Содержание
1. Организация деятельности аудиторской организации3
1.1. Характеристика аудиторской организации3
1.1.1.Организационно — экономическая модель аудиторской организации3
1.1.2.Основные виды деятельности6
1.1.3. Организационно-правовая форма6
1.1.4 .Основные нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность ООО «Успех-Н-98»6
1.1.5. Организационная структура организации7
1.2. Организационно-экономический уровень деятельности ООО «УспехН 98»14
1.2.1. Внутренний стандарт аудита учета расчетов по оплате труда14
1.2.2. Наличие кадров и их квалификация17
1.3. Организация договорной работы аудиторской фирмы «Успех Н 98»17
1.3.1.Письмо-обязательство аудиторской организации17
1.3.2. Договор на проведение аудиторской проверки19
1.4.Планирование аудиторской проверки20
1.5. Документирование аудита23
1.6. Методика проведения аудита расчетов по оплате труда27
1.6.1. Методы сбора аудиторских доказательств27
1.6.2.План и программа проведения аудита расчетов по оплате труда28
1.6.4. Аудиторское заключение32
1.7. Использование персональных компьютеров в деятельности ООО «Успех Н 98»32
1.8. Предложения по рационализации деятельности ООО «Успех Н-98»33
Список литературы38
ПРИЛОЖЕНИЕ 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 243
ПРИЛОЖЕНИЕ 344
Выдержка из текста работы
На современном этапе развития нашей страны заработная плата является одним из ключевых моментов в экономике. От размера заработной платы зависит повышение производительности труда, а следовательно, и эффективности хозяйственной деятельности организаций и предприятий, повышение благосостояние работников и в благоприятный экономический климат в стране.
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы , а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Актуальность темы заключается в том, что учёт расчётов с персоналом по оплате труда является очень важной составной частью бухгалтерского учета. Важно не только правильно отражать расчеты по заработной плате в бухгалтерском учете, но и правильно рассчитывать сумму, причитающуюся к выплате каждому работнику, а также своевременно удержать из заработной платы суммы обязательных или иных вычетов.
Производственная практика – это практическая часть образовательного процесса в высшем или среднеспециальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и итоговой аттестации учащегося как специалиста. Итоги производственной практики оцениваются согласно нормам, принятым в учебном заведении, и вписываются в учебный процесс.
Целью производственной практики является закрепление полученных теоретических знаний, и приобретение практического навыка.
Задачами производственной практики являются:
— изучение организационной структуры и правового статуса организации;
— изучение структуры бухгалтерии, учетной политики организации; формы бухгалтерского учета на предприятии;
— изучение организации документооборота (методы исправления ошибок);
— изучение порядка обработки и хранения документов бухгалтерского учета, инвентаризации (порядок проведения и отражения ее результатов);
— изучение организации первичного бухгалтерского учета;
— изучение организации аналитического и синтетического учета;
— изучение состояния организации финансового учета;
— изучение состояния организации управленческого учета;
— изучение организации бухгалтерской отчетности;
— выявление недостатков в организации бухгалтерского учета и определение путей их устранения;
— сбор информации по теме научного исследования.
Объектом исследования является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Информационную базу составляют:
1) годовой отчет Министерства сельского хозяйства РБ
2) учетная политика Министерства сельского хозяйства РБ
3) устав Министерства сельского хозяйства РБ
4) план счетов Министерства сельского хозяйства РБ
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов по оплате труда
Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в Российской Федерации осуществляется по четырехуровневой системе:
1) Федеральные стандарты;
2) Отраслевые стандарты;
3) Рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) Стандарты экономического субъекта.
Уровень Название документа
Первый уровень — Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 31 июля 1998 г., (ред. от 26.04.2016 г.)
— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001, (ред. от 01.05.2016)
— Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г., (ред. от 04.11.2014 г.)
-Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015)»О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023)
— Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (ред. от 09.04.2015);
— Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» Принят Гос. Думой 02.06.2000 г. (в ред. 14.12.2015)
Продолжение таблицы 1.1
Второй уровень -Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», (ПБУ 4/99) (ред. от 08.11.2010 г)
— Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″ (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)
Третий уровень — Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
Четвертый уровень Учетная политика организации.
Первый (законодательный) уровень – Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» , Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О минимальном размере оплаты труда», «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015), «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016), и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. [15]
Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», Проект ПБУ «Учет вознаграждений работникам»,
ПБУ 10/99 «Расходы организации».
К третьей ступени нормативно-правового регулирования относятся:
— Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (ред. от 15.10.2014);
— Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности» (ред. от 25.03.2013);
— Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1231
о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с совершением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
— Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»;
— Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»;
— Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
— Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 г. N 225 «О трудовых книжках».
Четвертый уровень — организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций .
Таким образом, цель нормативного регулирования бухгалтерского учета труда и его оплаты состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
1.2 Краткий обзор литературы
Как в учебной, так и в методической литературе довольно широко освещаются вопросы по учету расчетов с персоналом по оплате труда.
В настоящее время вопрос по учету расчетов с персоналом по оплате труда очень сильно волнует общество, и поэтому складываются различные мнения и взгляды ученых по данной теме.
По мнению Яковлева Р. Заработная плата как цена рабочей силы в рыночной экономике должна выполнять три основные функции:
-обеспечить работнику объем потребления материальных благ и услуг, достаточный для расширенного воспроизводства рабочей силы (воспроизводственная функция);
-давать работодателю определенный экономический результат от применения наемного труда, позволяющий ему развивать производство и получать прибыль (стимулирующая функция);
-быть регулятором спроса на продукцию и услуги конечного потребления, а также рабочую силу на рынке труда (регулирующая функция).
Чайкина Л.А. определяет оплату труда как систему отношений, связанных с установлением и осуществлением работодателем выплат работникам в соответствии с работой, выполняемой ими по трудовым договорам, а также в соответствии с законами и иными правовыми актами. Хотелось бы отметить, что только Чайкина Л.А. выделяет задачи бухгалтерского учета оплаты труда.
Г.В. Савицкая рекомендует анализировать фонд оплаты труда в тесной связи с анализом трудовых ресурсов и производительностью труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты. В свою очередь, повышение уровня оплаты труда способствует росту его мотивации и производительности.
Серебрякова А. «Бухгалтерский учет», рассматривает и анализирует изменения в порядке исчисления НДФЛ и доходы, не подлежащие вычету. Выплатам, освобожденным от налогообложения, посвящена ст. 217 НК РФ. Изменения, внесенные Федеральным законом № 368-ФЗ, затронули п. 8 названной статьи.
Во-первых, в данном пункте в новой редакции речь идет не только о материальной помощи, но и о единовременных выплатах, независимо от того, как они называются.
Во-вторых, согласно внесенным поправкам единовременные выплаты (в том числе и материальная помощь) освобождаются от обложения НДФЛ как в денежной, так и в натуральной форме. Это касается и выплат при рождении ребенка. Следует сказать, что раз на основании п. 17.1 ст. 217 НК РФ доходы от продажи имущества не облагаются НДФЛ, то физические лица не должны подавать в инспекцию декларации по НДФЛ. Отдельно отметим, что в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ ст. 217 НК РФ была дополнена.
Практически все авторы уделяют внимание вопросу учета труда и заработной платы, так как эта тема по праву занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета на любом предприятии. Оплата является вторым по значимости элементом затрат в себестоимости продукции. Специфика оформления расчетов с персоналом предприятия по всем видам начислений и удержаний нашла отражение у Глушкова И.Е., Ангурина С.В., Солодко А.П., Кондраков Н.П., Вещунова Н.Л. и других авторов.
Но далеко не все авторы делают акцент на понятие и состав персонала предприятия. К примеру Камышанов предлагает для организации учета труда подразделять персонал на две группы: рабочие и служащие. Причем по мнению автора группа «служащие» классифицируется по профессиям и должностям с установлением должностных окладов, а группа «рабочие» классифицируется по профессиям и разрядам с установлением тарифных ставок.
Совершенно другую классификацию персонала нам предлагает Кабанов А.Я. . По характеру трудовой и финансовой деятельности автор подразделяет персонал на руководителей, специалистов, служащих и рабочих. При чем рабочие в свою очередь подразделяются на основных, вспомогательных и младший обслуживающий персонал.
Все авторы освещают понятие «заработная плата» и «оплата труда». Так как заработная плата является важнейшим средством повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности. К примеру, Пошерстняк дает определение заработной плате как основному источнику дохода рабочих и служащих. Автор так же считает , что заработная плата используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационная структура и правовой статус организации
Организационная структура – совокупность подразделений организации и их взаимосвязей, в рамках которой между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей и должностных лиц. Организационная структура выстраивается, с одной стороны, в соответствии с теми задачами, которые ставит перед организацией её стратегия. С другой стороны, структура на разных уровнях обеспечивает использование эффекта масштаба для экономии ресурсов организации. Таким образом, структура связывает внешнюю — стратегическую, эффективность с внутренней эффективностью — экономичностью.
Производственная практика пройдена в Министерстве сельского хозяйства. (Приложение А)
Распределение задач между подразделениями и должностными лицами, распределение полномочий и ответственности должны оставаться стабильными на протяжении некоторого времени, чтобы обеспечивать воспроизводство и поддержание стратегии. Поэтому структура задаёт статические системные свойства управления организацией.
Министерство сельского хозяйства РБ расположена по адресу: 450008, Республика Бащкортостан, город Уфа, улица Пушкина, 106.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную аграрную политику и управление в сфере агропромышленного комплекса республики.
В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Башкортостан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления Республики Башкортостан, общественными объединениями и иными организациями.
Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Министерство обеспечивается необходимым для его деятельности имуществом, материально-техническими средствами, оборудованием, организует учет материальных и денежных средств и осуществляет контроль за их использованием.
Министерство является юридическим лицом, имеет счета, открываемые в соответствии с законодательством, бланки установленного образца, печать с изображением Государственного герба Республики Башкортостан и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы.
В ведении Министерства находятся организации согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан. [3]
Министерство Сельского хозяйства РБ линейную структуру управления.
Основными задачами Министерства сельского хозяйства Республики
Башкортостан являются:
— разработка и реализация в соответствии с законодательством совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти в пределах их компетенции мер по государственному регулированию производства сельскохозяйственной
продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, обеспечения промышленности – сельскохозяйственным сырьем и содействию устойчивому развитию социальной сферы и инженерной инфраструктуры
сельских территорий;
— осуществление мероприятий по обеспечению организаций в установленной сфере деятельности финансовыми ресурсами, предусмотренными федеральным бюджетом и бюджетом Республики Башкортостан;
— проведение государственной аграрной политики и осуществление государственного управления в области обеспечения плодородия земель, химизации и мелиорации земель, семеноводства сельскохозяйственных культур, развития животноводства и племенного дела, а также в пределах своей компетенции в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в установленной сфере деятельности;
Основные функции Министерства сельского хозяйства РБ:
1)разрабатывает предложения по основным направлениям государственной аграрной политики, совершенствованию организационной, финансово —
экономической и нормативной правовой базы в установленной сфере деятельности, прогнозирует их развитие;
2)принимает участие в разработке балансов производства и использования основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе в региональном аспекте;
3) разрабатывает прогнозы социально-экономического развития в установленной сфере деятельности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.
5) осуществляет внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит;
6) организует ведение бухгалтерского учета, отчетности, статистического наблюдения, осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление соответствующим органам бухгалтерской и иной отчетности, создает банк данных финансово-экономических показателей, рыночной информации.
7) содействует развитию различных форм собственности и хозяйствования на селе, формированию и деятельности
8) рыночных инфраструктур в установленной сфере деятельности, разрабатывает предложения по приватизации, кооперации и агропромышленной интеграции. Координирует деятельность малых форм хозяйствования на селе, определяет направления их развития;
9) разрабатывает и вносит предложения по развитию и совершенствованию лизинговой деятельности в установленной сфере деятельности, осуществляет ведомственный контроль за финансированием лизинговых операций за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан и возвратом этих средств в федеральный бюджет и бюджет Республики Башкортостан; [2]
10) разрабатывает предложения по развитию прямых связей товаропроизводителей и потребителей сельскохозяйственной продукции;
11) организует совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти экономическое и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, обеспечивает сотрудничество с
экономическими, торговыми и научно-техническими международными организациями (объединениями, союзами), оказывает содействие в установлении внешних связей региональным организациям в установленной сфере деятельности;
12) организует работу по внедрению ресурсосберегающих систем ведения животноводства, развитию молочного и мясного скотоводства, коневодства, свиноводства, овцеводства, птицеводства, пчеловодства, разведению одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, созданию прочной кормовой базы;
13) осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
14) осуществляет в порядке, установленном законодательством, бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан.
Ниже представлена структура управления (Рис.1).
Рисунок 1 Организационная структура Министерства сельского хозяйства РБ
Министр в соответствии с законодательством и настоящим Положением:
руководит деятельностью Министерства;
— вносит в установленном порядке в Правительство Республики
Башкортостан проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;[1]
-утверждает смету расходов на содержание Министерства в пределах бюджетных ассигнований, устанавливаемых на его содержание, структуру и штатное расписание аппарата Министерства в пределах установленной предельной численности работников и фонда оплаты труда, положения о структурных подразделениях Министерства;
— осуществляет распределение обязанностей между заместителями и руководителями структурных подразделений;
В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии) и заместителей министра, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений Министерства. В состав коллегии могут входить представители республиканских органов исполнительной власти, руководители организаций, подведомственных Министерству, и ведущие ученые.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы в установленной сфере деятельности Министерства.
Министерство в целях решения конкретных вопросов в установленной сфере деятельности формирует временные рабочие группы , научно-технический, экспертный и другие советы из числа сотрудников Министерства, представителей иных республиканских органов исполнительной власти, руководителей подведомственных организаций, ученых и специалистов. Составы указанных советов и положения о них утверждаются министром.
Организационно-техническое обеспечение деятельности этих советов осуществляется аппаратом Министерства
2.2 Экономическая характеристика организации
Для написания этой главы были использованы годовые отчеты Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан за 2013 и 2014 года (Приложение Б).
Финансовое состояние (положение) характеризуется системой экономических показателей, отражающих наличие и использование ее финансовых ресурсов. Финансовое состояние изучают с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении организации.
Рассмотрим экономическую характеристику Минсельхоза РБ.
Внеоборотные активы(основной капитал)- основные средства, основные фонды сумма капитала, вложенного в совокупность материально-вещественных объектов и ценностей, используемых в процессе производства для воздействия на предметы труда и их преобразование в пригодные к потреблению продукты.
К внеоборотным активам в отечественной практике бухгалтерского учета принято относить основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство и долгосрочные финансовые вложения.
Таблица 2.1 Внеоборотные активы бюджетного учреждения в Министерстве сельского хозяйства
Показатели 2013 г. 2014 г. 2014г. к 2013г.
Руб. % Руб. %
Нематериальные активы 1047 100 965 100 92,2
Основные средства 40528249 100 44394336 100 109,5
Доходные вложения в материальные ценности 54125
52854
97,7
Финансовые вложения
1524970
100 833046
54,6
Отложенные налоговые активы
51833
24810
47,9
Продолжение таблицы 2.1
Прочие внеоборотные активы
12910458
13020294
100,8
ИТОГО 55070682 100 58326305 100 105,9
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод что в 2014году по сравнению с 2013 годом внеоборотные активы выросли на 3255623 рублей.
К оборотным активам относятся средства, предназначенные для непроизводственного потребления или использования в процессе уставной хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в течение одного года или меньше К ним н относятся: денежные средства, запасы, дебиторская задолженность и др. Оборотные активы показывают в балансе бюджетного учреждения достаточно детализировано (по их видам, назначению и местам хранения), что необходимость для контроля за их наличием и целесообразным использованием согласно смете.
Таблица 2.2 Оборотные активы бюджетного учреждения Министерстве сельского хозяйства РБ
Показатели 2013 г. 2014 г. 2014г. к 2013г. %
Руб. % Руб. %
Запасы 26280758 100 26797822 100 101,9
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 79765 100 90111 100 112,9
Дебиторская задолженность 7868523
100 9322365 100 118,5
Денежные средства и денежные эквиваленты 729586 100 694789 100 95,2
Прочие оборотные активы 184317 100 219016 100 118,8
ИТОГО 37207810 100 39711594 100 106,7
По данной таблице можно сделать вывод , что в 2014 году оборотные активы составило 3911594 рублей, а по сравнению с 2013 годом увеличилось на 2503784 рублей.
В разделе баланса «Капитал и резервы» самостоятельными статьями отражены собственные источники образования имущества — уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приведена нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен непокрытый убыток.
Таким образом , Раздел «Капитал и резервы» — раздел III Бухгалтерского баланса – включает следующие статьи:
— уставный капитал;
— собственные акции, выкупленные у акционеров;
— добавочный капитал;
— резервный капитал;
— нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Таблица 2.3 Капитал и резервы организации в Министерстве сельского хозяйства РБ
Показатели 2013 г. 2014 г. 2014г. к 2013г.%
Руб. % Руб. %
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд,)
9705927 100 9509208
97,7
Переоценка внеоборотных активов
2334716
2078830
89,0
Добавочный капитал (без переоценки) 5554771 100 5797264
104,4
Продолжение таблицы 2.3
Резервный капитал 951986 100 1196635
100 125,7
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
20936055
22772408
108,7
ИТОГО 41354345 100 39483455 100 95,5
Исходя из таблицы 2.3 можно сделать вывод, что капиталы и резервы в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилось на 1870890 рублей.
Долгосрочные обязательства представляютсобой обязательства, срокисполнения которыхпревышает 12 месяцев.Долгосрочныеобязательства — этозадолженность организациипо кредитам и займам.
К долгосрочным обязательствам также относятся отложенные
налоговые обязательства. Оценивая финансовоесостояние организации, имеющей долгосрочные заимствования, нельзя сказать, что их наличие является отрицательным.
Кроме того, долгосрочные обязательства могут быть приравнены к
собственным средствам.Также учитывая инфляционные процессы, можно считать, что наличие долгосрочных обязательств являетсявыгодным фактором для организации, так как их реальная стоимость в момент получения существенноотличается от стоимости в момент оплаты.
Виды долгосрочных обязательств:
— кредиты и займы со сроком погашения, превышающим 12 месяцев;
— векселя, выданные со сроком погашения, превышающим 12 месяцев;
— облигации, выпущенные на срок более 12 месяцев;
— отсроченные налоговые обязательства.
Долгосрочные кредиты банкам выдаются под приобретение инвестиционных активов, на пополнениеоборотных средств или на погашение текущих обязательств.
Таблица 2.4 Долгосрочные обязательства организации в Министерстве сельского хозяйства РБ
Показатели 2013 г. 2014 г. 2014г. к 2013г.%
Руб. % Руб. %
Заемные средства 24660888 100 26986498
109,4
Отложенные налоговые обязательства
20864
17935
85,9
Оценочные обязательства 7485 100 —
Прочие долгосрочные обязательства
4042076
100 4543530
112,4
ИТОГО
28731313
100 31547963
109,8
Анализируя данную таблицу 2.4 можно сделать вывод, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось на 2816650 рублей.
Обязательства являются одним из важнейших элементов в финансовом отчете. Делятся они на два вида: текущие (краткосрочные) и нетекущие (долгосрочные). Классификация происходит по временному признаку. Краткосрочные обязательства – это обязательства, которые требуют для своей ликвидации текущие ресурсы.
К ним относятся:
— кредиторская задолженность;
-дивиденды к выплате;
— краткосрочные векселя;
— начисленные обязательства;
— налоговые платежи;
— часть долгосрочной задолженности, которую необходимо оплатить в текущем периоде;
— задолженность до востребования.
Краткосрочные обязательства погашаются за счет текущих средств. Это ресурсы, которые могли бы быть использованы организацией для повседневной деятельности. Вот основное отличие текущих средств от долгосрочных. Краткосрочные ресурсы имеют еще один признак – они обращаются в деньги или полностью используются за один балансовый период. Обычно имеется в виду календарный год.
Таблица 2.5 Краткосрочные обязательства
Показатели 2013г. 2014 г. 2014г. к 2013г.%
Руб. % Руб. %
Заемные средства 8679868
100 8993204 100
103,6
Кредиторская задолженность 12530913 100 13323262 100 106,3
Доходы будущих периодов 2601800 100 2599437 100 99,9
Оценочные обязательства 58905 100 57918 100 98,3
Прочие краткосрочные обязательства 192238 100 161770 100 84,1
ИТОГО 24063724 100 25135591 100 104,4
Анализирую данную таблицу можно сделать вывод, что краткосрочные обязательства в 2014 году составило 25135591 рублей и по сравнению с 2013 годом увеличилось на 1071867 рублей.
3. СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В МИНИСТЕРСТВЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
3.1 Организация учетно-аналитической работы в Министерстве сельского хозяйства РБ
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.
Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных
учреждений называется бюджетным учетом.
Объектами бюджетного учета являются:
1) доходы и расходы бюджета;
2) материальные ценности бюджетных организаций;
3) денежная наличность, хранящаяся в банках;
4) средства в расчетах между бюджетами;
В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители, которые могут в зависимости от объема учетной работы:
— вести бухгалтерский учет лично;
— ввести в штат должность бухгалтера;
— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, бухгалтеру, специализированной
организации. [4]
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями, создаваемыми при министерствах, а также при городских и районных учреждениях.
Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.
Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию денежных средств и материальных ценностей.
Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
Руководители бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются законом РФ «О бухгалтерском учете», положениями о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, утвержденными в установленном порядке и другими нормативными документами.
Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи:
— организовывать бухгалтерский учет в соответствии и действующими нормативными актами;
— использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники;
осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
— контролировать правильность , рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету;
— осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием денежных, материальных и трудовых ресурсов, вести борьбу с расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы;
— обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам;
— организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования поставщиками, заказчиками, финансовыми, налоговыми, банковскими и казначейскими органами;
— своевременно организовывать начисление и выдачу заработной платы, стипендий, пособий; [5]
— вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами;
— участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете результаты инвентаризации;
— периодически инструктировать материально-ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении;
— составлять отчетность и предоставлять ее соответствующим органам в установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов;
— соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.
На основании части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ в Министерстве сельского хозяйства РБ бюджетный учет ведется структурным подразделением — отделом бухгалтерского учета и отчетности (далее – отдел), возглавляемым начальником отдела – главным бухгалтером. Деятельность структурного подразделения регламентируется Положением об отделе и должностными регламентами сотрудников отдела.
Структура отдела определена штатным расписанием. В отделе созданы участки:
— расчетов по заработной плате;
— расчетов с покупателями и заказчиками;
— учета товарно-материальных ценностей;
— учета кассовых операций;
— учета финансирования и затрат.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной и налоговой отчетности.
3.2 Организация первичного учета
Под первичным учетом понимают первоначальную стадию учетного процесса, на которой производится измерение данных хозяйственной операции и регистрация их в документах. Документы должны быть составлены в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания, они являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. [10]
Для ведения бухгалтерского учета применяются формы первичных документов класса 03 и класса 05. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, могут использоваться самостоятельно разработанные формы.
Порядок движения и обработки первичных учетных документов и отчетности регулируется графиком документооборота, приведенным в таблице 3.1.
Журналы операций ведутся в соответствии с перечнем регистров бюджетного учета получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета. Журналам операций по учету исполнения бюджетной сметы и администрированию поступлений и выбытий присваиваются номера.[6]
Таблица 3.1 График документооборота
Наименование регистра бюджетного
Учета Номера Ответственный исполнитель
Журнал операций по счету «Касса» 1 Мешкова Ф.Т.
Журнал операций с безналичными денежными средствами 2 Гололобова Е.В.
Исламова Л.Г.
Журнал операций расчетов с подотчетными лицами 3 Мешкова Ф.Т.
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками 4 Харитонова М.Д.
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам 5 Харитонова М.Д.
Журнал операций расчетов по оплате труда 6 Мешкова Ф.Т.
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов 7 Харитонова М.Д.
Журнал по прочим операциям 8 Харитонова М.Д.
На основании данных журналов операций ежемесячно составляются главные книги:
– по учету у Министерства как получателя и распорядителя бюджетных средств;
– по учету администрируемых поступлений и выбытий, невыясненных поступлений.
Первичный учет основных средств.
Бюджетные учреждения для выполнения работ наделяются основ-ными средствами. Надлежащая организация учета основных средств играет важную роль в обеспечении их эффективного использования.
Операции с основными средствами оформляются следующими первичными документами: ); Акт о приеме- передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а); Акт о приеме- передаче групп объектов основных (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС- 1б); Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2); Акт о списании объекта основных средств (форма № ОС-4); Акт о списании групп объектов основных средств (форма № ОС- 4в); Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС 6); Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС- 6а); Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма №ОС- 6б); Акт о приеме оборудования (форма № ОС-14). [8]
Таблица 3.2 Первичный учет основных средств
№ п/п Наименование объекта ОС
Первичный документ Сумма, руб.
1 Покупка Многофункционального устройства Лазерный Kyoera Ecosvs M2035DN Акт о приеме-передаче объекта основных средств(кроме зданий, сооружений) форма № ОС-1, 10.02.2016 г.
18566
2 Покупка дивана Акт о приеме-передаче объекта основных средств(кроме зданий, сооружений) форма № ОС-1,17.12.2015 г. 33003,90
Формирование регистров бухучета осуществляется в следующем порядке:
– журнал регистрации приходных и расходных ордеров (ф. 0310003) составляется ежемесячно, в последний рабочий день месяца; [7]
– инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий – ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;
– инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.) и при выбытии;
– опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в последний день года;
– книга учета бланков строгой отчетности, книга аналитического учета депонированной зарплаты и стипендий заполняются ежемесячно, в последний день месяца;
– авансовые отчеты брошюруются и нумеруются в последний день отчетного месяца нарастающим итогом с начала года;
– журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;
– другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено законодательством РФ.
Первичные и сводные учетные документы (заверенные собственноручной подписью) составляются на бумажных и машинных носителях информации, а также в форме электронных документов (заверенные электронной подписью). [9]
Учетные документы, регистры бюджетного учета и бюджетная отчетность хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами ведения архивного дела, но не менее пяти лет.
Первичный учет материально-производственных запасов.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету № 5/01 «Учет материально-производственных запасов» в зависимости от той роли, которую играют товарно-материальные ценности в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, возвратные отходы, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Задачами учета материально- производственных запасов являются:
1. контроль, за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам,
2. контроль, за выполнением планов снабжения материалами, выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов,
3. контроль, за соблюдением норм производственного потребления, правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции, рациональная оценка производственных запасов.
Не относятся к материально-производственным запасам:
1. активы, используемые при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев;
2. активы, характеризуемые как незавершенное производство.
Таблица 3.3 Первичный учет МПЗ
№ п/п Наименование факта хозяйственной жизни Первичный документ Сумма, руб.
1 Произведена оплата строительной смеси и транспортных расходов поставщику с расчетного счета Выписка банка, платежное поручение(№2695),от 25.07.2015
13750
Важным участком бухгалтерского учета на производственных предприятиях является учет расчетов с персоналом по оплате труда.
Учет труда и заработной платы – один из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтера. Он представляет собой упорядоченную систему сбора, наблюдения, измерения, регистрации, обработки и получения информации о труде работников предприятия и его оплате путем сплошного, непрерывного и документального учета. На основании этой информации осуществляется контроль за использованием рабочего времени, соблюдением соотношения между ростом производительности труда и заработной платы, за уровнем соответствующих затрат.
Согласно ст. 129 ТК, РФ, заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
При сдельной оплате труда основными элементами системы оплаты труда являются:
1) расценка — размер оплаты за выполнение определенной операции или изготовление единицы изделий;
2) первичные документы, подтверждающие выполненный рабочими объем работы, рапорты, маршрутные листы, наряды, доплатные листки.
Таблица 3.4 Первичный учет расчетов по оплате труда с персоналом и прочих расчетных операций
№ п/п Наименование факта хозяйственной жизни Первичный документ Сумма, руб.
1 2 3 4
31 Выплачена заработная плата из кассы организации. № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»,
№ Т-53 «Платежная ведомость»,от 25.08.2015г.
17000
Первичный учет денежных средств.
Для осуществления своей деятельности каждому предприятию необходимо иметь денежные средства. Денежные средства организации образуются при продаже готовой продукции , товаров, от оказания сервисных и иных услуг, а также в виде поступлений от операций с ценными бумагами и т.д. Организации расходуют денежные средства на развитие основной деятельности, приобретение материальных ценностей, оплату труда работников; осуществляют вложения во внеоборотные активы (строительство производственных объектов, приобретение основных средств, др.).
Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:
— точный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;
— контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
— контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
— выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
Таблица 3.5 Первичный учет денежных средств
№ п/п Наименование факта хозяйственной жизни Первичный документ Сумма, руб.
1 Выданы деньги из кассы в под отчет на покупку канцтоваров Расходный кассовый ордер форма № КО2,от 03.05.2015г. 2000
3.3 Организация аналитического и синтетического учета
Любая организация должна вести аналитический учет. Под аналитическим понимают такой вид учета, при котором собирается детальная информация об имуществе и финансовых счетах с целью проведения его детального анализа. В отличие от так называемого синтетического учета, аналитический ведется не только в стоимостных, но и в натуральных показателях.
При этом, синтетический и аналитический учеты прочно взаимосвязаны друг с другом. Так, например, сальдо синтетического счета должно быть равно сумме остатков соответствующего аналитического счета. Сумма по дебету соответствующих друг другу аналитических и синтетических счетов должны быть равны. Более того, суммы оборотов по соответствующим друг другу аналитическим и синтетическим счетам также должны быть равны друг другу. Аналогично и с активность/пассивностью счетов: если аналитический счет активен, то и синтетический счет, соответствующий ему, также должен быть активен.
Синтетический учет основных средств бюджетных учреждений ведется на счете 10«Основные средства», который предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении как собственных основных средств, так и полученных на условиях финансового лизинга, а также арендованных целостных имущественных комплексов, входящих в состав основных средств . [11]
Аналитический учет основных средств бюджетных учреждений ведется по каждому объекту отдельно. Присваивается инвентарный номер из 8 цифр.
Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) ведется в разрезе кредиторов. Дебиторскую и кредиторскую задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывать на финансовый результат по истечении трех лет на основании данных проведенной инвентаризации.
При отражении операций в учете бухгалтерские записи зависят от типа учреждения. [13]
Так, казенные учреждения, финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание, применяют Единый план счетов и План счетов по бюджетному учету. Бюджетные учреждения используют в работе Единый план счетов и План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений.
Дополнительно отметим, что автономные учреждения применяют План счетов бухгалтерского учета, соответствующий типу данного учреждения.
На основании общих норм утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Использование бюджетной классификации при отображении хозяйственных операций учреждений позволяет организовать аналитический учет.
Данные бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам обобщаются на синтетических счетах (разряды 19–23 номера счета).
По существу учреждения работают с девятью знаками бюджетного счета, а 17 знаков – это бюджетная классификация, которая будет повторяться в однородных операциях.
При изучении аналитического и синтетического учета были использованы первичные документы (Приложение Г).
1. Учет денежных средств и расчетов.
Наличные денежные средства и денежные документы хранятся и учитываются в кассе предприятия. Общие правила хранения, использования и учета денежных средств в кассе устанавливаются Центральным Банком РФ (инструкции, положения и пр. нормативные документы). Поступление денег в кассу происходит при их получении с расчетного или других счетов в банках, приеме наличных денег за продукцию и услуги, различных взносов работников предприятия или возврате ранее выданных им авансов. Из кассы деньги расходуются на выплату зарплаты и другие платежи работникам, выдаются на хозяйственные или другие расходы или вносятся на счета в банках.
Основными документами по учету поступления денег и их выдачи являются приходные и расходные кассовые ордера. Расходные кассовые ордера подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером. Подпись руководителя не обязательна, если она есть на прилагаемых к ордеру документах. Приходные кассовые ордера подписываются главным бухгалтером. Лицу, которое внесло деньги, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая факт приходования.
Учет кассовых операций ведется на счете 50 «Касса».
К нему могут быть открыты субсчета:
50.1 — Касса организации;
50.2 — Операционная касса (кассы товарных контор, остановочных пунктов, судов, билетных касс портов, вокзалов, кассах отделений связи);
50.3 — Денежные документы (учитываются почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты по сумме фактических затрат на приобретение).
По дебету счета ведутся записи о поступлении денег, например, типовыми проводками по работе с кассой являются:
Переведены деньги с расчетного, валютного или других счетов (Д 50 — К 51, 52, 55);
Поступление выручки за продукцию от покупателей (Д 50 — К 62);
— взносы учредителей (Д 50 — К 75);
-получение кредитов (Д 50 — К 66, 67).
По кредиту отражаются расход денежных средств из кассы, например:
-выдача зарплаты (Д 70 — К 50);
— выдача под отчет (Д 71 — К 50);
-внесение на счета в банках (Д 51, 52, 55 — К 50).
Таблица 3.6 Учет денежных средств
№ п/п Наименование факта хозяйственной жизни Первичный документ Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 Выданы из кассы подотчетные суммы и денежные документы. № КО-2 «Расходный кассовый ордер», от 12.08.2015г.
2490
22 Получен аванс наличными в счет поставки товаров (работ, услуг) № КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Чек ККМ , от 12.09.2015г.
7800
1. Учет расчетных и кредитных операций
Кассовые операции ведутся в каждой снабженческо-сбытовой организации и связаны с выплатой заработной платы, а также с оплатой мелких хозяйственных расходов наличными деньгами через кассу. Деньги в кассе могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых руководителями снабженческо-сбытовой организации по согласованию с учреждением банка. Наличные деньги должны расходоваться строго по целевому назначению: на выплату заработной платы, командировки, хозяйственные нужды.
Кассовые операции осуществляются по правилам ведения кассовых операций в народном хозяйстве. Бухгалтерия должна точно и своевременно отражать в учете кассовые операции, строго контролировать наличие и движение денег в кассе, обеспечивать соблюдение установленного лимита остатка наличных денег.
Расчетные операции возникают в результате хозяйственных взаимоотношений снабженческо-сбытовых организаций с многочисленными поставщиками и покупателями, учреждениями банков, финансовыми органами, различными организациями и лицами. Они сопровождаются возникновением и погашением долговых обязательств по уплате платежа за товары, услуги либо выполненную работу.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, а также взаимосвязанными организациями за:
— полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы, которые акцептованы и подлежат оплате через банк и наличными деньгами, а также обеспеченные векселями и другими обязательствами, подлежащими исполнению не денежными средствами;
— товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
— излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи, и др.
Аналитический учет на счете 60 ведут по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику.
Таблица 3.7 Учет расчетных и кредитных операций
п/п Наименование факта хозяйственной жизни Первичный документ Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 Оплачены счета поставщиков и подрядчиков Расходные кассовые ордера,
Выписка из расчетного или валютного счета, от 11.08.2015
111409
Учет основных средств.
Основные средства – это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях.
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:
1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное;
2)владение и пользование или во временное пользование;
3)объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного);
4)операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
5)организацией не предполагается последующая перепродажа данного объекта;
6)объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В составе основных средств помимо всего учитываются капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и прочие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования (природные ресурсы).
Учет затрат, формирующих первоначальную стоимость объектов основных средств, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» с использованием субсчетов 08.1 «Приобретение земельных участков», 08.2 «Приобретение объектов природопользования», 08.3 «Строительство объектов основных средств» и 08.4 «Приобретение объектов основных средств».
Срок полезного использования объекта основных средств – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход предприятию. При принятии объекта основных средств к учету определяется срок его полезного использования.
Учет основных средств ведется в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденный приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н.
Синтетический счет 01 «Основные средства» является активным инвентарным счетом и предназначен для обобщения данных о наличии и движении основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, залоге.
Аналитический учет основных средств в организации ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают: номер объекта; год выпуска (постройки); дату и номер акта о приемке; местонахождение; первоначальную стоимость; норму амортизационных отчислений; сумму начисленной амортизации; внутреннее перемещение; причину выбытия.
«Расчеты с покупателями и заказчиками» счет 62
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведут по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) отчету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
При этом стоит отметить, что построение аналитического учета должно предоставлять возможность получения нужной информации по:
• расчетным документам, у которых на данный момент еще не наступил сок оплаты;
• непросроченным векселям;
• дисконтированным векселям;
• покупателям и заказчикам;
• полученным авансам;
• векселям, по которым не были предоставлены в срок денежные средства.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.
В данном организации часто применяются следующие бухгалтерские проводки:
Д 62 К 90 — отгружена продукция, выполнены работы, оказаны услуги и предъявлены расчетные документы покупателю или заказчику.
Д 51 (50) К 62 — погашена задолженностей покупателей и заказчиков.
Д 62 К 91 — отражена задолженность покупателя за отгруженные товары, выполненные работы.
Д 90/3 К 68 — отражена сумма НДС от стоимости реализованной продукции.
Д 91/2 К 62 — отражены убытки от списания неоплаченной дебиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности.
«Расчеты с подотчетными лицами» счет 71
Подотчетными лицами могут выступать работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средства на предстоящие административно-хозяйственные и операционные расходы.
Подотчетные лица обязаны отчитаться за полученные денежные суммы, для этого они составляют авансовый отчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие произведенные расходы. Если подотчетное лицо направляется в командировку, то помимо квитанций к авансовому отчету прикладывается командировочное удостоверение. Каждый авансовый отчет проверяется бухгалтером, затем утверждается руководителем и принимается к учету. Если остались неизрасходованные суммы, подотчетное лицо возвращает остаток в кассу организации, а в случае перерасхода разницу выдают подотчетному лицу из кассы.
Д 70 К 71 удержана с заработной платы работника выданная подотчет сумма;
Д 73/2 К 94 списана выданная подотчет сумма (если нельзя удержать из заработной платы).
Аналитический учет ведется в разрезе подотчетных лиц, но каждое лицо должно отчитаться по каждой отдельной выданной сумме.
3.4 Пути улучшения организации бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет является системой, которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний.
Для того, чтобы определить пути совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, необходимо выявить и свести к минимуму недостатки учета организации. Основным общим недостатком системы учета на экономическом субъекте является недостаточный контроль над деятельностью бухгалтерии со стороны руководства организации. В такой ситуации руководитель не получает бухгалтерской информации в нужной степени. Практически достаточных усилий по контролю руководитель хозяйствующего субъекта не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с наибольшей возможной точностью. Недостаточность контроля со стороны, как главного бухгалтера организации, так и руководителя приводит к ошибкам зачисления поступивших средств и путанице при платежах третьих лиц. Так же в некоторых экономических субъектах несвоевременно проводится, проводится частично или не проводится совсем инвентаризация расчетов, хотя это и предусмотрено учетной политикой организации, что не способствует своевременному выявлению просроченной задолженности и принятию мер к ее погашению. В любой организации работники бухгалтерии должны осуществлять проверку подготавливаемых ими документов, но, к сожалению, данная проверка «во вторую руку» отсутствует, то есть после составления документа одним работником бухгалтерии другой не проверяет полностью этот документ, расписывается за проведенную проверку и не несет ответственность за правильность данных наряду с сотрудником, составившим документ. Несвоевременность предоставления в бухгалтерию документации со стороны отдела продаж, что не способствует сокращению ошибок в учете. На основании проведенного анализа и приведённых выше недостатков, можно дать следующие рекомендации:
— обязательная внутренняя проверка документов. Проверка документа затрачивает значительно меньше времени, чем для его составления. Но качество подготовки и достоверность документов после проверки значительно увеличивается. Кроме того, при этом повышается взаимозаменяемость работников бухгалтерии и значительно сокращается время на последующее исправление недостатков, которые могут быть выявлены сторонними проверяющими в уже представленных им отчетных документах;
— большое значение для устранения недостатков в учете имеет правильная организация внутреннего документооборота в фирме, который должен быть предусмотрен приказом ее руководителя. В приказе должны быть четко определены формы представления в бухгалтерию документов, сроки их представления, ответственные за это лица. Также должны быть установлены санкции за несвоевременную и некачественную обработку документов. При этом необходимо четко и наглядно наладить учет поступления в бухгалтерию документов;
— ускорит передачу и выдачу необходимой информации;
— периодическое повышению квалификации учетного аппарата, что позволит сократить до минимума ошибки и неточности в учете. Также можно усилить взаимодействия бухгалтерии и юридического отдела;
— необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов;
— сократит время заполнения документов и количество работников, занятых их оформлением;
— постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности хозяйствующего субъекта.
Полная автоматизация учета позволяет изменить характер управленческого труда….
ЗАКЛЮЧЕИЕ
По итогам прохождения производственной практики в Министерстве сельского хозяйства РБ с 04.07.2016 г. по 15.07.2016 г. можно отметить следующие основные моменты.
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными нормативными актами РФ, грубых нарушений не было.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан разрабатывает документы стратегического планирования, осуществляет мониторинг и контроль их реализации.
Министерство сельского хозяйства РБ:
1) разрабатывает предложения по основным направлениям государственной аграрной политики, совершенствованию организационной, финансово экономической и нормативной правовой базы в установленной
сфере деятельности, прогнозирует их развитие;
2) принимает участие в разработке балансов производства и использования основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе в региональном аспекте;
3) разрабатывает прогнозы социально-экономического развития в установленной сфере деятельности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.
В Министерстве сельского хозяйства РБ уставный капитал за 2014 год составляет 9509208 рублей.
Краткосрочные обязательства в Министерстве сельского хозяйства РБ в 2014 году составило 25135591 рублей и по сравнению с 2013 годом увеличилось на 1071867 рублей.
Во время прохождении практики применяла на практике полученные за время обучения знания и навыки работы в области бухгалтерии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой от 06 декабря 2011 г. (ред. от 04.11.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс».
2) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 16.07.1998 : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (ред. от 26.04.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс».
3) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ утвержденное приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
4) План счетов со субсчетами [Электронный ресурс] : утвержден Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. 08.11.2010) // СПС «Консультант Плюс».
5) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [Электронный ресурс]: утверждено приказом Минфина РФ от 06 мая 1999 г. № 32н (в ред. от 27.04.2012 № 55н // СПС «Консультант Плюс».
6) Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств [Текст]: Утверждено Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от13 октября 2003 г. № 91н (с доп. и изм. от 24.12.2010 г. № 186 н) // СПС «Консультант Плюс».
7)Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
8)Акатьева М.Д., Бирюков В.А., Бухгалтерский учет и анализ [Текст]: Учебник/ — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 252 с
9) Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет [Текст] : Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева, А.М. Петрова, Л.Г., Петрова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2015. -587 с
10) Бабаев, Ю.А.,Бухгалтерский учет [Текст] : Учебник / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева, А.М. Петрова, Л.Г., Петрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Проспект, 2014. -384 с
11) Кондраков Н. П., Бухгалтерский учет (финансовый и
управленческий) [Текст]: Учебник/ 5-е изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 584 с
12) Маслова Т. С., Мизиковский Е. А., Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях [Текст]: Учебное пособие/ — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 336 с
13)Колодин А. Г., Справочник бухгалтера. Теория и практика бухгалтерского сопровождения предприятий любых форм собственности и видов деятельности [Текст]: Учебник / — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2016. — 718 c
14) Электронная версия. Сапожникова, Н.Г. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник– 4-е изд / Н.Г. Сапожникова. – М.: КноРус, 2015.- 480 с
15) Электронная версия книги. Рогуленко, Т.М. Бухгалтерский финансовый учет. Т.М. Рогулунко, А.В. Бодяко, С.В. Пономарева Ю.В., Слиняков, КноРус, 2015 г.