Содержание
Содержание
Введение.3
Глава 1. Арт-терапия и ее применение4
1.1.История арт-терапии.4
1.2.Методики арт-терапии..8
Глава 2. Специфика работы с детьми с онкологическими заболеваниями.25
2.1. Онкологические заболевания у детей25
2.2. Проблемы психологической помощи семьям
и детям с онкологическими заболеваниями37
2.3. Комплексная реабилитация детей-инвалидов с
онкологическими заболеваниями..40
Глава 3. Изотерапия при работе с детьми с онкологическими
Заболеваниями.48
3.1. Методики и инструментарий исследования..48
3.2. Результаты исследования и их обсуждение…52
Заключение.60
Выводы…62
Библиографический список.64
Введение
Опухоли (новообразования, неоплазмы, рак) человека известны с древнейших времен. Описание отдельных форм опухолей можно найти у Гиппократа, а новообразования костей были обнаружены на мумиях древнего Египта. Хирургические методы лечения новообразований применяли в медицинских школах древнего Египта, Китая, Индии, у инков Перу и др.
Актуальность данной работы в том, что коррекция эмоциональных состояний детей с онкологическим заболеванием, возникающих в результате ряда таких негативных факторов, как: помещение в стационар, постановка диагноза, длительное лечение, изменение внешнего облика в процессе интенсивной химиотерапии, а также активизация психологических ресурсов детей и членов их семей для выздоровления и/или совладания с кризисной жизненной ситуацией является необходимой для полноценного развития ребенка.
Основная цель работы изучить применение арт-терапии при работе с детьми с онкологическими заболеваниями.
Объект исследования взаимодействие между специалистами по арт-терапии и детьми больных онкологией.
Предмет исследования состояние детей с онкологическими заболеваниями при применении арт-терапии.
Основная гипотеза: адаптация детей в больничной среде к медицинским манипуляциям с помощью клоунотерапии эффективнее, чем изотерапия.
Основные задачи:
1. Рассмотреть специфику работы с детьми с онкологическими заболеваниями.
2. Проанализировать применение арт-терапии.
3. Рассмотреть влияние изотерапии в зависимости от возраста на психическое состояние детей больных онкологией.
Глава 1. Арт-терапия и ее применение
1.1.История арт-терапии
Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка интернационального языка образов. Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства в народном творчестве. Здесь непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного бессознательного». Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве.
Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.
Наибольшую широкую известность она получила в середине XX века. Термин «арт-терапия» (art искусство, art therapy терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.
Впервые термин « арт-терапия » стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-е годы прошлого века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.
Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.).
В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. Появилось несколько людей, которые без всяких на то оснований называют себя арт-терапевтами. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творчества. [1, с.56-59].
Арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в странах английского языка такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения разных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.[13, c.189]
Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством» (expressive arts therapies), связывая ее с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов.[1, c.175] В то же время, большинство использующих понятие арт-терапии отечественных авторов, следуя принятому в международной литературе его определению, рассматривают арт-терапию как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на применении пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений. [13, c.188]
Поскольку слово «арт-терапия» имеет англоязычное происхождение, для прояснения его содержания целесообразно обращение к тем литературным источникам, которые имеются в странах английского языка. Как следует, например, из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов, «Цит. по [16, c.178] Арт-терапевты сосздают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога».
Несколько более развернутое определение арт-терапии содержится в еще одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Цит. по [18, c.135] Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере»: «Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности».
В опубликованной Американской арт-терапевтической ассоциацией брошюре «Цит. по [18, c.137] Профессия арт-терапевта» арт-терапия характеризуется как «форма лечения, при которой устанавливаются отношения между клиентом и психотерапевтом, определяющие изменения в состоянии клиента и достижение терапевтических эффектов. Арт-терапевты работают с разными клиентами, детьми и взрослыми, у которых имеются эмоциональные, физические, психические и психосоциальные расстройства. Используя изобразительные средства в клинических условиях, арт-терапевты стремятся достичь терапевтических целей, определяемых характером имеющихся у клиента расстройств».
Как написано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации, «Цит. по [20, c.83] Арт-терапия это профессия, связанная с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты».
По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом.[31, c.136]
1.2.Методы арт-терапии
Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.[1, c.18-19]
Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение служат материалом для анализа переживаний, их породивших.
С помощью арт-терапии можно работать со своими зависимостями. Можно взять три листа бумаги: на первом человек нарисует состояние до возникновения той или иной зависимости; на втором ощущения в момент, когда она овладевает им; на третьем то, что он почувствует, избавившись от нее. Затем на оборотной стороне каждого листа необходимо написать несколько прилагательных, характеризующих состояние в этот момент, например: «я тоскливый, потерянный» или «я веселый, легкий, светлый». Можно прочитать эти слова и внимательно посмотреть на рисунки они дадут возможность увидеть то, что именно происходит, и понять, что это можно изменить.
Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. В некоторых странах арт-терапия и иные направления психотерапии искусством в начтоящее время признаны не только в качестве самостоятельных психотерапевтических модальностей, но и профессий.
Учитывая нарастание во всем мире интеграционных процессов и активизацию профессиональных контактов развитие арт-терапевтического направления в нашей стране трудно представить без ясного понимания отечественными специалистами основополагающих принципов и содержания арт-терапевтической деятельности, согласующихся с ее общепринятым определением. Некоторыми содержащими подобные определения документами являются информационные материалы Европейского консорциума арт-терапевтического образования (сокращенно ЕКАТО), объединяющего более трех десятков европейских университетов, развивающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством. В документах ЕКАТО обозначается место арт-терапии в системе других направлений психотерапии искусством. Как заявлено в информационном бюллетене этой организации, одна из основных задач ее деятельности заключается во внедрении во всех входящих в ЕКАТО странах общих стандартов арт-терапевтического образования и профессиональной практики. При знакомстве с информационными бюллетенями этой организации можно отметить, что, несмотря на определенные различия в понимании арт-терапевтической деятельности в разных странах, обусловленные своеобразием местных культур и традиций, участники ЕКАТО сходятся во мнении относительно ее основного содержания.
Выдержка из текста работы
Рак – это группа заболеваний, каждое со своим названием, их собственным лечением и шансами на контролирование и выздоровление. В сущности, онкологические заболевания образуются от того, что определенная клетка или группа клеток начинает размножаться и беспорядочно расти, вытесняя нормальные клетки.
Несмотря на сравнительную молодость онкологической науки, следует сказать, что опухоли у людей были обнаружены давно, по-видимому, во втором тысячелетии до нашей эры. Так, при исследовании мумии фараона, взятой из гробницы, построенной во втором тысячелетии до новой эры, были обнаружены костные опухоли.
Детская онкология — молодая наука. Но, несмотря на свою молодость, педиатрическая онкология демонстрирует значительные научные достижения. Современные методы диагностики и лечения позволяют своевременно обнаружить злокачественное новообразование и излечить более половины детей. Проблема лечения детей со злокачественными опухолями сегодня очень актуальна и направлена не только на спасение их жизни, но и на то, чтобы помочь детям прожить полноценную жизнь. Этого можно добиться, внушая детям через родителей и близких желание вести здоровый образ жизни, контролируя при этом факторы уязвимости и поддерживая ресурсы ребенка, семьи, общества.
Учитель должен и имеет возможность вести разъяснительную работу, воздействовать на образ жизни не только детей, но и родителей; учитель биологии может в доступной форме информировать учеников о факторах риска возникновения онкологических заболеваний, о методах профилактики. Несомненно, для того чтобы донести данный материал до умов учащихся и их родителей в доступной форме, преподаватель биологии должен сам хорошо им владеть. Поэтому данная тема является актуальной и необходимой для изучения студентами отделения «Биология» педагогического вуза.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ У ДЕТЕЙ
Для объяснения происхождения опухолей у взрослых и детей используются теории, которые приняты в общей онкологии. Но имеются гипотезы, приспособленные специально для детской онкологии.
Одной из них является теория Конгейма , предложенная еще в 70-х годах прошлого столетия [7]. Согласно этой теории, опухоли происходят из персистирующих эмбриональных зачатков, возникших из-за нарушения эмбриогенеза. Во время внутриутробного развития плода происходит смещение эмбриональных зачатков тканей. Не использованные при строительстве организма, эти эктопированные клетки могут длительное время не проявлять себя, но при присоединении внутренних и внешних раздражителей эти зачатки могут дать опухолевый рост.
Возражением против теории Конгейма служат такие факторы как, преимущественное развитие опухолей в пожилом возрасте, а не у детей, а также преобладание новообразований в органах, где нет особых сложностей формирования в период эмбрионального развития. Так, опухоли у взрослых сравнительно редко возникают из жаберных дуг, эмбриональных протоков, и чаше — из эпителия желудочно-кишечного тракта. В тоже время наиболее распространенные у детей опухоли (нефробластомы, нейробластомы, медуллобластомы, гепатобластомы, ретинобластомы) развиваются в течение эмбрионального или раннего постнатального периодов из незрелых органов и тканей.
Теория Фишер-Вазельса , сформулированная в 20-х годах, придает наибольшее значение в возникновении опухолевого роста условиям, при которых ткань в течение длительного срока получает мощные физиологические или патологические импульсы к росту. Они могут возникать вследствие повторной гибели или регенерации тканей (частое воздействие рентгеновских лучей), либо под влиянием быстрого роста тканей в определенные возрастные периоды [ 7 ].
Следует отметить, что теории Конгейма и Фишер-Вазельса в ряде случаев согласуются: можно предположить, что ранняя детерминация неиспользованных зародышевых зачатков при наличии определенных реализующих факторов приводит к развитию из них опухолей.
Ряд учёных [ 9 ] предполагают, что рак у детей имеет вирусную природу . Так, в связи с эндемическим распространением африканской лимфомы (лимфомы Беркитта), в основном у детей в возрасте 4-8 лет, получено много данных, свидетельствующих о причастности вируса к возникновению этого новообразования. Вирусную теорию пытаются использовать и для объяснения некоторых других системных новообразований, в частности, лейкозов. Указывается также на общую возможность горизонтальной передачи при лимфогранулематозе, что может свидетельствовать об инфекционной природе этого новообразования.
Большой интерес представляет теория иммунологического контроля [ 7 ] . Согласно этой теории, у практически здорового человека заложена возможность злокачественного превращения клеток, которая сдерживается защитными силами организма. Эта теория находит свое подтверждение в том, что у детей с поломками иммунной системы чаще возникают злокачественные опухоли. Эта теория, которая также именуется концепцией иммунологического надзора, имеет не только сторонников, но и многих противников, которые утверждают, что она не объясняет происхождения большинства опухолей у детей.
Наиболее интересна для детской онкологии теория происхождения опухолей, связанная с трансплацентарным бластомогенезом . Согласно этой теории, большинство новообразований у детей возникает путем прохождения канцерогенных веществ через плаценту. Так, через плаценту проходят почти все лекарственные препараты, применяемые в акушерской практике. В эксперименте, который проводили ученые США [ 4 ] доказана проходимость плаценты для стронция-98, который вызывал остеосаркомы у родившихся крысят при парентеральном питании матери.
Считается, что развитие опухолей в большей или меньшей степени контролируется защитными механизмами организма, которые наиболее активны в эмбриональном периоде, однако они не всегда способны предотвратить развитие новообразований.
Одной из особенностей распространения опухолей у детей являются сравнительно высокие уровни заболеваемости в младшем возрасте. Изучение частоты злокачественных опухолей по пятилетиям жизни во всей популяции, включая взрослых, показывает бимодальное распределение [ 1 ]. При этом первый пик заболеваемости приходится на возраст 3-5 лет. Новое увеличение заболеваемости наблюдается с третьего пятилетия жизни и достигает максимума к 70 годам.
В подавляющем большинстве случаев опухоли у детей до 3 лет — врожденные. У взрослых такие опухоли встречаются не более чем в 3-4% случаев. Когда идет речь об истинных, специфических опухолях детского возраста, имеются в виду, прежде всего, врожденный лейкоз, нефробластома (опухоль Вилмса), нейробластома, ретинобластома, рабдомиосаркома, медуллобластома, гепатобластома, тератобластома и некоторые другие. Данные мировой практики [ 4 ] убеждают в том, что начало формирования новообразований у детей младшего возраста надо искать еще до рождения. Нередко опухоли и пороки развития органов и систем возникают одновременно. Существует многочисленная группа заболеваний, врожденных пороков развития органов и систем, имеющих связь со злокачественными опухолями у детей.
Другая особенность распространения опухолей у детей – краткость латентного периода от момента возникновения опухоли до появления первых симптомов заболевания. В самом деле, у новорожденного этот период не может превышать 9 месяцев внутриутробного развития, плюс количество дней жизни, а у ребенка до 1 года — 9 месяцев внутриутробного развития и число месяцев жизни. Если же принять во внимание тот факт, что подавляющее число опухолей у детей врожденные, то и изучение развития опухоли, ее возникновение, начало течения можно и следует сосредоточить на этом отрезке жизни. Для исследователя задача значительно облегчается, суживается временной участок, более отчетливо можно сопоставить причину и следствие в отличие от взрослого больного с опухолью, где толчок к возникновению или развитию опухоли может затеряться в десятилетиях. Таким образом, можно прийти к мысли о том, что период раннего детства, особенно новорожденности, является моделью изучения рака вообще.
В качестве одной из особенностей распространения опухолей у детей следует рассматривать и необычную структуру заболеваемости. Структура опухолей у детей представляет собой как бы обратную картину заболеваемости новообразованиями взрослых. В отличие от взрослых, у которых эпителиальные опухоли являются преобладающими, новообразования у детей по своему гистогенезу представлены производными мезенхимы и нейроэктодермы. Около половины всех опухолей у детей, если не принимать во внимание ранний детский возраст, занимают гемобластозы (острый лейкоз, злокачественные лимфомы, лимфогранулематоз). Значительный удельный вес приходится на опухоли центральной нервной системы. Третье место занимают новообразования забрюшинного пространства [ 3 ].
Таким образом, развитие злокачественных опухолей у детей изучено недостаточно. Доказано, что в их возникновении первостепенную роль играют генетические факторы и в меньшей степени факторы окружающей среды, изучение воздействия которых на организм матери и ребёнка требует дальнейшего всестороннего исследования.
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ
2.1 Роль генетических факторов в формировании опухолевых клеток
Генетические факторы, имеющие существенное значение в этиологии опухолей у детей, подразделяются на три группы [ 7 ]:
1. Хромосомные, то есть влияющие на весь генетический материал.
2. Аллельные – опухоль развивается в результате мутации одного из участков аллели при доминантном типе или в двух участках при рецессивном типе.
3. Полигенные или мультифакторные – большинство генных взаимодействий связаны с влиянием внешних факторов окружающей среды, при этом ни один из них не играет доминирующую роль.
Эпидемиологические исследования доказали наследственную предопределенность большинства детских опухолей. На молекулярном уровне было показано, что имеются факторы, так называемые антионкогены и опухолевосупрессорные гены, которые в норме препятствуют возникновению опухолевых клеток. Оказалось, что потеря гетерозиготности локуса соответствующей хромосомы может привести к развитию опухоли.
Описано множество случаев рака у детей, носящих семейный характер [ 4 ]. Чаще такие кластеры объясняются хромосомными аномалиями. Установлено что, когда рак появляется у одного из родственников, риск появления опухоли у других кровных родственников повышается в 3 раза. Многочисленные наблюдения, касающиеся семейности при остром лейкозе, включают случаи возникновения лейкозов не только в одном, но и в нескольких поколениях. Частота лейкозов значительно повышается (в 2 — 4 раза), по сравнению с общей популяцией, если кто-либо из членов семьи имел лейкемию. Отмечается высокая частота возникновения сарком у детей, матери которых имели рак молочной железы.
Одним из проявлений «семейного рака» является синдром Ли — Фраумени, характеризующийся наличием в семье нескольких опухолей — саркомы молочной железы, саркомы кости, опухоли головного мозга, рака легкого и гортани, опухоли надпочечника. В течение 13 лет в 4 семьях, состоящих из 31 родственника, у 10 было обнаружено 16 форм злокачественных новообразований [ 4 ].
Также большое значение в цитогенетике рака у детей имеют хромосомные нарушения. Так, трисомия 8 хромосомы вызывает предлейкозное состояние. Острый лейкоз в сочетании с болезнью Дауна развивается в результате аномалии 21 пары.
Классическим ресурсом для определения генетических факторов являются близнецы. При заболевании лейкозом одного из близнецов, риск развития заболевания у второго возрастает почти на 100%. Этот риск уменьшается по достижении ребёнком годовалого возраста, а к 6 годам приходит к тому значению, который имеют и другие члены семьи. Предполагается гипотеза, что лейкозные клетки у одного из близнецов еще в матке могут проходить через сосудистые анастомозы в плаценте к другому.
2.2 Факторы риска, воздействующие на родителей
К концу двадцатого столетия предложено значительное количество гипотез, объясняющих происхождение раковых опухолей у детей и подростков [ 6 ]. Однако истинная причина возникновения злокачественных опухолей у детей до сих пор неизвестна.
По даны академика РАМН Л.А. Дурнова [ 5 ], родители онкологических больных детей при ответе на вопрос «Почему развивается рак?» дали следующие варианты ответов: влияние окружающей среды (20,8%), заболевание развивается как первичная болезнь (21,1%), облучение матери или отца (15,5%), химикаты (13,6%), наличие родственников, имевших когда-либо злокачественную опухоль (8,2%), антенатальные воздействия во время беременности (7,3%), и примерно по 5% опрошенных связали с диетой, другими причинами и столько же затруднялись ответить. Таким образом, почти 70% опрошенных лиц связали этиологию рака с влиянием различных факторов среды.
В ряде исследований, в которых изучалась роль репродуктивного анамнеза матери больного ребенка в этиологии острого лейкоза, было выявлено повышение риска, связанного с выкидышами [ 12 ]. При этом механизм влияния выкидышей на риск развития острого лейкоза неясен. Причиной, как выкидышей, так и острого лейкоза, могут быть и врожденная предрасположенность и вредное влияние факторов окружающей среды.
Несомненно, что злоупотребление вредными привычками оказывает стимулирующее воздействие на формирование раковых опухолей. Доказано трансплацентарное воздействие табака, алкоголя, наркотических веществ на потомство. Выявлена связь между курением матери во время беременности и повышенным риском возникновения острого лейкоза у ребенка. У курящих женщин дети заболевают в два раза чаще, чем у женщин, которые не курят. У матерей с алкогольным синдромом отмечается повышенный риск развития лейкозов, нейробластомы, гепатобластомы в потомстве, а потребление наркотиков повышает риск возникновения лейкоза у ребенка в ранние сроки [ 12 ].
Применение лекарственных средств матерями, безусловно, повышает риск рождения детей, у которых может развиться злокачественная опухоль. Трансплацентарно действуют и некоторые препараты, применяемые в сельском хозяйстве (пестициды). В связи с этим, необходима тщательная проверка всех веществ и препаратов, с которыми контактирует беременная женщина. Профессия матери и отца, связанная с контактом с пестицидами, статистически достоверно повышает риск острого миелоидного лейкоза у детей. В ряде литературных источников [10 ] отмечено повышение риска опухолевого роста у детей, родители которых имели профессии, связанные с контактом машинных масел (машинисты, трактористы). Четко доказано, что облучение матери во время беременности резко повышает риск развития злокачественных опухолей у потомства. Выявлено 8-кратное увеличение риска раковых заболеваний у детей, отцы которых работали на ядерном предприятии.
Не вызывает никаких сомнений и то, что высоким фактором риска возникновения раковых заболевания является радиационное воздействие на организм как матери, так и отца. После катастрофы на Чернобыльской АЭС заболеваемость раком щитовидной железы у жителей Белоруссии резко возросла [ 2 ]. Согласно данным, полученным Гринпис России, в ходе исследования состояния здоровья жителей деревень (Татарской Караболки, Муслюмово и Мускаево Челябинской области), расположенных по соседству с комплексом по переработке радиоактивных материалов ПО "Маяк", каждый десятый житель Татарской Караболки болен раком, что превышает общероссийский показатель примерно в 10 раз. В этой деревне онкология одно из первых мест среди причин смертности. По информации Гринписа, комбинат "Маяк" сбрасывает радиоактивные отходы в Теченский каскад озер. Около 13% населения Муслюмово до сих пор купаются в Тече, а около 8% жителей ловят в ней рыбу, которая зачастую продается на рынках Челябинска, а содержание стронция в этой рыбе превышает санитарно-эпидемиологическую норму от 2 до 27 раз [ 3 ].
Существует несомненный интерес к вирусной инфекции в развитии опухолей у детей. Некоторые авторы указывают на повышение частоты острых раковых заболеваний у детей, матери которых перенесли во время беременности вирусную инфекцию, в частности грипп, ветряную оспу и некоторые другие.
Многочисленные статистические исследования [ 3 ] указывают, что риск возникновения опухолей у детей становится более высоким, если мать во время беременности подвергалась рентгеновскому облучению (это может быть обычное рентгеновское обследование). Риск при этом тем выше, чем чаще проводилось облучение.
Наблюдениями за детьми со злокачественными опухолями установлено, что в 62% случаев матери этих детей на момент беременности были старше 30 лет. Фактор возраста особенно значителен для матерей старше 40 лет. Связывают это с увеличением спонтанных мутаций в герминогенных клетках, с перезреванием яйцеклетки. Считается также, что определенную роль играет и возраст отца.
Таким образом, существует огромное число факторов, оказывающих непосредственное воздействие на организм родителей, но при этом являющихся первопричинами возникновения злокачественных опухолей у детей.
2.3 Факторы риска, воздействующие на ребенка
Долгое время считалось, что рак связан с наследственностью и в этом смысле практически неизбежен. Но постоянный рост случаев рака говорит о том, что дело не только в генах, что существуют и другие внешние факторы, которые оказывают огромное влияние на организм. Каждый из нас – потенциальный носитель рака, поскольку в организме каждого человека присутствуют раковые клетки, из которых может развиться опухоль.
Риск возникновения онкологии повышается у детей с повышенным весом при рождении, первенцев и у лиц, которые родились более чем через 5 лет после рождения предыдущего, а также у детей, живущих в более благополучных семьях, принадлежащих к высокому социально-экономическому статусу. Отмечено, что рак у детей возникает реже в тех условиях, где санитарно-гигиенические условия хуже, где имеется скученность детей, то есть имеются контакты с другими детьми, и у них лучше и раньше развиваемся иммунитет.
Существует множество факторов риска, оказывающих воздействие непосредственно на ребёнка. Среди них можно выделить следующие:
Солнечная радиация
Общеизвестно, что солнечная радиация вызывает рак кожи у взрослых. Заболеваемость и смертность от рака кожи имеет корреляционную связь в зависимости от географического положения (Южное, Северное полушария) — частота их уменьшается по мере увеличения расстояния от экватора. Исключение составляет лишь чернокожее население США, у которых частота рака кожи составляет только 10% по сравнению с частотой распространения среди белого населения.
Описаны случаи развития у детей опухолей в местах, подверженных солнечным лучам [ 2 ]. Необходимо иметь в виду, что любая родинка представляет собой опасность. Родинки вариабельны по форме, размерам и продолжают развиваться в детском возрасте. Однако более важным моментом является то, что они вызывают злокачественную опухоль кожи.
Ионизирующая радиация
Ионизирующая радиация является одним из мощных факторов, вызывающих злокачественные опухоли у детей. Так, повышенная заболеваемость различными злокачественными опухолями у детей отмечена в регионах, расположенных вокруг атомных предприятий, а также в районах, прилегающих к ядерным полигонам. Проведенные аналитические исследования показали статистически достоверное повышение онкологии среди детей, проживающих на расстоянии не менее 200 км от ядерного полигона [ 4 ].
Терапевтическое облучение по поводу различных новообразований у детей также сочетается с высоким риском злокачественных опухолей. Были отмечены случаи развития острых лейкозов, вызванных лучевой терапией при лечении другого заболевания. Описаны случаи возникновения опухолей центральной нервной системы, как осложнение лечения (лучевая терапия) заболевания кожи — дерматофитии. Даже небольшие дозы облучения, используемые в диагностических целях при заболеваниях черепа и зубов, повышают риск развития менингиом в отдаленные сроки (12-47 лет). Доказано, что случаи рака щитовидной железы у детей резко уменьшились после того, как с середины 60-х годов было запрещено облучение шеи, которое широко применялось при некоторых заболеваниях (кожи, гипертрофия аденоидов, тонзиллит, фарингит) [ 4 ].
Ионизирующая радиация занимает существенное место в этиологии рака костей у детей. По некоторым данным, примерно в 3% случаев она является этиологическим фактором этого заболевания. При этом показано, что как ортовольтная, так и мегавольтная лучевая терапия, а последняя считается технически более современной, могут вызвать развитие остеосаркомы. Интервал между появлением опухоли и сроком облучения колеблется от 4 до 40 лет (в среднем 12-16 лет) [ 4 ]. Установлено, что сканирование костей радиоизотопами, внутривенное введение радия-224 при лечении анкилозирующего спондилита, а также торотраста для диагностики рентгеноконтрастных масс повышают риск остеогенной саркомы.
Вирусная инфекция
Вирусная теория занимает важное место в этиологии злокачественных опухолей у детей, что подтверждается многочисленными и интересными данными [ 9 ]. Так, известно, что определенные ретровирусы вызывают острые лейкозы у птиц, мышей, кошек и человекообразных обезьян. При этом существует два механизма действия ретровирусов. Одни интегрируют с ДНК хозяина и трансформируются в онкогены с последующей дерегуляцией экспрессии. Другие, так называемые, острые трансформирующие ретровирусы нарушают регуляцию протоонкогенов в генетическом материале хозяина, вследствие чего происходит индуцирование лейкозогенеза под действием банальной инфекции. Существуют доказательства, что ретровирусы появляются в результате трансактивации нормальных клеточных генов под действием факторов, регулирующих их рост. В тоже время попытки идентифицировать эти ретровирусы у детей пока безуспешны.
Существуют еще несколько вирусов, которые могут быть ответственными за возникновение рака у детей. Так отмечено, что перинатальная инфекция вирусом гепатита «В» может вызвать гепатоцеллюлярный рак, а папилломавируса — папилломатоз гортани или рак шейки матки.
Широкое распространение получили среди людей ДНК-вирусы, которые сочетаются у людей с развитием рака крови. В ряде литературных источников описана связь вируса иммунодефицита человека с развитием опухолевого роста у детей.
Лекарственные и химические вещества
Использование лекарственных средств при терапии некоторых не онкологических заболеваний также повышает риск развития злокачественных опухолей у детей. Применение антибиотика широкого спектра действия хлорамфеникола у детей приводит к 12-кратному увеличению риска острого лейкоза. Наряду с улучшением выживаемости детей, больных раком, вызванной совершенствованием современных методов лечения, химио- и лучевая терапия являются мощными канцерогенными агентами. Дети, выжившие от рака 5 лет и более, имеют 20-кратное увеличение риска заболеть повторно злокачественной опухолью, чем дети, у которых никогда не было рака. В среднем у 6 из 1000 выживших детей развиваются вторые опухоли [ 13 ].
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИЯ В ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ
Онкология как отрасль медицинской науки, развивающаяся в здравоохранительной сфере, всегда являлась одним из элементов общественной жизни. Она неотрывна от комплекса факторов: экономических, нравственных, правовых, социально-психологических, профессионально-медицинских. Распространение детских онкологических болезней есть неотъемлемая часть более общей и долгосрочной проблемы – обеспечения социальной безопасности общества, семьи, человека.
Ученые до конца еще не знают, что точно вызывает рак, но ребенок, ни в коем случае не виноват в том, что он заболел, и никакой плохой поступок не может вызвать рак у ребенка. Родители, изменив очень простые вещи – правильный отбор продуктов питания, увеличение физической нагрузки, внимательное отношение к состоянию окружающей среды и внутреннему миру ребенка – могут избежать или снизить риск онкологических заболеваний у детей.
Возможности в борьбе с онкологическими заболеваниями напрямую зависят от образа жизни. Именно образ жизни провоцирует или не провоцирует развитие раковых заболеваний: он может питать рак или поддерживать механизмы защиты, препятствующие размножению раковых клеток. Роль питания в развитии злокачественных опухолей у детей изучена недостаточно. Однако представляют интерес наблюдения некоторых исследователей [ 15 ], которые установили, что потребление рыбьего жира, содержащего витамины А и Д, снижает риск острого лейкоза. Повсеместно педиатры предлагают диетические рекомендации, которые имеются у взрослых, но касаются и детей, особенно в критические периоды роста. Например, во время полового созревания рекомендуется употребление пищи, непопулярной среди детей (овощи семейства крестоцветных: кабачки, брокколи, спаржевая и цветная капуста и другие). Необходимо есть 5 разных фруктов и овощей в течение дня. Это достаточно просто для каждого независимо от доходов. Очень полезны фруктовые коктейли и фруктовые и овощные соки, а также бананы, в которых много полезных для организма человека веществ.
Однако оказалось, что нельзя злоупотреблять отдельными рекомендациями, даже если они имеют общеукрепляющее значение. Установлено, что витамин А (синтетический) обладает еще и токсическим действием, способным вызвать гепатит у матери и уродства, в том числе и опухоль, у потомства [ 15 ]. Имеются данные о том, что повышенное содержание железа в пище может привести к развитию гепатоцеллюлярного рака. Некоторые продукты, например, зеленый чай или куркума, дают здоровье детскому организму, а другие (рафинированный сахар, мясо животных, которых неправильно кормили) – способствуют болезни.
В настоящее время существуют три главных способа лечения рака:
1. Химиотерапия – это специальные лекарства для уколов или приема внутрь. Их принимают для того, чтобы убить плохие раковые клетки и заставить их перестать бесконтрольно увеличиваться.
2. Радиотерапия – использует мощные рентгеновские лучи для того, чтобы убить раковые клетки. Часто ее используют до операции, чтобы заставить опухоль уменьшиться.
3. Хирургия – операционное удаление опухоли.
В результате проведённого лечения в развитых западных странах 7 из 10 детей выздоравливают. Но во всем мире в среднем выживают 2 из 10 детей, заболевших раком [ 10 ].
Современные лечебные программы позволяют вылечить до 70% детей, страдающих злокачественными новообразованиями, а при отдельных формах опухолей число выздоровевших детей значительно выше. В настоящее время в России живут десятки тысяч людей, в детстве излеченных от онкологических заболеваний.
Вместе с тем параллельно с успехами онкопедиатрии, увеличивается проблема поздних эффектов лечения, проявляющихся в виде нарушения функционирования основных систем жизнедеятельности организма: кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ, внутренней секреции, иммунитета, нервной системы. Кроме того, длительное лечение и вся ситуация в целом, является травматичной для психики ребенка. Нарушается естественное становление его социального опыта, в частности, коммуникативные навыки, нормальный ход образовательного процесса. Все это приводит к серьезной социальной дезадаптации. Впоследствии, когда дети становятся старше, у многих затрудняется профессиональная ориентация и получение специального образования [ 4 ].
Реабилитация детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями должна проводиться на всех этапах оказания им специализированной помощи, начиная с момента установления диагноза и далее в процессе специального лечения и диспансерного наблюдения (хотя бы до 18 лет). Реабилитация основывается на нескольких принципах: комплексность, этапность, непрерывность, преемственность, индивидуализированность. Принципиальным является и то, что в качестве объекта реабилитационного воздействия выступают, кроме ребенка-инвалида, его микроокружение в первую очередь семья, персонал лечебных учреждений, а также различные правительственные и неправительственные учреждения и организации, общество в целом, без чего невозможна эффективная социальная интеграция инвалида. Реализация этих принципиальных положений требует формирования специальной реабилитационной команды, в которую на равных правах входят врачи, психологи, психотерапевты, специалисты по физической культуре и ЛФК, педагоги, социальные работники.
Реабилитационная служба ставит своей целью помощь ребенку и семье в мобилизации собственных ресурсов для организации жизни в кризисной ситуации. Ребенка учат принимать болезнь, а после излечения успешно жить в социуме. В результате психолого-коррекционной и психотерапевтической работы повышается качество жизни детей, они становятся более открытыми, повышается их самооценка, психическое развитие протекает более благоприятно.
Важную роль в социально-психологической реабилитации детей и родителей на всех этапах специализированной помощи могут играть родительские организации. Очень интересный опыт имеет родительская организация, созданная в Челябинске [ 4 ]. В 1991 году инициативная группа родителей детей-инвалидов начала свою работу со службы «От родителя к родителю». Служба «От родителя к | родителю» – это обучение родителей, передача знаний от одного к другому с целью их социально-психологической адаптации. Главными экспертами по проблеме детской инвалидности являются родители, имеющие ребенка с особыми проблемами, а также молодые инвалиды, прошедшие путь реабилитации вместе со своими родителями, знающие проблему не понаслышке, а испытавшие ее на себе. Родители учатся этому друг у друга. Работа службы заключается в идее, что невозможно улучшить условия жизни только для собственного ребенка, необходимо делать мир добрым для всех детей. А для этого нужно выйти за рамки своего несчастья. Человек не может быть независим, не отдавая себе отчета в том, что это требует усилий и ответственности от него самого.
Важнейшим компонентом программы комплексной реабилитации является психолого-педагогическая реабилитация – система диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на решение личностных и семейных проблем, развитие интеллектуальных способностей, устранение устойчивых вредных привычек и девиаций поведения. Психологический статус детей хорошо изучен и характеризуется многочисленными страхами, высоким уровнем тревожности, снижением самооценки, чувством вины, нередко повышенной агрессией и аутоагрессией, эмоциональной неустойчивостью, элементами посттравматического синдрома. Кроме того, у них нарушены коммуникативные функции в связи с дефицитом общения со здоровыми сверстниками, имеет место определенная педагогическая запущенность, девиантность поведения. У десяти процентов больных детей школьный возраст отстает от паспортного возраста, но и среди тех, кто формально не отстал от своих сверстников в учебе, обнаруживается дефицит знаний, умений, навыков.
Семьи с детьми-инвалидами обладают целым рядом психологических особенностей, негативно влияющих на психологический статус больных детей и их здоровых братьев и сестер. Большинству родителей свойственно специфическое отношение к ребенку, опирающееся на опасения за его здоровье, и обусловленная этим заниженная оценка его возможностей, щадящие, а в действительности, инфантилизирующие требования к ребенку. При этом все усилия родителей сосредоточиваются на сохранении его здоровья в ущерб развитию личности [ 9 ].
Необходимым условием нормального развития ребенка является тесный эмоционально положительный (душевный, духовный) контакт с другим человеком (людьми). Это положение определяет атмосферу любви, эмоционального принятия ребенка, которая должна быть в реабилитационном отделении и без которой никакие наши стремления помочь ребенку, какими бы искренними они ни были, не могут осуществиться. Это положение диктует необходимость:
1) отказаться от оценочного отношения к ребенку;
2) отказаться от трактовки его действий и качеств в обывательских терминах («ленивый», «капризный», «непослушный», «хулиган» и прочее);
3) видеть в его «проступках» не предмет для порицания и повод для наказания, а повод для углубленного анализа его проблем, которые выразили себя в деформированном поведении и основание для изменения своей педагогической тактики, направленной на помощь этому ребенку.
В плане психологической реабилитации детей с онкологическими заболеваниями принципиальным подходом является работа психологов и психотерапевтов, в частности, специалистов по семейной психотерапии, с родителями, так как коррекция детско-родительских отношений служит необходимой основой оздоровления психики ребенка [ 8 ].
Важнейшим условием развития любого ребенка, независимо от его стартового состояния, определяющим его судьбу, его успешность, интеграцию в общество является образование, поскольку именно в период обучения формируется ментальная и социальная позиция человека. Поэтому образовательная программа занимает центральное место среди мероприятий, направленных на социальную реабилитацию детей, больных онкологическими заболеваниями. Образовательные методы – это также основа реабилитации детей с нарушенной способностью к обучению и синдромом гиперактивности, развивающимися в ряде случаев после краниального обучения, что требует специальной организации (учеба в малых группах или индивидуально, психокоррекционные группы и т.д.).
Образовательную программу органично пополняют занятия с профессиональными педагогами в музыкальной, театральной, ху-дожественной мастерских, история культуры, посещения выставок, спектаклей, экскурсии по городу. В результате этих занятий постепенно формируется правильное отношение к окружающему миру, взамен, по преимуществу, потребительского.
Таким образом, данные занятия имеют не только познавательное, но и общекультурное, нравственное значение, что, безусловно, играет важную роль для социальной реабилитации детей с опухолевыми заболеваниями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ статистических данных за последние годы свидетельствует о нарастании заболеваемости населения Земного шара различными формами рака. Онкологические заболевания возникают у пожилых и молодых, простых людей и президентов. Рак молодеет и среди пациентов онкологических клиник всё больше подростков и детей.
Онкологические заболевания у детей имеют свои особенности. К примеру, известно, что раковые заболевания у детей, в отличие от взрослых, являются казуистикой и встречаются чрезвычайно редко. Общая заболеваемость злокачественными опухолями у детей относительно невелика и составляет примерно 1-2 случая на 10000 детей, в то время как у взрослых этот показатель в десятки раз выше. Примерно треть случаев злокачественных новообразований у детей составляют лейкемии или лейкозы. Если у взрослых 90% опухолей связано с воздействием внешних факторов, то для детей несколько большее значение имеют генетические факторы.
Сегодня лечение рака или лечение опухолей у детей представляет собой достаточно сложную задачу. Основной принцип онкологической настороженности гласит: «При неясности диагноза — думай о раке!»
Методы лечения детской онкологии схожи с методами лечения взрослых пациентов и включают в себя хирургию, лучевую терапию и химиотерапию. Но лечение детей имеют свои особенности. Так, на первом месте у них стоит химиотерапия, которая благодаря протокольному методу лечения заболеваний и постоянному его усовершенствованию во всех экономически развитых странах становится максимально щадящей и максимально эффективной. Лучевая терапия у детей должна иметь строгое обоснование, т.к. может иметь последствия для нормального роста и развития облучаемых органов. Хирургическое лечение сегодня обычно дополняет химиотерапию и лишь при нейробластомах предшествует ей. Достаточно широко используются новые малотравматичные хирургические методики (эмболизация сосудов опухоли, изолированная перфузия сосудов и др.), а также некоторые другие методы: криотерапия, гипертермия, лазеротерапия. Отдельный вид вмешательств – трансплантация стволовых клеток, имеющая свой перечень условий, показаний и противопоказаний, а также гемокомпонентная терапия.
После основного курса лечения пациенты нуждаются в реабилитации, которая проводится в специализированных центрах, а также дальнейшему наблюдению, назначению поддерживающей терапии и выполнению врачебных рекомендаций, что в совокупности позволяет добиться успеха при лечении в большинстве случаев.