Содержание
Оглавление
Введение…3
Глава 1. Понятие, признаки и классификация административно-правовых режимов….5
1.1. Понятие и признаки административно-правовых режимов.5
1.2. Классификация административно-правовых режимов…12
Глава 2. Отдельные виды административно-правовых режимов.15
2.1. Административно-правовой режим чрезвычайного положения…15
2.2. Административно-правовой режим особого положения…19
2.3. Административно-правовой режим военного положения.21
2.4. Административно-правовой режим Государственной границы Российской Федерации.26
2.5. Административно-правовой режим закрытого административно-территориального образования30
Заключение.33
Список литературы….35
Выдержка из текста работы
3.Виды административно-правовых режимов и их правовая регламентация…………………………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………..30
Список источников и литературы………………………………………………33
Введение
Современная государственно-правовая ситуация в Российской Федерации, стремление федеральных органов власти обеспечить единство и стабильность осуществления государственной власти на всей территории страны приводят к необходимости совершенствования правовых режимов и разработки конституционно-правовых механизмов, направленных на сохранение территориальной целостности государства, утверждение единства государственной власти.
Административно-правовые режимы являются разновидностью особых правовых режимов, действующих в сфере публичного права, и несут в связи с этим соответствующую функционально-целевую нагрузку.
Административно-правовой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между ее звеньями при реализации ими своих функциональных обязанностей, при регулировании ими различных социальных объектов и процессов. Он может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации. Он рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социально-управленческие ситуации. В то же время, когда требуются специальные, особые меры исполнительной деятельности, применяемые на строго определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета, устанавливаются специальные административно-правовые режимы.
Д.Н. Бахрах под административно-правовым режимом понимает «сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое выражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически не равные позиции», то есть выделяет, прежде всего, средства регулирования, основанные на специфичном для административного права методе.
Так, элементами общего административного режима является режим законности деятельности государственной администрации, паспортный режим, режим государственной службы, а наряду с ними существуют специальные административно-правовые режимы (государственной тайны, чрезвычайного положения и др.).
Для административного права, как и для любой другой отрасли права, характерны специфические режимы регулирования, которые во многом определяются особенностями данной отрасли права, ее ролью, функциями и задачами.
Актуальность данного исследования заключается в том, что административно-правовые режимы становятся необходимым элементом государственно-управленческой организации и эффективным инструментом государственного управления.
Целью работы является изучение административно-правовых режимов. Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
§ рассмотреть понятие административно-правового режима;
§ определить содержание административно-правового режима;
§ изучить виды административно-правовых режимов;
§ проанализировать их правовую регламентацию.
Объектом исследования являются урегулированные правовыми нормами общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией административно-правовых режимов.
Предметом исследования является совокупность правовых и организационных средств обеспечения административно-правовых режимов.
Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка источников и литературы. При раскрытии предметной базы применялась учебная и периодическая литература, нормативные правовые акты, а так же интернет-ресурсы.
1. Понятие административно-правового режима и цели их применения
Под режимом принято понимать законность, порядок, социальный режим некоторых объектов или видов деятельности, закрепленных правовыми нормами и обеспеченными совокупностью юридических средств, совокупность методов, систем правил, мер, установленных для достижения определенной цели. Такая неоднозначность в характеристике понятия «режима» объясняется тем, что данный термин имеет различную содержательную нагрузку в зависимости от ряда факторов. Правовой режим представляет собой достаточно широкое юридическое понятие. Он означает, что определенные действия, правоотношения урегулированы правом. Иными словами, правовой режим – это многогранное явление, которое проявляется в специфическом комплексе приемов и средств регулирования.
Под административно-правовым режимом понимается определенный нормами административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на упорядочение общественных отношений в соответствующей сфере государственного управления.
Административно-правовые режимы — это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия …
Заключение
Административно-правовой режим – это особый правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается федеральным законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности.
Комплекс вынужденных правовых, организационных и иных мер, используемых при этом государством, существенно отличается от тех, которые применяются в обычных (нормальных) условиях. А изменения в правовом статусе участников реализации административно-правового режима выражаются, как правило, в усилении полномочий органов исполнительной власти и, наоборот, ограничении прав либо даже в возложении новых или дополнительных обязанностей на других участников управленческих отношений. Однако во всех случаях следует иметь в виду, что, согласно ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Цель административно-правовых режимов – особый вид регулирования, в рамках которого создается и используется специфическая комбинация юридических, организационных и иных средств, для обеспечения того или иного государственного состояния. Оно поддерживается, сохраняется и меняется с помощью параметров, которые являются обязательными.
Назначение административно-правовых режимов – регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. К таким средствам относятся:
а) правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах;
б) уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;
в) детальная, регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;
г) строгая система контроля и ответственности за деятельность в рамках административно-правового режима;
д) более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права;
е) наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.).
Разнообразие административно-правовых режимов побуждает дать их классификацию. По критерию цели режимов их можно разделить на четыре большие группы, которые рассмотрены в данной контрольной работе.
Административно-правовыми режимами регламентируются не только управленческие (в смысле технологии управления) правоотношения, но и порядок реализации принадлежащих гражданам прав и свобод. В предусмотренных законом случаях реализация, например права на труд, предполагает предварительное оформление специальных разрешений (лицензий, аккредитаций, аттестаций и др.).
Функции государства по обеспечению безопасности и обороны во многом предопределяют содержание и характер административно–правовых режимов, используемых в административно-политической сфере, и деятельность правоохранительных органов по их обеспечению. Это обстоятельство во многом объясняет развитие силового компонента в деятельности правоохранительных органов. Отсюда и серьезная потребность в режимной организации правоохранительной деятельности. Такая задача решается не только посредством законодательной регламентации, но и активного ведомственного нормотворчества в целях достижения гармонизации законодательных и ведомственных нормативных правовых актов.
В данной контрольной работе была достигнута основная цель – изучение административно-правовых режимов, а так же были решены такие задачи, как: определение понятия административно-правового режима, определение содержания административно-правового режима, изучение видов административно-правовых режимов и их правовой регламентации.
В заключении можно сказать, что административно-правовые режимы призваны регулировать разные «государственные состояния» и способы функционирования государства.
Список источников и литературы
Источники
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2.Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 №1 – ФКЗ «О военном положении» // «Парламентская газета», №24, 02.02.2002.
3.Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // «Парламентская газета», №99, 01.06.2001.
3.Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3–ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 27.06.2016, №26 (Часть I), ст. 3870.
4.Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53–ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 30.03.1998, №13, ст. 1475.
5.Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69–ФЗ // «Российская газета», №3, 05.01.1995.
6.Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 №151–ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 28.08.1995, №35, ст. 3503.
7.Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 №342–ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, №49 (ч. 1), ст. 7020.
8.Федеральный Закон от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в российской федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.03.1997, №9, ст. 1014.
9.Федеральный Закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» // «Российская газета», 06.06.1996, №106.
10.Федеральный Закон РФ от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 09.04.1992, №15, ст. 769.
11.Закон РФ от 27.07.1993 №5485–1«О государственной тайне» // «Российская газета», №182, 21.09.1993.
Литература
12.Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право. М., 2010. С. 72–96.
13.Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 2009. С. 45–50.
14.Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Норма, 2012. С. 61–73.
15.Бахрах Д.Н. Предмет и источники административного права России // Административное право России на рубеже веков. Екатеринбург, 2003. С. 25–35.
16.Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. — Екатеринбург, 2009. С. 47–50.
17.Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право.2012. № 11. С.13–18.
18.Борькин В.В. Административное право. М.: Юридическая литература. 2009. С.88–95.
19.Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах. М., 2010. С.69–76.
20.Корсаков П.В. Административно-правовые режимы РФ., С-Пбг, Ладога, 2011. С. 27–40.
21.Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы и охрана Государственной границы., М., Факт-М, 2013. С.55–62.
22.Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2012. №9. С.87–91.
23.Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. М., 2006. С.103–112.
24.Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 2014. № 1. С. 15-19.
25.Мельникова В.И. Административно-процессуальные нормы: общий обзор // Журнал российского права. №3. 2012. С.30–33.
26.Петров С.М. Административно-правовые режимы // Административное право. М., 2007. С.145–152.
27.Попов Л.Л. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М., 2010. С.22–28.
28.Пчелинцев С.В. Особые правовые режимы в федеральном законодательстве // Журнал российского права. №11. 2013. С.45–49.
29.Пчелинцев С.В. Развитие законодательства об осуществлении правосудия в условиях особых правовых режимов: история и современность // Журнал российского права. №6. 2012. С.31–34.
30.Розанов И. С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их значение и структура. // Государство и право. 2015. № 9. С.72–75.
31.Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. М., Из-во «Щит-М». 2010. С.54–61.