Содержание
Введение.3
Глава 1. Кризисные явления в банковском секторе и меры по ликвидации их последствий
5
1.1.Причины и факторы банковских кризисов6
1.2.Типы и формы банковского кризиса12
1.3.Теоретические основы совершенствования системы регулирования банковского сектора как инструмента предотвращения банковских кризисов15
Глава 2.Деятельность банковского сектора в период кризиса21
2.1.Обострение структурных проблем и задачи по их решению в банковской деятельности21
2.2Влияние банковского кризиса на развитие экономики30
Глава 3.Банковский кризис в России: проблемы и пути выхода 46
3.1.Проблемы банковского кризиса46
3.2.Пути преодоления банковского кризиса50
Заключение57
Список использованной литературы59
Приложения.62
Выдержка из текста работы
- Введение
- Глава 1. Банковская система России
- 1.1 Понятие и признаки банковской системы
- 1.2 Уровни банковской системы
- Глава 2. Банковская система современной России: кризис и перспективы развития
- 2.1 Последствия дефолта
- 2.2 Преддверие кризиса 2005-2008 годы
- 2.3 Влияние глобальных факторов
- Глава 3. Тенденции развития банковской системы
- 3.1 Парадоксы кризиса и антикризисных мер
- 3.2 Перспективы развития банковского сектора
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- Введение
Специфика банковской деятельности порождает потребность в создании банковской системы, позволяющей упорядочить этот вид общественных отношений с учетом присущих им (отношениям) особенностей. Все банки в совокупности представляют собой систему, вне которой их деятельность невозможна. Банковская деятельность не может быть реализована вне системы, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы. Для определения совокупности организаций, имеющих право на осуществление банковской деятельности в РФ, в федеральном законодательстве используется термин «банковская система» (ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности») Гейвандов, Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. — М.: Аванта+, 2003.
С учетом положений действующего законодательства под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных институтов особого рода, действующих в сфере денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности либо выполняющих представительские функции от имени иностранных банков. Связь между банковской деятельностью и банковской системой настолько тесная, что эти явления не существуют одно без другого. Поэтому их следует рассматривать в едином контексте соответственно как содержание и форму.
Современная банковская система — это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы — это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.
Современная банковская система — это сфера многообразных услуг своим клиентам. От традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.). Структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.
Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. Все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач для экономического развития России.
Вместе с тем, банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, привели нашу страну к финансовому кризису. Все это обусловило актуальность изучения темы.
Актуальность темы исследования, ее практическая значимость, неполная степень ее разработанности в отечественной экономике и финансов, наличие спорных вопросов определили цель и задачи дипломной работы, ее логику и структуру.
В работе было решено сделать основной упор на изучение причин кризиса банковской системы, и перспектив развития банковской системы в современной России.
Целью курсовой работы является выявление путей выхода из кризиса банковской системы современной России. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих теоретических задач:
— изучить сущность и структуру банковской системы;
— рассмотреть уровни банковской системы;
— исследовать причины кризиса банковской системы;
— выявить перспективы развития банковской системы.
Объектом исследования является совокупность экономических отношений, в которых банковская система реализует свою роль.
Предметом исследования является банковская система и тенденции ее развития.
Логика исследования отражена в структуре работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
В качестве источников для написания работы использовались нормативно правовые акты в области банковской системы, учебные пособия авторов Тосунян Г.А., Алексеевой Д.Г., Братко А.Г., Гейвандов Я.А., Ефимовой Л.Г., Лаврушин О.И., Олейник О.М., и многих других. А также материалы периодической печати, затрагивающие проблемы банковской системы и рассматривающие ее основные перспективы развития.
1.1 Понятие и признаки банковской системы
Трудность в определении данного понятия, выявлении ее частей и структуры отчасти объясняется тем, что термин «банковская система» имеет не столько правовое, сколько экономическое содержание, причем эти два понятия, к сожалению, не совпадают. Выяснению смыслового содержания термина «банковская система Российской Федерации» на сегодняшний день препятствуют: полное отсутствие качественного легального понятия этого термина в действующем законодательстве, многочисленные споры в доктрине, появление новых юридических лиц, которые либо de facto занимаются банковскими операциями, либо, так или иначе, способствуют развитию банковского бизнеса. Вопрос о включении этих новых образований в банковскую систему остается спорным Ефимова, Л.Г. Понятие и структура банковской системы российской федерации // Банковское право. — 2007. — N 2..
Чтобы сформулировать определение понятия «банковская система» и одновременно понять, почему и в какой момент некая общность банков становится системой, рассмотрим следующие основные понятия: элементы банковской системы, структура банковской системы, цель банковской системы и характер интеграционных процессов, протекающих в ней в настоящее время.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492. банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Таким образом, легальное определение термина «банковская система» дано путем перечисления ее элементов, что нельзя признать удовлетворительным, поскольку любая система не сводится только к ее элементам, а всегда представляет собой нечто качественно новое. Кроме того, рассматриваемое легальное определение оставляет за пределами банковской системы Российской Федерации различные юридические лица, которые либо обслуживают банковскую деятельность, либо сами фактически этой деятельностью занимаются. К первой группе юридических лиц следует отнести государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации : Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ // СЗ РФ. — 2003. — N 52 (часть I). — Ст. 5029., союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги. Ко второй группе относятся юридические лица различной организационно-правовой формы, которые на регулярной профессиональной основе занимаются кредитованием клиентуры или осуществляют безналичные расчеты. Кредитованием занимаются ломбарды, разнообразные кредитные кооперативы, местные фонды поддержки малого бизнеса и т.п. Безналичные расчеты за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги разрешено осуществлять любым организациям, выполняющим требования ст. 13.1 Закона о банках. Кроме того, безналичные расчеты выполняют организации Почты России.
Отношение указанных организаций к банковской системе Российской Федерации может быть определено по-разному в зависимости от подхода, которым руководствуется исследователь. Опираясь на формально-юридический метод, А.Г. Братко Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2003. С. 152 — 154. включил в банковскую систему Российской Федерации только те ее элементы, которые прямо перечислены в ст. 2 Закона о банках. Кредитные кооперативы и Агентство по реструктуризации кредитных организаций он не признал элементами банковской системы Примечание: В настоящее время упразднено. В таком же положении по отношению к банковской системе Российской Федерации сейчас находится Агентство по страхованию вкладов.. Другие авторы, которые, по-видимому, пользовались функциональным методом, отнесли к элементам банковской системы юридические лица первой группы. Так, по мнению Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулина и А.М. Экмаляна, в банковскую систему следует включить союзы и ассоциации кредитных организаций, а также любые другие элементы банковской инфраструктуры, которые могут появиться в будущем. К моменту написания рассматриваемой книги отсутствовали бюро кредитных историй и организации, осуществляющие страхование вкладов. Однако авторы высказались за включение указанных организаций в банковскую систему, если они появятся в будущем Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999. С. 256 — 259.. О.М. Олейник отнесла к числу элементов банковской системы союзы и ассоциации кредитных организаций, группы кредитных организаций, холдинги и неформальные образования банкиров Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. С. 172 — 173.. По мнению Д.Г. Алексеевой, к числу элементов банковской системы можно отнести любого субъекта, который либо осуществляет банковские операции, либо обеспечивает основные функции банковской системы Алексеева Д.Г. Банковское право. М.: Юрист, 2003. С. 43..
По мнению О.И. Лаврушина, банковская система — это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. авт.; под ред. О.И. Лаврушина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2006. . Как совокупность элементов ее можно представить в виде следующих блоков и их элементов:
I. Фундаментальный блок
— Банк как денежно-кредитный институт
— Правила банковской деятельности
II. Организационный блок
— Виды банков и небанковских кредитных организаций
— Основы банковской деятельности
— Организационная основа банковской деятельности
— Банковская инфраструктура
III. Регулирующий блок
— Государственное регулирование банковской деятельности
— Банковское законодательство
— Нормативные положения Центрального банка Российской Федерации
— Инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками в целях регулирования их деятельности.
Представленные блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств.
Представляется, что необходимо различать формально-юридическое и экономическое понятия банковской системы Российской Федерации. Банковская система в формально-юридическом смысле включает в себя только те ее элементы, которые перечислены в ст. 2 Закона о банках. Для выяснения экономического понятия банковской системы необходимо установить фактический состав ее элементов, объединенных соответствующими системообразующими связями.
Проблема выявления элементов банковской системы Российской Федерации может быть решена с помощью функционального подхода. Поэтому в банковскую систему следует включать все те организации, которые либо занимаются банковскими операциями, либо содействуют их осуществлению. К числу элементов банковской системы необходимо отнести не только Банк России и кредитные организации, но и организации банковской инфраструктуры. Соответственно необходимо выделить три основных типа деятельности, которыми могут заниматься организации, являющиеся элементами банковской системы. Во-первых, это основные участники банковской системы, занимающиеся главным образом банковской деятельностью (кредитные организации). Во-вторых, органы управления банковской системой, состав которых предстоит выяснить ниже. В-третьих, вспомогательные участники — организации, обслуживающие основных участников банковской деятельности, решающие их общие задачи, — банковская инфраструктура. В последнюю группу входят бюро кредитных историй, банковские ассоциации и союзы, банковские холдинги и другие объединения и т.п. Что касается иных юридических лиц, которые фактически занимаются банковскими операциями, то вопрос о включении их в число элементов банковской системы на сегодняшний день не может быть решен положительно. Их деятельность, как правило, регулируется специальным законодательством, они не поднадзорны Банку России, у них не возникает каких-либо устойчивых системообразующих связей с кредитными организациями Ефимова, Л.Г. Понятие и структура банковской системы российской федерации // Банковское право. — 2007. — N 2.
Вопрос о структуре банковской системы в литературе нередко сводится только к выявлению числа ее уровней и распределению по ним элементов системы. Исследователи этой проблемы выдвинули две концепции об организации структуры банковской системы Российской Федерации. Одни авторы полагают, что банковская система является двухуровневой, причем первый уровень занимает Банк России, а второй — все остальные элементы банковской системы, и в первую очередь банки См. об этом: Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2003. С. 151; Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999. С. 259 — 261; Ефимова Л.Г. Банковское право: Учебное и практическое пособие. М.: Изд-во БЕК, 1994. С. 6.. В основу указанной концепции положен тип связи, существующий между элементами разных уровней. Так, сделан вывод, что между Банком России, занимающим первый уровень, и всеми остальными элементами системы существуют отношения субординации, которые главным образом обеспечивают целостность системы. Между остальными элементами банковской системы существуют отношения координации Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999. С. 258.. Другие авторы положили в основу своей концепции о структуре банковской системы функциональный подход. Например, О.М. Олейник полагает, что банковская система имеет двухзвенную структуру, состоящую из двух групп элементов. Первую группу образуют участники системы, выполняющие основные ее функции по обслуживанию физических и юридических лиц, непосредственно обеспечивающие денежный оборот страны и потребности в кредитных ресурсах. В нее включены Банк России и кредитные организации. Вторая группа объединяет создаваемые кредитными организациями союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. В эту же группу включены также холдинги, группы кредитных организаций и неформальные объединения Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. С. 172.. Таким образом, второе звено банковской системы, по мнению О.М. Олейник, образуют организации инфраструктуры банковской системы.
Вместе с тем отметим, что процитированные работы были написаны достаточно давно. Сейчас количество организаций банковской инфраструктуры значительно увеличилось, появились их новые разновидности. Взаимоотношения организаций банковской инфраструктуры с кредитными организациями и Банком России серьезно усложнились. Например, АСВ, с одной стороны, может быть отнесено к числу организаций банковской инфраструктуры, т.к. оно обслуживает потребности всей банковской системы в целом путем создания системы страхования вкладов. С другой стороны, оно решает общегосударственные задачи в области укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации и выполняет некоторые управленческие функции. Поэтому функциональный подход не может быть использован для структурирования современной банковской системы, так как не всегда просто отделить основных участников банковской системы от обслуживающих их организаций банковской инфраструктуры, а последних — от органов управления банковской системой.
1.2 Уровни банковской системы
Банковская система, как любая другая социальная система, является организацией и нуждается в наличии органов управления, обладающих какими-либо властными полномочиями по отношению к другим элементам системы. Таким властным центром, организующим основные процессы управления в банковской системе России, всегда являлся Центральный банк РФ. В любом государстве система банков возникает тогда, когда наряду с обычными банками появляются центральные банки, выполняющие функции управления банковской системой. Следовательно, в основу структурирования банковской системы должен быть в первую очередь положен тип связей между группами элементов системы. Отношения власти-подчинения существуют между первым и вторым уровнем банковской системы. Между элементами одного и того же уровня складываются координационные связи. Таким образом, Банк России находится на первом (верхнем) уровне банковской системы России. До недавнего времени исследователи не называли других элементов первого уровня. Все авторы, разделяющие двухуровневую конструкцию банковской системы России, считали ЦБ РФ единственным звеном, занимающим весь первый уровень банковской системы. Вместе с тем неоднократно высказывались идеи относительно необходимости преодоления монополизма Банка России и передачи части его функций другим органам управления Ефимова Л.Г. Законодательство о банках и расчетах в строительстве: Автореф. канд. дис. М., 1992; Тосунян Г.А., Ефимова Л.Г. Опыт правового регулирования деятельности органов управления кредитной системой Франции и проблемы совершенствования банковской системы России // Государство и право. 1994. N 7. С. 139 — 148; Ефимова Л.Г. Банковское право: Учебное и практическое пособие. М.: Изд-во БЕК. С. 16..
На сегодняшний день появились основания для вывода о том, что на первом уровне банковской системы Российской Федерации вместе с Банком России находятся и другие органы. Представляется, что органы управления банковской системой должны отвечать двум признакам. Во-первых, они должны являться инструментом государственного влияния на банковскую систему, а во-вторых, обладать контрольно-надзорными полномочиями над основной деятельностью организаций второго уровня банковской системы Ефимова, Л.Г. Понятие и структура банковской системы российской федерации // Банковское право. — 2007. — N 2..
Рассмотрим, какие органы управления, кроме Банка России, находятся на первом уровне банковской системы Российской Федерации.
Выше мы высказались за включение в число элементов банковской системы бюро кредитных историй в качестве организаций банковской инфраструктуры. Однако государственное регулирование деятельности бюро кредитных историй осуществляется не только Банком России в лице входящего в его состав Центрального каталога кредитных историй.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» государственный контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй осуществляется уполномоченным государственным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такой орган определен Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 501 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй» (далее — Закон о кредитных историях). В соответствии с п. 1 указанного Постановления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй, является Федеральная служба по финансовым рынкам (далее — ФСФР). Ее полномочия по отношению к бюро кредитных историй определены п. 2 ст. 14 и ст. 15 Закона о кредитных историях. В частности, ФСФР обладает правом издавать обязательные для исполнения бюро кредитных историй нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ее компетенции, ведет Государственный реестр бюро кредитных историй, осуществляет контроль над соблюдением бюро кредитных историй требований Закона о кредитных историях, качеством предоставляемых ими услуг и соблюдением прав участников информационного обмена. Кроме того, ФСФР имеет право направлять в бюро кредитных историй обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений. Помимо осуществления надзора и контроля над деятельностью бюро кредитных историй у ФСФР имеется еще одна функция, имеющая отношение к функционированию банковской системы РФ. ФСФР является органом, который осуществляет лицензирование кредитных организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кроме того, ФСФР осуществляет контроль над деятельностью кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, она вправе проводить проверки кредитных организаций, выдавать им обязательные для исполнения предписания, запрещать или ограничивать на срок до шести месяцев проведение ими операций на рынке ценных бумаг, рассматривать дела об административных правонарушениях О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1. Ст. 6; О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ. — Ст. 39; Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317.
Краткий обзор полномочий ФСФР в области государственного контроля и надзора за деятельностью бюро кредитных историй и кредитных организаций позволяет сделать вывод, что эта служба может быть отнесена к числу органов управления банковской системой. Для такого вывода выявлено наличие обоих признаков указанных органов. Так, ФСФР реализует государственный контроль и надзор над основной деятельностью бюро кредитных историй и кредитными организациями — в части осуществления ими деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также наделена по отношению к ним необходимыми властными полномочиями.