Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Реферат
Летописи как памятники исторической письменности и литературы Древней Руси.


ВУЗ, город:

ГИТИС

Предмет: Литература русская

Реферат по теме:

Летописи как памятники исторической письменности и литературы Древней Руси.

Страниц: 16

Автор: Юлия

2008 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Отражение этических представлений домонгольской Руси в древнерусской литературе (XI - XIII вв.) (Дипломная работа, 2007)

    ... историографии этическим представлениям и нормам в отражении древнерусской литературы, иногда уделялось внимание в работах, посвященных исследованию культуры, философии ...

  2. Культура Древней Руси (Реферат, 2011)

    ... XVII века включительно.Источники культуры Древней Руси лежат в глубокой древности. В летописях монаха Нестора определено время ... таких городов, как Киев, Новгород, Изборск, Любеч – культурных и политических центров того времени. Этот период ...

  3. Культура Древней Руси (9 - начало 13 в.в.). (Реферат, 2008)

    ... плотность населения [10; 14]. Этот фактор связан с обширностью повторно колонизируемых славянами земель ... культуры Руси [6]. 4. Заимствования, культурные влияния в истории России. В последнее время активно разрабатывается модель русской культуры ...

  4. Образование государства в Древней Руси (Курсовая работа, 2012)

    ... положения норманнской теории неверны, так как они были порождены идеалистическим пониманием истории и некритическим восприятием источников ...

  5. Русская правда как памятник древнерусского права (Курсовая работа, 2007)

    ... разложения семейной общины. Древнейшая часть Русской Правды является записью ... права Древней Руси - к «Русской Правде», чтобы, проанализировать содержание этого уникального памятника древнерусского права. Также я попытаюсь сравнить право Древней ...

  6. Архитектура Древней Руси (Реферат, 2009)

    ... сооружений. Начальный период в развитии древнерусского искусства определяетя искусством восточных славян. Они занимались ... запутанным. История зодчества Древней Руси - молодая наука. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли ...

  7. Философия в культуре Древней Руси (IX-XIII вв). (Реферат, 2009)

    ... философской мысли на Руси (IX-XIII вв.); 2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о древнерусской философии ...

Содержание

Оглавление

Введение 3

1. Первый летописец 5

2. Начальная летопись как основной источник для изучения первого периода нашей Истории 8

3. Древнейшие списки начальной летописи 11

Заключение 14

Список литературы 16

Введение

Когда современный исследователь берет в руки древнерусский источник, перед ним неизбежно должен встать вопрос: насколько адекватно он может воспринимать текст, созданный практически тысячелетие назад?

Естественно, для того, чтобы понять любое информационное сообщение, необходимо знать язык, на котором оно передается. Но проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд.

Прежде всего, нельзя быть уверенным, что лингвистам удалось зафиксировать все значения всех слов, встречающихся в древнерусских источниках.

Древнерусские тексты, судя по всему, могут быть с полным основанием отнесены ко второму из названных этапов развития языка. Описания в них еще нетерминологичны, но уже позволяют типологизировать происходящее.

Однако степень обобщенности летописных описаний меньше, чем и привычных для нас текстах; они намного более конкретны, нежели современные «протокольные» записи..

Конкретизация достигается, в частности, путем опосредованного присвоения описываемым людям, действиям, событиям дополнительных, так сказать, уточняющих имен за счет использования в описаниях «цитат» из авторитетных и, предположительно, хорошо известных потенциальному читателю текстов.

Летописец, беседующий с нами, оказывается в положении миссионера, попавшего в страну неверных. Его речи во многом непонятны непосвященным «дикарям». Их восприятие происходит на уровне привычных им образов и категорий. При этом, однако, исходные положения и метафоры подвергаются таким деформациям и метаморфозам, что ассоциативные ряды, рождающиеся в головах «посвящаемых», сплошь и рядом уводят их мысли совсем не туда, куда собирался направлять «миссионер».

В лучшем случае исходный и конечный образы связаны каким-то внешним сходством, в худшем — из ветхозаветной правовой нормы, процитированной в популярном у отечественных историков законодательном памятнике, делается вывод о том, что Древняя Русь — раннефеодальное государство.

Но главное, почти невозможно установить, насколько далеки или близки транслируемый образ и воспринимаемый фантом; для этого в подавляющем большинстве случаев отсутствуют объективные критерии сравнения.

1. Первый летописец

Уже в начале XIII столетия существовало предание в Киево-Печерском монастыре, что это был инок того же монастыря Нестор. Об этом Несторе упоминает в своём послании к архимандриту Акиндину монах того же монастыря Поликарп, писавший в начале XIII столетия.

Историограф Татищев знал, что Нестор родился на Белоозере. Нестор известен в нашей древней письменности, как автор двух повествований, жития преподобного Феодосия и сказания о святых князьях Борисе и Глебе. Сличая эти памятники с соответствующими местами известной нам Начальной летописи, нашли непримиримые противоречия.

Эти противоречия между летописью и названными памятниками объясняются тем, что читаемые в летописи сказания о Борисе и Глебе, о Печерском монастыре и преподобном Феодосии не принадлежат летописцу, вставлены в летопись составителем свода и писаны другими авторами, первое монахом XI в. Иаковом, а два последние, помещенные в летописи под 1051 и 1074 гг., вместе с третьим рассказом под 1091 г. о перенесении мощей преподобного Феодосия представляют разорванные части одной цельной повести, написанной постриженником и учеником Феодосиевым, который, как очевидец, знал Феодосии и о монастыре его времени больше Нестора, писавшего по рассказам старших братий обители.

Однако эти разноречия подали повод некоторым учёным сомневаться в принадлежности Начальной летописи Нестору.

Сомневаясь в принадлежности древней киевской летописи Нестору, некоторые исследователи останавливаются на этой приписке как на доказательстве, что начальным киевским летописателем был игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве Сильвестр, прежде живший иноком в Печерском монастыре. Но и это предположение сомнительно. Если древняя киевская летопись оканчивалась 1110 г., а Сильвестр сделал приписку в 1116 г., то почему он пропустил промежуточные годы, не записавши совершившихся в них событий, или почему сделал припису не одновременно с окончанием летописи, а пять-шесть лет спустя?.

Выдержка

2. Начальная летопись как основной источник для изучения первого периода нашей Истории

Обращаясь к изучению первого периода нашей истории, нельзя не исполнить ещё одного подготовительного дела: необходимо рассмотреть состав и характер Начальной летописи, основного источника наших сведений об этом периоде.

Мы имеем довольно разнообразные и разносторонние сведения о первых веках нашей истории. Таковы особенно иноземные известия патриарха Фотия IX в., императора Константина Багрянородного и Льва Диакона Х в., сказания скандинавских саг и целого ряда арабских писателей тех же веков, Ибн-Хордадбе, Ибн-Фадлана, Ибн-Дасты, Масуди и других. Не говорим о туземных памятниках письменных, которые тянутся всё расширяющейся цепью с XI в., и памятниках вещественных, об уцелевших от тех времён храмах, монетах и других вещах.

Всё это — отдельные подробности, не складывающиеся ни во что цельное, рассеянные, иногда яркие точки, не освещающие всего пространства. Начальная летопись даёт возможность объединить и объяснить эти отдельные данные.

Она представляет сначала прерывистый, но, чем далее, тем всё более последовательный рассказ о первых двух с половиной веках нашей истории, и не простой рассказ, а освещенный цельным, тщательно выработанным взглядом составителя на начало отечественной истории.

Летописание было любимым занятием древних книжников. Начав послушным подражанием внешним приёмам византийской хронографии, они скоро усвоили её дух и понятия, с течением времени выработали некоторые особенности летописного изложения, свой стиль, твёрдое и цельное историческое миросозерцание с однообразной оценкой исторических событий и иногда достигали замечательного искусства в своём деле. Летописание считалось богоугодным, душеполезным делом.

Потому не только частные лица записывали для себя на память, иногда в виде отрывочных заметок на рукописях, отдельные события, совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных учреждениях, церквах и особенно монастырях велись на общую пользу погодные записи достопамятных происшествий.

Сверх таких частных и церковных записок велись при княжеских дворах и летописи официальные. Из сохранившейся в Волынской летописи грамоты волынского князя Мстислава, относящейся к 1289 г., видно, что при дворе этого князя велась такая официальная летопись, имевшая какое-то политическое назначение. Наказав жителей Берестья за крамолу, Мстислав прибавляет в грамоте: а вопсал есмь в летописец коромолу их. С образованием Московского государства официальная летопись при государевом дворе получает особенно широкое развитие.

Летописи велись преимущественно духовными лицами, епископами, простыми монахами, священниками, официальную московскую летопись вели приказные дьяки. Рядом с событиями, важными для всей земли, летописцы заносили в свои записи преимущественно дела своего края.

С течением времени под руками древнерусских книжников накоплялся значительный запас частных и официальных местных записей..

Бытописатели, следовавшие за первоначальными местными летописцами, собирали эти записи, сводили их в цельный сплошной погодный рассказ о всей земле, к которому и со своей стороны прибавляли описание нескольких дальнейших лет.

Так слагались вторичные летописи или общерусские летописные своды, составленные последующими летописцами из записей древних, первичных.

Разобраться в этом довольно хаотическом запасе русского летописания, группировать и классифицировать списки и редакции, выяснить их источники, состав и взаимное отношение и свести их к основным летописным типам — такова предварительная сложная критическая работа над русским летописанием, давно начатая, деятельно и успешно продолжаемая целым рядом исследователей и еще не законченная.

Список использованной литературы

1. Данилевский И. И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 1998

2. Даркевич В. П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X XIII вв.) М., 1997

3. Древнерусские поселения // Древняя Русь: Город, замок, село. М., 1985.

4. Ключевский В. О., Русская история, полный курс лекций, М., 1980

5. Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 1). М., 1997.

6. Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. Л., 1995

7. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. Изд. 6-е. Л., 1994.

8. Радзивиловская летопись // ПСРЛ. Л., 1989. Т. 38.

9. Черепнин Л. В. Русская историография до XIX века: Курс лекций. М., 1997

4 19
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Летописи как памятники исторической письменности и литературы Древней Руси." - Реферат

Большая школьная энциклопедия. Гуманитарные науки
Большая школьная энциклопедия. Гуманитарные науки

ISBN 5224032156,9785224032150

Язык бурятских летописей
Язык бурятских летописей
Имбт , 2012

ISBN 5792501742,9785792501744

История светских библиотек в Забайкалье
История светских библиотек в Забайкалье
Имбт , 2012

ISBN 5792502889,9785792502888

Linguistica Uralica
Linguistica Uralica
1992

Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы
Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы
2012

ISBN

Памятники письменности в культуре познания истории России
Памятники письменности в культуре познания истории России
2012

ISBN 5944571241,9785944571243

Статьи по теме для самостоятельной работы

«Все мы наследники Владимира» - The New Times

«Все мы наследники Владимира» - The New Times

Шоу «Первые лица Чечни против лидеров российской оппозици и либеральных СМИ» стало главным развлечением января. Глава Чечни ввел в обиход термин «враги народа», его свита поименно перечислила «шакалов», «мечтающих о разрушении российского государства», а в Грозном прошел миллионный митинг в поддержку Рамзана Кадырова и Владимира Путина. Кто является заказчиками, продюсерами и сценаристами этого... далее

«Арцах. Образы будущего»: Я верю, что наши потомки оправдают надежды предков - PanARMENIAN.Net

«Арцах. Образы будущего»: Я верю, что наши потомки оправдают надежды предков - PanARMENIAN.Net

В Арцахе будущего не должно быть ни детских домов, ни домов для престарелых, но там будет много зеленых садов и парков, красивых архитектурных памятников в оживленных городах и селах. Net продолжает серию публикаций работ участников молодежного литературного конкурса «Арцах. Образы будущего», инициаторами которого выступили российский публицист, эксперт Русско-Армянского содружества Денис... далее

Открыт прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии - Официальный портал Московской Патриархии

Открыт прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии - Официальный портал Московской Патриархии

Издательский Совет Русской Православной Церкви объявляет об открытии очередного премиального сезона Патриаршей литературной премии. Прием заявок осуществляется с 14 сентября 2015 года по 28 февраля 2016 года. Заполненную заявку установленной формы с сопроводительными документами необходимо передать по адресу Издательского Совета Русской Православной Церкви: 119435, Москва, ул.ул. 20/3,... далее

Теология утверждена в России как научная специальность - Официальный портал Московской Патриархии

«Специальность "теология" раскрывает содержание теологии, базовые разделы теологии, изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическую деятельность религиозной организации, ее... В рамках специальности будет проводиться анализ сакральных текстов, вероучительной литературы и памятников религиозной письменности, теологическое... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх