Содержание
1 Экономический человек и рациональное экономическое поведение3
2 Как рассматривать затраты фирмы на платную подготовку специалистов с высшим образованием? Надо ли их дисконтировать?16
Список литературы18
Выдержка из текста работы
В современных условиях профессионального образования усиливается внимание к самостоятельной работе учащихся. На самостоятельную учебную деятельность в структуре подготовки отводится значительный объем времени. Это вызвано насущной необходимостью формирования готового самостоятельно трудиться в своей профессиональной сфере выпускника.
Профессионализм, мастерство в том или ином деле — это, по сути, именно самостоятельность в нем, способность действовать в качестве самодостаточного деятеля, добиваясь высоких результатов.
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе. Важной составной частью самостоятельности как черты личности является познавательная самостоятельность, которая трактуется как готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность.
Проблема самостоятельной деятельности учащихся была характерна для всех периодов развития учебных заведений.
Направления исследования этой проблемы, интенсивность, их глубина были различными. В изучении этой проблемы можно выделить четыре периода.
Первый период — до 30-х годов. Организация творческой самостоятельной работы учащихся волновала Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Ученые обращали внимание на активное участие человека в приобретении им знаний, но не решали вопроса практической преобразующей роли этих знаний в деятельности человека. Данная проблема исследовалась в работах П.П.Блонского, М.А. Данилова, С.Т. Шацкого. В работах этих ученых уделяется большое значение воспитанию, в котром должны сочетаться глубокие знания о природе и обществе, умение, познать и творчески преобразовать действительность.
Второй период — конец 30-х и начало 60-х годов. В этот период учебный процесс строился таким образом, чтобы достичь простого усвоения программного материала. От учащихся требовалось только воспроизвести изложенный материал. Результатом такого обучения явилась слабое развитие инициативы и самостоятельной деятельности учащихся.
Третий период — начало 60-х и конец 80-х годов. В этот период самостоятельная деятельность учащихся рассматривается как одно из качеств, которая должна обладать всесторонне развитая личность. Исследуется развитие умений самостоятельной работы как усвоение накопленной человеческой культуры — в работах Л.С.Высотского и А.Н.Леонтьева, активный и творческий характер личности — в работах Б.Г.Ананьева, Н.Д.Добрынина, изучается природа способностей и факторы их развития.
Четвертый период начинается с 90-х годов, когда получает развитие концепция развивающего обучения. Она представлена в учениях В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова. Основной целью развивающего обучения является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Такой подход, являясь способом оптимизации самостоятельной работы, выступает в качестве модели — обобщенной характеристики деятельности педагога и учащегося для достижения цели преобразования обучения в самообучение — в соответствии с уровневым подходом к анализу деятельности.
Таким образом, проблема самостоятельной работы выступает, прежде всего, проблемой такой педагогической организации, которая позволяет ориентировать учащегося в путях, способах самообучения.
Самостоятельная работа учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении к учащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика.
Творческий (продуктивный) и воспроизводящий (репродуктивный) характер самостоятельной деятельности связаны между собой. Воспроизводящая самостоятельная деятельность служит первоначальным этапом развития самостоятельности, этапом накопления фактов и действий по образцу, и имеет тенденцию к перерастанию в творческую деятельность. В рамках воспроизводящей деятельности уже имеют место элементы творчества. В свою очередь, в творческой деятельности также содержатся элементы действий по образцу.
Данное исследование направлено на изучение такой формы развития самостоятельной работы как проектная деятельность учащихся учреждений среднего профессионального образования. Избранная форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения, обеспечивая систему действенных обратных связей, что в свою очередь способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности, предоставляя им новые возможности самореализации, осмысление собственного опыта, мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленное на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований, что в конечном счете способствует оптимизации учебного процесса.
В современных условиях социальным заказом является формирование личности, готовой к жизни и труду, основным качеством которой является самостоятельность, а самостоятельность как качество личности формируется только в самостоятельной деятельности, в частности, при осуществлении самостоятельной учебной работы.
Вовлекая учащегося в процессы постановки целей предстоящей самостоятельной работы, формируемые на основе исходных учебных проблем, обращая его внимание на конкретные пути ее осуществления и совместно с ним оценивая ее итоги, педагог активно способствует накоплению студентом необходимого опыта самостоятельной деятельности. Поэтому в учебном процессе необходимо использовать такие методы деятельности, которые бы способствовали активизации процесса развития самостоятельной исследовательской работы учащегося.
За последние годы одним из таких методов становится метод проектов. Анализ методической литературы позволяет сделать вывод о том, что этот метод приобретает популярность при подготовке специалистов. Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что до настоящего времени исследовались только отдельные аспекты использования метода проектов как средства профессиональной подготовки студентов. Например, применение данного метода нашло отражение в работах Ворошиловой Т.В., которая рассмотрела его как метод творческих проектов. Однако отсутствуют исследования, где раскрыты содержание учебного материала и методики использования метода проектов на примере изучения курса специальной учебной дисциплины. Как показывает педагогическая практика, в настоящее время при подготовке будущих портных на уроках производственного обучения используются в основном стандартные методики обучения, что снижает интерес к учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, в системе профессиональной подготовки портных, к настоящему времени возникли противоречия обусловленные несоответствием между:
1. потребностью общества в специалистах, обладающих высокой профессиональной грамотностью и возможностями традиционной системы профессионального образования;
2. необходимостью применения новых методов самостоятельной работы учащихся будущих портных и недостаточным методическим обеспечением процесса формирования профессиональной грамотности.
Обнаруженные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в следующем: какими должны быть структура и содержание учебной деятельности студентов на уроках производственного обучения с использованием метода проектов, а также педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса.
Актуальность данного направления в рамках профессиональной подготовки обусловила выбор темы нашего исследования «Самостоятельная работа как средство повышения качества подготовки специалистов по профессии портной».
Объект исследования: самостоятельная деятельность учащихся в процессе профессиональной подготовки студентов по профессии портной
Предмет исследования: методы формирования самостоятельной работы как средства качественной профессиональной подготовки студентов.
Цель исследования: На основе исследований влияния самостоятельной работы на качество подготовки специалистов по профессии портной разработать и реализовать комплекс методов проектов.
Гипотеза: использование метода проектов в процессе самостоятельной работы повысит качество профессиональной подготовки будущих портных, если: будет разработана и реализована система проектных заданий, алгоритм их выполнения, определяющий последовательность действий по подготовке проекта.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать педагогическую, методическую литературу по проблеме самостоятельной деятельности учащихся будущих портных.
Исследовать формы, методы и средства развития самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения.
Разработать и применить комплекс методов проектов, как способа формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроке производственного обучения.
Опытно-поисковым путем проверить эффективность влияния метода проектов на повышение качества самостоятельной деятельности в процессе производственного обучения.
Методы исследования:
— изучение нормативных, методических документов регламентирующих профессиональную подготовку;
— анализ научной педагогической и методической литературы;
— изучение результатов деятельности педагогов по реализации условий самостоятельной деятельности учащихся на уроках производственного обучения;
— проведение педагогических экспериментов;
— наблюдение, анализ по организации эксперимента проведенного на уроках производственного обучения;
— обобщение результатов исследования;
— систематизация выполненной работы по проблеме организации самостоятельной работы учащихся на уроках производственного обучения в колледже.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды по педагогике профессионального образования (Л.В.Занкова, П.И. Пидкасистого, Батышев С.Я., В.А. Крутецкого. В.А.Никольского, Б.П. Есипова, А.А. Каменщикова, В.П. Стрекозина, Г.Г. Серковой, И.С.Сергеева, Е.С. Полат.)
База исследования: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Челябинский профессионально-педагогический колледж. По окончании обучения в колледже студенты данной специальности дополнительно получают рабочую профессию «портной» с присвоением квалификационного разряда.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработан комплекс проектов по дисциплине «Производственное обучение», который базируется на принципах системности, последовательности, и включает систему проблемных заданий, являющихся эффективным средством формирования профессиональной грамотности в практике подготовки будущих портных.
Глава 1.Самостоятельная деятельность учащихся, как средство повышения качества образовательной подготовки
1.1 Понятие самостоятельной деятельности, ее виды и основные требования к организации этой деятельности
Под самостоятельной учебной деятельностью понимают любую организованную педагогом активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков обобщение и систематизацию знаний [29, с.68].
Как дидактическое явление самостоятельная деятельность представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить учащийся, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении им учебного задания, которое приводит учащегося либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний [7, с.52].
Самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:
— в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
— формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
— вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и общественной информации при решении новых познавательных задач;
— является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Одно из важнейших средств познавательной активности — самостоятельная работа учащихся. Понятие «самостоятельная работа» трактуется неоднозначно:
1) это форма и метод организации учения;
2) это специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения;
3) это деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя.
В педагогической энциклопедии дано следующее определение «Самостоятельная работа учащихся — многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности учащихся осуществляемой ими на классных или внеклассных занятиях, или дома по заданиям, без непосредственного участия учителя.»
Классификация видов самостоятельной работы.
Виды самостоятельных работ как важнейшего источника активной познавательной деятельности учащихся в обучении исследователи выделяют по различным основаниям. Классификация В.А. Никольского основана на типах уроков. Автор выделяет три вида самостоятельных работ на уроках литературы:
— лабораторная работа;
— семинары;
— сочинения.
Данная классификация страдает односторонностью и одномерностью. Согласно классификации Б.П.Есипова самостоятельная работа может решат дидактические задачи. По дидактической цели Б.П. Есипов выделяет:
1. Самостоятельные работы, применяемые с целью получения новых знаний.
а) предварительные;
— наблюдения над материалом;
— предварительное чтение материала, относящегося к теме из дополнительных источников;
— составление вопросов по теме;
— просмотр произведений изобразительного искусства;
— доклады учащихся.
б) выполняется во время слушания объяснения учителя;
— составление таблиц, схем;
— составление плана лекции, в старших классах — конспекта;
— запись тезисов беседы.
Выполняя эти самостоятельные работы, учащиеся приобретают опыт самостоятельной аналитико-синтетической мыслительной деятельности, учатся опираться на факты, обосновывать свои ответы. Это ведет к четкости и доказательности ответов.
2. Самостоятельная работа над материалом учебника:
— чтение материала учебника и ответы на вопросы;
— составление плана параграфа учебной литературы;
— составление плана статьи, выделение ее тезисов.
3. Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний без предваритель- ного изложения учителем:
— ответы на вопросы после просмотра фильма, спектакля;
— наблюдения;
— эксперимент и наблюдение за его результатами.
4. Самостоятельная работа учащихся на основе приобретённых знаний:
— сочинение;
— доклад;
— решение, познавательных задач;
— упражнения с целью выработки умений и навыков;
— практические работы.
5. Самостоятельная работа в целях проверки знаний, умений и навыков учащихся:
— свободная таблица;
— сочинение;
— диктант, контрольная работа.
Автор подчеркивает необходимость использования заданий, нацеливающих ученика на самостоятельное изучение материала. Эта сторона концепции актуальна и в наше время. Поэтому Н. Ф.Белокур и А.А. Каменщикова в книге «Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы» продолжает совершенствовать концепцию Б. П.Есипова и предлагает свою классификацию.
В основе ее применительно к предметам гуманитарного цикла выделяют следующее виды самостоятельных работ (по дидактической цели и способу деятельности учащегося).
1. Работы, направленные на приобретение новых знаний, способствующих формированию умения самостоятельно приобретать знания:
— работа с учебником, дополнительной литературой;
— наблюдение;
— анализ схем, таблиц;
— работа с раздаточным материалом.
2. Работы, направленные на совершенствование знаний и способствующие формированию умений и навыков творческого характера:
— составление пересказа;
— написание сочинения;
— решение познавательных задач, требующих комплексного применения знаний.
Однако ограничиваться таким подходом к самостоятельной работе было бы явно недостаточно. Современный учебный процесс оснащен разнообразными средствами обучения, на основе которых может быть организована познавательная деятельность учащихся. Это побудило к исполнению заданий, нацеливающих на работу с различными источниками знаний, и, следовательно, к поиску соответствующей классификации видов самостоятельных работ, она отражена в книгах В. П. Стрекозина, И.К.Унт и др. ученых. Так В.П.Стрекозин выделил следующие виды работ:
— работа с учебной книгой;
— работа со справочной литературой;
— работа с программным материалом;
— сочинения и описания;
— наблюдения и анализ по заданию учителя;
— лабораторные работы; графические работы.
Такая классификация проста и удобна, она ориентирует учителя на разработки методики применения каждого источника знаний с учетам специфики его, а учащихся на приобретение умения самостоятельно добывать знания из этих источников. Однако этот подход страдает односторонностью, поскольку не дает представления о характере познавательной деятельности учащихся. Некоторые учёные определяют процесс познавательной деятельности детей как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе [3, с.67]. Проблему познавательной деятельности личности ученые, как правило, рассматривают в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Этот критерий — характер деятельности учеников — учитывает другая классификация, которая является следствием поисков правильного соотношения репродуктивной и эвристической деятельности учеников. Данный подход отражен в книге Л.Г.Вяткина, выделяется три типа самостоятельных работ; репродуктивные, выборочно-воспроизводящие, творческие.
Репродуктивная самостоятельная работа предполагает воспроизведение ранее полученные знания и оперирование ими.
Выборочно-воспроизводящая работа связана не только с актуализацией имеющихся знаний, но и с частичной их творческой переработкой.
Творческая работа предусматривает создание учащимися принципиально новых для них духовных и материальных ценностей.
П.И. Пидкасистый несколько расширил данную классификацию. Он считает, что воспроизводящие и творческие действия, выступая в единстве, внешне проявляются в виде действий на узнавание объекта по осмыслению структуры изучаемого материала, по варьированию свойств, признаков объекта в измененных условиях (по актуализации полученных знаний на решение нового круга задач). В результате выделяют самостоятельные работы:
— реконструктивно-вариантная;
— частично-поисковая;
— исследовательская.
Самостоятельная работа по образцу требует переноса известного способа решения в непосредственна аналогичную или отдаленно аналогичную ситуацию. Эта работа выполняется на основе конкретных алгоритмов, ранее продемонстрированных учителем и апробированных учащимися при выполнении предыдущих заданий.
Реконструктивно-вариантная работа потребует от учащихся преобразования структуры учебных текстов. Пример такой работы — сопоставления стихотворений разных поэтов на одну тему.
Частично-поисковая или эвристическая самостоятельная работа нацеливает учащихся на нахождение, выявление существенных признаков явлений и применение понятий науки в новой ситуации. Например, учащимся будет предложено отнесение музыкальной темы, к теме какого либо персонажа литературного произведения, соотнесение проводит сам учащийся.
Исследовательская работа предполагает разработку сообщения, доклада; она нацелена на развитие опыта творческой деятельности, способствует применению знаний в новых условиях, требует создания нового метода, способа решения проблемы. Примером такой работы может служить написание сочинения по самостоятельно придуманной теме.
В последние десятилетия, в связи с распространением идей развивающего обучения заметно усилился интерес педагогов к той стороне самостоятельных работ, которая представлена деятельностью учащихся. Появилась и новая классификация самостоятельных работ, отражающая современные подходы к процессу обучения. Актуальной своевременной для нас явилась классификация Г.Г.Серковой о построении системы самостоятельных работ учащихся в соответствии с особенностями уровня информационно-знаковой деятельности.
На первом уровне предметом самостоятельной деятельности учащихся является та область культуры, основы которой предполагают данный предмет: что предполагает формирование и развитие знаний, умений овладевать знаниями. Это информационно-знаковый уровень: учащиеся выполняют задания по образцу.
Второй уровень — отражательно-преобразующая деятельность учащихся: известны объекты, известны продукты, но неизвестны способы действия. Для этого уровня свойственно решение задач-открытий и задач конструирования как учебных. Основным показателем уровня сформированности учебно-познавательной деятельности (в условиях II уровня) является осознание учащимся способов своей деятельности в учебном процессе, овладение идеями оптимизации их, разработка собственных методов и алгоритмов поведения. Ученик умеет анализировать свою деятельность (мотивировать, осуществлять целеполагание, самостоятельно выбирать и обосновывать предмет деятельности, средства, метод, анализирует результат).
Третий уровень самостоятельной деятельности учащихся — духовно-практический. Задачи этого уровня — это задачи преобразования, задачи-открытия, учащиеся сами должны найти способ решения.
Основные виды самостоятельной деятельности и их характеристика:
Аудиторная: индивидуальная, фронтальная, работа в группах; конспектирование, работа с учебной литературой; практическая работа, творческие задания.
Внеаудиторная: домашние задания; проекты; написание рефератов, курсовых проектов; подбор статистического материала.
Общественная: подготовка классных часов; участие в общественных мероприятиях.
Четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся:
Копирующие действия учащихся по заданному образцу — идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнивания с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти — на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
Продуктивная деятельность — на этом уровне самостоятельно применяются приобретенные знания для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требует способности к индуктивными дедуктивным выводам.
Самостоятельная деятельность — на этом уровне переносятся знания при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, вырабатывается гипотетическое аналоговое мышление. Различные виды самостоятельной работы приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Виды самостоятельной работы
Типичные виды сам. работы Цели (дидактические, развивающие воспитательные) Источники и ……..
Библиография
Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн., Пропилеи, 2002. — 288 с., С. 229-241
Андросова, Э.М. Основы художественного проектирования костюма: учеб. пособие. / Э.М. Андросова.-Челябинск: Издательский дом «Медиа — Принт», 2004.
Барболин М. П. Методологические основы развивающего обучения. / М.П. Барболин — М., Академия, 1991.- 125 с.
Батышев С. Я. и др. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. / С.Я. Батышев — М., Высшая школа, 1995.
Батышев С.Я. Подготовка рабочих-профессионалов. / С.Я. Батышев — М.: Высшая школа, 1995. — 133 с.
Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В. П Беспалько- М., 1995.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2000- 352с.
Варковецкая Г. М. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах. / Г.М. Варковецкая — М., 1989.
Волков Ю. Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм: Социологический аспект / Науч. ред. А. В.Дмитриев. — М., 1995.
Герасимов В. Г. От знаний к творчеству: Становление личности. / В.Г. Герасимов — М., 1995.
Гецов Г. Г. Работа с книгой: Рациональные приемы. /Г.Г. Гецов — М., 1984.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 28009 «Технология швейных изделий» / Министерство образования РФ вводится в действие с 1 сен. 2002г./ М., 2002. — 39с.
Давыдов, В.К. Проблемы развивающего обучения, / В.К. Давыдов. — М.. Педагогика, 2000- 263с.
Единая программа среднего (полного) общего и начального профессионального образования: цели, структура, проблемы / Науч. ред. А. А. Жохов, А.Т.Глазунов. — М., 2002.
Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. Разработка и применение тестов успешности обучения. — М., 1996.
Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. / В.В. Ермилова — М.: «Академия», 2000-459с.
Исследование приоритетных проблем развития профобразования: Сб. результатов научных исследований. — М., 2001.
Казанская В. П. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. — М., 1990.
Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. — М., 2000.
Кормин А. И. Модель выпускника как основа организации педагогического процесса // Профессиональное образование. — 1997. — № 8.
Кругликов Г. И. и др. Основы технического творчества: Книга для учителя. — М., 1996.
Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие. — М., 2002.
Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. /Г.И. Кругликов — М.: Академия, 2007. — 286с.
Кубрушко П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. — М., 2001.
Лейбович А. Н Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. — М., 1996.
Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
Махмутов, М.И. Роль и место наглядности и технических средств в проблемном обучении. Комплексное применение технических средств обучения в учебном процессе средне профессионально-технических училищ. в 2ч. / М.И. Махмутов. — М.: Просвещение, 2003. — 1 ч. с.61-70.
Наин А. Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования // Педагогика. — 1994. — N° 3.
Новиков А. М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. — М., 1997.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. — М., 1999.
Орлав, В.И. Средства обучения / Среднее профессиональное обучения. — 2003 № 12 с. 19 — 23.
Панкратова, В.А. Производственное обучение портных. / В.А. Панкратова. — М.: Высш. шк., 1992. — 32 с.
Педагогика профессионального образования. / Под ред. В.А. Сластёнина — М.: Академия, 2007-366с.
Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов. / И.Ф. Харламов — 7-е изд., пер. и допол. — Минск: Университетское, 2002. — 378с.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 639с.
Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студентов высш учеб заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 466с.
Подласый, Н.П. Как подготовить эффективный урок. / Н.П. Подласый — Киев.: Высшая школа, 2003- 144с.
Профессиональная педагогика: Учебник. — М., 1997.
Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под ред. А. П. Беляевой. — СПб., 1995.
Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. — Екатеринбург, 1997.
РЭЙ Гибсон Поделки. — М.: «РОСМЭН», 2005. -64 с.
Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебник. / Н.В. Самоукина.-М., 1999.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998
Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие / Л.Г. Семушина. — М.: Мастерство, 2001. — 271с.
Сергеева Т. А., Уварова Н. М. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации). — М., 2003.
Серкова, Г.Г. Методологические основы педагогического обеспечения развития самостоятельной деятельности школьников. / Г.Г. Серкова — Челябинск, 1997 — 235с.
Сибирская М. П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. — М., 2002.
Скакун В. А Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения». — М., 1990.
Скакун В. А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. — М., 2001.
Скакун В. А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений. — М., 2001.
Скакун, В.А. Методика производственного обучения. / В.А. Скакун — Ассоциация «Профессиональное образование», 1992- 256с.
Скакун, В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. / В.А. Скакун.-М.: Мастерство, 1987.
Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие / Под ред. Ю.А.Якубы. — М., 2003.
Трофимова, Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста. / Н.М. Трофимова — Педагогика. 2003 №2 — 42с.
Учителю о производстве / Под ред. Д. Д. Москвина. — М., 1991.
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.
Эрганова, Н.Е., Шалунова М.Г. Практикум по методике профессионального обучения: учеб. пособие. / Н.Е. Эрганова, М.Г. Шалунова.-Екатеринбург, 1995.
Юрская, М.А. Письменные инструктирование в производственном обучении. / М.А. Юрская. — М.: Легпромбытиздат, 1999 — 78с.
Якиманская И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / Вопросы психологии. — 1995. — № 2.
Якоманская, И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. / И.С.Якомансская. — М.: Высшая школа, 2003- 144с.
Якуба Ю.А. Методика тестирования качества производственного обучения. — М., 2001.