Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Курсовая работа
Жилище как носитель семиотики пространства


ВУЗ, город:

Институт культуры и искусств

Предмет: Культурология

Курсовая работа по теме:

Жилище как носитель семиотики пространства

Страниц: 31

Автор: Нерушева Ольга

2009 год

5 91
RUR 1490
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Ориентационные системы как фактор формирования культурного пространства кочевых народов севера (Дипломная работа, 2009)

    ... эвенков. Объект исследования: традиционная культура тунгусо-маньчжуров (эвенов и эвенков). Предмет исследования: культурное пространство кочевых народов Севера (эвенов и эвенков). Источником дипломной работы ...

  2. Роль жилищных сертификатов в реализации конституционного права граждан на жилище (Дипломная работа, 2011)

    ... реализации жилищных сертификатов. Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение роли жилищных сертификатов в реализации права граждан на жилище ...

  3. Актуализация как средство смыслообразования в художественном тексте (Курсовая работа, 2009)

    ... АКТУАЛИЗАЦИЯ КАК НАРУШЕНИЕ НОРМЫ Языковой компонент культуры речи предусматривает, прежде всего, ее нормативность, то есть соблюдение норм литературного языка ... и племенное распространение языка, употребляемого в качестве литературного, и тормозит ...

  4. Материальный носитель разума человека (Реферат, 2011)

    ... саму материю. То есть в мировоззренческом плане первичен «Высший космический разум». Поэтому необходимо разделить понятие «сознание человека в ...

  5. Социальное пространство и время (Реферат, 2010)

    ... гг.), то понятия «социального пространства» там не будет. Однако можно увидеть, что часто используется понятие фазового пространства, которое есть совокупность ...

  6. Формирование глобального информационного пространства проблемы и перспективы (Реферат, 2010)

    ... такими новыми образованиями, как информационные сообщества. Целью исследования является изучение проблем и перспектив формирования глобального информационного пространства. Данная ...

  7. Организационная культура как фактор стабильности предприятия (Дипломная работа, 2008)

    ... ; - ротация. Психофизиологическая адаптация - приспособление работника к усло-виям труда, режиму работы и отдыха. Зависит ... адаптируемого руководителем подразделения приведе-на в Приложении 2. Предлагаемая программа адаптации новых сотрудников будет со ...

Содержание

Введение 2

Глава I. Особенности формирования мировоззрения народа, 

его представлений о Вселенной 

1.1. Представления древних славян о строении Вселенной 5

1.2. Обожествление стихий мироздания древними славянами 7

Глава II. Модель крестьянского жилища как отражение 

семиотики пространства 

2.1.Народные представления о жилище как о силе, соединяющей небо и землю 10

2.2. Крестьянское жилище — особое явление народной культуры 16

 

Глава III. Жилище как образ Вселенной: эволюция 

представлений 

3.1. Обереговая функция жилища 22

3.2. Система жилища — способ образно-художественного 

освоения мира 24

Заключение 28

Список литературы 30

Выдержка

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих ве-ков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образование, культуры и других. Главной причиной роста преступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, международных конфликтов является духовно-нравственная деградация общества, а также девальвации в нём таких важных добродетелей, как милосердие, сострада-ние, трудолюбие и другие. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования. 

На протяжении всей истории человечества создавались для самых раз-личных целей всевозможные предметы и изделия — для защиты от стихии, суровых природных условий, для бытовых, повседневных нужд и потребно-стей, для организации социального бытия рода, общины, семьи. Своими корнями многие из них уходят в глубокую древность, в условия первобыт-нообщинного, родового строя. Уже в тот далекий период вещь имела свое функциональное предназначение: для культового служения, для хозяйства, для быта. Одни и те же или похожие предметы могли удовлетворять реаль-ные насущные потребности и соответствовать неким магическим и религи-озным представлениям. Подобная синкретичность вещей изначально была характерной чертой народной культуры.

По представлениям наших предков мир являлся в образе огромного яй-ца, снесённого «космической» птицей. Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, располагалась сама Земля. Верхняя часть «желтка» — мир живой природы, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона — Нижний Мир, Мир Мёртвых. Вокруг Земли, подобно яичным плёнкам и скорлупе, распо-ложены девять разных небес, «каждое из которых имело строгое предназна-чение: одно использовалось для солнца и звёзд, другое — для месяца, ещё одно — для туч и ветров…»[3,77] Седьмое по счёту небо называлось про-зрачным дном небесного Океана, «твердью», неиссякаемым источником до-ждей, в котором хранились запасы живой воды.

Отметим, что в мифопоэтической традиции яйцо всегда было началом всех начал, символом возрождения и обновления, знаком плодовитости и жизненной силы.

Дом — это мельчайшая частица, неделимый атом древнего общества, весь пронизан магическо-заклинательной символикой, с помощью которой се-мья каждого славянина стремилась обеспечить себе сытую безопасную жизнь и здоровье.

Этнографы зафиксировали множество магических обрядов и поверий, связанных с постройкой дома. Для строительства избы выбирались в лесу особые деревья, не относящиеся к разряду «буйных» или «стоеросовых». За-кладку строения следовало начинать, «когда наполняется месяц», т. е. после но-волуния.

Под углы первого венца бревен клали с магической целью: клочок шер-сти, горсть зерна, ладан, воск. Археологические материалы свидетельствуют о том, что иногда под угол дома укладывали конскую голову. Возможно, что с этим древним обычаем связана русская сказка о девочке-семилетке, сиротке, обращавшейся за советом к «кобыльей голове». Впрочем, этот сюжет мог воз-никнуть и под влиянием веры в волшебную силу «коника» (от слова «кон» — «начало», «основа»), священного печного столба, которому нередко по созву-чию с названием лошади придавалась форма конской головы.

Список использованной литературы

1. Антонова Е.Л. Народная художественная культура. Уч. по-собие — Белгород, 2007 г.

2. Афанасьев А.Н. Русские сказки. — М., 1987 г.

3. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточ-ных славян. — Л.: 1983 г.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1978 г. Т.1.

5. Жиров М. С. Народная Художественная Культура. Белго-род, 2000 г.

6. Иванова А.А. Мой дом — моя крепость / Русская словес-ность. — 1998. — №1.

7. Каргин А.С. Народная Художественная Культура. М. — 1997 г.

8. Кричко В.А. Архитектурные современники из прошлого. — М., 1988 г.

9. Кузьменко П. Русский православный обряд погребения. М.: Букмэн, 1996 г.

10. Кулабухова М.А. Древнеславянская мифология: Учебное пособие. — Белгород: БелГИК, 2002 г.

11. Ланге Б.С. Деревянный дом от мала до велика. — М.: Позна-вательная книга,2002 г.

12. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. Т.2, М., 1967 г.

13. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981 г.

14. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учебное пособие для филол. спец.вузов / Сост.В.Н. Морохин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1986 г.

15. Народная художественная культура. Учебник под ред. Бак-лановой Т. И., Стрельцовой Е.Ю. М., 2002 г.

16. Народная культура в современных условиях. Уч. Пособие.: М., 2000 г.

17. Нечипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Раз-мышления священника-психолога. — М.: Школа-Пресс, 1994 г.

18. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976 г. 

19. Разумова И.А. Потаённое знание современной русской се-мьи. Быт. Фольклор. История. — М.: Индрик, 2001 г.

20. Рапорт П. А. Деревянное жилище (VI-XVII вв.) народов Восточной Европы. М., 1975 г.

21. Русская изба. Иллюстр. энциклопедия. — СПб.: Искусст-во,2001 г.

22. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. — Л., 1984 г.

23. Рыбаков Б. А. « Язычество Древней Руси» М., 1988 г.

24. Семёнова М. Мы — Славяне. СПб. — 1997 г.

25. Смолицкий В.Г. Русь избяная. — М.: Государственный рес-публиканский центр русского фольклора, 1993 г.

26. Терещенко А.В. Быт русского народа. ч.1 / Вст.статья А.Ф. Чистякова. — М.: Русская книга, 1999 г.

27. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959 г.

5 49
RUR 1490

Книги для самоподготовки по теме "Жилище как носитель семиотики пространства" - Курсовая работа

Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук
Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук
2012

ISBN

Семиотика
Семиотика
2012

ISBN 5879831078,9785879831078

Semíosfera
Semíosfera
2012

ISBN

Культурология
Культурология
2012

ISBN 5060034755,9785060034752

Теория архитектурной композиции
Теория архитектурной композиции
2012

ISBN 5826506768,9785826506769

Культура повседневности
Культура повседневности
2012

ISBN 5911801809,9785911801809







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх