Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ6
1.1 Управление системой образования на муниципальном уровне6
1.2 Аспекты деятельности учреждений дошкольного образования11
1.3 Повышение профессиональной компетенции кадров необходимое условие повышения качества образования19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО35
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 43»35
Г. АПРЕЛЕВКА35
2.1 Характеристика системы управления МДОУ № 4335
2.2 Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения43
2.3 Система управления кадрами учреждения52
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ62
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 43»62
3.1 Выявление проблем в деятельности учреждения62
3.2 Изменение принципов работы с родителями воспитанников ДОУ66
3.3. Повышение качества дошкольного образования через повышение профессионализма кадров68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ86
Приложение 189
Приложение 290
Выдержка из текста работы
1.3 Особенности бюджетного финансирования деятельности муниципальных образовательных учреждений 10
2. Характеристика и анализ управления сферой
образования МБОУ «Поломская СОШ №2».
2.1 Краткая характеристика МБОУ «Поломская СОШ №2 ». 13
2.2. Система управления МБОУ Поломская СОШ №2. 16
2.3 Анализ кадрового потенциала трудового коллектива МБОУ «Поломская СОШ №2». 18
2.4. Анализ финансовых результатов деятельности МБОУ «Поломская СОШ №2». 24
3. Совершенствование управления МБОУ «Поломская Средняя общеобразовательная школа №2»
3.1 Эффективность управления МБОУ «Поломская СОШ №2». 29
3.2 Пути повышения эффективности управления МБОУ «Поломская СОШ №2». 30
3.3 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 37
3аключение 40
Список использованных источников и литературы 43
ВВЕДЕНИЕ
Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности организованности учебно — воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Применительно к образовательным системам сегодня принято определять управление как целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
Кардинальное обновление системы образования в условиях современных социально-политических и экономических перемен выдвигает задачи воспитания, обучения и развития школьников в ряд приоритетных. Одной из основных целей социально-экономической политики, проводимой органами государственного управления в стране, является развитие муниципальных образований, но оно невозможно без создания эффективной, адекватной современным требованиям системы муниципального управления, способной совершенствоваться под воздействием внешних и внутренних факторов во благо экономического процветания своей территориально-хозяйственной системы.
В настоящее время проблема совершенствования управления муниципальным образовательным учреждением является одной из самых актуальных для большинства сфер жизнедеятельности. Многое из того, что упущено в образовательном процессе, не компенсируешь впоследствии никакими социальными и экономическими реформами, перестройками государственного управления и местного самоуправления. Образование либо открывает новые возможности и перспективы развития экономики, технологий, науки, культуры, общества и государства, либо закрывает их на несколько ближайших десятилетий. В этом качестве образование — еще и наиважнейший фактор стратегического планирования будущего состояния общества и государства. Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-техничесского прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники.
Современный период развития общества от системы образования требует динамизма и вариативности. Каждая образовательная система вновь, как и всегда в кризисной ситуации, наиболее ощущает болевые точки социума, так как призвана разрешить противоречия между обществом, нуждающемся в профессионале, мыслящем нестандартно, способном принимать решения и нести за них ответственность, и личностью, стремящейся реализовать свои потенциальные возможности.
Разрешение сложившихся противоречий требует переосмысления сложившейся педагогической практики подготовки школьников.
Муниципальные образовательные учреждения не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства. Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности муниципальных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни воспитателей и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности муниципального образовательного учреждения. У образовательных учреждений нет денег на покупку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового оборудования.
Объектом исследования выступают социально — экономические и управленческие отношения применительно к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Поломская средняя общеобразовательная школа №2» Кезского района Удмуртской Республики.
Предметом исследования выступают методы совершенствования управления муниципальным образовательным учреждением.
Цель работы — раскрыть особенности организации образовательных учреждений, их типы и критерии отнесения к различным уровням муниципального управления, а также совершенствование управления муниципальным образовательным учреждением исследуемого учреждения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
— Изучить понятие, сущность системы образования, образовательных учреждений, управления системой образования на муниципальном уровне;
— Проанализировать управление образованием на муниципальном уровне;
— Выявить проблемы стоящие перед муниципальным образованием
— Разработать рекомендации по совершенствование управления муниципальным образовательным учреждением
1. ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность образовательных учреждений
Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих как минимум среднее профессиональное образование. Однако реальное получение качественного образования на сегодняшний день — дело, можно сказать, весьма проблематичное, и касается практически всех ступеней образования: от дошкольного до высшего профессионального.
Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. Образовательная программа определяет содержание образования на определенных уровнях и направленности.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4)образовательная организация высшего образования, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Основное внимание органов управления народным образованием направлено на школу — главное звено всей системы просвещения. Поэтому именно школа рассматривается в подавляющем большинстве исследований как объект управления. На первый взгляд на практике так и должно происходить. Однако недостатки, имеющиеся в работе школы, свидетельствуют о том, что важные особенности ее как объекта управления учитываются не всегда или не полностью.
В практике работы школы имеют место различные виды управления: социальное, правовое, экономическое, административное и др. Все они связаны между собой, проникают друг в друга, и их порой трудно дифференцировать. Согласно основной социальной задаче школы доминировать в ее работе должно воспитание и обучение; отсюда следует, что среди других видов управления в школе должно доминировать управление воспитанием и обучением, создание условий для развития личности школьника.
1.2. Управление муниципальным общеобразовательным учреждением
Муниципальное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением, своим уставом, договором между учреждением и родителями (законными представителями).
Управленческая деятельность муниципальной администрации в области образования имеет два основных направления:
— непосредственное управление функционированием и развитием системы общего образования;
— координационное управление функционированием и развитием системы профессионального образования.
Муниципальное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.
В муниципальном образовательном учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественнополитических и религиозных движений и организаци……..
Нормативно — правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ , от 30.12.2008 N 7-ФКЗ , от 05.02.2014 N 2-ФКЗ , от 21.07.2014 N 11-ФКЗ )
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (с изменениями и дополнениями)
4. Гражданский кодекс Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 22.10.2014)
5. Устав МБОУ «Поломская СОШ №2»
Учебные пособия
1. Бочкарев В. Образование служит подъему экономики и уровня жизни// Народное образование. — 2010г — 232с.
2. Гликман И. Основные подходы к образованию/И. Гликман // Народное образование. — 2013. — №1. -356с.
3. Гохберг Л.М. Мониторинг экономики образования: цели, задачи, реализация/Л.М. Гохберг // Вопросы статистики. — 2008. — №9. — 420с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. — М.: Просвещение, 2011г.- 240с
5. Дубровина С.Ю. Муниципальный уровень управления образованием, 2012г.-343 с.
6. Зотов В.Б. Система муниципального управления — «Питер», 2011 г — 512с
7. Лебедев О. Модернизация управления образованием Народное образование. — 2008. — №6. — 512с.
8. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях: Практическое пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. — 467с
9. Орлюк О. П. Финансове право: Навч. пособие. — К.: Юринком Интер, 2009. — 528 с.
10. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011г.
11. Федорова М.Ю.. Нормативно-правовое обеспечение образования учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»., 2010 — 431 с.
12. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учеб. пособие / Экзамен, 2002. — 640с.
Интернет ресурсы
13. Налогообложение бюджетных учреждений
14. Общая характеристика образовательных учреждений yurisprudencija/zashita_interesov_shkolnikov_i_studentov_pri_poluchenii_obrazovanija/p1.php#metkadoc2
15. Сметно-бюджетное финансирование
16. Управление персоналом
17. Финансовое право finansovoe-pravo/29.htm