Содержание
Введение3
1. Банковская система России в условиях финансового кризиса4
2. Реформирование банковской системы7
Заключение11
Литература13
Выдержка из текста работы
Эффективное функционирование банковской системы — необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль Центрального банка в регулировании банковской деятельности. Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства. Их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки — это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны. Сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. И только в последние годы начали восстанавливать свои позиции.
Российским банкам, как и всей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход. В результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю историю существования банки так часто игнорировались, до такой степени снизилось их экономическое назначение, что даже сейчас им не уделяется того внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в сознание людей так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной роли не звучит с должной убедительностью.
Можно сказать, что в обществе еще только начинает складываться понимание того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся теория банков — это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.
Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки — это хранилища денег. Вместе с тем данное и подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова банк («банко» — скамья, на которой совершались денежные и кредитные операции), а также такие современные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые к банку как таковому не имеют никакого отношения.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
В данной работе я попробую раскрыть понятие банковской системы Российской Федерации, рассмотреть ее строение и состояние; разобрать проблемы функционирования, тенденции развития банковской системы в России.
- Зарождение банковской системы в России.
1.1. Банковская система до 1917г.
Начало развития банковского дела в России можно отнести к первой половине XVIII столетия.
Первые попытки упорядочить и организовать кредитные учреждения исходили от императорской власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России. Уже в царствование Анны Иоанновны в России существовала «Монетная контора», создание которой считается первым шагом к развитию банков и других кредитных учреждений. В то время существовала большая потребность в кредите, и Анна Иоанновна, для того, чтобы облегчить положение лиц, нуждавшихся в нем, приказала «Монетной Конторе» выдавать ссуды под обеспечение золота и серебра с «взысканием» 8%.
Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, по указанию которой в 1754г. были учреждены первые Дворянские Заемные Банки в Санкт-Петербурге и Москве, а также «Купеческий Банк» в Санкт-Петербурге, специально организованный для торговых людей. Одной из главных функций «Дворянского Заемного Банка» была выдача ссуд дворянам под залог движимого и недвижимого имущества, в размере 500-1000 рублей одному лицу. По указу 1766г. банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под 6% годовых.
Стараниями графа И.И. Шувалова в 1760г. был учрежден «Банк Артиллерийского Инженерного Корпуса». Однако все учрежденные кредитные организации не смогли оказать значительного влияния на развитие кредита в ту эпоху.
Дальнейшее развитие банковского дела продолжается при Екатерине II. В 1769г. были созданы Ассигнационные банки, занимавшиеся главным образом введением в обращение бумажных денег. Несмотря на контроль, сосредоточенный в руках губернаторов и городничих, деятельность всех этих контор оказалась неуспешной, и они постепенно стали закрываться. В 1786г. Ассигнационные банки были переименованы в один «Государственный Ассигнационный Банк». После выкупа правительством всех ассигнаций и заменой их в 1843г. Государственными кредитными билетами, он сам по себе прекратил свое существование.
В 1796г. был основан «Государственный Заемный Банк», занимавшийся выдачей ссуд землевладельцам из дворян для улучшения их хозяйства. Он выдавал ссуду под имения, дома и фабрики сроком на 20 лет под 8% годовых дворянам и на 22 года под 7% городам.
Капиталом банка стали все наличные суммы, находящиеся в закрытых Дворянских банках, однако, оборотных его средств было недостаточно для удовлетворения всей потребности в земельном кредите.
В царствование императора Александра I банковское дело, а с ним и кредитные учреждения подверглись значительным изменениям. Для установления единства между всеми кредитными организациями было образовано особое учреждение «Совет государственных кредитных установлений», которое заведовало всеми кредитными постановлениями.
В 1817г. императором был основан «Государственный Коммерческий Банк», необходимость создания которого заключалась в том, чтобы оживить промышленность и оказать помощь развитию мелкого кредита. Этому банку предоставлялось право учета векселей, право приема вкладов на хранение и право совершения переводов. Банк по мере развития постепенно открывал свои отделения в Москве, Астрахани, Киеве и других городах.
В начале царствования императора Александра II вся система кредитных организаций была преобразована самым коренным образом. В 1860г. был учрежден устав Государственного банка, а в 1861г. устав первого кредитного учреждения «для городских недвижимостей» — «Санкт-Петербургское Государственное Кредитное Общество».
Период с 1862г. по 1872г считается временем беспрерывного исторического развития банковского дела в России. В этот период зародилось 33 акционерных банка, 11 акционерных земельных банков, а 1873г. функционировало 222 городских общественных банка.
Для усовершенствования вопроса кредитования сельского населения в 1883г. правительство выработало устав и положение Крестьянских Поземельных Банков, а в 1885г. были учреждены Государственные Дворянские Земельные Банки. Государственные Дворянские Земельные Банки были учреждены с целью дать возможность дворянам выйти из их «стеснительного положения» и обремененного долгами хозяйства.
Наиболее развитой формой банков в то время были Акционерные Коммерческие Банки, которые появились в России с 60-х гг. XIX века.
Состав, устройство и порядок их деятельности определялись частыми уставами. Число учредителей такого банка должно было быть не менее пяти человек. Половина складочного капитала должна была быть внесена при подписке на акции, а остальная половина в течение шести месяцев после открытия подписки.
Банки имели право открывать свои отделения, где им кажется нужным.
Складочный капитал должен был быть не менее 500 тыс. руб. и образовываться выпуском акций номиналом не ниже 250 руб. каждая. Акции общества могли быть как именными, так и на предъявителя. Они принимались в залог во всех присутственных местах и казенных учреждениях по ценам, которые были установлены министром финансов.
Одними из первых таких банков были следующие:
1. «Санкт-Петербургский Коммерческий Банк», учрежденный в 1864г. Его основной капитал составлял 8 млн. руб. Управление банка находилось в Санкт-Петербурге, а отделения — в Москве, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде.
2. «Киевский Частный Коммерческий Банк», который был организован в 1868г. Складочный капитал банка составлял 2,5 млн. руб. Кроме обычных операций, производимых банками, он выдавал ссуды и авансы под сахар, хлеб и другие товары, для чего банк имел специальные «Товарные отделения».
3. В 1870г. был основан «Нижегородский Купеческий Банк». Его основной капитал был свыше 1/2 млн. руб. Утвержденный на акционерных началах, он был разделен на 120 паев, по 5 тыс. руб. каждый. Этот банк выдавал ссуды под процентные бумаги и товары, покупал и продавал бумаги, принимал денежные переводы во всех городах России.
4. «Русский для Внешней Торговли Банк» был основан в 1871г. с капиталом в 30 млн. руб. Киевское его отделение наряду с другими операциями принимало также поручения на покупку и продажу сахара, хлеба и других товаров, а также по экспорту сахара за границу.
В дореволюционной истории банковской системы России ключевую роль играл Государственный банк Российской Империи, основанный в 1860г. в процессе реорганизации российской банковской системы. Его создание происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране Императором Александром II. Значительное государственное вмешательство в развитие экономики, вызванное особенностями экономического развития России, обусловило генезис Государственного банка как органа экономической политики правительства.
Государственный банк являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и согласно уставу был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.
С начала 80-х годов XIX века Госбанк готовил денежную реформу, которая началась в 1895г. и закончилась в 1898г. введением в России золотого монометаллизма. В ходе этой же реформы Госбанк получил эмиссионное право.
С принятием в 1894г. нового устава начался второй период в деятельности Госбанка. После денежного кризиса 1905-06 гг., вызванного Русско-японской войной и революцией, началась трансформация Госбанка в банк банков. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас, коэффициент которого, за исключением кризисного 1906г., не опускался ниже 93%, а в среднем был выше 100%. Госбанк осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и через коммерческие банки принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли.
Во время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена в основном на ее финансирование. Большая часть его активов накануне Октябрьской революции 1917г. состояла из обязательств казначейства и ссуд под процентные бумаги. Золотой запас банка за это время сократился с 1604 млн. руб. (на 16 июня 1914г.) до 1101 млн. руб. (на 8 октября 1917г.). История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банка советского типа.
1.2. Банковская система Советского государства.
25 октября (7 ноября) 1917г. большевики захватили здание Государственного банка в Петрограде, но прошло еще два месяца, прежде чем они стали реально контролировать работу банка. Утром 14(27) декабря были захвачены петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики (позднее Народным банком РСФСР).
Формально до своего упразднения в 1920г. Народный банк функционировал на основании устава 1894г., в который был внесен ряд изменений. Однако реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой. Внедрение в период проведения политики военного коммунизма безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями привело к тому, что банк прекратил осуществление кредитных операций. Функции банка как расчетного центра также были сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом в порядке сметного финансирования предприятий и их доходы зачислялись на счета бюджета. Таким образом, в течение двух лет изменилась сама сущность Народного банка. Из банка он трансформировался в орган, который наряду с финансовыми органами обслуживал в основном бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. Более того, само существование учреждения под названием Народный банк противоречило идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались построить большевики. В результате 19 января 1920г. Народный банк РСФСР был упразднен. Незначительное количество сохранившихся банковских операций стало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.
В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.
В ноябре 1921г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.
В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита, как учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим кредитам банк, спустя три года после своего создания, стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.
Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.
Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних займов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический кризис), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.
В июне 1927г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.
В феврале 1928г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).
В июне 1929г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.
В марте 1931г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.
В июне 1931г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные, и определены основные принципы краткосрочного банковского кредита.
В мае 1932г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком).
В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа — плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза.
В декабре 1949г. был принят второй Устав Госбанка.
В апреле 1959г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.
В октябре 1960г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.
В сентябре 1988г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.
С марта 1989г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.
В январе 1990г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.
Период с июля 1990г. до декабря 1991г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.
20 декабря 1991г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).
2. Современная банковская система России.
2.1. Правовое положение Центрального банка РФ.
Центральный банк — это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.
Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.
При этом кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.
Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдельных банковских операций.
Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.
Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:
- программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;
- устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;
- создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и дет нежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.
Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.
Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.
Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Он имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.
Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.
Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного годы, обеспечением для которых могут выступать:
- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
- ностранная валюта;
- векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;
- государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.
Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).
Целями деятельности Банка России как органа управлений кредитно-денежной системы являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской, Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, можно выделить и его основные задачи, хотя в Законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) они не указаны. К основным задачам ЦБ РФ можно отнести следующие:
- активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ;
- всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
- сокращение бюджетного дефицита;
- поддержание стабильного денежного обращения;
- обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;
- обеспечение государственного фонда валютных резервов;
- расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;
- расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;
- максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.
Исходя из поставленных целей, Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
- определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
- участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса России, и т.д.
Для реализации своих функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.
Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России. В состав Национального банковского совета входят по два представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не должна превышать 15 человек.
Заседания Национального банковского совета не реже чем один раз в три месяца.
Национальный банковский совет выполняет следующие функции:
- рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;
- рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;
- осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;
- рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;
- участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.
Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.
Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними ЦБР осуществляет по следующим направлениям:
- регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
- открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
- кредитование кредитных организаций;
- управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. ЦБ РФ ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности — операции типа репо.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки путем представления им краткосрочных кредитов и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов:
- регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
- установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
- регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций, подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);
- надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.
Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.
В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.
Банк России в соответствии с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.
Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Банк России не имеет права:
- осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;
- осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
- заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.
Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, мместных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.
Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами.
Банк России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных операций по поручению Правительства РФ.
Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества.
Принципы организации Банка России. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемых совместным решением Банка России и
Министерства обороны РФ. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с банковским законодательством, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
Капитал Банка России. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. руб.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом
Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются. Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов. Банк России не регистрируется в налоговых органах.
2.2. Коммерческий банк и его функции.
Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы.
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа – универсальные и специализированные.
Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и тому подобное.
Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или нескольких видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. К специализированным банкам относятся: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки.
2.2.1. Принципы деятельности коммерческого банка.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что КБ должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсам. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой.
Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Это предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам КБ отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Ведь риск от своих операций КБ берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения КБ со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы КБ заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь “правила игры” для коммерческих банков, но не может давать им приказов.
2.2.2. Функции коммерческого банка.
Одной из важнейших функций КБ является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику на условиях платности и возвратности. Плата формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств.
Банки своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.
Вторая важнейшая функция КБ – стимулирование накоплений в хозяйстве. КБ, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики КБ. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам необходимы гарантии высокой надежности помещения ресурсов в банк и доступность информации о деятельности коммерческих банков.
Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами.
2.2.3. Классификация коммерческих банков.
КБ действуют на основании закона о банках и банковской деятельности, в котором дается определение: банк – это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возмездности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Как юридические лица банки и законодательно, и по природе своей деятельности соответствуют общим коммерческим структурам, и имеют определенные отличия с тем, что их деятельность жестко регулируется. Если, например, любое ООО, ЗАО и так далее регулируется только уставом, и там записано, что любая другая деятельность регулируется действующим законодательством, то у банков этого нет. Там строго сказано, что он может делать, четко и конкретно, отсюда виды и лицензии и особенности коммерческого банка.
КБ могут создаваться по следующим признакам: по способу создания и способу формирования уставного капитала КБ делятся на паевые банки, или которые образуют ООО и уставный капитал, которого формируется путем взносов пайщиков, притом эти взносы – не собственность банка, а собственность пайщиков. Когда пайщик выходит из банка, он имеет право потребовать свой взнос в денежной или материальной форме. Еще существуют акционерные банки, то есть ЗАО или ОАО, его уставный капитал формируется за счет вкладов его участников путем распространения между учредителями акций, которые дают только право распоряжаться долей уставного капитала, а денежные средства, которые внесли акционеры, переходят в собственность банка.
По территориальному характеру банки могут относиться к региональным банкам, это и те банки, которые ЦБ отнес в первую группу, и экстерриториальные банки, в основном это были московские крупные банки, которые создавали много филиалов.
По величине активов и собственного капитала банки делятся на крупные, средние и мелкие. Крупные банки — это банки, у которых собственный капитал — не менее 300 млрд. рублей. То есть установление минимально необходимого капитала дает право относить банк, если он создается, к среднему банку.
По разнообразию объемов выполняемых работ банки делятся на универсальные и специализированные. 99% российских банков — это универсальные. С одной стороны, это хорошо, а с другой, отсутствие специализированных, таких, как ипотечных, инвестиционных, и так далее ограничивает сферу инвестиций в реальную экономику.
Есть еще банки, имеющие филиальную сеть, не имеющие филиальную сеть.
Филиал банка – это обособленное подразделение, которое расположено вне места расположения самого банка, которое выполняет от имени банка и по доверенности председателя правления банка определенный круг операций. Они могут соответствовать лицензии данного банка, а могут быть ограничены приказом или доверенностью. Представительство – это создание таких структурных подразделений, которые не имеют права выполнять банковские операции, а только представлять интересы банка.
2.2.4. Операции коммерческих банков.
Как уже известно, КБ могут иметь направления деятельности различного типа, то есть чисто КБ (которые, например, в царской России называли КБ) – это банки, которые в основном занимались краткосрочным кредитованием, отсюда и понятие КБ. Другие банки занимались, например, кредитованием и аккумулированием средств на определенные цели: были железнодорожные банки, земельные банки, торговые банки и так далее.
При формировании современной банковской системы России на самом начальном этапе, банки создавались с таким разделением, как чисто коммерческий банк, инновационный банк, инвестиционный банк, даже было создано 4 ипотечных банка (на сегодня не осталось ни одного, кроме отдельных функций тех банков, которые занимаются ипотекой). Можно сказать, что в настоящее время практически все КБ носят универсальный характер, то есть каждый банк стремится осуществлять как можно больше разновидностей банковских операций, не концентрируя внимание, например, на операциях долгосрочного кредитования или краткосрочного кредитования, или только привлекая депозиты и размещая в них свои средства в ценных бумагах. Каждый банк стремится захватить как можно больше рынков, операций банковских, услуг, продуктов.
Но в целом банковские операции по своему банковскому назначению делятся на активные и пассивные.
К активным операциям относятся такие операции, которые связаны с размещением собственных и заемных средств банков. Выполнение активных операций в полной мере определяет успешность работы банка. Например, с активными операциями напрямую связаны такие показатели как ликвидность, прибыльность, финансовая надежность и устойчивость банка. Это значит, что банк пропорционально размещает средства, грамотно формирует свой кредитный портфель, пропорционально своим возможностям и средствам участвуют в различных видах размещения средств.
По экономическому содержанию активные операции делятся на:
- ссудные операции, которые включают собой краткосрочные, среднесрочные и долгосрочное кредитование;
- инвестиционные операции, которые состоят из вложений средств в ценные бумаги, а также совместную деятельность, то есть вложение своих средств в создание каких-то других коммерческих структур и покупка у них акций и так далее;
- расчетные операции, то есть обеспечение бесперебойных расчетов клиентов банка с их контрагентами, то есть это расчетно-кассовое обслуживание клиентуры;
- трастовые операции, выполняемые банком по поручению в интересах клиентов, их еще называют доверительные операции;
- гарантийные операции банка, когда банк выдает за определенную сумму или комиссию различного рода гарантии, письма поручительства своим клиентам или другим организациям;
- комиссионные операции, это такие виды банковских услуг как консалтинговые, юридические, консультационные, информационные, технические и так далее, которые позволяют банку получать некий доход в виде взимаемой комиссии по тарифам, утвержденным самими банками.
Активные операции могут быть рисковые и безрисковые. Рисковые активные операции – это операции, связанные с кредитованием, с вложением средств в другие организации и так далее. Безрисковые операции – это трастовые операции, комиссионные и другого рода операции, которые не могут привести к резкому снижению показателей ликвидности, могут они быть убыточными или неубыточными, это другое дело.
Активные операции также делятся на операции прибыльные и неприбыльные, то есть приносящие доход и не приносящие доход. Речь идет о прибыльных – это кредитные, трастовые операции, практически все. Но есть ряд операций неприбыльных, например, многие банки для привлечения клиентуры, то есть для открытия, ведения банковских счетов платят клиентам, а не взимают с клиентов плату, или дифференцированно взимают плату так, что клиент заинтересован обслуживаться в этом банке, помимо всех прочих равных условий (оперативность, порядочность, точность, аккуратность и др.). Умело пользуясь возможностью использования остатков на счетах при большом количестве клиентов, банк может работать, не привлекая другие ресурсы, и, в то же время, накапливать ресурсы для формирования собственных фондов, увеличивая собственный капитал.
Активные операции могут быть ликвидные и неликвидные. Ликвидные — это те, которые обеспечены, которые своевременно будут погашаться. Неликвидные, это те активные операции, (бланковые кредиты, например), которые могут быть очень рисковыми. Неликвидными могут быть вложения в недвижимое имущество, потому что его сразу не реализуешь. Могут быть неликвидными такие операции, как с рисковыми ценными бумагами, когда банк занимается спекулятивными операциями на фондовых рынках.
Пассивные операции, это те операции, которые связаны с формированием, привлечением своих ресурсов и заемных средств.
По основным группам такие операции делятся или классифицируются на операции, связанные с привлечением собственного капитала и операции, связанные с привлечением капитала. Собственный капитал банка формируется прямо с самой начальной стадии создания банка в виде уставного фонда, когда после регистрации банка и получения лицензии в течение месяца должен быть полностью сформирован уставной фонд. Это уже собственный капитал в виде уставного капитала. Это первый выпуск акций и его размещение или паевые взносы учредителей банка. В дальнейшем собственный капитал формируется за счет прибыли, то есть из прибыли создается резервный фонд, создаются специальные фонды (фонд экономического стимулирования, фонд развития банка и так далее) в пределах устанавливаемых собранием банка или советом директоров или советом банка нормативов, или в порядке распределения прибыли, утверждаемом собранием пайщиков или акционеров.
К привлеченным ресурсам относятся вклады от физических и юридических лиц и депозиты, это покупка средств на рынке межбанковского кредитования (МБК), продажа ценных бумаг с обратным выкупом, то есть операции РЕПО, продажа банковских акцептов, гарантий и так далее.
Задача формирования и управления пассивами банка требует проведения такой политики, чтобы соблюдалась уравновешенность показателей ликвидности и прибыльности, соотношения объема активных операций с пассивными. Что значит соблюдение требований ликвидности? Существует мгновенная ликвидность, текущая ликвидность и долгосрочная ликвидность. То есть банк должен привлекать столько средств, сколько он может разместить таким образом, чтобы он мог обеспечить выполнение своих обязательств в течение одного дня (от 1 до 7 дней – мгновенные деньги), текущая ликвидность — 30 дней, долгосрочная ликвидность – в течение сроков возникновения долгов, в течение допустим 1 года и т.д. Если же банк привлекает ресурсы на короткие сроки, а размещает их на более длинные сроки, то он, получая преимущество в достижении прибыльности, рентабельности, теряет в показателях ликвидности. И он в любое время может быть объявлен банкротом или неплатежеспособным.
Соотношение между активными и пассивными операциями по сроку, по структуре, по прибыльности, по влиянию каждого показателя активных и пассивных операций на ликвидность банка, является основой управления деятельностью банка, то есть основной задачей менеджмента (управления) деятельностью банка, сохранение его платежеспособности, устойчивости и прибыльности.
Операции банка, как активные, так и пассивные можно классифицировать также и по функциональному признаку:
- кредитные операции, как активные, когда банк предоставляет кредит, так и пассивные, когда банк сам привлекает кредиты на межбанковском рынке, в иностранных банках и так далее;
- расчетные операции, связанные с ведением счетов клиентов;
- кассовые операции, связанные с приемом и выдачей наличности;
- межбанковские операции, обеспечивающие расчеты между банками через РКЦ, через прямые корреспондентские отношения,через создание клиринговых или части клиринговых центров в расчетных палатах или прямых корреспондентских отношений банка с банком, включая и корреспондентские отношения с иностранными банками;
- операции с ценными бумагами. Они тоже могут быть как активные, так и пассивные, то есть выпуск банками акций и облигаций, работа с сертификатами, векселями для привлечения средств, покупка-продажа ценных бумаг, их хранение, то есть выполнение депозитных операций и так далее;
- операции с иностранной валютой, они тоже активные и пассивные. Операция покупки у физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов, продажа наличной валюты, выполнение операций по продажи-покупки валюты по поручению своих клиентов и так далее;
- операции по приобретению права требования третьих лиц, то есть применение таких форм расчетов как факторинги и форфейтинги;
- операции комиссионного и посреднического характера. Они связаны с переводом денег, оформлением различной документации по ценным бумагам, управлением имуществом и другими средствами по поручению клиентов доверительного характера и так далее;
- финансовые операции, это операции, которые осуществляются при реализации государственных, коммунальных, акционерных облигационных и прочих займов;
- учредительские операции, связанные с тем, что сам банк является учредителем неких третьих лиц, то есть организаций, хозяйственных структур и так далее;
- и другие операционные услуги, оказываемые банками.
Конкретный перечень операций, которые могут выполняться банком, устанавливается Федеральными законами (ФЗ) о банках и банковской деятельности, уставом банка, который конкретизирует виды этих операций, лицензией, выдаваемой ЦБ. В результате этих ограничений КБ запрещено выполнять операции по производству материальных ценностей и торговле этими материальными ценностями, а также операции всех видов страхования, кроме страхования валютных и кредитных рисков.
2.3. Основы функционирования банка.
Для того чтобы начать функционировать, необходимо иметь уставный капитал (фонд), который формируется из средств его учредителей. Уставный капитал – это средства, которые вносятся учредителями в собственность созданной ими организации и позволяют ей начать хозяйственную деятельность. Уставный фонд – всего лишь малая часть денежных средств, которыми располагает банк. Значительная часть денежных ресурсов формируется за счет привлечения денежных средств различных хозяйственных субъектов и населения.
Типы сберегательных счетов и проценты. Самый древний и простой способ привлечения денежных ресурсов – это сберегательные счета. Сберегательный счет – форма хранения денег в банке, при которой вкладчик, получая доход в форме процента на вложенные денежные суммы, может изъять свои деньги. Существуют два основных вида сберегательных счетов: текущий и срочный. Текущий сберегательный счет предполагает, что вкладчик в любой удобный для него момент может положить деньги на этот счет или изъять их с него. Этот тип сберегательного счета называется счетом до востребования. Срочный сберегательный счет характеризуется тем, что вкладчик по договоренности с банком в течение согласованного срока обязуется не изымать деньги со счета.
Процент, выплачиваемый банком вкладчику по срочному вкладу, выше, чем по текущему. Однако если вкладчик нарушает достигнутую договоренность и забирает свой вклад досрочно, то процент по нему автоматически приравнивается к выплате по текущему счету.
Сумма денег, на которую увеличивается вклад в течение года начисления на него процентов, называется процентным доходом, или процентом. Данный доход, выраженный в процентном отношении к сумме, полученной в кредит, называется процентной ставкой, или нормой процента.
Сложные проценты. Величина процентного дохода зависит не только от величины первоначального срочного вклада, но и от частоты начисления процентов на вклад. Расчеты платежей по вкладу обычно производятся на основе так называемых сложных процентов, когда процент вычисляется как на первоначально внесенную сумму вклада, так и на ту сумму, которая была начислена вкладчику за предшествующий период.
Кредитные отношения. В системе кредитных отношений всегда выступают два контрагента: заемщик и кредитор. Допустим, у кого-то появилось желание организовать свой бизнес или купить какую-то вещь, но для реализации своих намерений не хватает собственных средств. В таком случае он обращается в банк (или к любому физическому или юридическому), который, ознакомившись с финансовым положением своего клиента, выдает ему определенную сумму. Сумма должна быть возвращена к взаимосогласованному сроку. Кроме того, заемщик за пользование деньгами банка должен выплатить ему помимо взятой в кредит суммы определенное вознаграждение (процент), которое выступает в форме стоимости кредита. Когда речь идет о крупных суммах денег или возникают сомнения в отношении платежеспособности заемщика, банк обеспечивает себе гарантию возврата с помощью залоговых или других документов, а также третьих лиц.
Валовая прибыль банка. Сопоставление операций по активу и пассиву позволяет сделать вывод об объеме, или массе получаемой прибыли банком или любым другим финансово-кредитным учреждением. При этом необходимо различать валовую и чистую прибыль банка. Валовая прибыль банка складывается из разности между суммой процентов, полученных банков по активным операциям, и суммой процентов, выплаченных им по пассивным операциям.
Ликвидность банка. Важную роль в оценке деятельности банков играет их ликвидность. Ликвидность банка характеризуется его способностью обеспечить своевременное выполнение своих обязательств. Наивысшая степень ликвидности достигается в том случае, если все без исключения вклады будут лежать без движения, то есть если все аккумулированные банком средства не будут использоваться им для кредитования. В этом случае достигается 100%-ная ликвидность.
Банки аккумулируют денежные ресурсы с целью предоставления кредитов нуждающимся в них физическим и юридическим лицам. Тем самым полученные проценты за предоставленные в ссуду деньги позволяют банкам не только выплатить проценты вкладчикам, но и получить прибыль.
Чем выше ликвидность банка, тем ниже его рентабельность и уровень доходности. Перед каждым банком стоит дилемма – что выбрать: достаточный уровень ликвидности или наибольшую эффективность при использовании собственных и заемных средств (вкладов). Выбор подсказывает сама практика. Требования о возврате своих денежных средств предъявляет определенная доля вкладчиков.
Коэффициент ликвидности. Для измерения степени ликвидности банков используется коэффициент ликвидности, который выражает собой отношение различных статей актива баланса банка к соответствующим статьям его пассива, либо наоборот. Коэффициент краткосрочной ликвидности представляет собой отношение ликвидных средств по активу (кассовая наличность, текущие счета в центральном и других банках, векселя сроком на три месяца по предоставленным кредитам, подлежащие переучету в официальных учреждениях) к средствам, до востребования по пассиву (текущие счета, кассовые боны, переучетные векселя до трех месяцев плюс разница между привлеченными и размещенными банковскими депозитами на срок до трех месяцев).
Банковские резервы. Одним из важных факторов поддержания ликвидности банков являются обязательные банковские резервы. Банковский резерв – это та сумма денег, которая необходима для расчетов с кредиторами и хранится в ЦБ (банках) без выплаты процентов. В настоящее время она оценивается в пределах 3 – 15% от общей суммы вкладов. Резервы выполняют двойную функцию. Попытка использовать обязательные резервы – сигнал ЦБ о не совсем благополучном положении дел в КБ.
Обязательные банковские резервы выступают как одно из важнейших регулирующих средств ЦБ. Норма банковских резервов, представляющая собой процентное выражение суммы обязательных банковских резервов, существенно воздействует на формирование депозитов (вкладов), их сокращение или увеличение.
Банковские услуги. Важнейшие посреднические операции – инкассовые, аккредитивные, переводные и торгово-комиссионные. Особое место занимают доверительные (трастовые операции, которые внешне сходны с посредническими, но выходят за их рамки, и лизинговые операции).
Инкассовые операции – операции при которых банк по поручению клиента получает деньги по денежным и товарно-расчетным документам. На инкассо принимаются чеки, векселя, ценные бумаги, иностранная валюта и так далее. Совершая инкассовую операцию, банк взимает комиссию, размер которой зависит от вида.
Аккредитив – это поручение о выплате определенной суммы лицу или компании при выполнении указанных в аккредитивном письме условий. В подобной операции участвуют:
- клиент, дающий поручение об открытии аккредитива;
- банк, в котором открыт аккредитив и который следит за выполнением его условий;
- лицо, в пользу которого открыт аккредитив (бенефициар, или получатель).
Различают денежные и товарные аккредитивы. Денежный аккредитив – это именной документ, выдаваемый банком лицу, внесшему определенную сумму и желающему получить эту сумму в другом городе данной страны или за границей.
Товарный аккредитив применяется для расчетов между поставщиком и покупателем товара в оптовом обороте.
Переводные операции заключаются в перечислении внесенных в банк денег получателю, находящемуся в другом месте. Они осуществляются путем посылки банковского чека или перевода банку-корреспонденту.
Банки выполняют следующие доверительные (трастовые) операции для частных лиц:
- временное управление имуществом лиц, лишенных права осуществлять эту функцию (вдовы, несовершеннолетние);
- управление имуществом умершего в интересах наследников;
- управление капиталов с целью получения наивысшей прибыли (вложение денег в акции, недвижимость;
- хранение ценностей в сейфах.
Доверительные операции для компаний отличаются от перечисленных выше: банк может выступать гарантом по облигационному займу, агентом по регистрации выпускаемых на рынок акций, по трансферту (передаче права собственности по именным акциям), управляющим средствами пенсионных фондов корпораций и так далее.
В последние годы все большую популярность среди промышленных компаний получает финансовый лизинг, то есть приобретение долгосрочных машин и оборудования и сдача их в аренду. Обычно банк или подчиненная ему лизинговая компания покупают за полную стоимость машины и оборудование, и предоставляет их в пользование арендатору. Последний периодически (раз в месяц, квартал) уплачивает взносы, за счет которых происходит погашение стоимости оборудования и обеспечивает прибыль учреждения, кредитующего сделку.
Банковские деньги. При нормальном функционировании банковской системы и денежно-кредитных отношений, банковские деньги не могут стать фактором инфляции. Напротив, они содействуют развитию производства и установлению рыночного равновесия между товарной и денежной массами.
Денежная масса – это агрегат. В отличие от денежной массы, денежная база – это та сумма денег, которая непосредственно выпущена ЦБ. Она содержит три основных компонента:
- Общую сумму валюты в обращении;
- Сумму правительственных вкладов;
- Сумму вкладов КБ (все долговые обязательства ЦБ).
Размер денежной базы зависит от действий ЦБ. Денежная база не может увеличиваться до тех пор, пока ЦБ не примет один из трех шагов:
- Выдача новых ссуд правительству;
- Получение новых кредитов КБ у ЦБ;
- Покупка иностранной валюты.
Чем больше денежная база, тем больше денежная масса, но дело в том, что денежная масса может увеличиваться помимо денежной базы. Это связано с тем, что дополнительные деньги помимо денежной базы создает банковская система. В каждый последующий момент денежная масса всегда больше денежной базы. Вместе с тем и денежная база, и денежная масса регулируется ЦБ.
2.4. Банкротство банков.
Финансовое крушение банка представляет собой один из многих вопросов, поскольку травмирует вкладчиков и заемщиков банка, его акционеров, работников и всех, кто имеет с ним дело. Банковская система в условиях рыночной экономики представляет собой жизненно важную структуру, поэтому любое поражение банка, снижающее доверие ко всей системе, оказывает воздействие на общество.
Банкротство с последующими паническими изъятиями вкладов из платежеспособных банков ведет к сокращению денежной массы в обращении и всей экономической деятельности.
Особенности деятельности КБ, проявляются в том, что банки как юридические лица отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Неэффективная деятельность банков, юридически выражающаяся в неисполнении принятых на себя обязательств, может не только отрицательно сказаться на деятельности их контрагентов, но и привести к существенным потерям для экономики в целом.
В соответствии с Законом о банкротстве внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если это предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения в связи с превышением обязательств над его имуществом. Применительно к КБ этот признак применим с определенными уточнениями.
Во взаимоотношениях с вкладчиками он должен применяться, если КБ приостанавливает текущие платежи вкладчикам и не способен в срок и полностью рассчитаться по своим обязательствам с ними даже в том случае, если он получил на эти цели кредит от иного КБ или от ЦБ в форме овердрафта. Поэтому следует признать верным вывод о том, что внешним признаком несостоятельности КБ следует считать и наличие у него дебетового сальдо по корреспондентскому счету в течение определенного, длительного срока.
К внешним признакам несостоятельности КБ должен быть отнесен и такой, как неуплата обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в течение трех месяцев со дня наступления сроков их уплаты. Однако и это основание применимо в рассматриваемом контексте в том случае, если задолженность КБ по этим обязательствам превышает его имущество. К категории внешних признаков несостоятельности КБ, несомненно, должен быть отнесен и отзыв Банком России лицензии, выданной КБ.
Однако факт несостоятельности КБ может быть установлен в силу Закона о банкротстве только по решению арбитражного суда, который служит для ЦБ России основанием для отзыва лицензии по данному основанию. Отзыв ЦБ лицензии по иным основаниям не может послужить основанием для решения арбитражного суда о признании КБ несостоятельным и его ликвидации по правилам, установленным Законом о банкротстве.
Но Закон о банкротстве в любом из этих случаев не предоставляет арбитражному суду права обязать банк России вернуть отозванную им лицензию, ранее выданную КБ, без которой он не сможет в будущем осуществлять свою деятельность. Это обстоятельство следует признать серьезным пробелом законодательства о банкротстве.
Закон о банкротстве акцентирует внимание и на том, что можно условно назвать внутренними признаками несостоятельности, которые, как представляется, характеризуют ее содержательную сторону. Прежде всего – это неудовлетворительная структура баланса КБ – должника, но неспособность КБ удовлетворить требования других банков по депозитным, кредитным и другим взаимным межбанковским операциям в связи с превышением задолженности над его имуществом. Этот признак в Законе о банкротстве также не закреплен.
В соответствии со статьей закона о банкротстве арбитражный суд, признав КБ несостоятельным банкротом принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства. Об открытии конкурсного производства арбитражный суд уведомляет: трудовой коллектив банка-должника; соответствующие органы местного самоуправления; местные финансовые органы, банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника. Все претензии имущественного характера с этого момента могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства.
В процессе конкурсного производства осуществляются следующие мероприятия: проводится собрание кредиторов, которое может образовать комитет кредиторов и определить его функции. Руководитель банка-должника отстраняется от должности, а его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему, назначенному арбитражным судом, если собрание кредиторов не предложило свою кандидатуру на эту должность. Оцениваются активы банка и определяется его долг в целях установления конкурсной массы, то есть имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. Проводится признание претензий кредиторов, которые вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об удовлетворении отклоненных претензий или об определении очередности их удовлетворения, а также иные мероприятия, включая ликвидацию банка, который считается ликвидированным с момента исключения его из Книги регистрации банков расположенных на территории РФ, которую ведет Банк России, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Деятельность банковской системы России проходит в условиях продолжающего спада производства, сокращения валового внутреннего продукта, все еще высокого уровня инфляции, продолжающегося проведения Правительством и Банком России жесткой финансово-кредитной политики.
Заключение.
Подводя итоги по данной курсовой работе, я сделала вывод, что роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.
В российской банковской системе очень велика доля банков, находящихся в собственности государства.
Банк России не может стать гарантом прибыльности и стабильности каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях:
— внедрение стратегического планирования и подготовка стратегических бизнес-планов;
— укрепление структуры капитала, в том числе путем его рекапитализации;
— усиление контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими рисками;
— внедрение комплексных программ подготовки кадров;
— обеспечение открытости в работе с населением.
Несмотря на некоторые успехи Российской банковской системы, я считаю, что остается еще много нерешенных проблем. Одной из важнейших является инфляция, характерная для переходной экономики. Стабилизация рубля возможна лишь при грамотном сочетании продуманной денежно-кредитной и фискальной политики, при создании соответствующей законодательной базы.
Отсутствие действенной системы депозитов оставляет вкладчиков российских банков практически без гарантии возврата своих средств. В этом на своем горьком опыте смогли убедиться уже многие тысячи россиян.
В экономике переходного периода на банковскую систему ложится еще большая ответственность, ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.
Список использованной литературы.
- Экономическая теория. Учебник.// под ред. И.П.Николаевой. — М., 1998г. — 448 с.
- Экономическая теория: учебник. — М., 2000г. — 861 с.
- Сенчагов В.// Денежная масса и факторы ее формирования. — М., 1999г. — 54 с.
- Экономическая теория. Учебник для вузов.// под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. — С.-П., — 2000г.
- Экономическая теория в вопросах и ответах.// уч.пособие// под ред. И.П. Николаевой. — М., 2002г. — 192 с.
- Банковское дело. Учебник// под ред. Г.Г.Коробовой. — М., 2005г. — 751 с.
- Эриашвили Н.Д.// Банковское дело. Учебник. — М., 2006г. — 575 с.
- Стародубцева Е.Б.// Основы банковского дела. Учебник. — М., 2007г. — 256 с.
- Банки и банковское дело: уч.пособие// под ред. И.Т.Балабанова. — М., 2001г. — 304с.
- Деньги, кредит, банки: Учебник.// под ред. О.И.Лаврушина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000г. — 464 с.
- Банковское дело: учебник // под ред. В.И.Колесникова, Л.П.Кроливецкой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2001г. — 464с.
- Банковское дело: учебник // под ред. О.И.Лаврушина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002г. — 672с.
- Ларионова И.В.// Реорганизация коммерческих банков. — М., 2000г. — 368с.
- Саломатина С.А.// Коммерческие банки в России: динамика и структура операций, 1864-1917 гг. — М., 2004г. — 303с.
- Данные из сети Internet.