Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Реферат
Народы севера: чукчи.


ВУЗ, город:

СПбГИЭУ

Предмет: История

Реферат по теме:

Народы севера: чукчи.

Страниц: 11

Автор: Ольга

2007 год

3 3
RUR 499
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Ориентационные системы как фактор формирования культурного пространства кочевых народов севера (Дипломная работа, 2009)

    ... эвенков. Объект исследования: традиционная культура тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков). Предмет исследования: культурное пространство кочевых народов Севера (эвенов и эвенков). Источником дипломной работы ...

  2. Особенности местного самоуправления на территории проживания коренных малых народов (Контрольная работа, 2006)

    ... местного самоуправления в местах проживания указанных народов. В данном направлении существуют труды ученых в области ... и др.). Цель настоящей работы анализ особенностей местного самоуправления на территориях проживания коренных малых народов ...

  3. Образ малого народа в СМИ (с точки зрения имиджелогии) (Дипломная работа, 2008)

    ... научной новизной. Проблемой исследования в данной работе будет являться исследование образа малого народа Севера в СМИ Ханты-Мансийского автономного округа ...

  4. Культура малых народов России (Реферат, 2009)

    ... на жизнь и культуру населяющих ее народов. Становление ... многочисленные заметки, где рассказывалось о реальной тяжелой и мрачной жизни российских народов Севера. Аборигенов Севера ... тенденциями этнических процессов у некоторых коренных народов Севера. Ведь ...

  5. Промыслы коренных народов Таймыра (Реферат, 2010)

    ... коренными народами, населяющими наш полуостров Таймыр. Природа этих мест почти не изведала присутствия человека ... промыслов народов Таймыра; • Описать народные промыслы и культура народов Таймыра; • Рассмотреть современное состояние промыслов. ...

  6. Малые народы Дальнего Востока» (Реферат, 2013)

    ... неприятные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране нельзя назвать плохими, А ведь ... языках). Данный факт в неизмеримо большей степени верен применительно к народам, населяющим национальные республики самой России ...

  7. Культура и быт народа хант (Дипломная работа, 2010)

    ... для себя новый феномен — этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления ... и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности. В этой среде изучение материальной культуры с целью сохранения ...

Содержание

1 Чукчи 2

2 Занятия 2

3 Хозяйство 3

4 Орудия 4

5 Жилище 5

6 Одежда и обувь 6

7 Пища 7

8 Общественный строй 7

9 Религия и шаманизм 8

10 Заключение 10

Выдержка

1 Чукчи

Название народа, принятое в административных документах XIX XX вв., происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу, чавча-выт «богатый оленями». Береговые чукчи называли себя анк'алъыт «морской народ» кякрам'аглыт «прибрежные жители». Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо'ра-вэтлян «настоящие люди». (В конце 1920-х гг. название луораветланы бытовало в качестве официального.) В чукотском языке различают восточный, или уэленский (легший в основу литературного языка), западный (певекский), энмыленский, нунлингранский и хатырский диалекты. Письменность с 1931 г. существует на латинской, а с 1936 г. на русской графической основе. Чукчи древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. Неолитические находки на рр. Экытикывээм и Энмывээм и оз. Эльгытг относятся ко второму тысячелетию до н.э. К первому тысячелетию н.э., имея прирученных оленей и частично перейдя к оседлому образу жизни на морском побережье, чукчи устанавливают контакты с эскимосами. Переход к оседлости наиболее интенсивно происходил в XIV — XVI вв. после проникновения в долины Колымы и Анадыря юкагиров, захвативших места сезонной охоты на диких оленей.

Эскимосское население побережий Тихого и Ледовитого океанов континентальные охотники-чукчи частично вытеснили в другие прибрежные районы, частично ассимилировали. В XIV — XV вв. в результате проникновения юкагиров в долину Анадыря произошло территориальное отделение чукчей от коряков, связанных с последними общностью происхождения ..

2 Занятия

По роду занятий чукчи подразделялись на «олен-ных» (кочевых, но продолжающих охотиться), «сидячих» (оседлых, имеющих ебольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных) и «пеших» (оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей), К XIX в. сформировались основные территориальные группы. Среди олекных (тундровых) — индигирско-алазейская, западноколымская и др.; среди морских (береговых) группы Тихоокеанского, Берингоморского побережий и побережья Ледовитого океана.

3 Хозяйство

Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.

Крупнотабунное пастушеское оленеводство развилось лишь к концу XVIII в. В XIX в. стадо насчитывало, как правило, от 3 5 до 10 — 12 тыс. голов. Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Оленей выпасали без пастушеской собаки, в летнее время на побережье океана или в горах, а с наступлением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на 5 10 км.

Во второй половине XIX в. хозяйство абсолютного большинства чукчей сохраняло в основном натуральный характер. К концу XIX в. увеличился спрос на продукты оленеводства, особенно у оседлых чукчей и азиатских эскимосов. Расширение торговли с русскими и иностранцами со второй половины XIX в. постепенно разрушало натуральное оленеводческое хозяйство. С конца XIX начала XX в. в чукотском оленеводстве отмечается имущественное расслоение: обедневшие оленеводы становятся батраками, у богатых владельцев растет поголовье, обзаводится оленями и зажиточная часть оседлых чукчей и эскимосов. Береговые (оседлые) традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII в. высокого уровня развития.

У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В XIX в. возникли косторезные объединения, которые продавали свои изделия. Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-"ракетках"; по морю на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастньши веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом у русских. «Веером» обычно запрягали5 6 собак, цугом 8 12. Запрягали собак и в оленьи нарты..

4 Орудия

Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и отопления жилища. На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей в зимне-весенний период. Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр. Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей индивидуально. С конца XIX в. на внешнем рынке бурно растет спрос на шкуры морских животных, что в начале XX в. приводит к хищническому истреблению китов и моржей и существенно подрывает экономику оседлого населения Чукотки.

И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом с берега или с байдар, зимой -в проруби.

Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. добывали луком со стрелами, копьем и ловушками; водоплавающую дичь с помощью метательного орудия (бола) и дротиков с метательной дощечкой; гаг били палками; на зайцев и куропаток ставили петли-ловушки.

В XVIII в. каменные топоры, наконечники копий и стрел, костяные ножи были почти полностью заменены на металлические. Со второй половины XIX в. покупали или выменивали ружья, капканы и пасти. В морском зверобойном промысле к началу XX в. стали широко применять огнестрельное китобойное оружие и гарпуны с бомбами.

Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный ..

У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В XIX в. возникли косторезные объединения, которые продавали свои изделия. Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-"ракетках"; по морю на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастньши веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом у русских. «Веером» обычно запрягали5 6 собак, цугом 8 12. Запрягали собак и в оленьи нарты.

Список использованной литературы

1. Арктика мой дом. Энциклопедия. М.: 2001. 450с.

2. Содномпилова М.М. Семантика жилища Иркутск 2005. 190с.

3. Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и развития. Вып.4 — Иркутск 2005. 156с.

3 96
RUR 499

Статьи по теме для самостоятельной работы

Безнадежно отставшее племя - Росбалт.RU

Безнадежно отставшее племя - Росбалт.RU

Безнадежно отставшее племя Сколько еще лет мы можем позволить себе заниматься ерундой - искать «скрепы», бороться с «иностранными агентами», гробить остатки науки. Год, два, десять. Они владели огромной территорией в 721 тыс.тыс. Более пяти тысяч лет они были безраздельными хозяевами этих земель. Удивительно, но даже в лучшие годы этот великий и гордый народ. далее

В новогодние каникулы петербургским школьникам поведали сказания народов России - Росбалт.RU

В новогодние каникулы петербургским школьникам поведали сказания народов России - Росбалт.RU

С 3 по 10 января 2016 года в ЛенЭкспо (павильон № 8а) прошел Фестиваль «Сказки народов России», главной задачей которого является знакомство детей с культурами и традициями народов РФ.РФ. После прохождения лабиринта участники попадали: в русскую избу, кавказскую саклю, северный чум и даже в настоящую юрту, где их ждали сказительницы разных народов. «В нашем чуме представлены традиционные... далее

Вышел сборник стихов великого «сына тундры» Григория Вельвина - sakhalife.ru

Вышел сборник стихов великого «сына тундры» Григория Вельвина - sakhalife.ru

На днях прошла презентация сборника стихов «Песнь о тундре» на чукотском языке руководителя Нижнеколымской инспекции охраны природы (2003-2010гг.гг. В своем слове министр охраны природы Сахамин АФАНАСЬЕВ, работавший с ним в Нижнеколымском улусе, отметил, что Григорий Вельвин был ярким представителем чукотского народа, известный общественный деятель, самобытный писатель, поэт. Григорий Иванович... далее

Оленьи гонки в Воркуте - Бизнес-портал

Оленьи гонки в Воркуте - Бизнес-портал

Казалось бы Воркута совсем не туристический город, тем не менее его стоит посетить хотя бы раз в жизни, уверена заместитель директора мебельной фабрики «Дарий» Людмила Горева. В ноябре она побывала на традиционном празднике в Воркуте, во время которого проходят оленьи бега. Об атмосфере города, людях и настоящей тундре Людмила рассказала «Навигатору». - Моя поездка в Воркуту была короткой,... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх