Содержание
Введение2
Глава 1. Теоретические основы деятельности муниципалитетов по управлению социальной сферой5
1.1. Понятие «муниципальное управление». Цели и принципы муниципального управления5
1.2. Характерные особенности социальной политики в РФ13
Глава 2. Состояние и перспективы развития социальной политики в Управлении социальной защиты населения администрации Металлургического района города Челябинска25
2.1. Общая характеристика организации25
2.2. Деятельность организации39
2.3. Управление организацией49
Глава 3. Предложения по повышению эффективности управления социальной сферы со стороны муниципальных органов66
3.1. Общие рекомендации по совершенствованию деятельности муниципальных органов в социальной сфере66
3.2. Проектные мероприятия по повышению эффективности управления социальной сферы со стороны муниципалитетов76
Заключение85
Список литературы89
Приложение92
Выдержка из текста работы
3.1 Основные мероприятия и этапы их реализации, направленные на повышение эффективности оценки деятельности в сфере социальной защиты населения………………………………………………………………………..103
3.2 Оценка эффективности разработанных предложений……………111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..123
Реформы, произошедшие в системе социальной политики Российской Федерации в конце ХХ века, связанные с переходом к частной собственности, потребовали и адекватных изменений в социальной сфере. Возникла необходимость поступательного развития механизмов, обеспечивающих социальную защищенность человека в условиях рынка. Процесс формирования отечественной системы социальной защиты населения обуславливает ее фрагментарность, отсутствие некоторых системных элементов и взаимосвязей. Область социальной политики определяется комплексом мер, направленных на риски и обездоленность, с целью гарантирования доступа к средствам удовлетворения основных потребностей и реализацию основных прав граждан.
С началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.
Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.
Таким образом, рост социальной напряженности, изменения во всей социальной структуре общества, потребовали резкого перехода от системы государственного обеспечения здравоохранения, культуры, образования, опеки и попечительства, отдыха к платным услугам, к необходимости самому обеспечить себя, свою жизнь. Все это привело к необходимости создания в России новой системы социальной защиты населения, которая определяется как организация службы личностной помощи людям.
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.
Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни — начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.
Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих приоритеты, требует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб: здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.
Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. Этим и обусловлен выбор данной темы для дипломного проекта. В основе эффективного управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, человеческих, инструментальных, и др.).
Одна из конечных целей всей социальной политики населения, связана с концепцией независимой жизни, которая рассматривает человека и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей, и в обществе необходима ориентация на преодоление физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью социальных служб, методов и средств.
Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.
Кроме того, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей мере механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения, таким образом, не изучены и не определены.
Цель исследования состоит в разработке предложений по усовершенствованию деятельности органов муниципального управления в области социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику органам социальной защиты населения в современных условиях, выяснить его функции и дать классификацию основных видов социального обеспечения;
2) определить значение социальной защиты для различных групп населения;
3) провести анализ технологии социального обеспечения;
6) наметить рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения и выделение основных приоритетов социальной политики.
Объект исследования: МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района Красноярского края».
Предметом исследования является: организационно-экономический механизм по управлению социальной защитой населения администрации Емельяновского района Красноярского края, разработка предложений по повышению эффективности деятельности органов муниципального управления в области социальной защиты населения.
В выпускной квалификационной работе использованы статистический и системный методы анализа.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Социальная защита как основная часть социальной политики
Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».
Социальная защита населения – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан РФ трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам в экстремальных ситуациях, беженцам, переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в геронтологических центрах престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, создание комплекса новых социальных служб – центров социального обслуживания населения, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и другое.
Социальное обеспечение – это основная часть социальной защиты населения, обеспечивает определенным минимумом социальных благ, сглаживающих социальное неравенство. Последнее может проявляться в самых разных сферах общественной жизни, что обуславливает деление социальной защиты на отдельные виды: политическую, правовую, трудовую, бытовую, потребительскую, морально-психологическую и личную безопасность.
По формальным признакам (законодательным актам и используемых в них терминах) система социальной защиты населения в России представляет собой распространенную в странах с рыночной экономикой модель:
— социальная помощь бедным, малоимущим слоям населения и гражданам, попавшим в экстремальные условия;
— обязательное социальное страхование, которое предназначено для социальной защиты трудоспособных граждан от наиболее распространенных рисков;
— государственное социальное обеспечение, защищающее определенные категории граждан от социальных рисков, не охваченных страхованием.
Каждый вид социальной защиты предполагает целый ряд направлений, реализуемых посредством конкретных защитных действий. Таким образом, социальная защита, как базовый компонент соответствующей системы, имеет сложную структуру, и также обладает признаками системности.
Существуют различные подходы к определению понятия «социальная защита», выделим из них на наш взгляд………
………….
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (ред. от 03.06.2009 г.). Принят ГД ФС РФ 03.07.1998 г.
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года (в ред. Федерального закона от 04.01.99 № 5-ФЗ).
4. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
5. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 30 ноября 2011 г. Принят Государственной Думой 22 марта 1996 года. Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года
6. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122–ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. (ред. от 22.08.2004 г.).
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
8. Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2008 г.). Принят ГД ФС РФ 30.11.2001 г.
9. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ
«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». С изменениями и дополнениями от: 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г., 18 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 24 июля 2009 г., 8 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 25 декабря 2012 г. Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 4 сентября 1998 года.
10. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ
«Об основах охраны труда в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
12. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ).
13. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ
«О погребении и похоронном деле». С изменениями и дополнениями от: 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 апреля 2005 г., 17 октября, 29 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 14, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 24 июля, 25 ноября 2009 г., 19 июля, 21 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г.
14. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».
15. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г.
16. Закон Красноярского края от 10.12.2004 года № 12-2705 «О социальном обслуживании населения» (в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).
17. Постановление Правительства Красноярского края от 04.03.2011 г. № 112-п.
18. Приложение 1 к письму министерства социальной политики Красноярского края от 23.01.2013 № 410-20.
19. Положение о муниципальном казенном учреждении «Управление социальной защиты населения Емельяновского района».
20. Распоряжение администрации города Красноярска от 17.06.2009 г. № 129-Р «Об утверждении Положения о главном управлении социальной защиты населения администрации города Красноярска и Типового положения об управлении социальной защиты населения администрации района в городе».
21. Анисимов Л. Н. Трудовое и социальное право России: учебное пособие. — Мн.: ВЛАДОС, 2007. — 432 с.
22. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. — М., 2006. — С. 10–11.
23. Бабич А. М., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. Социальное страхование