Содержание
Введение………………………………………………………………………
1. Общая теория конфликтов ………………………………….…………..
2. Причины возникновения конфликтов …………..………………………
3. Конфликты в общественной и индивидуальной жизни ………………
4. Основные способы разрешения конфликтов ………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………..
Выдержка из текста работы
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его.
Как у множества других категорий, у конфликта имеется много определений.
Вот одно из них:
Конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.
1. Причины конфликтов и их устранение
Конфликты не возникают мгновенно, для этого необходимо определенное время, когда возникает конфликтная ситуация, которая перерастает в конфликт.
Назовем объективные причины конфликтов:
· различия в целях;
· различия в представлениях и ценностях;
· ограниченность в ресурсах, подлежащих распределению;
· различия в уровне образования, квалификации;
· различия в манере поведения и жизненном опыте;
· плохие коммуникации;
· взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
· низкое качество работ или продукции;
· индивид или группа не могут реализовать свои потребности, задеты их интересы.
Часто для определения причин конфликтов используется метод картографии:
· проблема описывается в общих чертах;
· выявляются основные потребности и опасения всех участников конфликта;
· определяются основные потребности и опасения всех участников конфликта.
Составляется карта конфликта:
Из анализа картин конфликта можно выявить проблемы участников и потребности конфликтующих.
Для конфликтной ситуации характерно напряжение сторон при общении, выдаче заданий, принятии решений.
У конфликта есть определенный период, в течение которого он достигает своего апогея. От своевременного его разрешения зависит успех в его устранении.
Основные причины возникновения конфликтной ситуации:
· работник часто отпрашивается с работы;
· работник не уделяет должное внимание качеству работы;
· усиливается критическая реакция работника в адрес непосредственного руководителя и администрации в целом;
· постепенно снижается производительность труда;
· появляются случаи опоздания на работу и преждевременного окончания работы;
· работник всячески провоцирует руководителя на возникновение ссоры;
· авторитет руководителя подвергается сомнению.
На стадии конфликтной ситуации уместна «методика совета», т.е. руководитель должен оценить позиции каждого работника по отношению к проблеме, создать максимально благоприятную атмосферу для выражения своего мнения каждым членом коллектива на собрании.
Рекомендуется несколько правил ведения подобного собрания:
· позиция руководителя должна быть объективной и нейтральной;
· руководитель никогда не должен выступать первым;
· обмен мнениями следует начинать с менее авторитетных членов коллектива;
· следует дать возможность высказаться всем работникам, ничья точка зрения не должна быть оставлена без внимания;
· руководитель должен обобщить все высказывания и его слово должно быть завершающим.
Конфликтная ситуация при некоторых условиях перерастает в конфликт, если будет допущен:
· временной период развития;
· эмоциональная поддержка работника другими участниками ситуации или сторонами-наблюдателями;
· разовьется свое представление работника о том, что должно быть на самом деле.
Конфликт — это уже активное противоборство. В начале конфликт возникает локально, в нем участвуют отдельные личности. Конфликт как пожар, страшен своим разрастанием. Участники конфликта ищут сочувствующих, пытаются привлечь на свою сторону руководителя, для укрепления своих позиций. При всеобщем конфликте нет равнодушных, практически все вовлекаются в распри, зачастую утеряна память о первопричине конфликта, в ход идут все средства давления на противника, угрозы. Свое мнение становится незыблемым. Возможности перейти к общему мнению больше не существует. Все действия направлены на разрушение противника, на то, чтобы лишить его силы.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» (между работниками одного уровня), «вертикальные» (между руководителем и подчиненным) и «смешанные».
Наиболее опасны для руководителя «вертикальные» конфликты, в них нельзя вступать. Их надо гасить уже на стадии конфликтной ситуации. Управлять надо методом предвидения, а не «тушения пожара».
Любая разновидность конфликта может осуществляться в двух формах:
· Открытый конфликт — это конфликт, когда ясны его мотивы и противоборствующие стороны его не скрывают.
· Скрытый конфликт — это конфликт, мотив которого тщательно маскируется за поводом, по которому он якобы возник.
Поведение руководителя на различных этапах конфликта различно. Позиция……..
Список литературы.
1. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом: Учебное пособие / «Академия Естествознания» 2009 г.
2. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: Учебник / 2013 г.
3. Дейнека А.В. Стратегия управления персоналом организации
4. Аксенова Е.А. Управление персоналом
5.