Выдержка из текста работы
Бюджетное финансирование — это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.
Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта — высоких показателей здоровья людей. В связи с этим, специалисты в области общественного здоровья и здравоохранения должны располагать знаниями о том, что понимается под общественное здоровьем, какие факторы на него воздействуют и на основе экономико-статистических показателей разрабатывать наиболее эффективные организационные формы охраны здоровья населения.
В настоящее время российское здравоохранение развивается под влиянием и в условиях рыночной трансформации экономики страны и медико-социальной политики государства. В нем сохраняются еще некоторые элементы советской системы. Вместе с тем входят в практику заимствованные за рубежом формы медицинской помощи, формируется рынок медицинских услуг.
Здравоохранение, организуя свою деятельность, строится с учетом новых принципов конституционного устройства Российской Федерации, изменений в состоянии общественного здоровья, появления новых высоких технологий в медицине, в обстановке растущего всеобщего признания здравоохранения отраслью, обеспечивающей национальную безопасность государства.
В меняющихся условиях жизни общества, функционирования отрасли здравоохранения возникают совершенно новые принципы, подходы и формы деятельности, взаимодействия специалистов занятых в охране здоровья населения. Повышаются требования к уровню их знании, возникает потребность овладения новыми знаниями о факторах, формирующих здоровье населения, о хозяйственной деятельности в рамках здравоохранения, о современных подходах и стилях руководства коллективом и собственной производственной деятельностью.
Целью исследования темы дипломной работы является изучение экономической структуры бюджетного учреждения здравоохранения.
Для реализации поставленной цели темы исследования обозначены следующие задачи:
— проанализировать финансово-экономическое состояние бюджетной организации;
— провести диагностику расходов бюджетных средств и объемов платных услуг;
— оценить эффективность использования бюджетных и внебюджетных доходов в исследуемом учреждении.
Объект исследования – Краевой кожно-венерологический диспансер.
Предмет исследования – экономическая структура Краевой кожно-венерологический диспансер.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ
1.1 Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения
Как известно, создание системы финансирования здравоохранения, соответствующей задачам реформирования, состоянию и темпам экономического роста национальной экономики, представляет собой одну из актуальных проблем управления финансовыми ресурсами государства.
В международной практике сформировались три системы финансирования здравоохранения:
— система финансирования здравоохранения за счет средств государственного бюджета, которая предполагает формирование доминирующей ответственности государства за состояние и развитие национального здравоохранения;
— система финансирования здравоохранения за счет страховых взносов. Она основана на формировании и использовании целевых фондов, источником которых являются обязательные страховые взносы работодателей, и предполагает сохранение солидарной ответственности страхователей и государства за состояние и развитие здравоохранения;
— система финансирования здравоохранения за счет средств домохозяйств (частное страхование), при которой оплата любой медицинской услуги осуществляется за счет средств пациента в полном объеме. В этом случае инструментом развития национального здравоохранения выступает конкурентная среда.
Рисунок 1 — Финансовое обеспечение здравоохранениясовременной
России [5]Реформируя систему здравоохранения, Россия пошла по пути сохранения государственного сектора, развития частной медицины и введения медицинского страхования. Такое направление реформ было обусловлено стремлением расширить источники финансирования здравоохранения (рисунок 1), получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств.
При этом бюджетное финансирование здравоохранения в России осуществляется, с точки зрения распределения валового внутреннего продукта (ВВП) и совокупных бюджетных ресурсов, по остаточному принципу, как и в советское время, когда здравоохранение имело низкий приоритет при распределении бюджетных расходов (эта отрасль относилась к «непроизводственной сфере» экономики)…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, при исследовании темы работы был проведен анализ финансово-экономического состояния бюджетной организации, проведена диагностика расходов бюджетных средств и объема платных услуг, рассмотрены источники финансирования бюджетного учреждения здравоохранения, а также финансовая деятельность КГАУ «Краевой кожно-венерологический диспансер».
В результате практического исследования экономической эффективности финансирования учреждений здравоохранений в РФ. КГАУ «Краевой кожно-венерологический диспансер» выявлена следующая проблематика:
— декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
— несбалансированность государственных обязательств по оказанию бесплатной медицинской помощи при росте платных услуг и сопоставимости затрат населения с объемами государственного финансирования здравоохранения;
— неэффективность многоканальной системы бюджетно-страхового финансирования, неспособной обеспечить рациональное расходование средств;
— отсутствие долгосрочной программы развития здравоохранения, что ведет к низкой эффективности использования имеющегося материального и кадрового потенциала системы здравоохранения;
— изношенность основных фондов;
— недоступность медицинских услуг и неудовлетворенность населения их качеством.
Исходя из вышесказанного, признается необходимость серьезных преобразований в управлении системой здравоохранения, создания национальной эффективной ее модели. Главные требования к реформе здравоохранения состоят в том, что все преобразования должны отвечать двум критериям: учет интересов и пациента, и медицинских работников.
Основными аспектами реформы отрасли являются следующие:
1. Эффективные государственные гарантии бесплатной медицинской помощи.
2. Приток дополнительных финансовых ресурсов и другой принцип их распределения.
3. Разработка более совершенной нормативно-правовой базы, что позволит обеспечить единый подход к оказанию медицинской помощи на всей территории РФ, создать условия для унификации системы ценообразования на медицинские услуги, установить стандарты лекарственного обеспечения путем введения единой формулярной системы. определяющей набор лекарственных средств и медикаментов, обязательных для медучреждений соответствующего уровня.
4. Преобразование действующей бюджетно-страховой медицины в преимущественно одно канальную систему финансирования основанную на страховом.
5. 0беспечение централизованное регулирование цен на лекарственные препараты, усиление контроля за качеством препаратов.
6. Создание за счет целевого финансирования общенациональных специализированных медицинских служб, обеспечивающих развитие в медицине передовых технологий и внедрение их в каждое лечебно-профилактическое учреждение.
7. Разработка системы показателей, характеризующих результаты деятельности медицинского учреждения, здравоохранения муниципального образования, региона и страны в целом, установка их нормативных значений и осуществление регулярного мониторинга, призванного дать оценку доступности и качества медицинских услуг.
8. Активная пропаганда здорового образа жизни, политика профилактики и предупреждения заболеваний.
9. Внесение изменений в подготовку кадров системы здравоохранения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданский Кодекс РФ, в редакции ФЗ от 02.02.2006 №19-ФЗ
2. Трудовой Кодекс РФ, в редакции ФЗ от 09.05.2005 № 45-ФЗ
3. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 года №27. «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»// Финансы №2. — 2008. – С 3 – 5.
4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 июля 2002 года №238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности» // «Здравоохранение» №14, 2005, 49-58 с.
5. Конституция РФ. – М.:ТК «Велби», 2005.
ЛИТЕРАТУРА
6. «Актуальные вопросы организации обязательного медицинского страхования». Материалы совещания. М.: ФФОМС, 2012.
7. Автономов В. М. «История экономических учений». Учебное пособие, М,: Филинъ, 2013, — 320 с.
8. Азаров А.В. «Некоторые аспекты экономической эффективности использования коечного фонда ЛПУ». «Экономика здравоохранения» №2,3, 2013, — 29 с.
9. Альтман Н.Н. «Финансирование здравоохранения в свете государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью». «Здравоохранение» №2, 2014,- 34-41 с.
10. Борисов Е. Ф. «Экономическая теория». Учебник. — М,: «Финпресс», 2012, – 98 с.
11. Боткин О.И., Мирошкин Н.П. Планирование и учет финансовых ресурсов бюджета. — Екатеринбург – Ижевск. -2013. – 234 с.
12. Булатов А. С. «Экономика». Учебник. 10-е издание переработанное и дополненное. – М,: «БЕК», 2013, — 816 с.
13. Габуева Л.А. «Экономика ЛПУ: экономическая эффективность и бизнес-планирование». Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Грантъ, 2011, — 147 с.
14. Градов А.П., Кузин Б.И., «Стратегия и тактика антикризисного управления». Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «БЕК», 2014, — 510 с.
15. Грязнова А.Г. «Антикризисный менеджмент» Учебник. — М.: «Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». — Издательство «ЭКМОС», 2005, 145 с.
16. Зуб А. Т. «Антикризисное управление». Учебное пособие для студентов вузов. – М,: «Аспект Пресс», 2005, 9 с.
17. Кадыров Ф.Н. «Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений». — М.: «Грантъ», 2007, 425 с.
18. Кирсанов А.И. «Бюджетная система Росии». Учебник. — М.: «Дело», 2008, 286 с.
19. Коротков Э.М. «Антикризисное управление». Учебное пособие. — М.: «ИНФРА-М2, 2006, — 432 с.
20. Куштанина Е.В., Рудниик Б.Л., Шишкинн С.В., Якобсон Л.И. Изменения организационно-правовых форм медицинских учреждений. Доклад подготовленный для Проекта поддержки законодательных инициатив в области здравоохранения Бостонского университета. М. — 2009. – 526 с.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
21. Большакова Т.С. Совершенствование системы финансирования здравоохранения федерального подчинения в связи с проблемой повышения эффективности планирования и использования ресурсов//Экономика здравоохранения. — 2013. — № 1(51). — С. 14-16.
22. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении//Экономика здравоохранения. — 2012. — № 1(51). — С. 5-11.
23. Давидьянц А., Латышева О. Финансовые источники медицинской помощи // Экономика и жизнь. — №10. — 2013. – С 23-28.
24. Ежова М. Здоровым — не болеть, больным – выздороветь//Экономика и жизнь. — №49. — 2012. – С 45 – 48.
25. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики// Финансы №1. — 2014. – С 3 – 5.
26. Кучеренко В.З. «Особенности финансового планирования в учреждениях здравоохранения: практика сегодняшнего дня и поиск внутренних резервов». «Здравоохранение» №12. — 2014.- 45-53 с.
27. Кучеренко В.З. «Бюджетная система России на сегодняшний день» // «Здравоохранение» №15.- 2011.- 47-59 с.
28. Мамедова С. Основные системы финансирования здравоохранения//Финансы №4. — 2005. – С 10 – 12
29. Павлов Е.Х. «Состояние охраны труда в системе здравоохранения». «Здравоохранение» №4, 2008, 151-154 с.
30. Пронина Л.И. «Сравнительный анализ обязательного и добровольного медицинского страхования». «Экономика здравоохранения» № 12, 2007, 46-47 с.
31. Пронина Л.И. «Сравнительный анализ обязательного и добровольного медицинского страхования». «Экономика здравоохранения» № 12, 2007, 46-47 с.
32. Хальфин Р.А. Оптимальное использование основных фондов учреждений здравоохранения федерального подчинения и проблемы привлечения внебюджетных источников финансирования. — Экономика здравоохранения, 2014, — № 1(51). С. 17-18.
33. Чертухина О.Б. «Новые формы организации медицинской помощи населению». «Здравоохранение» №6, 2014, — 21-34 с.