г. с.309
. Николаев Л.Е., Бедность в России: экономический анализ // Общество и экономика, 2012 г.413 с.12.
. Овчарова Л.Н. Бедность в России // Мир России. — 2013. — № 1. — С.171-178
. Овчарова Л.Н. Бедность и экономический рост в России // Журнал исследований социальной политики. — 2013. — № 4. — С.439-456
. Организация работы органов социального обеспечения / под ред.А.Н. Савинова — М: Форум, 2005 г
. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / под ред. Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной — М: Академия, 2009 г., 224 стр.
. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа — #»justify»>. Разумов А., Классификация основных подходов к определению и измерению бедности // Человек и труд, — №9, — 2011 г.97 с.
. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 N 2553-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
. Распоряжение Правительства РФ №1043-р от 21 июня 2013 г. "Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
. Ржаницына Л., Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист, — №4., 2012 г 47 с.
. Римашевская Н.М., Бедность и маргинализация населения // СОЦИС 2011 г.27 с.
. Румянцева О., Опыт борьбы с бедностью в других странах // Экономист, — №3, — 2009
. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. М: Инфра-М, 2011 г.117 с.
. Социально-экономическое положение России / Росстат. — М., 2014. — № 1. — 264 с.
. Социальная политика и социальная работа / под ред.Е.И. Холостовой — М: Дашков и К, 2009 г. — 216 с.
. Социологический энциклопедический словарь, под. ред. Осипова Г.В., — М. 2013 г.970 с.
. Социальное государство / под ред. Н.А. Волгина — М: Дашков и К, 2010г.
. Суринов А.А. Проблемы измерения социального неравенства и бедности в России // Общество и экономика. — 2012. — № 3. — С.142-144.31.
. Тайнфелд В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2004.
. Теория, история и методика социальной работы / под ред.П.Д. Павлёнка — М: Дашков и К, 2005 г., 560 с.
. Тихонова Н.Е., Особенности дифференциации и самооценки статуса в полярных слоях населения // СОЦИС, — №3, — 2011 г.418 с.
. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015)
. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015)
. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012)"О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2009. — 402с.
. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров / М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2015г, 210 с.
. Чинакова Л.И., Об отличительных признаках бедности и нищеты // СОЦИС, 2011 г.300 с.
. Шанин В., Подходы к решению проблемы бедности, // Человек и труд, — №5, — 2012 г. с.64-65
. Шишков Ю., Уровень бедности в современном мире // МЭМО, 2010 г.102 с.