Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Реферат
Язычество, греческое христианство и "народное христианство" на Руси.


ВУЗ, город:

Москва

Предмет: История

Реферат по теме:

Язычество, греческое христианство и "народное христианство" на Руси.

Страниц: 23

Автор: Ольга

2007 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Противоборство язычества и христианства в древней Руси (Реферат, 2011)

  2. Святые Древней Руси: социокультурная специфика (Реферат, 2007)

    ... национальном своеобразии народа и его культуры, о национальном характере и национальной исторической судьбе, о национальном ... русского человека. Жизнь в лесной ... термины "святой" и "святость" восходят ... юродивых в глазах народа «людьми Божиими», людьми, ...

  3. Святые Древней Руси: социокультурная специфика. (Реферат, 2007)

    ... идеал веками питал народную жизнь [12]. Поэтому изучение русской святости в ее истории и ... характера русского народа? Глава 1. Особенность ментальности русского народа Прежде чем попытаться осмыслить феномен появления святых людей на ...

  4. Христианизация Руси: Освещение проблемы в русской дореволюционной исторографии. (Реферат, 2008)

    ... утверждения христианства на Руси. І. Причины крещения Руси На князя Владимира во время принятия решения о крещение Руси повлияло ... того, учитывались международные православные связи, отношения церкви с государством, а также различия ...

  5. Христианизация Руси и ее роль в формировании социокультурных идеалов иценностей восточных славян (Курсовая работа, 2009)

    ... духовно-нравственной жизни общества. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей ... древнейшие русские политические представления, открыло для Древней Руси возможность свободного идейно-политического диалога ...

  6. Процесс христианизации Руси и его последствия (Реферат, 2007)

    ... последствия. Задачи работы: 1. Рассмотреть язычество древних славян и предпосылки принятия христианства. 2. Проанализировать этапы христианизации Руси. 3. Исследовать последствия принятия христианства. Работа ...

  7. Крещение Руси и развитие культуры 9-13 веке (Реферат, 2010)

    ... русской, белорусской и украинской культуры - восточнославянской культуры Древней Руси - восходят к тому времени, когда христианство сменило собой язычество. Древняя Русь ... юге, вне территории Руси, была та культура-посредница и та культура-субстрат, ...

Содержание

Введение.3

1. Язычество на Руси.4

2. От язычества к христианству (греческое христианство)...9

3. «Народное христианство»...14

Заключение21

Литература23

Выдержка

Написано немало книг о том, как много языческого осталось в так называемом «русском православии». Говоря об актуальности выбранной темы я могу сказать, что эта работа не про языческие по сути обряды, совершавшиеся людьми, искренне полагавшими себя христианами, не про то, как крещеные русичи, включая «попов и книжников», резали петухов Перуну и Хорсу, и с легким сердцем величали православных мучеников Флора и Лавра «лошадиными Богами». Эта работа про тех, кто сознательно оставался верным Вере Предков в крещеной уже Руси. Тех, кто не испугался грозного предупреждения Владимира Отступника: «а кто не придет [креститься], будь богат, или нищ, или раб — будет мне враг». Тех, кто до последнего отказывался принять чужеземного бога. Иначе говоря, не про двоеверцев, а про язычников.

Поэтому необходимо будет хорошо разобраться в крайне непростом вопросе — что такое язычество, что языческое христианство, а что — народное христианство. Это и является основными задачами исследования. Как видим, это даже не один вопрос, а связка вопросов, более чем непростых. Но без ответа на них мы попросту запутаемся в теме.

Целью же является исследование и изучение этих непростых, довольно многогранных явлений.

Методологическую основу исследования составили положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования.

1. Язычество на Руси.

По своей структуре и функциональным особенностям славянское язычество отличалось от античного уже тем, что не имело четкого пантеона богов, который обязателен у древних греков и римлян.

Неизвестный автор Слова об идолах (12в) выделил три основных этапа развития славянского язычества.

Первый этап славяне поклонялись и приносили жертвы упырям и берегиням, то есть почитали злых и добрых духов, управлявших стихиями (водными, воздушными, лесными и т.д. ). Это вера в то, что божества в образе духов живут в различных предметах, а души их бессмертны и имеют корни в глубокой древности. Подобное явление определено в науке как анимизм, вера в души и духов .

Второй этап, по мнению историка и археолога академика Б. А. Рыбакова, связан с верованием славян в древнее земледельческое божество Вселенной Род, рожаниц богинь благополучия и плодородия. По представлению наших предков, Род находился на небе, распоряжаясь дождем, грозами, источниками воды и подземным огнем. От него зависел урожай. В честь Рода и рожаниц древние славяне устраивали праздники урожая. По мнению исследователя славянского язычества, поклонение Роду это поиск пути перехода к монотеизму (единобожию).

С появлением Киева у славян происходит формирование чего-то подобного единому пантеону богов. Они молились Сварогу (богу неба и небесного огня), его сыновьям Сварожичу (богу земного огня) и Даждьбогу (богу солнца и света, подателю всех благ), а также солнечным богам: Яриле, Хорсу, Коляде и Купале. Например, Стрибог считался богом воздушных стихий (ветра, бурь и т.д. ) . В круге славянских языческих богов выделялся Велес (Волос), покровительствующий богатству и скоту. Среди княжеской дружины Велес почитался как бог песен и музыки. Об этом есть свидетельства в литературном памятнике XII века Слово о полку Игореве, где певец Боян назван велесовым внуком.

После захвата власти в стольном граде Киеве (978 г.) князем Владимиром Святославичем, примерно через два года (в 980 г.) им была проведена реформа языческой религии. Причины ее историки связывают с третьим этапом славянского язычества: верховным богом языческого пантеона становится Перун, а прежний культ поклонения Велесу как главе пантеона угасает и вытесняется на периферию обрядодействия. Бог окровитель варяжской дружины Перун, возглавив пантеон у древних русичей, утверждал прежде всего государственный культ княжеско-дружинного бога войны, поклонение которому требовало кровавых жертв, в том числе и человеческих. Датой торжеств, посвященных Перуну, было 20 июля (червень). В этот день наши предки приносили жертвы и молились о прекращении дождей, гроз и о созревании хлебов.

Воплощение женского начала древние славяне видели в богине Мокошь (Мокша, Макошь, Мокма), которая была покровительницей домашнего очага, хозяйства и плодородия..

Места где совершались обрядовые ритуалы назывались капища, требища, храмы. Здесь волхвы, жрецы языческой религии, приносили жертвы богам .

Что же такое язычество? Уверен, что большинство ответят на этот вопрос так: язычество — это поклонение множеству Богов, вместо одного, единого. Но, во-первых, кто объяснит мне, чем город Ижевск, в котором из трех больших церквей одна посвящена Богородице, другая — святому Александру Невскому, и лишь одна — Троице, триединому богу христиан (тоже само по себе неплохо — не то он единый, не то трое их), так уж принципиально отличается от какого-нибудь античного захолустья с храмами, соответственно, Девы Афины, Геркулеса и Зевса Олимпийского? А во-вторых, есть достаточно свидетельств, что о едином Божестве язычники имели ясное представление еще в те времена, когда Моисея, не говоря уж про Христа и Мухаммеда, не было даже в проекте. Например, в одном из гимнов Вед сказано — "есть лишь Один, которого мудрые называют Индрой, Агни и многими другими именами ". Между прочим, в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое точной наукой астрономией ко временам за десять тысяч лет до рождества Иисуса. Излишне, наверно, напоминать, что в эти годы, по библейской хронологии, не был создан даже Адам!

Другие — а возможно, и те же самые, могут заметить, что отличительным признаком язычества является поклонение идолам . Тут тоже все непросто, при желании можно списать на идолопоклонство (и списывали ведь!) и Черный камень Каабы, святыню ислама, и уж тем более бесчисленные кресты, иконы и мощи христианства.

И не надо говорить, что язычники не делали разницы между изображением и предметом поклонения. Прекрасно они осознавали эту разницу, иначе каждый идол имел бы только свое имя и только свой круг поклонников. В то время, как те же греки отлично понимали, что статуя Афины в афинском акрополе и, скажем, в Спарте изображает одно и то же Божество, и вознесенные к ним молитвы дойдут по одному «адресу». Более того, греки уверенно писали, что египтяне поклоняются Аресу в виде сокола, а скифы — в образе меча — то есть даже в иноплеменных кумирах опознавали своих Олимпийцев, полагая, что по небу границы не проходят. То же было и у скандинавов, видевших в финской стране Биармии «капища Тора»..

Основное качество язычников, отличающее их от тех, кто, собственно, и создал это определение, в том, что они почитают Природу, мир, не в принципе отличной от «Творца» тварью, а Божьим проявлением, если можно так выразиться, телом Божьим. В науке это воззрение называется «манифестационизм», от латинского «манифестацио» — проявлять, показывать. Собственно, это мнение большинства населения Земного шара, за исключением последователей трех вер, гордо отгородивших от себя остальное человечество презрительным словцом "язычники ". Эти религии — иудаизм, христианство, ислам — называют иногда Авраамическими. Ибо все их последователи верят, что некогда единый бог, творец вселенной, поведал их (именно их) веру праотцу евреев и арабов Абрахаму — или, соответственно, Аврааму, Ибрагиму (любопытно, что на санскрите, языке Вед, Абрахм означает безбожник, нечестивец).

Эти религии утверждают, что Бог отделен от мира, что мир есть его, в принципе от него отличная, «тварь», творение. Это представление называется «креационизмом», от латинского же «креацио» — творить. Соответственно, отдельный от мира бог имеет полное право выделить в сотворенном мире своих любимчиков, как автор — любимого героя, и усиленно «помогать» им. Отсюда возникает тема избранного народа . А единственная, в принципе внеположная «тварному» миру истина требует строгой фиксации в «Священных писаниях». Отсюда же, от отрицания языческого единства Бога и мира, отрицательное отношение к изображению Божества, «идолам», и отрицание более частных проявлений, «детей» и «внуков» Единого, младших Богов, т. е. «многобожия»..

Христианство стоит здесь несколько наособицу, позволяя своим недоброжелательным «родственникам», в особенности из числа иудеев, обвинять христиан в "язычестве ". Христиане верят, что Бог — воплощался, и этим чудесным фактом освящена плоть, освящен тварный мир. Именно поэтому среди языческих народов христианство прижилось больше, чем ислам, и, тем более, иудаизм. Но при всем том христианство есть авраамическая религия со всеми типичными ее признаками. Не зря Христос говорил об учении своих иудейских предшественников (и предков, в своей земной, человеческой составляющей): «не нарушить пришел я, но исполнить, ибо истинно говорю вам, доколе не прейдет земля и небо, не одна йота или не одна черта не прейдет из закона» (Мат 5:17-18).

Мир так и остается «тварью», Бог — «Творцом», многобожие и идолопоклонство — грехом ..

Список использованной литературы

1. Аринушкин А., Черкасов (Велеслав) И. Зов Гипербореи. М., 1998;

2. Сперанский Н. Н. Русский языческий манифест. М., 1997.

3. Сперанский Н. Н. Слово почитателям древней культуры. Троицк, 1996;

4. Филатов С. «Современная Россия и секты», Иностранная, 1996, № 8 (201).

5. Черкасов И. Се Русь-Сурья. М., 1998.

3 71
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Язычество, греческое христианство и "народное христианство" на Руси." - Реферат

История России с древнейших времен до наших дней
История России с древнейших времен до наших дней

ISBN 5392018807,9785392018802

Б. Н. Чичерин и его место в истории русской образованности и общественности. Метафизика и социология. Интеллигенция и революция. Исторический смысл русской революции.
Б. Н. Чичерин и его место в истории русской образованности и общественности. Метафизика и социология. Интеллигенция и революция. Исторический смысл русской революции.

ISBN 5948653773,9785948653778

Собрание сочинений: Русская религиозность, Часть И : христианство Киевской Руси, X-XIII вв
Собрание сочинений: Русская религиозность, Часть И : христианство Киевской Руси, X-XIII вв
2013

ISBN

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
ОЛМА Медиа Групп , 2013

ISBN 5948495388,9785948495385

Славянская энциклопедия
Славянская энциклопедия

ISBN 5224022495,9785224022496

Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)
Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки)
Издательство Pubmix.com , 2012

ISBN 542411735X,9785424117350

Статьи по теме для самостоятельной работы

Эриставы Ксани и Арагви кто они ... - ИА "ОСинформ"

Власть — это инструмент, необходимый для того, чтобы что-то с его помощью сделать: провести реформы, например создать условия для благополучного саморазвития общества. Но в действительности получается так, что овладение этим инструментом, удержание его в руках поглощает столько сил, что на дело их уже не остается. Самый хороший учитель в жизни — опыт. Месяц назад,если кто смотрел,он также... далее

«За Родину! За Путина!» - Уфимский Журнал

«За Родину! За Путина!» - Уфимский Журнал

И потому в Уфе действует филиал всероссийского «Национально-Освободительного движения» (НОД), активисты которого призывают уфимцев включиться в информационную войну. С финансами у движения хорошо, с креативом - плохо. Но каждый день горела шапка,. Горела шапка на воре. А вор белье тащил с забора,. - Держите вора. Что даже верил кое-кто. 2013, 11:25 | Автор: san-ufa. Публикации: 37 |... далее

Поражение России или же самого боксера? - Уфимский Журнал

Поражение России или же самого боксера? - Уфимский Журнал

Состоялся долгожданный многими любителями спорта боксерский поединок между суперчемпионом мира по версии WBA, чемпионом мира по версии WBO, IBF и IBO, «Стальным молотом», украинским боксером Владимиром Кличко и регулярным чемпионом мира по версии... К великому сожалению, приходится констатировать, что организаторы данного мероприятия сочли уместным включить в это спортивное шоу элементы уличных... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх