Содержание
Введение 2
Глава 1. Анализ проблемы профессионального самоопределения
в современных психологических исследованиях 4
1.1.Понятие профессионального самоопределения и профессиональной направленности в психологии 4
1.2. Особенности формирования профессионального самоопределения в подростковом возрасте 13
Глава 2. Исследование психологических особенностей
раннего профессионального самоопределения в подростковом возрасте 28
2.1. Организационно-методическое обеспечение
исследования 28
2.2. Методы и методики исследования 30
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
Выводы 44
Заключение 46
Рекомендации 48
Литература 49
Приложение
Выдержка из текста работы
Объект исследования: являются ценностные ориентации студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования как один из феноменов развития профессионального самоопределения в современном онтогенезе.
Предмет исследования: развитие профессиональных ценностных ориентации студентов нефтяного колледжа, медицинского института и института управления и экономики в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования: изучение развития профессиональных ценностных ориентации у студентов в процессе профессиональной подготовки.
Задачи:
- Изучить суть понятия профессионального самоопределения через анализ методов и стратегий проведения профессиональной ориентации, усвоение видов и оценки эффективности психологической работы по профессиональному самоопределению.
- Описать особенности раннего юношеского возраста и особенности профессионального самоопределения в этот период.
- Методически обосновать и реализовать экспериментальное исследование по изучению ценностных профессиональных ориентаций юношей, находящихся на стадии профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования:
1. Сложившиеся у юношества профессиональные ценности, будут иметь преимущественно индивидуально-личностную направленность, отсюда наиболее значимыми будут такие ценности как автономия, стабильность работы, интеграция стилей жизни и т.д. Ценности, касающиеся благополучия других людей (служение и т.д.), экономического благополучия общества (вызов, предпринимательство и т.д.), не воспринимаются студентами как доминирующие цели их деятельности.
2. Поскольку ведущей деятельностью студентов является профессионально-познавательная деятельность, ориентированная на получение конкретной профессии, то доминирующими профессиональными ценностями будут профессиональная компетентность и профессиональная мотивация.
Данная работа состоит из двух глав: первая представляет собой теоретическое рассмотрение психологического содержания проблематики профессионального самоопределения, анализ проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Во второй главе описаны результаты экспериментального исследования ценностных профессиональных ориентаций у студентов нефтяного колледжа и университета (Специальность «Финансы ,Денежное Обращение и Кредит» и «Лечебное Дело»).
Методологическая основа: культурно–историческая концепция Л.С. Выготского и работы таких его последователей, как А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.; основным методом работы был констатирующий эксперимент. Обоснованность, репрезентативность, валидность (внешняя, внутренняя, инструментальная, операциональная и др.) полученных данных определяются схемой экспериментального исследования, а также результатами качественного преобразования выделенных показателей развития. Использование вариативных методов исследования, статистическая обработка результатов – все это позволяет констатировать обоснованность полученных результатов.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем основного текста – 60 печатных страниц, содержит 9 таблиц, 3 диаграммы, 3 гистограммы. Библиография насчитывает 71 наименование.