Содержание
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ3
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ8
1.1. Понятие и сущность административной ответственности8
1.2. Основания административной ответственности15
ГЛАВА 2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРИ КОТОРЫХ ЛИЦО НЕ ПОДЛЕЖИТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ23
2.1. Возраст наступления административной ответственности23
2.2. Невменяемость29
2.3. Крайняя необходимость38
ГЛАВА 3. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ47
3.1. Обстоятельства, при которых лицо может быть освобождено от административной ответственности47
3.2. Проблемы практики освобождения от административной ответственности54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ70
Выдержка из текста работы
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
Несмотря на большое количество привлекаемых к административной ответственности физических и юридических лиц, предписания, касающиеся обстоятельств, при которых лицо не подлежит административной ответственности и освобождается от нее, практически не учитываются. Подобная практика обусловлена моментами как объективного, так и субъективного характера. К числу моментов объективного характера, которые не позволяют учитывать весь спектр обстоятельств, смягчающих административную ответственность, относится тот факт, что данные обстоятельства не дифференцированы, зачастую отсутствует механизм их реализации. Есть и чисто субъективные моменты, способствующие игнорированию учета обстоятельств, при которых лицо не подлежит административной ответственности и освобождается от нее. Названные и ряд других положений обусловливают определенные сложности при определении учета и реализации обстоятельств, при которых лицо не подлежит административной ответственности и освобождается от нее, в деятельности органов исполнительной власти. Как показывает практика, игнорирование обстоятельств, при которых лицо не подлежит административной ответственности и освобождается от нее, влечет за собой нарушение прав граждан, к которым применяются административные наказания. Кроме того, нарушаются общие правила назначения административных наказаний, определенных КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
Несмотря на то, что институт обстоятельств, при которых лицо не подлежит административной ответственности и освобождается от нее, в административном праве отчасти исследован, говорить о том, что в имеющихся работах решены все теоретические и практические проблемы, пока нельзя. В этой связи исследование института обстоятельств, при которых лицо не подлежит административной ответственности и освобождается от нее представляется актуальным и своевременным.
Объектом исследования являются общественные отношения в области административной ответственности.
Предметом исследования является законодательство об административной ответственности и практика его применения.
Целью работы является изучение института освобождения от административной ответственности, присущих ему особенностей и проблем.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:
— определить понятие и признаки административной ответственности;
— изучить основания наступления административной ответственности;
— рассмотреть обстоятельства, служащие основанием для освобождения от административной ответственности;
-изучить особенности освобождения от административной ответственности несовершеннолетних;
На сегодняшний день вопросам освобождения от административной ответственности в юридической литературе уделено неоправданно мало внимания. Исследуемая проблематика существует всего лишь в форме научных монографий, статей, личных мнений юристов-практиков, тогда как результаты указанных выше исследований вряд ли смогут найти практическое применение в деятельности административных органов.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, нормы международного права, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств в области административной ответственности.
Методологическую основу исследования составили сравнительно-исторический, сравнительно-правовой методы и метод системного анализа.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
§1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
§1.1. Понятие и признаки административной ответственности
Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.
Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, обладает всеми признаками последней. Вместе с тем их реализация характеризуется определенным своеобразием:
1. Административная ответственность, как правило, наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) различных административных норм. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования транспортом, правила пожарной безопасности, правила пограничного режима, таможенные правила и многие другие. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности также виновных в нарушении норм иных отраслей права, например, избирательного, финансового, трудового, экологического и т.п.
2. Административная ответственность представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законом административных наказаний. В статье 3.1 КоАП сказано, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности. Применение иных мер административного принуждения, например, таких, как задержание правонарушителя, досмотр вещей и других, не может рассматриваться как наступление административной ответственности.
3. Основной целью административной ответственности является оказание воспитательного воздействия как на самого нарушителя, так и на других лиц, и предупреждение новых правонарушений.
4. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые определяют перечни административных правонарушений, административных наказаний, органов и должностных лиц, уполномоченных их применять, детально регулируют порядок производства по делам данной категории и в своей совокупности составляют самостоятельный правовой институт административной ответственности.
Основными нормативными актами, регулирующими административную ответственность, являются Кодекс РФ об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.3 КоАП к ведению РФ отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения данного производства; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Законами субъектов РФ может быть установлена ответственность за нарушение норм регионального характера, например, правил пользования городским общественным транспортом, правил содержания домашних животных и т.п. В случае противоречия между федеральными законами и законами субъектов РФ действует федеральный закон.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения проступка. Закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на правонарушения, совершенные до вступления этого акта в силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
5. Основанием для административной ответственности являются административные правонарушения. Их перечень предусмотрен в гл. 5-21 КоАП РФ, а также в ст. 116-129 Налогового кодекса РФ. От смежных с ними преступлений административные правонарушения отличаются меньшей степенью общественной вредности.
Особенностью административной ответственности является возможность ее наступления независимо от наличия вредных последствий совершенного проступка. Сам факт виновного нарушения норм, правил, установленных государством, уже служит юридическим основанием для административной ответственности. Этим она отличается от гражданско-правовой ответственности, которая связана с причинением материального ущерба.
6. Субъектами административной ответственности могут быть физические, юридические, должностные лица. При этом военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов (ОВД, федеральной службы исполнения наказаний, таможенных органов, органов федеральной службы, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), депутаты законодательных органов и представительных органов местного самоуправления, судьи и др. привлекаются к ответственности в особом порядке.
7. Административная ответственность применяется в основном во внесудебном порядке, т.е. непосредственно полномочными органами исполнительной власти и должностными лицами, исчерпывающий перечень которых содержится в КоАП РФ. В некоторых случаях дела об административных правонарушениях относятся к исключительной компетенции судей (судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей). Применение мер уголовной и гражданско-правовой ответственности осуществляется только судом.
Между органом, налагающим административное наказание, и лицом, привлекаемым к ответственности, нет отношений служебной подчиненности. Виновный организационно не подчинен органу (должностному лицу), наделенному административно-юрисдикционными полномочиями. В этом одно из существенных отличий административной ответственности от дисциплинарной.
8. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности — производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV КоАП). Он отличается сравнительной простотой, что позволяет оперативно реагировать на совершение административных проступков и в то же время обеспечить соблюдение прав человека.
9. Меры административ……..
Научная литература:
1.Административное право России Попов Л.Л, Мигачев Ю.И, Тихомиров С.В Учебник_2010 -752с
2.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. — 608
3. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов. — М.: Эксмо, 2009. — 928 с.
4.Административное право, под редакцией Л.Л. Попова. Москва «Высшее образование», 2012-151с.
5.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2012. — 816с.
6. Козлов Ю.М. Административное право. / под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. -М., 2011-256с.
7.Кононов П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры. / Кононов П. И. // Государство и право. 2012. №6.
8. Панова И.В., Административно-процессуальное право России, 2-е издание. Изд. НОРМА, Москва 2010-189с.