Содержание
Введение3
1 Общая характеристика технологий социальной работы5
2 Виды технологий социальной работы9
3 Социальная диагностика и социальное прогнозирование11
Заключение22
Литература23
Выдержка из текста работы
В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.[1]
Институт военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур. На первый план вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.
За короткое время военнослужащие из категории сравнительно высокооплачиваемой части населения превратились в социальную группу с низким материальным достатком. Мизерные оклады и разрыв в размерах денежного содержания государственных служащих и военнослужащих, отказ от системы социальных льгот, определяющих привлекательность военной службы, без их должной компенсации, — все это не могло не привести к падению престижа военной службы в обществе, массовому оттоку молодых офицеров, снижению уровня профессиональной подготовки военных кадров. Существует объективная потребность анализа и теоретического осмысления ситуации, сложившейся в области социальной защиты военнослужащих, обобщения деятельности органов власти в данном направлении, уяснения категорий социальной защиты и социальной защищенности, проработки методик и создания комплексных программ социального обеспечения военного строительства в Российской Федерации на ближайшее десятилетие.
ЗАТО (военный городок) как специфический локальный микросоциум имеет следующие характерные особенности:
· несовершенство организационо-правовой базы, регламентирующей все стороны социальной политики органов социального управления на территории ЗАТО (военный городок). Законодательная база не в полной мере устанавливает общие и конкретные (частные) принципы организации территориальной самодеятельности, не гарантируется независимости существования социально-территориальной общности; некоторые параграфы законов, регулирующие их деятельность, не работают, т.к. не предусмотрены механизмы реализации; многие работники государственных органов, специалисты и часть населения относятся к местному самоуправлению как к нижнему звену государственной власти и управления;
· разная ведомственная подчиненность учреждений социальной инфраструктуры ЗАТО (военный городок), поскольку до сих пор не завершено формирование муниципальной собственности, в том числе путем передачи всех жизненно важных для поселения объектов жилищно-коммунального и, частично, социально-культурного назначения;
· отсутствие консолидированного бюджета органов местного самоуправления и командования;
· небольшая роль собственности в доходах местных бюджетов и неэффективности ее использования;
· слаборазвитая система бытового обслуживания;
· большой разрыв между доходами и расходами в бюджете органов местного самоуправления из-за отсутствия промышленных предприятий в системе муниципального хозяйства, нехватки самостоятельных стабильных источников для покрытия дефицита.
Основные задачи системы социальной защиты населения по социальной поддержке военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:
• Определение наиболее актуальных проблем социальной защиты граждан, уволенных с военной службы;
• содействие в предоставлении медико-социальной, психологической, социально-экономической, юридической и другой помощи
• Взаимодействие с государственными и общественными организациями по выявлению военнослужащих, уволенных с военной службы в отставку (по болезни), и инвалидов войны; семей военнослужащих, нуждающихся в социальной помощи
• Анализ состояния и перспектив социального обеспечения и обслуживания ветеранов военной службы, участников боевых действий, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
• Повышение уровня жизни военнослужащих и членов их семей
• Обеспечение каждого из них максимально возможной в конкретных условиях социальной защитой в соответствии с законодательством РФ.
Государственная защита сотрудников правоохранительных органов
Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Личный состав внутренних войск включает военнослужащих и гражданский персонал. Военнослужащие внутренних войск должны иметь необходимую профессиональную, правовую и физическую подготовку, умело владеть табельным оружием, специальными средствами и закрепленной за ними техникой.
Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту, а также путем призыва на военную службу по экстерриториальному принципу. Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие внутренних войск пользуются правами и свободами человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы военнослужащих внутренних войск могут быть ограничены федеральным законом в случаях, предусмотренных Конституцией РФ. Должностные лица территориальных органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск участвуют в отборе граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу во внутренние войска. Отбор граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу в соединения и воинские части оперативного назначения и в соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов, осуществляется по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ. Военнослужащие внутренних войск подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.
В целях обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, граждан, уволенных с военной службы в указанных войсках, и членов их семей государство обязано создать условия, способные послужить надежным залогом обеспечения деятельности военнослужащих внутренних войск в соответствии с требованиями закона, на благо личности, общества и государства. Реализуя взятые на себя обязательства, Российская Федерация обязывает своих граждан и должностных лиц к обязательному исполнению законных требований военнослужащих внутренних войск, отданных им при исполнении своих служебных обязанностей.
В рамках правовой и социальной защиты военнослужащие внутренних войск МВД РФ подведены под действие Закона о статусе военнослужащего, вместе с этим, учитывая специфику деятельности последних и их ведомственную принадлежность, в соответствии с которой внутренние войска обязаны решать ряд задач по обеспечению законности и правопорядка внутри страны, для иных установлены специальные нормы, создающие основу их социальной и правовой защиты.
Военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы являются представителями власти и находятся под защитой государства в соответствии с законодательством РФ. В этой связи они пользуются всеми льготами и преимуществами, которые создает занимаемое ими положение в качестве представителей власти.
Военнослужащие внутренних войск МВД России наравне с иными гражданами пользуются правом на судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи, предоставляемой в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Основываясь на общем действии статуса военнослужащих на всех лиц, проходящих военную службу в частях и формированиях, где она предусмотрена в силу требований закона, законодатель диктует необходимость регулирования жилищных правоотношений военнослужащих внутренних войск МВД РФ в общем для всех военнослужащих порядке. При этом предприятия, учреждения и организации федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых внутренние войска выполняют возложенные на них задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, к моменту приема важных государственных объектов под войсковую охрану выделяют за счет своих средств необходимую жилую площадь и казарменно-жилищный фонд, а также обеспечивают жильем военнослужащих внутренних войск проходящих военную службу по контракту, прибывающих в воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов и в специальные моторизованные воинские части для замещения вакантных должностей. Такое расхождение в жилищной политике со статусом военнослужащих продиктовано специфическим характером деятельности рассматриваемой категории лиц.
Офицерам внутренних войск установка телефонов по их месту жительства осуществляется по действующим тарифам в срок, не превышающий 1 года со дня подачи ими заявления об установке телефона на предприятие, в учреждение или организацию связи по месту жительства. Предоставление мест в детских дошкольных учреждениях детям военнослужащих внутренних войск с января 2005 г. будет теперь осуществляться в общем для всех военнослужащих порядке. Также едиными становятся для всех категорий военнослужащих независимо от их ведомственного подчинения порядок оказания медицинских услуг и транспортное обслуживание. В последнем случае военнослужащие внутренних войск утрачивают право льготного проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения. Они также лишены права на бесплатный проезд, приобретение проездных документов на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебные командировки, к новому месту военной службы, к месту использования отпуска и обратно, а также права на внеочередное размещение в гостинице по командировочным удостоверениям.
Перечень основных и дополнительных гарантий и компенсаций, на обладание которыми вправе рассчитывать военнослужащие внутренних войск МВД России, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, заметно уменьшился. Это обусловлено в первую очередь тем обстоятельством, что названные лица лишаются права на получение в полном объеме иных льгот, компенсаций, социальных и правовых гарантий, которые установлены иными, нежели ФЗ «О статусе военнослужащих» и Законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ», нормативными правовыми актами для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Исключение установлено разве что для военнослужащих внутренних войск, награжденных знаком «Заслуженный работник МВД» или почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД РФ». В отношении указанных категорий лиц законодатель допускает возможность распространения действия иных нормативных актов, устанавливающих дополнительные гарантии и компенсации.
[1] Социальная защита военнослужащих — у критической черты.Л. ПЕВЕНЬ, к.филос.н., А. ШИШКАНОВ, к.социол. Н.