Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Реферат
Естествознание как феномен культуры


ВУЗ, город:

МГУ

Предмет: Естествознание

Реферат по теме:

Естествознание как феномен культуры

Страниц: 17

Автор: Юлия

2008 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Концепции современного естествознания (Реферат, 2013)

    ... Человек является венцом творения природы. Ведь именно человек – субъект и носитель культуры ... первую очередь само понятие «культура». Оставляя в стороне ... человеческого бытия. Культура — это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру ...

  2. Проблемы жизни и смерти в конце XX века и пути их решения (Реферат, 2008)

    ... действия отдельных людей могут привести к ... людей к мысли о возможной гибели человечества. 5. О культуре смерти Смерть ... утратил культуру смерти, меньше стало жизни. ... хорошо умереть − умереть без особых мучений (своих и чужих). В самом деле, смерть ...

  3. Кино как культурный феномен (Курсовая работа, 2011)

    ... XX века. Кино является праэкраном экранной культуры. ... встреча с художественным фильмом – произведением искусства, ... Кино как важнейший инструмент формирования представлений большинства людей о реальности ... снятие каких-либо культурных табу, «рейтинговое ...

  4. Хейзинг "Человек играющий" (Курсовая работа, 2007)

    ... игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Хейзинга убежден, что культура ...

  5. Понятие субстанции и материи в истории философии. Многообразие подходов к анализу феномена культуры в философии. (Контрольная работа, 2007)

    ... субстанции и материи в истории философии. Свойства и фундаментальная специфика материальных ... организованной сфере материального мира формируются структурные уровни: 1) ... культуры в философии. Варианты определений понятия культуры. Культура материальная ...

  6. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД как элемент культуры (Контрольная работа, 2009)

    ... являются важнейшей неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Сохранение и пропаганда этого наследия является ... культурного наследия;- познакомиться с эстетическими ценностями в деятельности сотрудников ОВД. КУЛЬТУРА ОСОБЫХ ВИДОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ...

  7. Прислуга в викторианской Англии (взаимоотношения прислуги и хозяев) (Курсовая работа, 2010)

Содержание

Введение 3

1. Культура: понятие и сущность. 5

2. Естествознание и его взаимодействие с гуманитарной

культурой. 9

3. Проблемы актуализации естественнонаучных знаний

в культуре. 13

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Введение

В последние десятилетия факт существенного различия двух основных типов современной культуры культуры естественнонаучной и культуры гуманитарной, социогуманитарной стал как бы самоочевидным, проявляясь в споре «физиков» и «лириков», сухих «технарей» и эмоциональных гуманитариев. Время показало, что за внешними вполне видимыми каждому размышляющему человеку различиями двух культур, различиями естественной и гуманитарной наук скрываются и существенные отличия в методологии их подхода к изучаемым явлениям в наборе типичных методов исследования. И это не случайно, ибо естествознание исследует Вселенную, Космос, нашу Землю в единстве их разных подсистем с доминированием в них неких объективных, независимых или относительно малозависимых от человека и общества связей, а гуманитарное знание прямо включает в себя человеческий фактор, различные человеческие сообщества, в ситуации многообразия интересов и стремлений субъектов..

Исторически первые зачатки реалистического естественнонаучного и социогуманитарного знания возникли в древности примерно в одно и то же время в недрах религиозных и мифологических картин мира. Поиски реальной научной основы сначала выявились у знания естественнонаучного, что было связано с достаточно проявленным «социальным заказом» древних обществ, четкой социальной потребностью в развитии основ физики, механики, астрономии, математики, градостроительства и некоторых других направлений естественной науки. Вместе с тем и здесь долгие столетия реалистическое, строго научное знание было неразрывно сплетено со знанием нереалистическим, произволом фантазии, что особенно четко проявилось в многообразных натурфилософских концепциях. В свою очередь в сфере социогуманитарного знания элементы научного подхода в этот исторический перид были безусловно подавлены разнообразными утопическими проектами.

Именно естествознание постепенно стало первой формой развернутого научного знания. Произошло это в Западной Европе в ХVIIХVIII в.в., когда деятели науки стали выстраивать свой исследовательский материал на основе четки правил, последовательно разграничивая научные и ненаучные методы подхода к реальности. С большим запаздыванием, лишь в первой половине ХIХ в. на научную почву начало становиться и социогуманитарное знание, во многом перенимая первое время методологию и комплекс методов у более развитого естествознания. Позже всех (примерно в последней трети ХIХ в.) на строгие научные рельсы стали и технические науки, занимающие промежуточное место между естественно-научным и социогуманитарным знанием.

Характерно, что сегодня наблюдается достаточно проявленное встречное движение, взаимное сближение естественнонаучного, технического и социогуманитарного знания. Основой этого принципиального сближения, интеграции основных ветвей научного знания выступает процесс гуманизации науки. Следует отметить, что именно социогуманитарные науки становятся лидерами такой интеграции, а социальные технологии главными технологиями ХХI в. Наука все более лишается налета абстрактности, удаленности от непосредственных человеческих целей и ценностей, и все более непосредственно ставит социально ориентированные задачи, связанные с решением проблем роста уровня и качества жизни населения, улучшением среды обитания человеческих сообществ, выяснением физических и духовных возможностей человека, созданием человекоцентристских вместо машиноцентристских производственных комплексов.

1. Культура: понятие и сущность.

По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона в настоящее время имеют место свыше 500 определений слова «культура». Латинское слово «cultura» первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Цицерон в 45 г. до н.э. применил его в переносном смысле как cultura anima, что переводится как «возделывание, взращивание души, духа». Культуру стали понимать как нечто, противостоящее природе, созданное самим человеком. Культуру также называют созданной человеком «второй природой».

В ХХ в. крупнейший социолог мира П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Поясняя свое понимание культуры как совокупности значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, П.А. Сорокин писал: «В классной комнате преподаватель и студенты являются личностями, совокупность этих личностей, вместе с нормами их отношений, составляет общество классной комнаты; не только научные, но и другие идеи, которыми они обладают и обмениваются, но и книги, доска, мебель, лампы и сама комната представляют собой культуру этого общества». Он же подчеркнул: «Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать ... без культуры».

Культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей, но представляет ее не во всех аспектах, а с особой стороны. Понятия «культура» и «человеческая деятельность» равнообъемны, но различаются по содержанию. В понятии «культура» деятельность характеризуется с точки зрения ее влияния на развитие человека и выявления его способностей. Культура это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта жизни общества. Культура проявляется и в предметных результатах человеческой деятельности, и в способах, методах самого осуществления этой деятельности, и в субъективных силах и способностях людей, и в разнообразных (правовых, моральных, религиозных, эстетических и др.

) нормах, выполнения которых общество требует от входящих в него индивидов. Чтобы быть полноправным членом своего общества («быть культурным»), каждый человек должен овладевать культурой этого общества, формировать свой внешний облик и внутренний мир в духе ее требований..

Каково же понятия «культура»?

* Во-первых, культура включает и себя лишь то, что создано или создается человеком: виды и формы человеческой деятельности, возникающие в ее результате продукты (артефакты) и отношения. Следовательно, в этом плане культура выступает как противоположность природы, как противопоставленность искусственного естественному.

* Во-вторых, культура и совпадает с обществом как таковым, и не совпадает, хотя бы потому, что в жизнедеятельности человека и общества немалое место занимают факторы именно природного характера.

* В-третьих, м культуры является именно "возделывание'', воспитание, формирование человека, а значит таких отношений, в которых человек биологический становится личностью (человеком социальным).

Следовательно, только тот способ, форма и результат деятельности, целью которых является развитие человека, его индивидуальности, его творческих возможностей, имеют подлинно культурное . Только те системы деятельности, которые созданы для саморазвития человека в этом процессе, относятся к культуре.

Таким образом, мы можем понимать культуру как разумную деятельность человека по преобразованию природы (во всех ее проявлениях), а также результат этой деятельности, воплощенный в материальной и духовной сферах..

Выдержка

2. Естествознание и его взаимодействие с гуманитарной культурой.

˙Разделение культуры на гуманитарную и естественнонаучную во многом обусловлено существованием двух основных способов процесса мышления, которые имеют физиологическую природу. Как известно, мозг человека асимметричен: правое его полушарие отвечает за образный интуитивный тип мышления, а левое — за логический тип. ˙Преобладание того или иного типа мышления часто определяет склонность человека либо к рациональному, либо к художественному типу восприятия мира. Разделение духовного и материального впервые встречается у Платона, а окончательно закрепилось после работ Р. Декарта, кторый разделил внутренний мир человека (сферу религии и искусства) и внешний мир (сферу изучения рациональным научным методом). ˙

Человек приобретает знание в процессе повседневного взаимодействия с различными предметами и явлениями окружающего мира. Рациональное знание относится к интеллекту, функции которого — различать, разделять, сравнивать, измерять и распределять по категориям. Оно хорошо приспособлено к формализации, ˙компактной записи и возможности трансляции, благодаря чему возникает феномен накопления, роста рационального знания увеличивающимся темпом. Таким образом, рациональный тип мышления в значительной степени формирует стереотипы и идеологию общества. ˙

Интуитивное восприятие мира, напротив, индивидуально. Интуитивное знание невозможно адекватно передать после того, как оно получено. Невозможно и объяснить, как˙ оно было получено, а также точно воспроизвести процесс его получения. Интуитивный опыт должен быть пережит индивидуально. Обычно интуитивное знание направлено на внутренний мир человека и не имеет строгих объективных критериев истинности. ˙ Однако оно обладает огромной познавательной силой, так как оно ассоциативно и метафорично. Используя принцип аналогии, оно ˙способно выходить за рамки логических конструкций и рождать новое в сфере искусства и науки. Если в русле логического мышления удается получить детерминированные следствия, не выходящие за рамки первичных посылок, то для интуиции и фантазии пределов не существует. ˙

С учетом сказанного о культуре в целом понятно, что вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры. А в эпоху научно-технической революции науку по праву считают ведущей формой культуры, без которой немыслимо современное производство материальных и духовных благ. ˙В ХХ в. реализуется мысль К. Маркса о том, что на определенном этапе истории возникнет такое производство, в котором создание общественного богатства начинает прямо зависеть от степени овладения человеком всеобщим общественным знанием. Наукоемкое производство требует постоянного повышения культуры труда, совершенствования профессиональной и морально-психологической подготовки специалистов. НТП создает ˙материальные предпосылки для более рационального использования свободного времени в целях физического и духовного развития личности.

Вместе с этим повышается культура самого научно-исследовательского труда, усиливается связь науки с производством, техникой, другими сферами жизни общества, преодолевается профессионально-культурная замкнутость специалистов, вынужденных участвовать в решении комплексных междисциплинарных проблем. ˙.

Вслед за делением культуры на материальную и духовную в ХХ в. установилось деление культур на естественнонаучную и гуманитарную. Гуманитарные науки, конечно, ˙имеют свою специфику в сравнении с естествознанием. ˙Гуманитарное знание тесно связано с герменевтикой как искусством истолкования текстов, проникновения во внутренний мир другого индивида, понимания его мыслей и переживаний. ˙Здесь познавательное отношение неотделимо от ценностного, объективное знание от субъективно-пристрастных оценок.

˙Еще один важный аспект взаимоотношений гуманитарной и естественнонаучной отраслей культуры это деление культуры и интеллигенции на научную и художественную. ˙Причем лишь художественную интеллигенцию принято считать творческой. С этим нельзя согласиться, так как научным исследованиям тоже несомненно присущ творческий характер. Указанные формы культуры и соответствующие группы деятелей культуры имеют определенные различия, но не настолько сильные и резкие, чтобы противопоставлять их друг другу и оправдывать реально проявляющийся отрыв их друг от друга. В своей общечеловеческой сути и основе культура едина при всем многообразии ее разновидностей. ˙

Не только в эпоху Возрождения, но и в более поздние века одни и те же творцы достигли высот и в науке, и в искусстве Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И. — В. Гете, А.П. Бородин (ученый-химик и знаменитый композитор), И.А.

Ефремов (ученый-палеонтолог и писатель). Многие ученые прошлого и настоящего были и являются знатоками искусства, некоторые оставили заметный след и в естественных, и в гуманитарных науках. П.А. Флоренского за разносторонность интересов называли Леонардо да Винчи ХХ века. А.Л. Чижевский, например, основоположник науки о влиянии солнечных процессов на земные события, в том числе на социальные потрясения известен и как историк. Из ныне живущих, например, академик И.Р. Шафаревич крупнейший математик, историк, обществовед; академик Б.В. Раушенбах, один из теоретиков космонавтики, знаток русской истории, иконописи, богословия..

Профессор-физик и поэт, автор 12 поэтических сборников В.Ф. Ноздрев составил целую книгу из поэтических произведений русских ученых (естествоиспытателей и специалистов в области техники)

М.В. Ломоносова, декабриста Г.С. Батенькова (разностороннего специалиста астронома, геолога, этнографа, языковеда), А.П. Бородина, Г.М. Кржижановского, Н.А. Морозова, А.П. Семенова-Тян-Шанского, В.П. Филатова, А.Л. Чижевского, А.С. Серебровского, А.Н. Несмеянова,

Д.И. Блохинцева, Н.П. Дубинина, О.К. Антонова и многих других.

Список использованной литературы

1. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. М., 2003 // http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-0l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&cl=CL1&d=HASH433d253f3189300a4ffeda.2.5&gc=1

2. Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. М., 1981.

3. Грядовой Д. И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания. М., 2000.

4. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону, 2002.

5. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001

6. Степин B.C. Философия науки. М., 2003.

7. Толкачев Е.А., Дынич В.И. Современная концепция естествознания: общественное понимание. Мн... 2006.

5 54
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Естествознание как феномен культуры" - Реферат

Концепции современного естествознания
Концепции современного естествознания
2013

ISBN 5982812625,9785982812629

Рассматривая естествознание как важнейший феномен культуры, автор уделяет особое внимание истории,...
Феномен национализма в системе культуры
Феномен национализма в системе культуры
2013

ISBN

Феномен массовой культуры
Феномен массовой культуры
2013

ISBN

Китч как феномен массовой культуры
Китч как феномен массовой культуры
2013

ISBN

Традиционные культуры Северной Америки как цивилизационный феномен
Традиционные культуры Северной Америки как цивилизационный феномен
2013

ISBN

Естествознание: системность и динамика (Методические очерки)
Естествознание: системность и динамика (Методические очерки)
1990

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

Комментарий проректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерея Владимира Шмалия по поводу ситуации вокруг кафедры теологии ... - Официальный портал Московской Патриархии

Комментарий проректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерея Владимира Шмалия по поводу ситуации вокруг кафедры теологии ... - Официальный портал Московской Патриархии

Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий дал комментарий порталу « Интерфакс-Религия » по поводу ситуации вокруг кафедры теологии в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования... В 2010 году МИФИ посетил по приглашению ректора Святейший Патриарх Кирилл, который освятил домовый храм и выступил перед преподавателями и студентами. В... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх