Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ5
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ8
1.1. Избирательные комиссии в структуре органов государственной власти..8
1.2. Система избирательных комиссий15
1.3. Конституционно – правовая ответственность в избирательных комиссиях23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ28
2.1 Краткая характеристика избирательной комиссии Ленинградской области28
2.2. Деятельность избирательной комиссии Ленинградской области по обеспечению института выборов34
2.3. Работа избирательной комиссии Ленинградской области с избирателями в преддверии выборов Государственной Думы РФ и Президента РФ 2 марта 2008 года42
2.3.1 Информирование избирателей через электронные СМИ42
2.3.2Информирование избирателей через печатные СМИ47
2.3.3. Использование современных информационных технологий48
2.3.4 Взаимодействие Комиссии с представителями СМИ50
2.3.5. Использование наружных средств информирования53
2.3.6. Работа по правовому просвещению избирателей, обучению участников избирательного процесса, разъяснению положений избирательного законодательства и практики его применения54
2.3.7Организация работы «горячей линии» Избирательных комиссий57
2.3.8 Выставочная деятельность60
2.4. Недостатки в работе избирательной комиссии61
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ66
3.1.Оценка эффективности деятельности избирательной комиссии ленинградской области в ходе избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и Президента Российской Федерации66
3.2.Совершенствование деятельности избирательной комиссии Ленинградской области72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ77
Приложения……………………………………………………………………..82
Выдержка из текста работы
Избирательная система — важнейший элемент политической системы государства. Проведение выборов является основной формой и способом демократической борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением.
Основным принципом проведения в Российской Федерации выборов и референдума, установленным статьей 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), является то, что выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность комиссий осуществляется открыто и гласно. При этом специально отмечено, что вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Этим самым подчеркивается особая роль избирательных комиссий в обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Система избирательных комиссий в нашей области включает действующие на постоянной основе избирательную комиссию Нижегородской области, 61 территориальную избирательную комиссию, 389 избирательных комиссий муниципальных образований, 2,2 тысячи участковых комиссии, а также создаваемые в период избирательных кампаний окружные избирательные комиссии.
Система избирательных комиссий
Легальное определение термина «избирательная комиссия» дается в п. 21 ст. 2 Федерального закона 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав…». Согласно ему, избирательная комиссия — это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
В этой же статье дано определение организующей выборы избирательной комиссии — это избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов. При этом существует деление комиссий на вышестоящие и нижестоящие. Вышестоящая — определена в качестве таковой законом, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов, и нижестоящая — определена в качестве таковой законом, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов.
Мы также установили, что избирательные комиссии представляют собой стройную и гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней, способную функционировать в независимом режиме, а взаимоотношения избирательных комиссий внутри системы строятся с учетом федеративного устройства России.
Правовой статус, порядок формирования, состав и компетенция избирательных комиссий при проведении соответствующих выборов установлены в главе 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…». Следует также отметить, что полномочия избирательных комиссий подробно установлены в федеральных и региональных законах о выборах, избирательных кодексах ряда регионов, а также в законах и положениях об избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации.
В ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» представлен полный перечень видов избирательных комиссий, действующих в России:
• Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК России);
• избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКС РФ);
• избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО);
• окружные избирательные комиссии (ОИК);
• территориальные (районные, городские и другие) комиссии (ТИК);
• участковые комиссии (УИК).
Данная система не образует жесткую, строго централизованную систему комиссий для проведения всех выборов в Российской Федерации. Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти.
Так, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу РФ и Президента РФ. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, при проведении выборов действует определенная система избирательных комиссий, структура и полномочия которой предопределяются уровнем и видом выборов и устанавливаются соответствующим федеральным законом или законом субъекта РФ.
Следует отметить, что при проведении соответствующих референдумов ЦИК России, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований и территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Все действующие в Российской Федерации избирательные комиссии в своей деятельности преследуют две основные цели:
1) обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и
2) осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
Финансовое обеспечение деятельнос……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция РФ
2. way/932164/sx/art/937100/cp/1/br/
3. Устав Нижегородской области. Ч. 1 ст. 22.
4. Основы избирательного права России / С. Н. Бисина [и др.]; под ред. С. Н. Бисина. — Н. Новгород, 2009. — 304с.
5. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 23.06.2011 N 99-V. «О назначении членов избирательной комиссии Нижегородской области».