Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ4
1.1 Сущность и необходимость пластиковых банковских карт4
1.2 Виды банковских пластиковых карт7
2РОЛЬ И МЕСТО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ, ОСНОВАННОЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ.10
3ОПЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ35
Выдержка из текста работы
1.2 Общая характеристика мировых и российских платежных систем, сформированных для работы с пластиковыми картами……………………………………9
Глава II. Проблемы и пути решения рынка банковских карт
2.1 Проблемы рынка банковских карт в России…………………………………………..16
2.2 Возможные пути решения проблем, связанных с банковскими картами…………………………………………………………………………………………………18
Глава III. Перспективы развития банковские карт
3.1. Универсальная электронная карта…………………………………………………………..22
3.2. Чипирование населения……………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………………………………………30
Введение
В настоящее время в условиях ускоренного развития автоматизированных технических средств, появления новых видов и форм электронных расчетов и других технологий, конкуренции между банками, возрастает необходимость привлечения как можно большего количества клиентов, вкладчиков, денежные средства которых являются источником пополнения ресурсной базы банка. В современных условиях деньги являются неотъемлемым, атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиями обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота. Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Применение компьютеров позволило не только значительно сократить трудовые затраты при совершении банковских операций, ускорить взаиморасчеты, но и дало возможность широкого внедрения принципиально новых банковских продуктов. К числу таких продуктов, несомненно, относится и осуществление взаиморасчетов посредством банковских карт.
Банковская пластиковая карточка — это универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами. Появившись в середине прошлого века, банковские карточки получили распространение в более чем 200 странах мира и успели стать неотъемлемым атрибутом цивилизованного человека. Сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги.
За последние несколько десятилетий объем использования персональных пластиковых карт во всем мире достиг весьма внушительных размеров. Российский рынок банковских карт также последние годы бурно развивается. Причиной тому является общемировая тенденция в развитии безналичных расчетов. Пластиковые карты создают возможность организации функционирования единой универсальной расчетной сети, которая позволит обеспечивать обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приведет к значительному сокращению доли наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков в России. Безналичный оборот по картам постепенно увеличивается, что является отражением стабильности и сбалансированного роста “карточного” рынка в целом.
Современные банковские карты освобождают владельцев от издержек и неудобств, связанных с хранением, перечислением, конвертацией наличных денег, позволяют быстро и безопасно проводить расчеты и снимать наличные средства со счета, находясь в разных точках планеты.
Изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, так как существует перспективы развития и дальнейшего увеличения доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость. Это определяет актуальность темы данной работы.
Предметом исследования является конъюнктура рынка пластиковых карт, объектом исследования — рынок пластиковых карт Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является выявление состояния проблемы и направлений совершенствования развития Российского рынка банковских пластиковых карт.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучение теоретических основ банковских пластиковых карт;
2) анализ общей характеристики мировых и российских платежных систем;
3) выявление основных проблем рынка банковских карт в РФ и предложения путей их решения
4) перспективы развития банковских карт
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Понятие и характеристика банковских карт
1.1 Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт
Пластиковая карта — это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Банковская карточка — понятие для нашей страны еще новое, а поэтому многие до конца не понимают, что же это такое. Одни говорят о кредитных карточках, другие называют их банковские, третьи — пластиковыми. Однако это далеко не одно и то же.
Пластиковые карточки называются так из-за материала, из которого они изготовлены. Называя их банковскими, уточняем, кто их эмитирует, т.е. выпускает, их выпускает банк, потому они и называются банковскими. А под кредитными картами подразумевается схема расчетов между держателем карточки и эмитентом.
Считается, что первыми возникли именно кредитные карточки.
Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами в книге «Взгляд в прошлое: 2000-1887», а первые попытки практического внедрения кредитных карточек из картона делались в США еще в 1920-е гг. предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями. Картонные карточки были недолговечными, поэтому десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением (рельефной печатью). Их обслуживание можно было частично автоматизировать, используя оттиски с вытисненных символов и перенося информацию с карточки на заранее отпечатанные чеки.
В послевоенные годы появились пластиковые кредитные карточки, которые стали использоваться при покупке бензина и автомобилей, авиабилетов и холодильников и др. В 1958 г. фирма American Express выпустила кредитные «карточки для богатых», и в том же году кредитные карточки пришли, наконец, в банковский мир. Первым эмитентом стал Bank of America из Сан-Франциско, приступивший к выпуску карточек BankAmeriсard. До середины шестидесятых годов система BankAmeriсard была монополистом в этой сфере банковской деятельности, предоставляя на договорной основе свои услуги и другим банкам. Затем чуть ли не все банки США бросились выпускать собственные кредитные карточки. Начался настоящий хаос, в результате которого банки понесли убытки в сотни миллионов долларов. Однако постепенно выкристаллизовались два центра: система Bank of America, впоследствии преобразованная в многоэмитентную систему с широко известным названием Visa, и банковское объединение, получившее после ряда переименований название Mastercard. Не последнюю роль в преодолении хаоса сыграл бурный рост возможностей вычислительной техники и программного обеспечения, благодаря которому удалось создать эффективную автоматизированную систему взаиморасчетов.
В шестидесятые годы появились пластиковые карточки с магнитной полосой, несущей информацию «магнитные карточки», а для обслуживания таких карточек с использованием этой информации были созданы интеллектуальные электронные терминалы, размещаемые в магазинах и на предприятиях сферы услуг. Немного позднее появились банкоматы для выдачи купюр и монет. Удобство этих устройств привлекло к ним клиентов, число которых стало быст……..
Список литературы
1. Сергеева Э.В. Банковские карты в системе безналичных расчетов: правовой аспект // Банковское право. — 2010.
2. Спиранов И.А. Правовое регулирование операций с банковскими картами. — М.:Издательско-полиграфический комплекс «Интеркрим-пресс», 2009
3. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги: Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо, — 2008
4. Голубович А.Д., Муримская О.М. «Кредитные и другие банковские карточки в системе автоматизированных денежных расчетов» 2006
5. Романова Н. Жизнь по карточкам // Профиль, 2007
6. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки. — М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2006.
7. Воронин А. К. «Новые банковские продукты на основе карт» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 3/2010.