Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО
РЫНКА ТРУДА………………………………………………………………….5
1.1 Механизм функционирования рынка труда………………………….5
1.2 Государственная и региональные программы обеспечения
занятости населения………………………………………………………11
1.3 Особенности формирования молодежного рынка труда…………..17
2. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА……………………………………………………26
2.1 Современные методы прогнозирования рынка труда региона……26
2.2 Методологические подходы к прогнозированию рынка труда……31
2.3 Методика среднесрочного прогнозирования спроса на рынке труда……35
3. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО
РЫНКА ТРУДА В РЕГИОНЕ…………………………………………………43
3.1 Анализ ситуации на рынке труда Курской области………………..43
3.2 Организация занятости студентов в свободное время……………..50
3.3 Предложения по занятости молодежи в Курской области…………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………63
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………69
Выдержка из текста работы
Н. Дунаева, определяет безработицу как незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности2. В большей степени безработица относится к молодежному рынку труда. Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу3. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и среднеспециальных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.
Н. Дунаева выявляет специфику молодежного рынка труда:
1. Неустойчивость спроса и предложения.
2. Низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами.
3. Молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры.
4. Большая вариантность.
5. Сложная ситуация с женской занятостью4.
Во-первых, характеристика неустойчивости спроса и предложения, обусловлена изменчивостью ориентаций молодежи, ее социально-профессиональной неопределенности. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами подвергает молодежь наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.
В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
Перед выпускниками среднего и высшего профессионального образования, желающими найти работу, даже временную, существует проблема трудоустройства, так как у них нет опыта работы, но есть большое желание работать.
Безработица представляет собой форму проявления занятости, характеризующуюся крайней степенью отклонения от равновесия, и может быть определена как отношение между работником и обществом в условиях товарной системы хозяйствования по поводу трудового ресурса, который в данный момент времени невозможно задействовать в общественном производстве.
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.
Российскую безработицу отличает сочетание явной (официально регистрируемой), и неявных (скрытых, латентных) форм с преобладанием последних. Как считает Т.Бабушкина, различие между общим уровнем безработицы и официально регистрируемым усиливается и приводит к тому, что 10% экономически активного населения, будучи вынужденно незанятыми, остаются за пределами государственного регулирования занятости и, соответственно, не имеют никакой поддержки от государства. Это происходит на фоне роста хронической и застойной составляющих безработицы5.
В условиях экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения.
В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.
В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.
Среди экономических факторов, которые необходимо учитывать при формировании занятости молодежи, важную роль играют структурные изменения. Г.Н. Соколова предполагает, что сдвиги в структуре экономики должны быть связаны с занятостью и направлены на повышение ее эффективности6. Однако в нашей стране отраслевая структура занятости за последние несколько лет претерпела лишь незначительные изменения.
В основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствие структуры и качества подготовки рабочих кадров учреждениями профобразования спросу на него со стороны работодателей, необработанность механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, неусовершенствованное социальное партнерство в этой сфере. В числе многих причин дефицита кадров, как считает Б.М. Генкин – низкая мотивация молодежи к труду на производстве, неудовлетворительные условия труда и его оплаты, отсутствие гарантированного социального пакета и др.7
Таким образом, можно сделать следующий вывод, молодежь является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, так как не имеет профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентоспособна, государству необходимо создать условия, обеспечивающие реализацию права молодых граждан на труд.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА
А.А. Нелюбина,
Пермский государственный университет
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности трудоустройства молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Всем очевидно, что ситуация на молодежном рынке труда неблагоприятная. Ключевые социально – экономические проблемы молодых людей связаны с приобретением профессии и выходом на рынок труда.
«Рынок труда молодежи является особым социально – демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости». (1, с. 39)
Безусловно, молодежь – особая группа трудовых ресурсов, которые характеризуются высокой социальной и трудовой мобильностью, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, молодые люди готовы к инновациям, характеризуются излишней эмоциональностью, неустойчивостью поведения, отсутствием производственного стажа и опыта работы, наличия низкого профессионального статуса. Хотя молодежь является перспективной рабочей силы, она не выдерживает конкуренции с более конкурентоспособными категориями населения.
Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.
Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. «Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы». (2, с. 104) Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.
Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Наличие этих качеств приводит к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наемного работника и члена трудового коллектива.
Теперь перейдем к особенностям самого молодежного рынка труда. Очевидно, что молодежный рынок труда имеет свою специфику. Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане. Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений. В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться. В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
Таким образом, главными проблемами молодых людей на рынке труда являются: отсутствие у молодежи требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта, молодежная безработица, проблема дискриминации женщин при приеме на работу, проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.
Возможны следующие пути решения. Государству следует создавать основы для непрерывного образования работников, оказывать предприятиям и службам занятости помощь в приведении в соответствие спроса и предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать молодежь в их выборе форм профессиональной подготовки и направлений профессионального роста, а также содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта. Также представляется целесообразным поощрять (посредством льгот налогообложения, кредитования) предприятия, создающие рабочие места для молодежи. Безусловно, важными методами, способствующими трудоустройству молодежи, является: квотирование рабочих мест, организация практики студентов старших курсов на предприятиях, в том числе в рамках целевой подготовки, поддержка и развитие молодежного предпринимательства. Для улучшения осведомленности молодежи о возможности трудоустройства необходимой представляется организация и развитие молодежных бирж труда, региональных кадровых центров.
Очевидно, что молодежь, в связи со множеством проблем, находится в достаточно тяжелом положении на рынке труда в России. «Государство должно понимать, что необходимо полнее использовать личностный потенциал человека – его знания, профессиональные навыки, здоровье, создавать наиболее благоприятные условия, являющиеся первостепенными для жизни каждого молодого человека». (3, с.104) Важными направлениями развития этих задач должна стать дальнейшая разработка и принятие законов, обеспечивающих гарантии прав и обязанности работников (прежде всего, молодежи) и работодателей; принятие комплексных социально – экономических программ по расширению рабочих мест, созданию безопасного труда; расширение финансирования незанятого населения и услуг по психологической поддержке безработных молодых людей.
В заключение необходимо отметить, для того чтобы обеспечить успешное вхождение новых поколений в активную трудовую жизнь, требуются согласованные усилия образовательных учреждений, органов занятости населения, организаций и предприятий, принимающих их на работу. И, конечно, самих «главных героев» — юношей и девушек, ищущих свое призвание.
Проблемы молодежной безработицы
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного опыта, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения.
В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособности.
Проблемы молодежной безработицы по своей остроте стоят на одном из первых мест в общем списке проблем, связанных с безработицей и занятостью населения. Среди молодых людей, не сумевших найти работу, особое место занимают выпускники учреждений профессионального образования всех уровней.
Факт безработицы обуславливает психологическую перестройку кандидатов на вакантные места, делая их более гибкими, приспособляемыми к условиям найма. Наличие конкуренции предопределяет повышенные требования к деловым и личным качествам претендентов на рабочее место, к уровню их образования, квалификации, способности к дальнейшему обучению или переобучению. Между тем за последние годы, в связи со структурными преобразованиями в экономике обострилась проблема дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда из-за несоответствия уровня подготовки молодых специалистов требованиям работодателя. Присутствует также противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов не нуждается или спрос на них уже полностью удовлетворен.
Хотя для молодых людей длительная безработица представляет меньшую проблему, чем для взрослого населения, она тем не менее заслуживает очень серьезного внимания в том числе и потому, что это определяющий этап их жизни. Молодежная безработица часто является причиной асоциального образа жизни, связанного с алкоголизмом, наркоманией, преступностью.
По статистическим данным, в Пучежском муниципальном районе численность обучающихся в дневных школах составляет- 989 чел., молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет — 1720 чел.
Ежегодно за предостаавлением государственных услуг в ОГКУ «Пучежский ЦЗН» обращается 29% соискателей из числа молодежи.
Что предлагает служба занятости для облегчения положения молодых в период их становления?
Задачи службы занятости весьма обширны. Это и информирование о положении на рынке труда, организация ярмарок вакансий и учебных рабочих, профессиональная ориентация граждан, психологическая поддержка, профессиональное обучение, проведение оплачиваемых общественных и временных работ, социальная адаптация и т.д.
Все проводимые мероприятия в районе осуществляются в тесном сотрудничестве с администрацией Пучежского муниципального района и руководителями предприятий (организаций) района. И направлены на стабилизацию экономической ситуации.
С целью приобретения опыта работы и повышению конкурентоспособности на рынке труда в ЦЗН осуществляется организация временного трудоустройства безработных граждан, в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. При направлении на такой вариант трудоустройства специалисту выплачивается материальная поддержка из областного бюджета.
Второе направление — стажировка выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на первом рабочем месте. В этом случае предприятию компенсируются расходы на заработную плату работника. Такая практика четко выявляет способных работников, дает им почувствовать вкус к профессии. Да и руководители предприятий (организаций) имеют возможность поближе познакомиться с молодым человеком. Во всяком случае такой подход к трудоустройству становится более успешным. Положительным примером стало постоянное трудоустройство выпускника Сазанова А. А. по професии штукатур-маляр на ООО «Ришелье». В 2013 году мы приглашаем к сотрудничеству молодых специалистов.
На современном рынке труда Пучежского муниципального района спросом пользуются в основном рабочие профессии. Разумный выход- переобучение, то есть получение знаний «по котирующимся» на рынке труда профессиям. Так, в 2010-2012г.г., в связи с газификацией Пучежского муниципального района, прошли профессиональное обучение 12 чел. по профессии слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования и 21 чел. по профессии оператор котельной, что в дальнейшем району позволило заполнить вакантные места на вновь организованных предприятиях. Профессиональное обучение безработных граждан становится приоритетным. В прошедшем 2012г. профессиональное обучение прошли 90 чел. Из них 45% — молодежь. В числе получивших новую профессию была женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Это еще одно из новых направлений деятельности службы занятости, дающее возможность молодежи быть более конкурентоспособными на рынке труда. В 2013 году планируется направить на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации 74 безработных гражданина и двух женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Одним из востребованных мероприятий службы занятости стало содействие самозанятости безработных граждан. В 2010-2011г. собственное дело открыли 54 безработных гражданина, из них 21% — безработная молодежь. Молодые люди : Поляков П.М., Суворова В.Е., Любезнова С.В. успешно продолжают предпринимательскую деятельность, несмотря на трудности.
Тема развития туризма в районе стала актуальной с принятием и реализацией долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Ивановской области на 2009-2016 годы». Акцент на решение данного вопроса в районе был сделан в помощь начинающим бизнесменам 14 марта 2013г. на информационно-консультационном семинаре «Сельский туризм — как способ развития сельских территорий». В 2013 году центр занятости сможет и планирует финансово поддержать 7 предпринимателей из числа безработных граждан.
Инспекторами службы занятости налажена работа с кадровыми службами района. В регистр получателей госуслуг регулярно поступает информация о вакансиях на предприятиях (организациях) Пучежского муниципального района. К сожалению, заработная плата оставляет желать лучшего. Руководители предприятий должны понять, что рабочая сила тот же товар , и ее так же нужно покупать. Низкая заработная плата не привлечет внимание хорошего специалиста. Особо хочется в этом случае отметить претендентов из числа молодежи. Сложившаяся ныне дифференциация заработной платы по отраслям и профессионально-квалификационным группам, а также изменение в последнее десятилетие ценностных ориентиров, заметно уменьшили приток молодежи в отрасли, требующие высокой квалификации работников. К тому же неадекватная самооценка многих выпускников высших и средних специальных учебных заведений, подчас, затрудняет их адаптацию в современных экономических условиях. В результате рынок труда ощущает острую нехватку профессионалов, готовых работать в сфере производства. Иначе говоря, не восполняется значительная потеря квалифицированных кадров (особенно рабочих специальностей).
Данная проблема существует и в Пучежском муниципальном районе. Идет тенденция старения кадров на действующих предприятиях как в городе, так и на селе. Остро возникает необходимость заполнения не только рабочих вакансий, таких как швея, настильщица, пекарь, тракторист, доярка, но и квалифицированных специалистов: врач-хирург, врач — акушер-гинеколог, ветеринарный врач, агроном, зоотехник, программист.
Ожидания и оценки молодых специалистов, как уже отмечалось, зачастую не соответствуют требованиям, которые предъявляют работодатели к своим потенциальным сотрудникам. К ним помимо серьезных профессиональных знаний, относятся: инициативность, нестандартность мышления, умение принимать решения и быстро адаптироваться к нестандартным рыночным ситуациям. К сожалению, учебные заведения не всегда уделяют внимание формированию у обучающихся данных качеств.
Ситуацию осложняет практическое отсутствие взаимосвязи между рынком образовательных услуг и рынком труда. Одним из просчетов проводимых в нашей стране реформ стал отказ большинства работодателей от заботы о сохранении и развитии трудовых ресурсов, от инвестирования деятельности сегодняшних средних специальных профессиональных образовательных учреждений, а также ослабление государственного контроля над этим процессом. В итоге наблюдается снижение престижа рабочих профессий у молодежи, потеря преемственности поколений и явное старение рабочих кадров.
Профориентационная работа с молодежью всегда была и остается одним из приоритетных направлений в работе службы занятости.
Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана система профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленная на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии, осуществляемому в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями и способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля. Услуги по профессиональной ориентации предоставляются в соответствии с законом РФ «О занятости в Российской Федерации» и Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. В настоящее время, система профориентационной работы включает в себя деятельность ЦЗН по следующим направлениям:
профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию;
профессиональная диагностика — изучение личности молодого человека в целях профориентации, в процессе которой изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность;
профессиональная консультация, имеющая целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии;
профессиональный отбор, цель которого — выявление пригодности человека к конкретному труду;
социально-профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специализации. Успешность профессиональной адаптации — один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы.
Большое внимание в профориентации школьников уделяется рабочим профессиям. Престиж рабочей профессии… Мы часто недооцениваем значимость профессий, без которых невозможна деятельность предприятий, да и вообще наша повседневная жизнь. «Не будешь учиться, пойдёшь в рабочие», – так частенько говорят родители своему нерадивому чаду. Бытует мнение о рабочем, как о человеке в ватнике. Чтобы этот образ искоренить, рабочую профессию необходимо популяризовать. Именно сегодня лучшее время для начала профессионального роста квалифицированных рабочих. У динамичных и амбициозных людей существуют такие перспективы, как карьерный рост и создание бизнеса. Часто успешные руководители начинали свою карьеру простыми рабочими. Для скорейшего подъема по должностной лестнице не всегда нужен уровень образования — в большинстве случаев упор делают на навыки и мастерство. Зная своё дело от А до Я, выпускник способен организовать своё дело — мастерскую для выполнения заказов физических лиц. На реализацию инвестиционных проектов во вновь открывающиеся производства требуются грамотные и высококвалифицированные рабочие руки, способные ответственно подойти к выполняемой задаче. Главное — быть лучшим в своём деле. Для повышения статуса рабочих профессий, престижности профессий «швея», «плотник», «повар», «токарь», «сантехник» и др. для выпускников школ в 2013 году прошел видеолекторий «За рабочей профессией – будущее!».
Специалисты ЦЗН совместно со школами, районной библиотекой и другими заинтересованными структурами проводят встречи с представителями профессий, востребованными на Пучеж- ском рынке труда. На данных профессиографических встречах подростки могут получить наиболее полную информацию о социально-экономической значимости профессий региона, о факторах, обуславливающих успешность профессиональной деятельности, удовлетворение или неудовлетворение личности процессом данной профессиональной деятельности. Использование такой формы профориентационной работы способствует развитию творческого подхода учащихся к анализу проблемы выбора профессии и определения соответствия своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья условиям и требованиям профессиональной деятельности.
Еще одно направление — профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у молодежи чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Ярким примером действенности в поведении молодежи является реализация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Ощутимая доля софинансирования администраций Пучежского муниципального района и городского поселения в 2012 году позволила трудоустроить 401 подростка.
В 2013 году планируется предоставить услугу по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время 288 чел.
Итак, если стремления и желания молодого человека соответствуют реальности и его ресурсам, то это приведет к высоким результатам, а служба занятости порой становится мостиком между теми, кто хочет работать, и работодателями, которые готовы предложить место трудоустройства.
Приглашаем к сотрудничеству. Режим работы ОГКУ «Пучежский ЦЗН» : понедельник, среда, пятница с 8-00 ч -17-00ч.; вторник с 8 -00ч. -18-00ч.
Е.Иванова,
зам. директора ЦЗН.
http://www.puchezhskie-vesti.ru/news/532-33/n532-33_2156.html
26 мая 2013