Содержание
Содержание
Введение3
1. Цели и задачи аудиторской проверки заработной платы5
2. Объекты аудита заработной платы5
3. Нормативные документы, регулирующие учет заработной платы7
4. Информационная база аудита заработной платы8
5. Программа аудита заработной платы9
5. Методика аудита заработной платы11
Заключение22
Ситуации27
Список литературы36
Введение
Современная экономика, изменяясь, порождает соответствующие измене-ния во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда. Складываются новые отношения между государством, предпри-ятием и работником по поводу организации труда, изменяются формы регули-рования трудовых отношений, меняется действующее российское законода-тельство.
В Российской Федерации основу трудовых взаимоотношений составляет трудовой договор, который заключается в письменной форме, что повышает гарантию сторон в реализации достигнутых договоренностей по важнейшим условиям труда.
В условиях рыночной экономики у участников трудовых взаимоотноше-ний часто возникают противоположные точи зрения на труд и его оплату: ра-ботник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.
Учет труда и заработной платы должны обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Необходимо так же учитывать, что формирование и величина прибыли за-висят от выбранной системы оплаты труда, так как расходы на оплату труда за-нимают существенную долю в себестоимости продукции.
Для подавляющего большинства людей заработная плата является основ-ным источником дохода.
Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.
Правильность расчета, начисления, выдачи заработной платы и налогов от нее подтверждается в ходе аудиторской проверки.
В связи с вышеизложенным, можно отметть актуальность и значимость выбранной темы курсовой работы.
При написании работы использовалась специальная литература, норматив-ные документы.
1. Цели и задачи аудиторской проверки заработной платы
Целью аудиторской проверки расчетов по оплате труда является установ-ление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообло-жения операций по оплате труда и расчетам с персоналом, действующим в Рос-сийской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для то-го, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Иными словами основная цель аудита оплаты труда — проверка соблюде-ния нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
Можно выделить следующие основные задачи, которые необходимо ре-шить в ходе аудиторской проверки расчетов по оплате труда:
Рис. 1.1. Основные задачи, которые необходимо решить в ходе аудитор-ской проверки расчетов по оплате труда
2. Объекты аудита заработной платы
Объектами аудита расчетов по заработной плате являются первичная ин-формация, в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации, а также регистры бухгалтерского учета и от-четность.
Таблица 2.1
Объекты аудита расчетов по заработной плате
ПоказателиФормы бухгалтерской отчетности, в которой приведены показатели Ф. №1 Баланс
НаименованиеНомер счета, субъектаСтрокаГрафа
задолженность пе-ред персоналом организации70622На начало и конец периода
задолженность пе-ред государствен-ными внебюджет-ными фондами69623На начало и конец периода
задолженность по налогам и сборам68624На начало и конец периода
касса50260На начало и конец периода
Расчетные счета51260
Расчеты с подот-четными лицами71622На начало и конец периода
Расчеты с разными дебиторами и кре-диторами76622На начало и конец периода
Расчеты с персо-налом по прочим операциям73622На начало и конец периода
3. Нормативные документы, регулирующие учет заработной платы
Можно выделить следующие нормативные документы, регулирующие в той или иной степени учет заработной плаы в Российской Федерации:
Рис. 3.1. Нормативные документы, регулирующие в той или иной степени учет заработной платы в Российской Федерации
В качестве основной нормативной базы используются Кодексы: Граждан-ский, Трудовой и Налоговый.
4. Информационная база аудита заработной платы
Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются:
— штатное расписание,
— положения, приказы, распоряжения,
— контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмезд-ного оказания услуг и другие формы трудового договора),
— договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров кредит и др.,
— табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы (ф. № Т-12),
— наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполни-тельные листы, расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости (ф. № Т-49, Т-51 и Т-53),
— лицевые счета (ф. № Т-54) и налоговые карточки работников,
— авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами,
— акты инвентаризации имущества,
— учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по сче-там 68, 69, 70, 73, 76, 91, 94 и др.,
— Главная книга
— бухгалтерская отчетность,
— Положение об учетной политике предприятия и др.
Т. е. основными источниками информации служат документы по зачисле-нию, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность.
5. Программа аудита заработной платы
Проверяемая организация: ООО «Норд-Ост»
Период аудита: с 01.08.2008 г. по 30.08.2008 г.
Количество человеко-часов: 540
Руководитель аудиторской группы: Рощин Ю. А.
Состав аудиторской группы: Повальчук В. В., Никонова Н. И.
Планируемый аудиторский риск: 4%
Планируемый уровень существенности: 92%
Таблица 5.1
Программа аудита
№Перечень ау-диторских процедурПериод проведенияИсполнителиРабочие доку-ментыПримечания
123456
1Соблюдение положений законода-тельства о труде, со-стояние внутреннего контроля по трудовым отношениям01,08,08-06,08,08Повальчук В. В., Нико-нова Н. И.Личные карточ-ки работающих, приказы о пре-доставлении от-пуска, переводе на другую рабо-ту, о прекраще-нии трудового договора; тру-довые книжки; штатаное распи-сание; табели учета рабочего времениАнализ спе-цифики дея-тельности предприятия, используемой учетной сис-темы
Выдержка из текста работы
Целью аудита расчетов с персоналом по оплате труда является проверка соблюдения действующего законодательства о труде, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между организацией и ее работниками, а также установление соответствия применяемой в организации методики учета нормативным актам и установление правильности начисления заработной платы и удержаний из нее.
Задачами аудита расчетов с персоналом по оплате труда являются:
— Проверка соблюдения норм действующего трудового законодательства;
— Изучение систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом;
— Подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражение их в учете;
— Установление законности и полноты удержаний из заработной платы в пользу предприятия, Пенсионного фонда РФ, бюджета, других физических и юридических лиц;
— Проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
— Проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.
В процессе аудиторской проверки операций расчетов с персоналом по оплате труда следует руководствоваться следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г., № 307-ФЗ, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Федеральные Правила (Стандарты) аудиторской деятельности №1-23, содержащие основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996, устанавливающий единые правовые и методологические основы к организации и ведению бухгалтерского учета в РФ.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом МинФина РФ от 29.06.1998 г., №34н, который определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению. Утвержден приказом МинФина от 31.10.2000 г. № 94-н. Устанавливает единые подходы к отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, часть 2 от 26.01.1996 г. №14-ФЗ. Данный нормативный акт определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства. Регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием.
Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998 г. №148-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 г. №117-ФЗ, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также принципы налогообложения и сборов в РФ. Главы 23 «Налог на доходы физических лиц», 24 «Единый социальный налог», определяющих порядок расчета соответствующих видов налога.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, устанавливающий государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 от 30.06.1995 г., определяющие общий порядок проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами, работниками, депонентами.
Постановление Госкомстата «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплате» от 05.01.2004 г. №1.
Постановление Правительства « Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 24.12.2007 г. №922. определяет особенности порядка исчисления среднего заработка.
Постановление Правительства « Об утверждения положения о порядке назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей» от 04.09.1995 г. № 883 (ред. от 16.04.2008), определяющий виды государственных пособий гражданам, имеющих детей.
Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2010 год» от 28.11.2009 г. №292-ФЗ, определяющий порядок расчета и размер пособия по временной нетрудоспособности.
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 24.06.2008 г. №91-ФЗ
Аудиторская проверка осуществляется на основе представленных документов:
— Бухгалтерского баланса (форма №1);
— Отчета о прибылях и убытках (форма №2);
— Отчета о движении денежных средств (форма №4);
— Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
— Главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;
— Положения об учетной политике организации;
— Регистров бухгалтерского учета по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Кроме того, анализируются внутренние документы по учету личного состава:
№Т-2ГС (МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего»
№Т-3 «Штатное расписание»
№Т-7 «График отпусков»
№Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»
№Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку»
№Т-10 «Командировочное удостоверение»
№Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»
№Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работников»
№Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»
№Т-13 «Табель учета рабочего времени»
По учету расчетов с персоналом проверяются:
№Т-49 «Расчетно – платежная ведомость»
№Т-51 «Расчетная ведомость»
№Т-53 «Платежная ведомость»
№Т-54 «Лицевой счет»
№Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику»
№Т-61 «Записка – расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»
№Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнении определенных работ»
Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско — правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), наряды, путевые листы, листки о простое, акты о браке, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчет пособия по временной нетрудоспособности, трудовые книжки, заявления о предоставлении стандартных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с подтверждающими документами на эти вычеты, налоговые карточки по НДФЛ.[4, с.54]
1.2. Особенности учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда.
К числу основных задач, которые необходимо проверить – состояние учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом.
Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутреннийконтроль, осуществляемый аудируемым лицом».
Под «системой бухгалтерского учета» понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.
Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:
а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;
б) организационная структура аудируемого лица;
в) распределение ответственности и полномочий;
г) осуществляемая кадровая политика;
д) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;
е) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
ж) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;
з) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.
К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:
а) подотчетность одних работников другим;
б) внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
в) сравнение результатов подсчета денежных средств с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
г) сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
д) проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
е) осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;
ж) ограничение доступа к активам и записям;
существуют различные методы документирования информации, имеющей отношение к системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Выбор конкретного метода является аудиторского суждения. Обычные методы, применяемые по отдельности или в сочетании друг с другом, включают:
— Повествовательное (текстовое) описание
— Вопросник
— Контрольные перечни и блок-схемы
Приступая к проверке расчетом с персоналом по оплате труда, аудиторы должны выяснить: какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии, имеются ли внутренние положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; как организован учет расчетов по заработной плате, а именно: состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и др. [5, с.134]
На основе полученной информации аудиторы заполняют тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по данному разделу проверки (Приложение 1) и формулируют мнение в отношении первоначальной оценки эффективности указанных систем.
Тесты средств внутреннего контроля по расчетам с персоналом по оплате труда включают:
— Проверку документов, подтверждающих операции по правомерности начислений заработной платы работникам предприятия с целью получения аудиторских доказательств относительно надлежащего применения средств внутреннего контроля на практике, например проверку наличия приказов, договоров;
— Повторное применение средств внутреннего контроля, например сверка банковских счетов, с тем чтобы удостовериться, что данные действия были правильно выполнены аудируемым лицом;
При оценке системы бухгалтерского учета расчетов по заработной плате проверяется осуществляется ли проверка корреспонденции счетов по расчетом и удержанию из заработной платы (существуют ли типовые схемы корреспонденции счетов по начислению заработной платы и удержаний из нее), сопоставляется ли аналитический и синтетический учет по расчетам с персоналом по оплате труда, как регулярно это осуществляется и др.
В результате полученного понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также тестов средств контроля аудитор должен оценить данные системы как эффективные, малоэффективные или неэффективные и использовать эту оценку при планировании аудита. [1, с.193]
Также аудитор в разумные сроки должен уведомить (в письменной форме) руководство аудируемого лица соответствующего уровня о выявленных им существенных недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Однако если аудитор считает, что информирование в устной форме является более целесообразным, такое сообщение информации следует отразить в рабочих документах аудитора. В сообщении важно отменить, что представлены только те недостатки, которые стали известны аудитору в ходе аудиторской проверке, и что проверка не предназначена для определения полной эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Таким образом, проведения аудита расчетов по заработной плате необходимо проверить соблюдение норм действующего трудового законодательства; изучить системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом; подтвердить достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражение их в учете; установить законность и полноту удержаний из заработной платы в пользу предприятия, Пенсионного фонда РФ, бюджета, других физических и юридических лиц; проверить организацию аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь аналитического и синтетического учета, а также произвести проверку соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.
При аудиторской проверке данного участка учета следует руководствоваться рядом нормативно — правовых актов. Также необходимо произвести оценку состояния систем внутреннего контроля и учета. Для этого рекомендуется применять тесты или вопросники проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда.
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
2.1. Планирование аудита расчетов по заработной плате.
Международный и отечественный опыт доказывают, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом. Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выбор процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Общие принципы планирования в российском аудите регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита», в котором указано, что аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.
Планирование аудита включает в себя следующие основные этапы:
— Предварительное планирование аудита;
— Подготовка и составление общего плана аудита;
— Подготовка и составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:
1) О внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
2) О внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
Аудитору также следует ознакомиться с организационно-управленческой структурой экономического субъекта; видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции; структурой капитала и курсом акций; технологическими особенностями производства продукции; уровнем рентабельности; порядком распределения чистой прибыли; существованием дочерних и зависимых организаций; организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.
Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться: устав, документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее, бухгалтерская отчетность, контракты, договоры, соглашения организации, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, материалов проверок налоговых органов и др.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющий считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.
Общий план включает следующие показатели: наименование аудируемого лица, период аудита, состав аудиторской группы, руководитель аудиторской группы, количество человеко-часов, необходимых для проведения проверки, планируемый уровень существенности, планируемый аудиторский риск, а также таблица с графами: планируемые виды работ, период проведения, исполнитель, примечания.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за разработку общего плана и программы аудита.
На базе общего плана аудита разрабатывают программу аудита, являющуюся набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. Программа аудита определяет временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Она является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур.
Общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточнятся и пересматриваться в ходе аудита, причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы. [5, с.114]
Общий план аудита и программа аудита расчетов по заработной плате в приложении 2,3.
В процессе планирования аудиторы обязаны оценить уровень существенности.
Под уровнем существенности понимают максимально допустимый размер ошибки (искажения) в отчетности проверяемого субъекта, который не введет пользователя отчетности в заблуждение относительно интересующей его информации.
При расчете уровня существенности аудитору следует выбрать показатели бухгалтерской отчетности («базовые показатели») и установить уровень существенности для каждого из них.
Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки. Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право скорректировать значение уровня существенности. [2, с.27]
Расчет уровня существенности показан в приложении 4.
Аудиторы в процессе проведения аудита обязаны оценить аудиторский риск и его взаимосвязь с уровнем существенности.
Согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» №8 аудиторский риск – риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержаться существенные искажения. Обычно его оценивают как высокий, средний и низкий или в процентах. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.
Неотъемлемый риск (НР) означает подверженность остатков на счетах бухгалтерского учета искажениям, которые могут быть существенными при допущении отсутствия средств внутреннего контроля.
Риск средств контроля (РСК) означает риск того, что искажения на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Риск необнаружения (РН) – риск того, что аудиторские процедуры не позволят обнаружить искажения на счетах бухгалтерского учета.
Между риском необнаружения и информационной базой аудита существует обратная зависимость: уменьшение РН приводит к необходимости увеличения объемов данных для тестирования.
Существует обратная зависимость между РН, с одной стороны, и совокупным уровнем НР и РСК, с другой стороны. Если НР и РСК высоки, то необходимо, чтобы приемлемый риск необнаружения был низким, что позволит снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Если же, напротив, НР и РСК находятся на низком уровне, аудитор может принять более высокий РН и снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.
В соответствии с п.9 Федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите» №4, между уровнем существенности и аудиторским риском существует обратная зависимость, т.е. чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск и наоборот. [5, с.125]
Планируемый аудиторский риск должен быть отражен в общем плане аудита и программе аудиторской проверке.
2.2. Аудиторские процедуры и сбор аудиторских доказательств.
При проведении аудита операций расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы получения аудиторских доказательств:
· Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
· Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
· Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
· Проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
1. В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами — ГК РФ и Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ). В соответствии с этими документами трудовые отношения могут быть оформлены трудовым договором (контрактом), коллективным договором или договором гражданско-правового характера.
В ст. 56 ТК РФ указано, что трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, согласно которому работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные этим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
В трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор. Существенными условиями трудового договора являются место работы (с указанием структурного подразделения), дата начала работы, наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если согласно федеральным законам с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, содержащимся в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Также должны быть указаны права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации), условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами.
В Законе Российской Федерации от 11.03.92 г. N 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях" коллективный договор и другие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения наравне с трудовым соглашением (контрактом). К локальным нормативным актам относятся положение о системе оплаты труда, положение о премировании и др., в которых фиксируются условия оплаты труда, входящие в компетенцию организации.
Договор гражданско-правового характера (далее — договор ГПХ) заключается с физическими лицами, которые могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При проверке необходимо выявить суть договора, с тем чтобы отличить трудовой договор от договора ГПХ, что важно при начислении страховых взносов. Если трудовой договор заключается на выполнение обязанностей по конкретной должности и в рамках конкретной специальности, то предметом договоров ГПХ являются определенный результат труда, выполнение фиксированного задания, совершение некоторого действия, которые должны быть четко отражены договором. При этом физическое лицо, заключившее трудовой договор, подпадает под действие трудового законодательства, предоставляющего ему те или иные социальные гарантии, а по договорам ГПХ эти льготы не предоставляются.
При проверке необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма N Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма N Т-5), предоставление работнику отпуска (форма N Т-6), увольнение с работы (форма N Т-8). На каждого работника заполняется личная карточка (форма N Т-2), а для учета научных работников заполняется учетная карточка научного работника (форма N Т-4).
При проверке документального оформления договоров гражданско-правового характера аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ.
При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях. [4, с.55]
Если в организации используется сдельная форма оплаты труда, то заработная плата работника начисляется на основании нарядов или других документов на выполненные в течение месяца работы в соответствии с утвержденными нормами выработки и расценками. Труд работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, оплачивается на условиях, предусмотренных этими договорами и сметами, приложенными к ним. Работы, выполненные по таким договорам, оплачиваются на основании актов приема выполненных работ. Здесь проверяется соответствие начисленных сумм договорной стоимости работ (услуг). Заработная плата, начисленная работникам производственной сферы и связанная с определенными видами работ, относится на соответствующие счета учета затрат по этим видам работ (сч. 20,23,25,26,29 и др.).
При проверке начисления премий следует иметь в виду, что они могут быть двух видов. Премии, обусловленные действующей в организации системой оплаты труда, которые выплачиваются за достижение высоких количественных и качественных результатов труда и носят регулярный характер, включая премии за выполнение особо важных заданий и выплаты по итогам года, относятся на себестоимость выпускаемой продукции. В каждой организации должно быть разработано положение о премировании. Механизм вознаграждения по итогам работы за год, а также вознаграждения за выслугу лет организация устанавливает в разрабатываемых локальных нормативных актах, которыми предусматриваются порядок, размеры и условия выплаты. Премии, носящие единовременный характер, выплачиваются за счет чистой прибыли организации, за счет фонда потребления или за счет специальных источников.
Доплата за работу в сверхурочное время также подтверждается данными табеля. Согласно ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ). По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
работникам, получающим месячный оклад, — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Доплата за работу в ночное время осуществляется на основании табеля учета рабочего времени с итоговым количеством за месяц и регулируется ст. 96 и 154 ТК РФ. Ночным считается время с 22 часов до 6 утра. Оплата такого времени производится на основании трудового (коллективного) договора или положения об оплате труда. Аудитор должен проверить наличие указанных документов и обоснованность начислений заработной платы.
Также аудитор проверяет правильность документирования и оплату простоев. Для этого необходимо проанализировать листки о простое, расчетные ведомости, табеля, акты с приложение списков работников. Простои не по вине работника оплачиваются в размере не менее 2/3 тарифной ставки разряда (оклада) работника.
Полный (неисправимый) брак в производстве не по вине работника, подтвержденный актом, согласно ст. 156 ТК РФ оплачивается наравне с годными изделиями. Полный брак по вине работника оплате не подлежит.
Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается на основании листка временной нетрудоспособности медицинского учреждения. С 1 января 2005 г. изменился порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности на основании ФЗ « О бюджете фонда социального страхования РФ на 2005 год» от 29.12.2004 г. №202-ФЗ. В частности, теперь Фонд социального страхования будет возмещать расходы на выплату пособий только с третьего дня нетрудоспособности (п.1 ст.8 Закона N 202-ФЗ). Это означает, что за первые два дня болезни обязанность по выплате больничных возложена на работодателя. Кроме того, увеличен предельный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам за полный календарный месяц — теперь он составляет 12 480 руб. вместо прежних 11 700 руб. (п.2 ст.8 Закона N 202-ФЗ). В ходе проверки необходимо проверить соблюдения указанных изменений.
Размер пособия по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из дней заработной платы работника за 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. Среднедневной заработок корректируется исходя из непрерывного стажа работника определяемого на основании трудовой книжки (до 5 лет – выплачивается 60% от среднедневной заработной платы; от 5 до 8 лет – 80%; более 8 лет – 100%).
Работникам, которые в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам проработали фактически менее трех месяцев, размер такого пособия (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) ограничен одним минимальным размером оплаты труда (Письмо ФСС РФ от 25.02.2004 N 02-18/07-1202). С учетом увеличения с 1 января 2005 г. размера МРОТ (ст.1 Федеральный закон от 29.12.2004 N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".) для указанной категории работников максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц составляет 720 руб.[2]
Также необходимо проверить правильность корреспонденции счетов, которая должна бать следующей:
Д-т 20 (23,25,26 и др.) К-т 70 — Начислено пособие по временной
нетрудоспособности за первые
два дня болезни;
Д-т 69/1 К-т 70 — Начислена часть пособия,
оплачиваемая ФСС;
Д-т 70 К-т 50 – Выдано пособие работнику;
В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Как известно, синтетический учет по начислению заработной платы ведется по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому при начислении заработной платы и других выплат аудитору сначала необходимо определить их источники, а затем проверить бухгалтерские записи. Выделяют несколько источников: за счет отнесения зарплаты на себестоимость продукции или реализации товаров, работ, услуг (Д-т 20,23,25,26,29 и др.); Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, осуществлением капитальных вложений, ликвидацией основных средств и т.п. отражают по Дт 08, 10, 15,91.
В некоторых организациях ввиду сезонности производства отпуска работникам предоставляют в течение года неравномерно. Поэтому для более правильного определения себестоимости продукции суммы, выплачиваемые работникам за отпуска, относят на издержки производства в течение года равномерными долями независимо от того, в каком месяце эти суммы будут выплачиваться. Тем самым создается резерв для оплаты отпусков. Кроме этого, организация может создать резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет. Таким образом, создание резерва отражается: Дт 20, 23, 25, 26 Кт 96 «Резервы предстоящих расходов». А затем начисленные суммы равномерно списывают на уменьшение созданного резерва: Дт 96 Кт 70.
Из собственных средств предприятия. Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, выплаты социального характера, производимые за счет собственных средств предприятия отражают по Дт 91 «Прочие доходы и расходы» и Кт 70. Начисление доходов от участия в капитале организации оформляют записью: Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70.
3. Далее проверяется правильность удержаний из заработной платы
Основным видом удержания, которому при проверке уделяется внимание, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом осуществляется арифметический контроль сумм удержанного налога, подтверждается правомерность применения льгот, предусмотренных действующим законодательством.
С 1 января 2005 года был увеличен стандартный налоговый вычет на детей теперь он составляет не 300, как раньше, а 600 руб. на каждого ребенка. Кроме того, расширен перечень тех, кто может им воспользоваться. Так, если прежде в него были включены родители или, если нет таковых, опекуны и попечители, то сейчас в этот список входят также и приемные родители (пп.4 п.1 ст.218 НК РФ).
Кроме этого, порог дохода, при котором налоговый вычет возможен, увеличен. Отныне право на его применение работник потеряет, только когда его заработок перевалит отметку 40 000 руб.
Напомним, раньше эта величина составляла 20 000 руб. Правда, нововведение касается исключительно "детского" вычета. Для остальных предел дохода установлен в прежней сумме – 20000 руб.[15]
Федеральный закон от 20.08.2004 N 112-ФЗ внес существенные изменения в ст.220 НК РФ, связанные с порядком предоставления имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья.
При продаже после 1 января 2005 г. дома, квартиры (в том числе приватизированной) или долей в них, садового домика или земельного участка имущественный вычет в сумме до 1 млн руб. предоставляется, если это имущество находилось в собственности до трех лет (в 2004 г. вычет в таком размере предоставлялся, если имущество находилось в собственности до пяти лет).
Если же такое имущество находилось в собственности более трех лет, то вычет будет равен сумме фактически полученного дохода от продажи.
С 2005 г. изменился порядок предоставления имущественного налогового вычета при новом строительстве либо приобретении на территории России жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
В общую сумму имущественного вычета включаются расходы на погашение процентов по любым целевым займам (кредитам) на новое строительство либо приобретение жилья. Обязательное условие для вычета: заемные средства должны быть фактически израсходованы на эти цели.
До 2005 г. в сумму имущественного вычета включались уплаченные проценты только по ипотечным кредитам.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик должен представить:
— при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем — документы, подтверждающие право собственности на него или долю (доли) в нем;
— при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме — договор о приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче ее налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств по произведенным расходам.[9]
Это могут быть квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы.
В ходе проверки устанавливаются случаи не удержания или неполного удержания НДФЛ. По данным договоров страхования, заключенных со страховыми компаниями, платежных поручениях и лицевых счетов работников определяются факты перечисления денежных средств со счетов предприятия в пользу работников по договорам добровольного страхования. Суммы страхового возмещения облагаются НДФЛ.
Удержания по исполнительным листам производиться только при их наличии либо на основании личного заявления работника. Здесь аудитору необходимо проверить наличие полученных исполнительных листов, их регистрации в специальном журнале. Кроме того, необходимо проверить правильное исчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета.
Как известно, размер алиментов на содержание несовершеннолетних детей составляет:
на одного ребенка – ¼ (25%) от заработной платы за вычетом налога на доходы;
на 2 детей – 1/3 (33%) от заработной платы за вычетом налога на доходы;
на 3 и более детей – ½ (50%) от заработной платы за вычетом налога на доходы.
В заключение проверки данного объекта аудита, аудитору необходимо удостовериться в правильности составления бухгалтерских записей. На счетах бухгалтерского учета суммы удержанного налога на доходы физических лиц должны отражаться по Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и Кт 68 «Расчеты с бюджетом». Перечисление сумм налога на доходы отражается: Дт 68 Кт 51 «Расчетный счет»
На сумму удержаний по исполнительным листам в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму удержанных алиментов;
Дт 76 Кт 50 «Касса» — на сумму выданных алиментов;
Дт 76 Кт 51 «Расчетный счет» — на сумму перечисленных алиментов почтовым переводом.
4. Далее необходимо проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета. При этом выборочно на одну и ту же дату следует:
· проверить сальдо по счету 70 в главной книге по соответствующим статьям баланса;
· сравнить данные расчетно — платежной ведомости, расчетной ведомости, платежной ведомости и данные главной книги по счету 70;
· установить соответствие данных журнала-ордера по счету 70 и данных расчетно-платежной ведомости;
· сверить суммы заработной платы, выданные работникам организации из кассы, путем сопоставления данных ж/о по счету 50 и дебетовых оборотов главной книги по счету 70 за каждый месяц;
· установить соответствие данных счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" данным книги учета депонированной заработной платы.
2.3 Отчет аудитора и типовые нарушения, выявленные в ходе аудита расчетов по заработной плате
Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по заработной плате, являются следующие:
· Отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств, а именно приказов, положений, распоряжений, договоров подряда и т.п.
· Неприменение унифицированных форм первичных документов
· Невключение в совокупный доход работающих премий и выданных подарков
· Неверное начисление налога на доходы физических лиц
· Неправомерное предоставление стандартных, социальных, имущественных вычетов, а именно при отсутствии подтверждающих документов, дающих право на предоставление указанных вычетов
· Ошибки при начислении выплат по среднему заработку, а именно отпускных, пособий по временной нетрудоспособности и пр.
· Ненадлежащие ведение учета, а именно неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.
Данная курсовая работа посвящена аудиту расчетов по заработной плате. В процессе ее написания, была сделана попытка проанализировать цели, стоящие перед аудитом данного участка учета, и задачи, которые должен выполнять аудит расчетов по заработной плате.
Исходя из проведенного исследования, можно заключить, что главной целью аудита расчетов по заработной плате является проверка соблюдения действующего законодательства о труде, документального оформления и отражения в учете расчетов по оплате труда между организацией и ее работниками, а также установление соответствия применяемой методики учета нормативным актам и установление правильности начисления заработной платы и удержаний из нее.
Основными задачами аудита расчетов по заработной плате являются расчетов по заработной плате необходимо проверить соблюдение норм действующего трудового законодательства; изучить системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом; подтвердить достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражение их в учете; установить законность и полноту удержаний из заработной платы в бюджета, других физических и юридических лиц; проверить организацию аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь аналитического и синтетического учета, а также произвести проверку соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.
При аудиторской проверке данного участка учета следует руководствоваться рядом нормативно — правовых актов. Также необходимо произвести оценку состояния систем внутреннего контроля и учета. Для этого рекомендуется применять тесты или вопросники проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аудит: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ковалевой. – М.: «Приор-издат», 2003. – 320 с.
2. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения №5, 2005 г.
3. Аудитор №5, 2004 г.
4. Аудиторские ведомости №12, 2004 г.
5. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит: Учебное пособие. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 544 с.
6. Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, часть 2 от 26.01.1996 г. №14-ФЗ.
7. Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 от 30.06.1995 г.
8. Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998 г. №148-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 г. №117-ФЗ
9. Новая бухгалтерия №2, 2005
10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению. Утвержден приказом МинФина от 31.10.2000 г. № 94-н.
11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом МинФина РФ от 29.06.1998 г., №34н
12.Постановление Госкомстата «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплате» от 05.01.2004 г. №1.
13.Постановление Госкомстата «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплате» от 05.01.2004 г. №1.
14. Постановление Правительства « Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 24.12.2007 г. №922.
15. Практическая бухгалтерия №2, 2005
16. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ
17. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г., № 307-ФЗ
18. Федеральные Правила (Стандарты) аудиторской деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общий план аудита расчетов по заработной плате с персоналом организации
Наименование аудируемого лица: ООО «Респект»
Период аудита: 2009 г.
Срок аудита: 03.09.- 10.09.2010 г.
Количество чел/часов: 112
Руководитель аудиторской группы: Черная Е.В.
Состав аудиторской группы: Черная Е.В. Казанцева Л.А.
Планируемый аудиторский риск: средний
Планируемый уровень существенности: 1900 тыс. руб.
№ п/п |
Планируемые виды работ | Период поведения | Исполнитель |
Примечания |
1. | Общая оценка организации учета операций по оплате труда и аудит оформления первичных документов. | 03.09-10.09 | Казанцева Л.А. | |
2. | Проверка правильности начислений заработной платы | 03.09-10.09 |
Черная Е.В. |
|
3. | Аудит правильности удержаний из заработной платы | 03.09-10.09 |
Черная Е.В. |
|
4. | Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета. | 03.09-10.09 | Казанцева Л.А. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Программа аудиторской проверки расчетов по заработной плате
Наименование аудируемого лица: ООО «Респект»
Период аудита: 2009 г.
Срок аудита: 03.09.- 10.09.2010 г.
Количество чел/часов: 112
Руководитель аудиторской группы: Черная Е.В.
Состав аудиторской группы: Черная Е.В. Казанцева Л.А.
Планируемый аудиторский риск: средний
Планируемый уровень существенности: 1900 тыс. руб.
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур | Срок проведе-ния |
Исполни- тель |
Примечания |
Рабочие докумен-ты |
1. | Общая оценка организации учета операций по оплате труда и аудит оформления первичных документов. | 03.09-10.09 | Казанцева Л.А. | ||
1.1 | Проверить применяются ли типовые формы документов по учету личного состава и рабочего времени |
— Приказы о приеме на работу, увольнение, перемещение; — личные карточки; — табели учета использования рабочего времени; — коллективный договор и др. |
Записи в отчете аудитора | ||
1.2 | Проверка правильности учета рабочего времени | — табели учета рабочего времени; и др. | Записи в отчете аудитора | ||
1.3 | Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов |
-расчетные ведомости; — платежные ведомости; — расчетно-платежные ведомости; — расходные кассовые ордера; |
Записи в отчете аудитора | ||
1.4 | Проверка правильности учета депонированной заработной платы |
— книга учета депонирован-ной заработной платы; — депонентские карточки; — расходные кассовые ордера; |
Записи в отчете аудитора | ||
2 | Проверка правильности начислений заработной платы | 03.09-10.09 |
Черная Е.В. |
||
2.1 | Проверка правильности начисления повременной заработной платы |
— штатное расписание; — табеля учета рабочего времени; — расчетно-платежные ведомости; |
Копии штатного расписа-ния, табеля учета рабочего времени, расчетно-платеж-ных ведомос-тей | ||
2.2 | Проверка правильности начислений заработной платы при сдельной форме оплаты труда |
— наряды; — маршрутные листы; — акты приема выполненных работ и др. |
Записи в отчете аудитора | ||
2.3 | Проверить правильность и обоснованность начислений премий |
— приказы руководителя -положение о премировании |
Записи в отчете аудитора |
||
2.4 |
Проверить правильность и обоснованность начислений заработной платы связанной с особыми условиями труда: — за сверхурочное время |
-табеля учета рабочего времени; |
Записи в отчете аудитора | ||
— работа в праздничные и выходные дни |
— приказом на работу в праздничные дни; -табелем учета рабочего времени; |
||||
— работа в ночное время | — табеля учета рабочего времени; | ||||
2.5 | Проверить правильность документирования и оплаты простоев |
— листки о простоях; — расчетные ведомости; — акты с приложением списков работников; |
Записи в отчете аудитора | ||
2.6 | Проверить правильность документирования и оплаты работы в случае брака |
— акты о браке; — приказы руководителя; -расчетная ведомость; |
Записи в отчете аудитора | ||
2.7 |
Проверить правильность и обоснованность начисления дополнительных выплат не связанных с фактически отработанным временем: — отпускные |
— Приказы о предоставле-нии отпуска; — расчетно-платежные ведомости; |
Записи в отчете аудитора | ||
— пособия по временной нетрудоспособности |
— листки временной нетрудос-пособности; -трудовые книжки; — расчетно-платежные ведомости; |
||||
— компенсации за неиспользованный отпуск и др. | |||||
3 | Аудит правильности удержаний из заработной платы | 03.09-10.09 |
Черная Е.В. |
||
3.1 | Проверить правильность удержания НДФЛ |
— налоговые карточки; -заявления работников о предоставле-нии налоговых вычетов с подтверждаю-щими документами; — расчетно-платежные ведомости; |
Записи в отчете аудитора | ||
3.2 |
Проверить правильность удержаний: — по исполнительным листам; |
-исполнитель-ные листы; — расчетно-платежные ведомости; |
Записи в отчете аудитора | ||
-за причиненный материальный ущерб | -приказ, распоряжение руководителя, решение суда | ||||
4. | Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета. | 03.09-10.09 | Казанцева Л.А. |
— Главная книга; — бух. баланс (ф.№1); — журнал-ордер по счету 70; — расчетно-платежные ведомости; |
Записи в отчете аудитора; Таблица выявлен-ных расхождений |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Расчет уровня существенности
Показатели | Значение базового показателя, т.р. | Уровень существенности показателя, % | Значение для определения уровня существенности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Прибыль организации | (3356) | 5 | -167,8 |
2. Объем реализации за минусом НДС | 143452 | 2 | 2849 |
3. Валюта баланса | 285670 | 2 | 5713 |
4. Собственный капитал | (31) | 10 | -3,1 |
5. Затраты организации | 133144 | 2 | 2663 |
1. Находим средний уровень существенности путем определения среднеарифметического показателей графы 4
Средний уровень существенности = (-167,8+2849+5713-3,1+2663)/5=2210,8 тыс. руб.
2. Находим максимальное 5713 т.р. и минимальное (167,8) т.р. значения для определения уровня существенности.
3. Определяем отклонение минимального значения от среднего уровня существенности: ((2210,8-(-167,8))/2210,8 )*100%=107,59% .
107,59%>40% значит, исключаем данное значение из расчета среднего уровня существенности.
4. Определяем отклонение максимального значения от среднего уровня существенности: ((5713-2210,8)/2210,8)*100%=158,41%
158,41%>40% значит, исключаем данное значение из расчета среднего уровня существенности.
5. Новый средний уровень существенности (2849-3,1+2663)/3=1836 т.р.
6. Округляем новое значение уровня существенности до целого числа 1836 т.р. – 1900 т.р.
7. Проверяем не произведено ли округление более чем на 20%:
((1900-1836)/1836)*100%=3,49%
Таким образом, установленный уровень существенности равен 1900 т.р.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
г. Тюмень 11 сентября 2010 г
Аудиторская проверкарасчетов с персоналом по оплате труда ООО «Респект» за 2009 год проведена ООО Аудиторская фирма «Аудит-фирма» на основании договора №257 от 21 августа 2010г.
Нами проведен аудит учета труда и заработной платы ООО «Респект» за 2009 год.
При планировании и проведении аудита оплаты труда нами рассмотрено состояние внутреннего контроля у ООО «Респект». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет руководство ООО «Респект».
В процессе аудита нами не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ООО «Респект» масштабам и характеру его деятельности.
Не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности.
Мы проводили аудит в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным Министерством финансов. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части оплаты труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда. В результате проверки были случаи небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов, множество исправлений в Главной Книге (подписанных).
Результаты проведенной нами проверки показывают, что проведенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ООО «Респект», во всех существенных отношениях, в соответствии с законодательством.
При проведении аудита применялся метод выборочной проверки. Замечания представлены в таблице ниже
Вид нарушения | Нормативная база | Рекомендации |
За время нахождения в командировке зарплата начисляется работникам исходя из оклада, что не оговорено в трудовом договоре с работником. В табеле учета рабочего времени не указано, что в эти дни он не был на рабочем месте, а находился в командировке. |
При направлении работника в командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка, статья 167 ТК РФ. В табеле учета рабочего времени необходимо указать, что в эти дни он не был на рабочем месте, а находился в командировке. Порядок расчета среднего заработка определен в статье 139 ТК РФ. Иными словами, за дни нахождения работника в командировке ему должен выплачиваться средний заработок. При проверках трудовые инспекторы принимают во внимание дополнительные соглашения к трудовым договорам о том, что за время нахождения в командировке зарплата начисляется работникам исходя из оклада, если вы решите средний заработок не начислять, заранее составьте такое соглашение с сотрудниками. |
В табеле учета рабочего времени указывать время пребывания работника в командировке. Составить дополнительные соглашения к трудовым договорам о том, что за время нахождения командировке зарплата начисляется работникам исходя из оклада. |
В договоре подряда и акте выполненных работ имеются неоговоренные исправления. Договор б\н от 01.03.2009г. Корнев Леонид Петрович . В договоре изначально было указано Корнев Леонид Павлович. В акте выполненных работ за июнь 2009 года сумма по договору была указана цифрами 1110 руб., прописью 1120 руб. Затем исправлено на сумму 1120, 00 руб. | В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. | Заверить исправления подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений |
В договоре подряда №6 от 01.02.2009г. указано, что работы будет выполнять бригада из 2 человек: Пушина Л.Д. Пушин Ю.И. Денежные средства из кассы организации выданы бригадиру Пушиной Л.Д. Сумма оплаты по договору составила 8025,00 руб. |
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993г. №18 (ред. От 26.02.1996г.) передача выданных наличных денег одним лицом другому запрещается | Передача выданных наличных денег одним лицом другому запрещается. |