Содержание
Введение4
1. Основы организации работы коммерческого банка с физическими лицами7
1.1. Экономическая сущность банковских услуг и операций7
1.2. Современное состояние и тенденции развития банковских услуг в РФ13
2. Методические подходы к организации комплексного банковского обслуживания физических лиц в коммерческом банке38
2.1 Российская практика обслуживания физических лиц в коммерческом банке38
2.2 Формирование системы банковского обслуживания физических лиц в коммерческом банке48
2.3 Организация расчетно-кассового, депозитного обслуживания и кредитования физических лиц55
3. Анализ и оценка организации обслуживания физических лиц в коммерческом банке (на примере филиала «Мурманский» ОАО банка «Александровский»)68
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности филиала «Мурманский» ОАО банк «Александровский»68
3.2. Комплексный анализ деятельности филиала «Мурманский» ОАО Банк «Александровский» на рынке розничных банковских услуг83
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации обслуживания физических лиц в филиале «Мурманский» ОАО банк «Александровский»96
Заключение112
Список использованных источников115
Выдержка из текста работы
Актуальность темы дипломной работы «Банковское обслуживание физических лиц в Автозаводском отделении №8213 Сбербанка России» определена тем, что выполнение банковских операций с широкой клиентурой — важ¬ная особенность современной банковской деятельности во всех стра¬нах мира, имеющих развитую кредитную систему.
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях пере¬хода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реа¬лизация.
Известно, что ведущие коммерческие банки Кыргызстана стре¬мятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рента¬бельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской дея¬тельности предполагает предоставление банковских услуг с мини¬мальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое бан¬ковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся пот¬ребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристи¬ки банковского обслуживания.
На ряду с выполнением традиционных банковских услуг населе¬нию — привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения — совре¬менные банковские институты в нашей стране начинают выполнять также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трасто¬вые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.
Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать макси¬мальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковско¬го обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.
Основной проблемой в рассмотрении данной темы является изучение особенностей банковского обслуживания физических лиц. Следовательно, основными вопросами для решения данной проблемы являются следующие: рассмотрение понятия банковского обслуживания физических лиц и анализ его разновидностей на конкретном примере.
Цель дипломной работы- анализ особенностей банковских услуг физических лиц на примере Автозаводского отделения №8213 СБ России.
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие задачи:
— рассмотреть виды банковских услуг в условиях рыночной экономики;
— изучить методику анализа оказания различных банковских услуг физическим лицам на конкретном примере;
— выделить направления совершенствования банковского обслуживания физических лиц.
Объектом дипломной работы является Автозаводское отделение №8213 Сбербанка России.
Предметом исследования являются разновидности банковских услуг, оказываемых физическим лицам.
Практическая значимость дипломной работы выражается в том, что проведенный анализ разновидностей банковского обслуживания физических лиц и разработка мероприятий по его совершенствованию могут служить основой для дальнейшего его развития в данном отделении Сбербанка.
В работе были использованы материалы специалистов в области банковского дела и анализа, законодательные и нормативные материалы, такие как положения, инструкции, методические рекомендации Банка России, регламенты работ, учебные пособия по банковскому делу, периодическая литература……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности№ №17-ФЗ от 03.02.1996г.
2. Федеральный закон РФ «О Центральном банке (Банке России)» от 26.04.1995г. (с изменениями и дополнениями)
3. Постановление Правления Сбербанка России «О вкладах населения в Сбербанке России» №280 от 25.07.2002.
4. Положение «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.1998 №54-П
5. Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998г. №14-П
6. Положение ЦБ РФ «О безналичных расчётах в Российской Федерации» от 08.09.2000г. №120-П
7. Регламент работы отделов расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов отделений (ОПЕРУ) Московского областного банка Сбербанка России по ведению счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации от 01.08.2000г. №30-00/9324
8. Методические рекомендации к положению Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 05.10.1998 №273-Т
9. Инструкция ЦБ РФ «О порядке регулирования деятельности банков» №1 от 01.10.1997
10. Инструкция ЦБ РФ «Правила ведения учета депозитных операций кредитных организаций в РФ» №44 от 25.07.1996
11. Правила совершения операций по сберегательным сертификатам Сбербанка России.
12. Банки и банковские операции в России / Под ред. Лапидуса М.Х. –М.: Финансы и статистика, 1999.
13. Банки и банковские операции: Учебник для ВУЗов / Под ред. Лаврушина О.И. –М.: Финансы и статистика, 2001.
14. Банки и банковские операции /Под ред. Жукова Е.В. –М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002
15. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О.И. –М.: Финансы и статистика, 2002
16. Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И.Т. –Спб.: Юристъ, 2002.
17. Банковское дело /Под ред. Колесникова В.И. –М.: Финансы и статистика, 2002.
18. Банковское дело /Под ред. Коробовой Г.Г. –М.: Юристъ, 2002.
19. Банковское дело: справочное пособие / Под ред. Бабичевой Ю.А. –М.: Экономика, 1999.
20. Букато В.И., Львов Ю.М. Банки и банковские операции в России.-М.: ИНФРА-М., 2002
21. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. –М.: Финансы и статистика, 2002.
22. Дубенецкий Я.Н. Проблемы финансовой устойчивости банков в современных условиях // Банковское дело, 2001. -№2, с.5.
23. Концепция развития Сбербанка России до 2005 года // Деньги и кредит, 2001. -№9, с.3
24. Мехряков В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы в России. –М.: Издательство Весь мир, 2001
25. Основы банковской деятельности: Учебное пособие / Под ред. Тагирбекова К.Р. –М.: ИНФРА-М, 2003
26. Перотти Э., Фриз С., Эленберг К. Гарантирование банковских депозитов: мировая практика и российские проблемы // Деньги и кредит, 2000. -№6
27. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. –М.: ИНФРА-М, 2003
28. Черкасова В.Е., Плотицына Л.А. банковские операции: методы, анализ, расчеты. –М.: Метаинформ, 2000
29. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. –М.: Финансы и статистика, 2001.
30. Шустов В.В. Конкуренция банков и рынок клиентуры // Деньги и кредит, 2001. -№7.