Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Вы можете заказать диссертацию, дипломную работу ,курсовую работу, контрольную работу, реферат, отчет по практике, чертёж, эссе и любые другие виды студенческих работ. А также у нас есть десятки тысяч готовых работ, которые можно подобрать через каталог и купить нужную именно Вам.

ВЕСЬ КАТАЛОГ РАБОТ Все работы по теме:
Культурология

Реферат
1. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения

Так же можно посмотреть:

  1. «Открытие индивида» по книге Я. Бургхардта «культура Возрождения в Италии» (Курсовая работа, 2011)

    ... Я. Буркхардта «Культура Возрождения в Италии» является весьма актуальной. Объектом исследования выступает эпоха Возрождения. Предметом исследования является «открытие ... последние годы сосредоточился на истории искусства. Буркхардт вышел в отставку за ...

  2. Современные тенденции развития инфраструктуры предприятий (Курсовая работа, 2008)

    ... инфраструктуры предприятий в России; - провести анализ процесса развития инфраструктуры предприятий в России; - определить современные тенденции развития инфрастуктуры предприятия ... в компаниях не была своевременно проведена развитие инфраструктуры, ...

  3. Анализ опыта реструктуризации российских предприятий. (Курсовая работа, 2008)

    ... экономические предпосылки проведения реструктуризации предприятий в России; - провести анализ процесса проведения реструктуризации предприятий в России; - рассмотреть значение в ...

  4. Современные тенденции развития инфраструктуры предприятий (Курсовая работа, 2008)

    ... современные тенденции развития инфрастуктуры предприятия. 1. Теоретические основы формирования и развития инфраструктуры предприятий 1.1. Инфраструктура предприятий: понятие, сущность Современный бизнес является ...

  5. Анализ опыта реструктуризации российских предприятий (Курсовая работа, 2009)

    ... реструктуризации российских предприятий Задачи работы: - исследовать социально экономические предпосылки проведения реструктуризации предприятий в России; - провести анализ процесса проведения реструктуризации предприятий ...

  6. Основные направления управления социально-экономическими процессами (Курсовая работа, 2009)

    ... в том, что, вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над ними в ... . Понятия социальных и социально-экономических процессов 1.1. Социальный процесс как явление Наблюдая за происходящими в обществе изменениями, давая ...

  7. Перспективы социально- экономического развития Московской области (Курсовая работа, 2009)

    ... 43% в 2007 году до 14% в 2020 году. Уровень смертности от насильственных причин ... аспекты социального развития страны и регионов, особенность социальной политики государства; • определить систему важнейших социально-экономических показателей страны и ...


ВУЗ, город:

москва

Предмет: Культурология

Реферат по теме:

1. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения

Страниц: 24

Автор: Юлия

2008 год

5 7
RUR 1500

Промокод на получение скидки 10%,

укажите при заказе уникальной работы

* Акция действует до 12 декабря 2016

6810-rob88

Содержание

ТЕМА: Культура эпохи Возрождения

Введение____________________________________________________3

1. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения______________________________________________________5

2. Характер культуры Ренессанса_____________________________8

3. Возрождение античности_________________________________11

4. Бытовые типы Возрождения______________________________15

5. Сущность Ренессанса гуманизм__________________________19

Выводы____________________________________________________24

Литература_________________________________________________25

Введение

Обычно пишут о «Культуре эпохи Возрождения» или о «Культуре Возрождения». Строго говоря, это не совсем одно и то же. Под эпохой Возрождения подразумевают XIV — XVI века, что относится к Италии, с обозначением столетий как Треченто, Кватроченто, Чинквеченто. В отношении других стран Западной Европы хронологические рамки эпохи Возрождения требуют всегда уточнений, с указаниями и на специфические особенности ренессансных явлений, что связано с культурой, сохраняющейся в большей мере как средневековая.

Доминанты средневековой культуры — Бог, религия, церковь — продолжают существовать то в русле ренессансных явлений, то как феодально-католическая реакция, то как движение Реформации, — и все это так или иначе противостоит ведущим идеям эпохи, разработанным как гуманизм и эстетика Возрождения, с расцветом мысли и искусств.

Именно здесь сердцевина новой культуры, культуры Ренессанса, которая, несмотря на крах возрожденчества, сохраняет свое немеркнущее значение и определяет развитие европейской цивилизации и культуры в последующие столетия.

В определении «Эпоха Возрождения» схвачена ее новизна, хотя сама жизнь в громадной степени погружена в прежние формы существования и идеологии. Именно эта новизна и есть поэзия, образ жизни и мышления гуманистов, поэтов, художников, высочайшие достижения классического искусства, что мы ныне воспринимаем как культуру Возрождения. Это прекрасный мир искусства, встроенный в природу, ставший новой средой обитания человека. Если и не для всех, по крайней мере как идеал для всех в сфере творчества.

Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названи, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества. В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.

Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры..

1. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи XIVXVI века.

Отличительная черта эпохи возрождения светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух.

Это привело к появлению гуманизма общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов..

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретеие в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Долгое время господствовал стереотип резкого противопоставления средневековой культуры Запада и итальянского Возрождения. Средние века это, дескать, господство церковной догмы, отсутствие яркого развития науки и искусства, мистика и мракобесие. Возрождение, наоборот, отбрасывает всю эту «ночь» средневековья, обращается к светлой античности, к ее свободной философии, к скульптуре обнаженного человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе индивидуального и общественного развития.

Однако эта схема уже устарела, исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры Запада, что само Возрождение связано с переходом от аграрной культуры к городской культуре (не будем рассматривать дискуссионный вопрос о том, является ли культура Возрождения чисто европейским феноменом или она присуща и Востоку)..

В контексте нашего рассмотрения достаточно заметить, что культура Возрождения (Ренессанса) в ее общеевропейской перспективе должна быть в своих истоках соотнесена с той перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям развитого простого товарного производства. Вся мера глубины происходившей в эту эпоху ломки системы общественных связей в рамках и на почве феодальной системы производства до сих пор до конца не выяснена. Однако вполне достаточно оснований сделать вывод о том, что перед нами новая фаза в восходящем развитии европейского общества. Это фаза, в которой сдвиги в основаниях феодального способа производства потребовали принципиально новых форм регулирования всей систмы власти.

Политико-экономическая суть определения эпохи Возрождения (XIV XV вв.) состоит в ее понимании как фазы полного расцвета простого товарного производства. Общество в связи с этим стало более динамичным, продвинулось вперед общественное разделение труда, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания, течение истории ускорилось.

Поскольку это относится к фундаментальным социальным связям, названные сдвиги заключались в постепенном разрушении вассальной системы, основанной на земельных дарениях, в возобладании денежной формы доходов класса феодалов, в смене сюзеренитета феодально-договорного характера королевской власти (ее принцип «первый среди равных») королевской властью, основанной на принципе публичного суверенитета. Все это привело к тому, что под покровом догматизма и авторитаризма схоластики были проложены пути для опытного познания природы, для разграничения юрисдикции церкви и государства, для формирования доктрины сословного государства, для рецепции элементов римского права, в которых столь остро нуждалось товарное производство. Иными словами, античное культурное наследие приобрело в условиях эпохи Ренессанса огромный практический смысл оно в равной степени было необходимо для формулирования элементов нового права и новой политики, новой натурфилософии, новой этики и эстетики. Этот процесс секуляризации многих важных областей знания и мышления как такового привел к появлению культуры Ренессанса, в центре которой находится гуманизм как проявление особого интереса к человеческим, земным ценностям.

Выдержка

3. Возрождение античности

В эпоху Возрождения высококультурная светская жизнь неразрывно связана с чисто бытовым индивидуализмом, который был тогда стихийным, неудержимым и ничем не ограниченным явлением. Для ренессансной культуры характерно несколько ее бытовых типов: религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология, магия, приключенчество и авантюризм. Прежде всего, рассмотрим кратко религиозный быт, на котором сказался стихийный разгул секуляризованного индивида. Ведь все недоступные предметы религиозного почитания, требующие в средневековом христианстве абсолютного целомудренного отношения, становятся в эпоху Возрождения чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким. Само же изображение возвышенных предметов такого рода приобретает натуралистический и панибратский характер. В одном из произведений той эпохи Христос обращается к одной тогдашней монахине с такими словами: «Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться. Моя обожаемая, моя прекрасная, мое золотко, под твоим языком мед... твой рот благоухает, как роза, твое тело благоухает как фиалка... Ты мною завладела подобно молодой даме, поймавшей в комнате молодого кавалера». Однако не вся религиозная эстетика Ренессанса отличалась такими уродливыми, панибратскими чертами. Были и другие типы, существовавшие и раньше, поэтому они не являются существенно новыми. Можно отметить, что в эту эпоху именно в лице Франциска Ассизского (XIII в.

) прежний религиозный тип достигает если не прямого пантеизма, то во всяком случае созерцательно-любовного и умиленного отношения к природе..

Одним из интересных бытовых типов Возрождения, несомненно, было приключенчество и даже прямой авантюризм, о чем свидетельствует знаменитая поэма Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо» (1532). То, что эти бытовые формы оправдывались и не считались нарушением человеческой нравственности, в историческом смысле было чем-то передовым. Это был все тот же возрожденческий стихийный индивидуализм, который здесь уже не связывал себя с какими-нибудь возвышенными платоническими теориями, но который уже начинал давать большую волю отдельным страстям и чувствам человека, правда, еще не в их окончательной разнузданности и аморализме.

Далее, городской тип возрожденческой культуры, как это видно из французских фабльо и немецких шванков и вообще из возрожденческой новеллы, изобилует натуралистическими зарисовками предприимчивого и пробивного героя восходящих плебейских низов, с глубоким сатирическим содержанием. В этих новеллах критикуются тогдашние общественные язвы и особенно злоупотребления и моральная расшатанность духовенства. Атеизм тоже не был возрожденческой идеей, но антицерковность была самой настоящей возрожденческой идеей, коренящейся в быту.

Наконец индивидуализм, лежащий в основе всей культуры Возрождения достигает своего самоотрицания тогдашних мещанских теориях.

Мещанство тоже не было культурным типом Возрождения, но на путях измельчания глубоко и красиво выраженного ренессансного индивидуализма, несомненно, создавало все предпосылки также и для функционирования мелкой человеческой личности (наряду, конечно, с великими личностями) в последующие века европейского развития..

Внутренние раздоры и борьба партий в различных итальянских городах, не прекращавшаяся всю эпоху Возрождения и выдвигавшая сильные личности, которые утверждали в той или иной форме свою неограниченную власть, отличались беспощадной жестокостью и какой-то неистовой яростью. Вся история Флоренции XIIIXIV вв. заполнена этой дикой и беспощадной борьбой. Казни, убийства, изгнания, погромы, пытки, заговоры, поджоги, грабежи непрерывно следуют друг за другом. Победители расправляются с побежденными, а через несколько лет сами становятся жертвами новых победителей. То же самое мы видим в Милане, Генуе, Парме, Лукке, Сиене, Болонье и Риме. Когда умирал какой-нибудь известный человек, сразу же распространялись слухи, что он отравлен, причем очень часто эти слухи были вполне оправданны. Разгул страстей и преступлений коснулся многих художников и гуманистов Возрождения.

Совершенно невероятной вспыльчивостью, наивным самообожанием и диким, необузданным честолюбием отличался знаменитый скульптор-ювелир XVI в. Бенвенуто Челлини. Он убивал своих соперников и обидчиков, настоящих и мнимых, колотил любовниц, рушил и громил все вокруг себя. Вся его жизнь переполнена невероятными страстями и приключениями: он кочует из страны в страну, со всеми ссорится, никого не боится и не признает над собой никакого закона.

Можно привести множество примеров такого рода, все они свидетельствуют о том, что безграничный разгул страстей, пороков и преступлений органически связан со стихийным индивидуализмом и прославленным титанизмом всего Ренессанса..

Идеал жизни, соответствующей искусству, был реализован прежде всего во Флоренции XV в. «идеальном» городе, смоделированном воображением и руками великих творцов. «Идеальный» город родился прежде всего благодаря открытию перспективы, очерченной Брунеллески и Леонардо да Винчи, а также в силу осуществленного единства пространственно-пластического и общественно-политического видения мира. Впервые в таких масштабах появилось человеческое пространство, материальное и духовное, смело противопоставленное природному пространству. В своей «Похвале флорентийцам» (1518) Ф. Меланхтон подчеркнул вдохновенный характер эстетической культуры Флоренции, который «дал первый импульс той необратимой перемене, которая коснулась всех культурных, общественных, воспитательных, политических и религиозных учреждений христианского мира, знаменуя новую блестящую эру в истории человечества».

Идеальной моделью творческого человека был художник жрец искусства, одаренный продуктивным воображением, благодаря которому он преобразует и мир, и самого себя. Имена таких художников, как Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Альберта и др., символизируют величие флорентийского искусства.

Нет ничего удивительного в том, что в эпоху Ренессанса возникла новая первая современная — литература. В заметке, озаглавленной «Различие положения в конце древнего мира (ок. 300г.

) ив конце средневековья (в 1453г.)» Ф. Энгельс говорит о "могучем литературном подъеме XIV в. ", а в его известной оценке места Данте в истории культуры в качестве рубежа выступает 1300 г..

Ренессансной литературе приходилось вскрывать свойственное многим людям того времени переплетение героического энтузиазма, титанической энергии и разносторонности с чертами феодальными и с Хищничеством «первоначального накопления». Не случайно художниками Возрождения, особенно в Англии Кристофером Марле и Шекспиром, была создана галерея персонажей, исторических, легендарных, современных, у которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханное злодейство. Завоеватель Тамерлан, ростовщик Варавва у Марле, шекспировские короли от Иоанна до Ричарда III, многие частные лица Эдмунд, Яго, Шейлок отражают и воплощают жестокость времени, злодейские умыслы, ранее не доступные средневековому «патриархальному» варварству. «Первоначальное накопление» в эпоху Возрождения было двойником исторического прогресса.

Список использованной литературы

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие 2-е изд., — М.: Академия, 1999.

2. Искусство раннего Возрождения М: Искусство, 1980.

3. История искусства: Ренессанс М: Издательство АСТ, 2003.

4. Культурология: Учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.

5. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардика», «Экспертное бюро», 1997.

6. Чернокозов А.И. История мировой культуры (краткий курс). Ростов-н/Д.: «Феникс», 1997.

5 66
RUR 1500

Книги для самоподготовки по теме "1. Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения" - Реферат

Культурология
Культурология
1997

ISBN

Информационная война против России
Информационная война против России
Издательский дом "Питер" , 2012

ISBN 5423700531,9785423700539

Эта книга развенчивает мифы и открывает истинное лицо западных "доброжелателей"
Культурология. Краткий курс
Культурология. Краткий курс
Издательский дом "Питер" , 2012

ISBN 5498074867,9785498074863

Основной целью данного учебного пособия является обеспечение успешной подготовки студентов к экзамену на...
Методы и методки исследования политической коммуникации
Методы и методки исследования политической коммуникации

ISBN 5915830021,9785915830027

Город и село в постсоветской Бурятии
Город и село в постсоветской Бурятии
Имбт , 2012

ISBN 5792503362,9785792503366

В работе излагаются результаты, полученные в ходе осуществления двух исследовательских проектов. Книга...
Из истории русско-болгарских отношений
Из истории русско-болгарских отношений
2012

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

Ренессанс или ремиссия? Алик Шпилюк об Одесском кинофестивале - МедиаНяня

Ренессанс или ремиссия? Алик Шпилюк об Одесском кинофестивале - МедиаНяня

Алик Шпилюк об Одесском кинофестивале. Готовь сани с лета, а Одесский кинофестиваль - до объявления войны. Программный директор ОМКФ Алик Шпилюк и исполнительный продюсер Юлия Синькевич заверили меня в главном - фестиваль состоится - и рассказали еще много любопытного. - В стране сложилась ситуация, при которой организовывать кинофестиваль непросто. Юлия: – Естественно, сейчас проводить... далее

"Россия оказалась в условиях тройного давления" - Утро.Ru

"Россия оказалась в условиях тройного давления" - Утро.Ru

Госдумы , в котором рассказал о работе правительства и выполнении майских указов президента. Парламентарии, которые имеют право на встрече задать собственные вопросы, обещали "жесткий разговор". Всем желаю удачи", - доклад Медведева, который занял три часа, окончен. 15:01 Реагируя на выступление Васильева, Медведев пообещал делегировать больше полномочий из центра в регионы, в Крым. 14:59... далее

В Южно-Сахалинске говорили о Съезде сельских депутатов России - Наши острова

В Южно-Сахалинске говорили о Съезде сельских депутатов России - Наши острова

В конференц-зале Сахалинской областной универсальной научной библиотеки «Клуб 4 ноября» и ГПК «Сахалин-Курилы» совместно с комиссией партийного проекта «Народный контроль» СРО «Единой России» провели круглый стол на тему «К итогам Всероссийского... Как рассказали ТИА «Острова» в РО партии Единая Россия, в круглом столе приняли участие региональные и местные лидеры общественного мнения «Единой... далее

Новые приоритеты градостроительной политики Московской области - Независимая газета

Новые приоритеты градостроительной политики Московской области - Независимая газета

Эти проекты, по словам зампредседателя областного правительства Германа Елянюшкина, не проходили градостроительный совет «в основном из-за отсутствия социальной и транспортной инфраструктуры». По итогам первого квартала 2014 года отклонено строительство 2 млн кв.кв.  Причем в прошлом году, как сообщил Герман Елянюшкин, из 17 млн кв.кв. Причины те же – необеспеченность социальной и транспортной... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх