Содержание
Введение ..5
Глава 1 Теоретический анализ психологический
особенностей личности агрессивных подростков
1.1.Агрессия. Основные подходы к исследованию
агрессии в зарубежной и отечественной психологии..9
1.1.1.Агрессия как инстинктивное поведение:
психоаналитический подход15
1.1.2.Этологический подход17
1.1.3.Подход к агрессии Э. Фромма..18
1.1.4.Взгляды К. Юнга на агрессию19
1.1.5.Понимание агрессии К. Хорни..19
1.1.6.Фрустрационная теория: агрессия и
Фрустрация..20
1.1.7.Теория социального научения:
бихевиоральная модель.22
1.1.8.Гуманистическое направление
по изучению агрессии.24
1.1.9.Взгляды отечественных психологов
на агрессию.25
1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения
подростков..29
1.3.Условия возникновения агрессивного поведения
у подростков34
1.4.Личность. Психологические особенности личности
агрессивных подростков
1.4.1.Психодинамические теории личности38
1.4.2.Модификация ортодоксального психоанализа
в теории личности39
1.4.3.Поведенческие теории личности..40
1.4.4.Гуманистические теории личности..41
1.4.5.Диспозиционные теории личности..41
1.4.6.Когнитивные теории личности.42
1.4.7.Подходы отечественных психологов
к изучению личности42
Глава 2 Диагностика и коррекция психологических
особенностей личности агрессивных подростков
2.1. Объект и этапы экспериментального исследования..47
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков.49
2.3. Общая характеристика программы психологической
коррекции особенностей личности агрессивных подростков.58
2.4 Диагностика уровня сформированности
психологических особнностей личности
агрессивных подростков 66
3.Выводы74
4. Заключение75
5. Библиография76
Выдержка из текста работы
- Понятие «агрессия» 4
- Формы агрессивного состояния 5
- Причины проявления агрессивности детей 7
- Факторы отклоняющегося поведения 10
Агрессия
aggredi
agressif
aggredior
вербальной агрессии
- Ярость, вспышка гнева;
- Гнев;
- Полная пассивность, страх;
- Сознательный уход от деятельности;
- Скука;
- Депрессия – длительно подавленный гнев;
- Сарказм, грубые шутки, унижение другого;
- Физическая агрессия (атака нападение), когда используется физическая сила против другого объекта или субъекта.
- Речевая агрессия, когда выражаются отрицательные чувства, эмоции через коммуникативную форму (конфликт ссора крик вербальная перепалка), а так же через предикаты – содержание вербально – эмотивных реакций (угроза инвективы остракизмы вербальная ругань, мат, формы проклятья)
- Косвенная агрессия, действия кои не прямым путем интенционированны на другого индивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония)
- Прямая агрессия, непосредственно прямо интенцируется против какого либо индивида или объекта
- Инструментальная агрессия, эксплицируется, как средство — методы – приемы, спроецированные на достижении какой либо значимой цели, результирование какой либо утилитарной задачи
- Враждебная агрессия, проявляется в акциях, целью коих является непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.
- Аутоагрессия – выражается в аутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении (своих достоинств, качеств личности), может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе телесных травм, повреждений .
Личко А.Е.
- Способа психологической защиты
- Способа удовлетворения определенной потребности.
- Способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости
- Средство для достижения какой либо значимой цели
- Способа помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать — метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике поведенческие реакции.(11)
- Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).
- Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
- Сила препятствия на пути достижения цели;
- Количества последовательных фрустраций.
- «Взаимоотношения».
Стратегия воспитания | Конкретные примеры стратегии | Стиль поведения ребенка | Почему ребенок так поступает? |
Резкое подавление
агрессивного поведения ребенка |
“Не смей так говорить” Родители наказывают ребенка |
Агрессивный (Ребенок
может прекратить сейчас ,но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) |
Ребенок копирует
родителей и учится у них агрессивным формам поведения |
Игнорирование
агрессивных вспышек ребенка |
Родители делают вид,
что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал |
Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно) |
Ребенок думает, что
делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера |
Родители дают
возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим |
Если родители видят что ребенок разгневан они
могут вовлечь его в игру, которая снимет его: гнев. Родители объясняют ребенку, как :на до вести себя в определенных ситуациях |
Скорее всего ребенок
научится управлять своим гневом |
Ребенок учится
анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей |
- 11 Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.