Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ6
1.1. История возникновения стратегического планирования6
1.2. Сущность и функция стратегического планирования9
1.3. Структура стратегического планирования13
1.4. Преимущества и недостатки стратегического планирования19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ22
2.1. Особенности переходного периода22
2.2. Анализ рынка медицинских услуг27
2.3. Организация оказания платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях29
2.4. Анализ системы управления организации в здравоохранении36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ47
3.1. Организационная структура. Цена и ценообразование в организации47
3.2. Характеристика видов лечения53
3.3. Расчет себестоимости медицинской услуги и выручки от оказания платных услуг58
3.4. Оценка состояния внутренней среды организации73
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ78
4.1. Оценка внешней среды по методу SPACE78
4.2. Анализ возможностей и угроз91
4.3. Выбор стратегии с помощью метода SWOT92
4.4. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ98
ПРИЛОЖЕНИЯ100
Выдержка из текста работы
В условиях современной динамично развивающейся российской экономики особое значение для отечественных предприятий приобретает обеспечение выживаемости и приемлемой доходности в долгосрочной перспективе. Между тем применяемые системы управленческого учета, контроля и экономического анализа часто ориентированы на максимизацию прибыли в краткосрочной перспективе. Противоречие между краткосрочным фокусом информационных систем поддержки принимаемых управленческих решений и необходимостью обеспечения долгосрочного прибыльного развития предприятий существенно снижает эффективность управления и увеличивает риск поражения в конкурентной борьбе.
Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности [33. C. 42].
Тема дипломной работы актуальна, так как разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем.
Стратегии могут быть обоснованными только в случае применения к их разработке научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации.
В настоящее время к разработке стратегии применяются только отдельные подходы и методы, вследствие чего стратегии утверждаются к реализации недостаточно обоснованными, что приводит к неэффективному использованию ресурсов.
Наряду с этим следует разрабатывать дерево стратегий, увязанных по горизонтали и вертикали как организационно, так и по проблемам.
Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии.
В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, которая способна привести к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.
Определение и реализация стратегии относятся к числу сложных и трудоёмких работ, которые на отечественных предприятиях никогда не выполнялись на должном уровне. Управление предприятием ориентировано сейчас главным образом на решение краткосрочных проблем [19. C. 251]. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Организация системы стратегического планирования на предприятии является жизненной необходимостью. Развитие рыночных отношений требует изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий.
Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим управлением на профессиональном уровне.
Объектом исследования является ООО «Акульчев», основной деятельностью которого является производство и реализация населению кондитерских изделий.
Предметом исследования является стратегия развития ООО «Акульчев».
Цель дипломной работы: разработка стратегии развития ООО «Акульчев». Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития;
2. Проанализировать стратегию развития ООО «Акульчев»;
3. Разработать стратегию развития ООО «Акульчев».
Работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложения. В теоретическом разделе представлены понятия стратегии, основные элементы стратегического менеджмента, базовые стратегии развития, описаны особенности исследования и разработки стратегии развития предприятия; в аналитическом разделе дана краткая характеристика деятельности предприятия, анализ действующей стратегии на предприятии, выявлены достоинства и недостатки действующей стратегии; в проектном разделе обоснована необходимость и разработана стратегия развития ООО «Акульчев».
В дипломной работе использовались различные методы исследования: общие, такие как наблюдение, описание, анализ, обобщение, классификация, индукция и дедукция, и частные, такие как матрица BCG, модель General Electric / McKinsey, матрица SHELL / DPM, модель A.D. Little / Life-Cycle и SWOT-анализ.
При написании дипломной работы использовались труды следующих авторов: Аналоуи Ф., Гапоненко А.Л., Люкшинова А.Н., Д., Кругловой Н.Ю., Лапыгина Ю.Н., Минцберга Г., Рычкова С.Ю., Фатхутдинова Р.А., а также периодические издания, такие как «Менеджмент: теория и практика», «Менеджмен в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Управление компанией», «Управление качеством», «Финансовая газета» и другие. Автор также использовал информацию Интернета и внутреннюю документацию ООО «Акульчев».
Дипломный проект имеет практическую направленность, его основным отличительным свойством является новаторский характер путей решения поставленных задач и достижения цели. Предложенный в дипломной работе документ стратегического развития может быть использован в деятельности предприятия.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые акты
1. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 29.04.2008 г. № 58-ФЗ//СЗ РФ.-1998.-№ 7.-Ст.785; СЗ РФ.-2008.-№ 18.- Ст.1941.
II. Специальная литература
2. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник / Фархад Аналоуи, Аджар Карами. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 396 с. – (Серия «Зарубежный учебник»).
3. Баязитов, Т. Стратегия: отдельные аспекты формулировки и применения / Т.Баязитов // Управление компанией – 2002 — №3 — С. 127-130.
4. Бородин, А.И. Стратегия развития предприятия: проблемы теории и методологии выбора / А.И. Бородин // Менеджмент: теория и практика – 2003 — №3 – С. 31-34.
5. Бородин, А.И. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия / А.И. Бородин // Менеджмент: теория и практика – 2003 — №6 — С. 26-27.
6. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2002. – 292 с.
7. Воробьев, А.Д. Методология стратегического менеджмента / А.Д. Воробьев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002 — №6 – С. 34-39.
8. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление: Учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкружин. – 2-е изд., стер. – М.: Омега – Л, 2006. – 464 с.
9. Горшкова, Л.А., Поплавский, Б.Н. Инструменты целеполагания и формирования стратегии развития предприятия / Л.А. Горшкова, Б.Н. Поплавский // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 9 (114). – С. 2-6.
10. Гудкин, О.П. Элементы стратегии TQM / О.П. Гудкин // Управление качеством – 2005 — №4 – С. 27-30.
11. Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации: учебное пособие / И.Б. Гурков. – М.: Бизнес-школа, 2001. – 208 с.
12. Дрошкович, В. Дилемма стратегического менеджмента / В. Дрошкович // Проблемы теории и практики управления – 2004 — №3. – С. 98-103.
13. Зайцев, Л. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества / Л. Зайцев // Управление качеством – 2005 — №11 – С. 108-112.
14. Ивашковская, И. Стратегия диверсификации: скидки или премия / Ирина Ивашковская, Светлана Григорьевна // Управление компанией – 2007 — №2 – С. 52-56.
15. Исаев, Д. Информационная поддержка процессов стратегического анализа и моделирования / Д. Исаев // Финансовая газета: международный финансовый еженедельник – 2009. — №38(926). – С. 15.
16. Исаев, Д. Рациональная модель стратегического управления / Д. Исаев // Финансовая газета: международный финансовый — №25(861). – С. 14-15.
17. Исаев, Д. Современные модели стратегического управления / Д. Исаев // Финансовая газета: международный финансовый еженедельник — №32(868). – С. 14-15.
18. Клейнер, Г. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые направления / Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления: международный журнал – 2009. — №1. – С. 15-22.
19. Круглова, Н.Ю. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008. – 492 с.
20. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин – М.: ИНФРА – М, 2009. – 236 с.
21. Лев, В. Эффективная реализация стратегии / В. Лев // Финансовая газета: международный финансовый еженедельник – 2008. — №15(851). – С. 14-15.
22. Люкшинов, А.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.Н. Люкшинов. – М.:ЮНИТИ, 2000. – 376 с.
23. Минцберг, Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстренд, Джозеф Лэмпел. – СПб.: Питер, 2000. – 330 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
24. Озеров, Г. Стратегические карты открывают новые возможности: [Интервью с Г. Озеровым] / Г. Озеров // Рынок ценных бумаг: Профессиональный журнал – 2008. — №9(360). – С. 29-32.
25. Пласкова, Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации / Н. Пласкова // Проблемы теории и практики управления: международный журнал – 2008. — №1. – С. 86-97.
26. Попов, Ю. Среднему бизнесу в России необходима стратегия / Ю. Попов // Проблемы теории и практики управления. – 2002 — №5.
27. Рычков, С.Ю. Исследование конкурентоспособности: маркетинговые аспекты / С.Ю. Рычков. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 220 с.
28. Соколова, Н.А. Виды стратегий фирмы и особенности реализации в рыночной экономике / Н.А. Соколова // Менеджмент: теория и практика – 2004. — №3. – С. 196-199.
29. Фасхиев, А.А. Судьба стратегического менеджмента и риск менеджмент / А.А. Фасхиев // Менеджмент в России и за рубежом – 2009. — №1. – С. 33-39.
30. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Маркетинг, 2002. – 886 с.
31. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. 8-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2007. – 448 с.
32. Ходак, Е. Когда компания нуждается в пересмотре стратегии. Наиболее важные симптомы / Е. Ходак // Справочник экономиста – 2008. — №3(57). – С. 14-21.
33. Шигаев, А.И. Обеспечение долгосрочной доходности предприятия на основе стратегии развития / А.И. Шигаев // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. — №9(114). – С. 42-53.
III. Текущий архив
34. Устав ООО «Акульчев».
35. Руководство по качеству ООО «Акульчев».
36. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2006г ООО «Акульчев».
37. Отчет о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2006г ООО «Акульчев».
38. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2007г ООО «Акульчев».
39. Отчет о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2007г ООО «Акульчев».
40. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2008г ООО «Акульчев».
41. Отчет о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2008г ООО «Акульчев».
42. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2009г ООО «Акульчев».
43. Отчет о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2009г ООО «Акульчев».
IV. Источники удаленного доступа
44. Акульчев – Режим доступа:
45. Библиотека Полка букиниста — Режим доступа: strategija.htm
46. Коммерсант Секрет фирмы — Режим доступа: doc.aspx?DocsID=858828
47. Рейтинговое агентство топ-эксперт — Режим доступа: market/product/konditer_market.html