Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Реферат
Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"


ВУЗ, город:

не указан

Предмет: Литература русская

Реферат по теме:

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Страниц: 17

Автор: Юлия

2008 год

5 52
RUR 499
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Особенности композициии романа Лермонтова Герой нашего времени (Курсовая работа, 2008)

    ... в человеке человека», т. е. прежде всего в человеке «внешнем», исторически и социально ограниченном, человека « ... романах-трагедиях Достоевского с постановкой в них «последних» вопросов человеческого бытия. Таким образом, роман «Герой нашего времени ...

  2. Лермонтов Герой нашего времени (Реферат, 2008)

    ... их характерах является заслугой Лермонтова, который в отличие от романтиков создал цельные полнокровные образы горцев своего ... если Максим Максимыч в силу своей ограниченности часто не в состоянии объяснить поведение Печорина, то читатель ...

  3. Русская душа в романах "Евгений Онегин" и "Герой нашего времени". (Реферат, 2009)

    ... , кто такой русский человек, что такое русский характер, русский дух, русская душа. Без сомнения, ... русскость, справедливость. В русском характере целеустремленность духовности смягчается душевностью, широтой души. Душа русского человека открыта миру ...

  4. Лермонтов и Печорин-автор и герой (Реферат, 2010)

    ... раз перечитать его роман «Герой нашего времени»? Как объяснить то ощущение ... без бури океан? («Я жить хочу! Хочу печали…» 1832 г.) В молодом отчаянии Лермонтова ... о себе. О человеке своего поколения. О герое своего времени. И может быть, ...

  5. Проблема личности в романе Герой нашего времени (Курсовая работа, 2010)

    ... для нас Лермонтов? Почему не ослабевает интерес к его творчеству? Почему хочется несколько раз ... для молодого человека – прожить жизнь пусто, без бурь душевных, без страстей. Я жить хочу! Хочу печали Любви ...

  6. Изображение дворянства начала 19 века в романе А. С.Пушкина "Евгений Онегин". Отношение автора к дворянству (Контрольная работа, 2008)

    ... на становление русского реализма. Писатель работал над ним более восьми лет.В романе "Евгений Онегин" Пушкин с ... . И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли ...

  7. Дуэли в русской литературе (Курсовая работа, 2011)

    ... являются лучшим теоретическим осмыслением феномена русской дуэли. Отчасти заполняет образовавшуюся лакуну вышедшая в 1989 году книга ... век", "Пушкинский век", "Дуэли и дуэлянты", "Великосветские обеды", "Век Достоевского", "Век ... обществом дворянин ...

Содержание

Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Введение.

Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

— Бэла

— Ундина

— Княжна Мери

— Вера

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В 1836 году Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. По примеру Пушкина, который показал своего современника Евгения Онегина на фоне петербургской жизни Лермонтов хотел изобразить своего современника — гвардейского офицера Печорина на фоне столичной жизни.

В нём Лермонтов затронул многие социальные, нравственные и философские проблемы, возникшие в среде дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой этого времени стало отсутствие высоких общественных идеалов для поколения, вступившего в жизнь после жестокой расправы над декабристами. Чернышевский писал, что «Лермонтов понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучше, сильнейшие, благороднейшие люди под влияние общественной обстановки их круга».

Роман написан в период 1837—1839 гг., когда перед литературой стояла задача поиска нового героя, воплощающего новые тенденции общественного развития. Лермонтов стоял в это время перед лицом уже иного общества, которое было запечатлено в «Евгении Онегине» Пушкина.

«Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский писал, что они принадлежат к «вечно живым и движущимся явлениям... Каждая эпоха произносит о них свое суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего».

По сути, роман Лермонтова самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об этом небольшом произведении. Каждая эпоха при всех издержках в истолковании и оценках этого великого произведения, в чем — то, пусть на небольшой шаг приближалась к его более глубокому прочтению и пониманию.

Новаторством Лермонтова стало изображение центральной фигуры романа — Печорина — изнутри. Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор пишет в предисловии, что история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. Все многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы.

Они играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви. Женские образы используются автором для раскрытия образа Печорина. Это не помешало писателю сделать характеры девушек яркими и интересными для читателя..

Женщины, окружающие Печорина, привлекают наше внимание и вызывают неподдельный интерес: они любили его, странного и отличающегося от всех человека, способного вызвать к жизни давно скрываемые чувства или разрушить далекие от реальности мечты.

В дневниковой записи от 3 июня Печорин утверждает: «...если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви».

Но зачем человеку эта всеобщая любовь, если рядом с ним были прекрасные, замечательные женщины, верившие Печорину, надеявшиеся на него.

Все женские персонажи — представительницы разных миров: Бэла — одна из детей природы, в мир которых попадает Печорин в повести Бэла; Ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

Первой перед читателями предстает кавказская девушка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой и искренностью. Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти.

Бэла...

Именем Бэлы, как главной героини, названа первая повесть романа. Вопрос о национальности Бэлы не вполне ясен. Максим Максимыч называет князя, отца Бэлы, татарином. В те времена под татарами подразумевались все кавказцы мусульманского вероисповедания. Главными достоинствами девушки на Кавказе считались красота, умение хорошо работать, плясать, петь. Автор пишет, что Бэла была хороша собой: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны. Что касается умения хорошо работать, то сюжет позволил автору коснуться этого один раз. Азамат, выпрашивая у Казбича коня, сказал, что Бэла прекрасно вышивает золотом. "А уж как плясала! " вспоминает Максим Максимыч. В других местах романа упоминается, что Бэла поет песни, пляшет лезгинку, танцует с бубном, танцует лучше губернских и московских барышень.

Юная черкешенка, гордая, нежная. Только встретилась она Печорину в горький для него период: «...она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла покоряет читателя своей цельностью, душевной чистотой, беззащитностью, страстностью своей любви к Печорину. Что заставило Печорина похитить девушку: необузданный эгоизм или желание вновь испытать забытые чувства? Но, так или иначе теперь княжна жила в крепости. Время лечит, и через некоторое время «она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса». Встретив Бэлу, Печорин уже не был тем наивным юнцом, которого могла обмануть девушка из «Тамани». Он знал любовь, он предвидел все подводные камни этого чувства, он уверял себя, что «любил для себя, для собственного удовольствия... удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья».

А Бэла впервые полюбила мужчину, да еще другой веры, да к тому же похитившего ее у отца и несостоявшегося жениха. Княжна смирилась со своим положением пленницы и вверяла свою жизнь Печорину, не давая ему возможности убедиться в несокрушимой победе над дикой черкешенкой. Подарки Печорина смягчили испуганное сердце Бэлы, а известие о его возможной гибели выполнило то, что не могли сделать никакие подарки: Бэла бросилась на шею Печорина и зарыдала: «...он часто ей грезился во сне... и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления». Казалось, счастье достигнуто: рядом любимый человек и Максим Максимыч, по-отечески заботящийся о ней. Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял», она похорошела, проказничала, была весела. Четыре месяца беспечного счастья пролетели, и в отношениях Бэлы и Печорина наметился разлад: он стал уходить из дому, задумывался, грустил. Бэла была готова к решительным действиям: "Бели он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: «я не раба его, я княжеская дочь». Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства, Ему все надоедает. Откуда ей было знать, что творится на душе у Печорина: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Как объяснить влюбленной девушке, что этому столичному офицеру скучно с ней, дочерью гор. И, возможно, смерть была единственным решением, при котором честь и достоинство юной дикарки могли бы сохраниться. Разбойничий удар Казбича лишил не только жизни Бэлу, но и лишил покоя Печорина на всю оставшуюся жизнь..

Выдержка

Ундина.

Следующая героиня романа Ундина, так по-романтически назвал Печорин девушку-контрабандистку из Тамани. Она помогает автору показать стремление Печорииа познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни.

Имя восемнадцатилетней девушки в «Тамани» не названо. Внешность ее привлекательна: гибкий стан, длинные русые волосы, золотистый отлив загара правильный нос, глаза проницательные, одаренные магнетической властью". Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер. Печорин вмешался в простую жизнь «честных контрабандистов». Его привлекли загадочные ночные обстоятельства: мальчик и девушка поджидали лодку с контрабандистом Янко. Печорину не терпелось узнать, что они делали ночью. Девушка, казалось сама заинтересовалась Печориным и вела себя двусмысленно: «вертелась около моей квартиры: пенье и прыганье не прекращались ни на минуту». Печорин увидел «чудно нежный взгляд» и воспринял его как обычное женское кокетство (« он напомнил мне один из тех взглядов которые в старые годы так самовластно играли моей жизнью»), т.е. в его воображении взор «ундины» сопоставился со взором какой-нибудь светской красавицы, взволновавшей его чувства, и герой ощутил в себе прежние порывы страсти.

В довершение всего последовали «влажный огненный поцелуй», назначенное свидание и признание в любви, которой почувствовал опасность, но все-таки был обманут: не любовь была причиной демонстративной нежности и пылкости, а угроза Печорина донести коменданту. Девушка была верна другому, Янко, и ее хитрость служила лишь поводом для расправы с Печориным. Отважная, наивно-коварная и ловкая, заманив Печорина в море, она едва не утопила его. Печорин не готов к столкновению со свободными и гордыми людьми на их «территории». Он обнаруживает свое интеллектуальное превосходство лишь в том случае, если «простой» человек оказывается в его руках.

В ее поступи была видна «порода». Почему Лермонтов называет девушку и Янко «честными контрабандистами»? Рабство на Кавказе было официально запрещено только в 30-х годах XIX в. Но работорговля продолжалась еще длительное время. С кавказского побережья в Турцию ежегодно продавалось до четырех тысяч пленников. Контрабандисты в «Тамани» занимались торговлей вещами. Девушка поет:

Везет моя лодочка Вещи драгоценные...

Янко говорит, что привез «богатые товары».

Лермонтов назвал их «честными», потому что они не занимались работорговлей.

Девушка пела и прыгала целый день. Она была храброй и физически крепкой. Заботясь о безопасности своих товарищей, самостоятельно составила и осуществила план нападения на Печорина. Во время борьбы в лодке Печорин так сильно сжал ее руки, что пальцы захрустели, но она не вскрикнула..

В «Тамани» Лермонтов использовал такой художественный прием; романтическая ирония: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв 50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет. Это подтверждает его увлеченность таинственностью ундины и миром «честных контрабандистов». Но и в этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища.

Но и в мире, к которому принадлежит герой по рождению, он также чувствует себя одиноким и бесполезным.

Княжна Мери...

О княжне Мери, единственной дочери княгини Литовской, Лермонтов рассказывает подробнее. Она богата. Но в придворных петербургских кругах Литовские влияния не имеют. Живут в Москве. Вернер сообщает, что в Петербурге княжну приняли холодно. Мери читала Байрона по-английски, изуила алгебру. Из текста романа мы узнаем, что Мери «прехорошенькая», с бархатными глазами, длинными ресницами. У нее «благородная походка»; от нее веет «неизъяснимым ароматом». Одета она по правилам лучшего вкуса. Вот впечатления Печорина от бала и танцев с Мери в зале ресторации: "Я не знаю талии более сладострастной и гибкой... " «Она вальсирует удивительно хорошо»; «Она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки». В обычной спокойной обстановке Мери хорошо владеет собой. Так, она поет для гостей в своем доме, а для этого нужно известное самообладание.

Думала ли она о том, что случится с ней в Пятигорске и Кисловодске, когда отправлялась из Москвы? Знала ли княжна, что ее знание английского и алгебры станет менее важным по сравнению с чувствами, которые боролись в ее душе, терзали и мучили ее сердце? Здесь, на Кавказе, ей хотелось быть в окружении поклонников, повелевать ими и ждать от них исполнения ее желаний. Таким был Грушницкий, ближе и понятнее, чем хотелось бы. А этот дерзкий Печорин притягивал ее внимание, раздражал неуважительными поступками и нежеланием приблизиться к ней, «такой прехорошенькой». Этот образ отличается правдивостью и убедительностью, психологической верностью и окрашенностью авторской симпатией. Конечно, в юной княжне присутствуют светское начало, аристократизм, усвоенный в том обществе, которое её повседневно окружает. Она представительница высшего круга, нарисованного в романе. Но светский элемент проявляется в Мери главным образом внешне: он заметен в её наряде, манерах, речи, культуре, начитанности, в её образе они. Она романтик по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопытна. Ею восприняты светские условности и отдельные суждения, свойственные её окружению. Но Лермонтов намечает и другой ракурс в освещении этой девушки: он показывает её как пленительное, чистое, благородное создание, черты, «выводящие» её из замкнутого круга её родных. В ней человеческое начало вступает в борение со светским и нередко побеждает. Обычное сострадание к раненому одерживает верх над «приличиями» уже в начальной сцене у источника. Эта человечность по ходу сюжета романа становится заметнее и очевиднее.

Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он понял сущность Мэри: ей интересно и нравится то, что таинственно, то что и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли ее. Так и с Грушницким, который сначала заинтересовал ее своими пышными фразами, а потом надоел. Все внимание переключилось на Печорина, появившегося как романтический герой, так непохожий на других. Печорин сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него.

Ненависть сменилась интересом, интерес к Печорину разбудил в ней искренность, прятавшуюся за надменностью. Рассказ Печорина о себе, его исповедь Мэри не только смутили ее, но и обрекли на страдание, потому что жалость к нему была сильнее невозмутимости:

Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?.. " Печорин возродил ее к жизни, показал истину и ложь, развеял сомнения и обман. Он был злым гением, но и человеком, которого княжна полюбила, предложила помощь, готова была жертвовать всем ради него.

Когда Мери поняла, что любит Печорина, она первая призналась ему в своем чувстве. Она обещает Печорину всем пожертвовать для него. Ее мама говорит Печорину, что Мери воспитана так, что составит счастье мужа. Но она не нужна Печорину! Несчастная девушка это очень переживает. При последнем объяснении с Печориным, дойдя до середины комнаты, она пошатнулась, губы «напрасно старались улыбнуться». Но она сохранила достоинство, сказав Печорину, что ненавидит его.

Но он не желал стать героем ее романа, потому что только хотел «быть любимым, и то очень немногими». Княжну Мери он воспринимал как материал, который нужен ему в эксперименте: узнать, насколько сильно его влияние на сердца неискушенных в любви девушек. Скуки ради затеянная игра привела к трагическим последствиям. Но разбуженные чувства превратили Мери в добрую, нежную, любящую женщину, покорно принявшую свою участь и смирившуюся с обстоятельствами. "Моя любовь никому не принесла счастья... " утверждает Печорин, но только так, принося боль и страдание, он возрождает души, испорченные светом.

Мери оказывается способной, подобно Татьяне Лариной, в нарушение всех обычаев первой ризнаться избраннику в своём чувстве. Умная, благородная, нравственно чистая, не зараженная светской пошлостью, она полна движения, порыва навстречу любви к человеку, на голову возвышающемуся над людьми из её окружения. Но княжна захвачена тем романтизмом, который не позволил ей сначала распознать сущность Грушницкого, а потом индивидуализм и эгоизм Печорина. Последний становится её «героем романа в новом вкусе», как замечает Вернер.

Список использованной литературы

Белинский, В. Г. Герой нашего времени. Сочинение Лермонтова // М.Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, вступ. статья В.М. Марковича. СПб.,2002 С.74-82.

2. Герштейн, Э. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова / Э. Герштейн. М., 1976. С.43-51.

3. Долинина, Н. Г. Печорин и наше время / Н.Г. Долинина. СПб., 2002. С.99-134.

4. Коровин, В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве : учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / В.И. Коровин. — 2-е изд. — М. : Русское слово, 2002. — 87 с.

5. М.Ю. Лермонтов: pro et contra : личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология / сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова; коммент. Г.Е. Потапова, Н.Ю. Заварзина. — СПб., 2002. — 1080с.

6. Лермонтовская энциклопедия / Авт. вступ. статьи И.Андроников; Гл.ред. В.А.Мануйлов. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. — 784с.: цв. ил.

7. Мануйлов, В.А. М.Ю. Лермонтов / В.А. Мануйлов. — Л.,1976. — С.134-147.

8. Мануйлов, В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: комментарий / В.А. Мануйлов. — СПб., 1975. — С. 156-181.

9. Нестор (Кумыш В.Ю.). Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» / Нестор (Кумыш В.Ю.) // в школе. — 2007. — № 4. — С.6-10.

10. Произведения М.Ю.Лермонтова в школе / Сост. В.Я. Коровина. — М. : Классикс Стиль, 2002. С. 140-167.

11. Ранчин, А. Две княжны/ А. Ранчин // . — 1999. — № 13. — С. 6-7.

12. Ранчин, А. Женщины и лошади в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» / А. Ранчин // . — 2003. — № 35. — С.10-11.

13. Роговер, Е.С. Русская первой половины XIX века : учеб. пособие для студентов вузов / Е.С. Роговер. — СПб., 2004. C. 292 295.

14. Удодов, Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Кн. для учителя./ Б.Т. Удодов. — М., 1989. — С.103-106.

15. Хайнади, З. Герой нашего времени / З. Хайнади // . — 2003. — № 16. — С.5-6.

16. Энциклопедия литературных героев. Русская XVII-первой половины XIX века. — М. : Олимп, 1997. С. 336 342.

5 77
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"" - Реферат

Творчество М. Ю. Лермонтова
Творчество М. Ю. Лермонтова
1964

ISBN

Roman M. I︠U︡. Lermontova
Roman M. I︠U︡. Lermontova "Geroĭ nashego vremeni".
1966

ISBN

Вестник образования
Вестник образования
2006

ISBN

Литература в школе
Литература в школе
1967

ISBN

Русская литература ХИКС и ХХ веков
Русская литература ХИКС и ХХ веков
1998

ISBN

Сочинения по литературе в среднеǐ школе
Сочинения по литературе в среднеǐ школе
1973

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

Дневное освещение железнодорожного района - http://ksk66.ru/

Дневное освещение железнодорожного района - http://ksk66.ru/

Мы уже много раз писали о том, что фонари в железнодорожном районе горят днем. - Уважаемая редакция, во дворе дома на ул.ул. с 9 по 15 ноября, в дневное время горит уличное освещение. Вот и сегодня, понедельник 16 ноября, время 16........ далее

Участники шоу «Фаталист. Герои нашего времени» выступили на форуме «Территория смыслов на Клязьме» - B2Blogger.com (пресс-релиз) (Блог)

Герои нашего времени» (vocal & dance show Fatalist) выступили на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» на церемонии открытия смены «Молодые преподаватели факультетов журналистики, молодые журналисты». В основе сюжета шоу «Фаталист» — мотивы романа «Герой нашего времени» легендарного русского прозаика, поэта, драматурга и художника М.М.ММ. Красочные и... далее

К юбилею Лермонтова появился единственный фильм о поэте - Московский комсомолец

15 октября, в день 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова, состоится премьера фильма «Дуэль. Не имея никакой поддержки от государства, молодая и смелая команда сделала хулиганский по сути фильм. Сами нашли средства, а вот что будет с этой картиной после премьеры, сказать не может никто. А уж фраза одного из героев — барона Густава фон Берга, о том, что есть бедствия, превращающие даже... далее

«Маскарад» М.Ю. Лермонтова - Кино-Театр.ру (Блог)

В 1835 году Михаил Лермонтов написал драму «Маскарад». Свои наблюдения над жизнью петербургского света Лермонтов использовал в романе «Княгиня Лиговская» и в драме «Маскарад», которую хотел непременно видеть на сцене. Лермонтов в «Маскараде» обличал аристократический Петербург, цвет императорской столицы — карьеристов, злых интриганов, темных проходимцев, шулеров, карточной игрой составлявших... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх