Содержание
Введение3
I. Сущность и содержание аудита.9
1.1. Цели и задачи аудита.9
1.2. Виды аудита. Место аудита в системе контроля.14
1.3. Особенности аудита страховых организаций.18
II. Организация аудита страховой компании САО «Росгосстрах-Волгоград».23
2.1. Аудит учредительных документов страховой организации.23
2.2. Методика аудита доходов и расходов и формирования страховых резервов и их размещения.32
2.3.Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы.45
III. Финансовый анализ в рамках обязательного аудита согласно договора с САО «Росгосстрах-Волгоград».51
3.1.Цели и задачи финансового анализа страховой организации.51
3.2. Анализ финансовых результатов деятельности страховой организации САО «Росгосстрах-Волгоград».54
3.3.Анализ финансового состояния страховой организации САО «Росгосстрах-Волгоград».60
Заключение70
Список использованной литературы74
Приложения
Выдержка из текста работы
ГеоргВильгельм Фридрих Гегель в своем философском учении впервые в мировой социально-политической мысли разделил гражданское общество и государство. По его определению гражданское общество представляет собой сферу частных интересов, а государство — сферу интересов публичных. Гражданское общество (по Гегелю) представляет собойсообщество юридически равных людей,общество равных возможностей, гарантированныхзаконом. А поскольку это сфера частных интересов,то здесь должно на первое место выходить именно частное — гражданское право. Государственное управление должно постепенно заменяться общественным самоуправлением, путемустановления контроля общества за государством. Необходимость контроля общества за государством обуславливается самойсутью государства, какполитической организации людей особого рода (состоящей издолжностных лиц, учреждений и организаций), главной функцией которых является управление другими людьми. Таким образом, государство, с одной стороны, созданообществом, порождено его социальнымипотребностями и зависит от него, а с другойстороны, государство должно защищать общество извне, поддерживать в нем порядок. Проблема заключается втом, что государство неизбежнообособляется от общества, постепенно создаваясвою нормативную основу независимости — государственное и административное право, свой состав государственных служащих, приоритет именно своих,государственных интересов, а неинтересов гражданского общества. Гегельписал об этом как о политическом отчуждении, перевоплощении государства в нечто чуждое обществу, господствующее над ним, хотя и порожденное этимобществом. Реальные возможностиподчинить государство обществу, заставить государство не противостоять ему, а всячески способствовать реализации его интересов — это принятие концепциинезависимого аудита, объективнообусловленной задачами гражданского общества.Аудит, как самостоятельный институт права, не должен войти в систему норм административногорегулирования. Административноерегулирование уже имеет комплекс норм, регулирующихпроведение проверок и ревизий, начисление штрафов и т.д. со стороныналоговой инспекции, налоговой полиции, фининспекций, казначейства и органов государственной власти. Аудит долженсохранить независимость по отношению кгосударственным структурам и войти всистему права частно-гражданского, а не публичного. Аудит должен быть саморегулирующейся системой, которая,выражая интересы общества, сможет самаиздавать решения, касающиеся ее деятельности.Так если обратиться к опыту США, Великобритании и стран Британского содружестванаций, в которых существует большаясамостоятельность аудиторских организаций, которые сами готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и далее следят за тем, насколькодобросовестно и квалифицированно аудиторывыполняют их профессиональные обязанности. В нашейстране деятельность аудиторов до 2001 года регулировалась временными правилами аудиторской деятельности в РФ созданными Комиссией по аудиторской деятельностипри Минфине, Центральном Банке России и Росстрахнадзоре, а также Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Государственной Думойпринят Федеральный Закон об аудиторской деятельности, который определяетправовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерациипод №119-ФЗ от 07.08.2001.
Слово аудит в разныхпереводах означает «он слышит» или «слушающий».В классическом понимании аудит означает независимый внешний финансовыйконтроль, осуществляемый независимыми дипломированнымиаудиторами, не работающими на данном предприятии.Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первыенезависимые аудиторы появились еще в XIXвеке в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех,кто непосредственно занимаетсяуправлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладываетденьги в его деятельность(собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовуюинформацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротствапредприятий, обман со стороныадминистрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, предоставляемая администрацией, полностью отражает действительное финансовое положениепредприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтвержденияфинансовой отчетности приглашались люди,которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору,были его безупречная честность инезависимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условиемстановится и хорошая профессиональнаяподготовка аудитора.
Родиной аудита считаетсяАнглия, где с 1844 г. выходит серия законово компаниях, по которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специальногочеловека для проверки бухгалтерскихсчетов и отчета перед акционерами.
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудиторасовмещала в себе некоторыеобязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попыткиорганизации института аудита (в 1889,1912 и 1928 гг.) оказались неудачными.
Мировойэкономический кризис 1929-33 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резкоужесточаются требования к качествуаудиторской проверки и ее обязательности, увеличиваетсярыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейсяв годовых отчетах, и обязательностипубликации этих отчетов и заключенийаудиторов. Аудит становится мощным оружием противмошенничества.
Доконца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации. Это этап в развитии аудита — подтверждающийаудит.
После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях.Аудиторские фирмы начализаниматься больше консультационной деятельностью. Этот этап развития аудита получил название системно-ориентированного.
Третий этап развитияаудита — его ориентация на возможный риск припроведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условийбизнеса клиента проверка проводитсявыборочно, в основном там, где риск ошибкиили мошенничества максимальный.
Вначале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. С переходом к рыночным отношениям в экономике нашейстраны возникли новые проблемы ипотребности, обусловившие появление новыхспециальностей и новых теоретических и практических дисциплин, в том числе и аудиторского контроля.
Сам по себеаудиторский контроль нельзя отнести к новшествам рыночных отношений, однако новым является появление независимого контроля,обеспечивающего реализацию практическойпотребности — подтверждение достоверностифинансовой информации о деятельностиэкономических субъектов в интересах пользователейэтой информации. Новым является и то, что независимый аудиторский контроль — это предпринимательская деятельность, осуществляемая на коммерческой основеи за счет проверяемых экономическихсубъектов.
Фактически процесссоздания независимого аудиторского контроля продолжаетсяв нашей стране уже несколько лет. Первые аудиторские фирмы появились в России в 1987 г.
Развитиепредпринимательства, возникновение новых организационно-правовых формпредприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли намеханизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методомосуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяетгосударственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются,прежде всего, предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
За прошедшеедесятилетие с момента возникновения первых отечественных организаций были достигнутызначительные результаты в развитии аудита в России. Формируется аудиторскаясреда: создана система нормативного регулирования аудиторской деятельности,эффективно действуют несколько тысяч независимых аудиторских организаций исамостоятельно работающих аудиторов, созданы общественные организации аудиторов(Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, СоюзПрофессиональных Аудиторских Организаций и других уполномоченных органов в видеобщественных организаций), совершенствуется система подготовки аудиторскихкадров.
Динамичноизменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита иналогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий,использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторов особойподготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации,хорошо знать действующее законодательство, применять эффективную методикуаудиторской проверки. Это возможно, в том числе при условии подготовки ивнедрения в практику работы аудиторских организаций внутренних стандартоваудита и рациональных методов контроля качества аудита [35].
Аудиторскаядеятельность (аудит) — это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой)отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, с целью подтвержденияих достоверности соответствия законодательным актам, правильности сложенияфинансовых результатов и их использования, а так же оказанию иных аудиторских услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;составление деклараций о доходах и бухгалтерской(финансовой) отчетности; анализ финансово-хозяйственнойдеятельности; оценка активов и пассивов экономическогосубъекта; консультирование в вопросах финансового,налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства; обучение и др.
Потребностьв услугах аудитора возникла в связи со следующимиобстоятельствами:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Именно эти предпосылкии привели к возникновению общественной потребностив услугах независимых экспертов, имеющихсоответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающихдостоверность финансовой информации.
Проведение аудиторскойпроверки в тех случаях, когда она не являетсяобязательной, так же имеет важное значение, так как заказчиками проверки являются заинтересованные стороны.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения и другие хозяйствующие субъекты вступают в договорныеотношения по использованию имущества,денежных средств, проведениюкоммерческих операциии инвестиций. Доверительность этих отношенийдолжна подкрепляться возможностьюдля всех участников сделок получать ииспользовать финансовую информацию.
Собственники(акционеры, пайщики, инвесторы), а так же кредиторы,лишены возможности, самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны иправильно отражены в отчетности, ипоэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимоеподтверждение информации о результатах деятельностипредприятии и соблюдении ими законодательства важно государству для принятия решений в области экономики и налогообложения и государственным органам, судам, прокурорам, следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Аудит — это независимаяэкспертиза финансовой отчетности предприятияна основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных ифинансовых операций законодательству РФ,полноты и точности отражения и финансовой отчетностидеятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторскогозаключения.
Аудитор — этоквалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.
Под аудитом иногдапонимается процесс снижения до приемлемого уровняинформационного риска (т.е. вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточныесведения) для пользователей финансовыхотчетов.
Существует несколькоопределенных правил, касающихся деятельностинезависимых аудиторов:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Цель аудита — решениеконкретной задачи, которая определяется законодательством,системой нормативного регулирования аудиторскойдеятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Основнойцелью аудиторской деятельности, как уже отмечалось, является установление достоверности бухгалтерской(финансовой) отчетности экономических субъектов соответствия совершенных имифинансовых и хозяйственных операций нормативным актам, полученных финансовыхрезультатов и их использования.
Из этого определениявытекает назначение аудита — это проверка финансовыхотчетов с целью:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Основнаяцель аудита может дополняться задачами, обусловленнымидоговором с клиентом.
В ходе аудиторскойпроверки устанавливается правильность составлениябаланса, отчета о прибыли и убытках, достоверность данных пояснительной записки.
Для этого аудиторунеобходимо решить следующие задачи:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Отчет о прибыли и убыткахаудитор проверяет для установления правильностирасчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.
Аудитор должен проверить:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Аудиторы (аудиторскиефирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных соказанием аудиторских услуг:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Аудит разделяют на внутреннийи внешний.
Внутренний аудит являетсяэлементом управленческого контроля. Внутреннийаудит дает информацию о повседневной деятельностипредприятия и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществлениянеобходимых изменений внутрипредприятия. Информация внутреннего аудита необходимадля управления предприятием.
Определенные функциивнутренних аудиторов выполняют ревизорские группы прибухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру илифинансовому директору, однако функциивнутренних аудиторов шире и включают в себя:
1)<span Times New Roman"">
2)<span Times New Roman"">
3)<span Times New Roman"">
4)<span Times New Roman"">
Внутренний и внешний аудитдополняют друг друга и, в то же время,существенно различается по постановке задачи, цели, виду деятельности, взаимоотношению, оплате, ответственности ит.д.
Объектомвнешнего аудита является главным образом система учета и отчетности предприятия. Взаимоотношения и задачи определяются договором между независимыми сторонами: предприятием и аудитором. Средства аудита определяются общепринятыми аудиторскими стандартами. Аудиторская деятельность — вид предпринимательской деятельности приналичии аттестата и лицензии направо заниматься этим видом предпринимательства.Ответственность устанавливается законодательными и нормативными актами. Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована,аналитическая часть передаетсяклиенту.
Функции внутреннего аудитамогут выполнять не только работникипредприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.
Некоторые виды внутреннегоаудита называются управленческим илипроизводственным аудитом. Основными задачамиданного аудита является проверка и совершенствование организации и управленияпредприятием.
Довольно близок куправленческому аудиту — аудит хозяйственнойдеятельности, т.е. систематический анализ хозяйственнойдеятельности организации, проводимый для определенныхцелей.
Этот вид аудита дает оценкуэффективности управления, выявляет возможностиулучшения хозяйственной деятельности, дает рекомендации, касающиеся улучшениядеятельности. Он может быть проведен по заказуадминистрации и по требованию внешних потребителей,в том числе государственных органов.
Выделяют еще один вид аудита- на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определеннойфинансовой или хозяйственной деятельностисубъекта в целях определения ее соответствияпредписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия установлены администрацией, то этот видаудита осуществляется сотрудникамипредприятия.
Аудит на соответствиетребованиям, установленным государственнымиактами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручаетсятакой контроль. Результаты аудитадокладываются соответствующему государственномуоргану.
Следующий вид аудита — аудитфинансовой отчетности и специальный аудит.
Аудит финансовой отчетностиобычно проводится сторонними аудиторами и ставитцелью вынесение заключения о соответствии финансовойотчетности установленным критериям и правилам бухгалтерского учета. Результаты аудита финансовой отчетностипубликуются и рассылаются широкому кругу пользователей — акционерам, кредиторам, инвесторам и др.
Специальный аудит – этопроверка конкретных вопросов в деятельностихозяйствующего субъекта, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составленияналоговой отчетности, использованияспециальных фондов и т.д.
Аудит так же разделяют на обязательный и инициативный.
Обязательная аудиторскаяпроверка проводится в случаях, установленныхзаконодательством или по поручению государственныхорганов. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязанастраховать риск ответственности за нарушение договора [1].
Инициативный (добровольный)аудит осуществляется по решению экономическогосубъекта, на основе договора с аудитором.
Аудит бывает первоначальный и согласованный.
Суть такого аудита видна изназвания — первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой)впервые для данного клиента, этосущественно увеличивает риск и трудоемкость аудита; согласованный(повторяющийся) осуществляется аудитором повторно или регулярно и основан, поэтому, на знании спецификиклиента, результатах длительногосотрудничества с клиентом.
Наиболее предпочтителенсогласованный аудит. Такое сотрудничество удобнои аудиторам, и клиенту.
С точки зрения развития аудит разделяют на три вида:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Сточки зрения направленности деятельности аудит подразделяют на:
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
-<span Times New Roman"">
Одной из важнейших функцийуправления является контроль. Контроль — этообъективное явление в экономической жизни общества.Контроль в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системырегулирования.
В зависимости от субъектов ихарактера контрольной деятельностифинансовый контроль подразделяется на государственный,ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта контроля — на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) иаудиторский (аудит).
Аудит является методомвневедомственного финансового контроля. Аудит незаменяет и не подменяет государственный финансовыйконтроль, для этого имеются соответствующие государственныеорганы.
Аудиторская деятельностьнаправлена на все экономические субъекты независимо от организационно-правовыхформ и форм собственности.
Аудит и ревизияявляются способами организации контроля за финансово-хозяйственнойдеятельностью экономических субъектов, междуними существ