Содержание
Введение3
1. Понятие системы органов местного самоуправления.
Представительный орган муниципального образования4
2. Местная администрация10
3. Глава муниципального образования13
4. Иные органы и должностные лица местного самоуправления15
Заключение17
Выдержка из текста работы
Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу, возможно, превосходит законодательную власть.
Актуальность курсовой работы. Актуальность курсовой работы обусловлена рядом объективных предпосылок, среди которых центральное место занимает процесс реформирования системы органов исполнительной власти Краснодарского края. Основой реформирования послужило принятие ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», что повлекло за собой изменение Устава Краснодарского края. Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо сейчас провести анализ всей проделанной работы с тем, чтобы выявить положительные и отрицательные результаты.
Цели и задачи курсовой работы:
Главная цель курсовой работы: анализ правового статуса Губернатора Краснодарского края и Совета администрации Краснодарского края, порядка взаимодействия Губернатора края и Совета администрации Краснодарского края с Законодательным Собранием Краснодарского края.
В процессе подготовки курсового исследования проведен анализ правовых актов, регулирующих указанные вопросы: Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Устава Краснодарского края, Указа Губернатора Краснодарского края «О реорганизации системы органов исполнительной власти края и формирование Совета администрации края — высшего исполнительного органа государственной власти края», проекта закона Краснодарского края «О схеме управления Краснодарским краем», а также правовых актов других субъектов РФ.
Объект курсовой работы — Исполнительная власть Краснодарского края, порядок организации, характерные черты.
Предметом курсовой работы является изучение правового статуса Губернатора Краснодарского края — как высшего должностного лица и Совета администрации Краснодарского края — как высшего органа исполнительной власти Краснодарского края, а также их взаимодействие с Законодательным Собранием Краснодарского края.
Теоретическую основу курсовой работы составили специальная юридическая литература, труды отечественных исследователей по административному праву, конституционному праву, Бельского К.С., Атаманчука Г.В., Прониной В.С., Бачило И.Л., Чиркина В.Е. и др.
Эмпирическую базу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Устав и законы Краснодарского края, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации, фактический материал, нашедший отражение в прессе, исследования.
1. Правовое регулирование исполнительной власти.
1.1. Система органов исполнительной власти.
Каждый субъект Российской Федерации формирует свою систему органов в соответствии с нормативно-правовыми актами, устанавливающими общие принципы организации органов государственной власти. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным Законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”[1] (далее ФЗ “Об общих принципах …”).
Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев, областей, схемы управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.
На практике существует проблема, что понимается под схемой управления. В теории административного права не употребляется понятие «схема управления», а говорится о системе органов. Именно поэтому в субъектах РФ даются различные понятия «схемы управления»:
Законодатель Краснодарского края определил схему управления как система органов государственной власти края в их взаимосвязи и взаимодействии,[2] т.е. определил понятия «система органов государственной власти» и «схема управления» тождественными понятиями.
Управление — это практическое, организующее и регулирующие воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.[3] Возникает вопрос все ли органы государственной власти осуществляют государственное управление или только исполнительная власть? Существует две точки зрения:
1) в широком смысле;
2) в узком смысле.
Согласно, первой точки зрения — государственное управление осуществляют все органы государственной власти, согласно, второй точки зрения — только исполнительная власть. На мой взгляд, государственное управление осуществляется в рамках государственной власти, которая согласно ст. 10 Конституции РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому можно сделать вывод, что государственное управление включает в себя всю систему органов государственной власти, а не только исполнительную власть.
В теории административного права понятия «система» и «структура» органов управления уже достаточно давно изучены, разграничены и обоснованы. Термины «система» и «структура» соподчиненные. Термин «система» (от греческого systema) может трактоваться как «план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном связном порядке»[4] . В толковом словаре термин «система» понимается в том числе и как «форма организации чего-либо, совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое»[5] . Некоторые ученые понятие «система» рассматривают как соединение факторов, явлений и т.п. в одно законченное целое, согласно принципам или закону, либо оно расшифровывается как совокупность частей, связанных с общей функцией. В.С. Пронина считает, что «в широком смысле — это порядок, планомерность, правильность в расположении частей, связанное целое, которое отражает и определенные требования дисциплинарного характера»[6] . С этим вполне можно согласиться. Система органов власти или управления представляется как совокупность взаимодействующих самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей[7] .
«Система раскрывает свое содержание через структуру составляющих ее организационных и функциональных элементов. Система есть результат объединения структурно составляющих ее единиц в единстве и целостности»[8] . «Структура характеризуется упорядоченностью внутреннего устройства системы. Структура — это внутренняя форма организации, формы взаимоотношений между структурными подразделениями, формы распределения полномочий и взаимосвязей между ними. Теоретически система органов управления должна иметь структуру, способную охватить и осуществить весь комплекс функций, который объективно выдвигается перед ней потребностями жизни, а с появлением новых функций, в случае необходимости, должны формироваться новые звенья, осуществляющие эти функции».[9]
«Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними».[10]
Данная система:
1.определяет единство органа с другими органами в рамках системы;
2.придает взаимодействиям органов исполнительной власти системное качество;
3.выделяет разнообразие органов исполнительной власти внутри системы в связи с их качествами[11] ;
4.определяется самим объектом управления, который представляет собой сложную совокупность политических, экономических, социальных, культурных и других явлений[12] ;
5.является подсистемой государственного управления, основным назначением которой считается государственное управление[13] ;
6.дает возможность возникновению внутри себя новых структурных элементов и устранения, старых без нанесения существенного ущерба целостности и эффективности функционирования.
Последнее свойство особенно важно, т.к. в нынешних условиях система органов исполнительной власти меняется довольно-таки часто.
Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеобразие разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.
Государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Таким образом, система органов исполнительной власти является подсистемой государственного управления.
Общими признаками системы являются: целостность, приоритет общего над частным, взаимосвязь и взаимозависимость между её элементами. Поэтому под системой органов государственной власти следует понимать целостную, внутренне взаимосвязанную и сбалансированную, оптимально необходимую совокупность органов государственной власти, призванных обеспечивать все потребности осуществления государственного управления.
Таким образом, государственное управление осуществляется системой органов государственной власти включающей в себя исполнительную, законодательную и судебную власти. Поэтому, по моему мнению, под «схемой управления» понимается система органов государственной власти субъектов РФ во взаимосвязи и взаимодействии, призванную обеспечить государственное управление.
Система органов исполнительной власти весьма многообразна. Огромная территория страны, 89 различных по многим факторам субъектов РФ (экономические, социальные, географические условия регионов и территорий и т.п.) — все это неизбежно сказывается на решении организационных проблем, связанных с построением такой системы государственного управления, которая могла бы с наибольшей эффективностью способствовать реформированию жизни России и решению управленческих задач.
В соответствии со ст.17 ФЗ «Об общих принципах…» функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти.
Высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края является Совет администрации края. Он является органом, возглавляющим единую систему всех органов исполнительной власти края — администрацию края. Совет администрации края состоит из Губернатора края — Председателя Совета администрации края, двух первых заместителей, заместителей Губернатора края, включая заместителя — руководителя органа исполнительной власти края в области экономики, руководителя органа исполнительной власти края в области финансов, других членов Совета администрации. Все указанные лица являются членами Совета администрации края по должности. Более подробно правовой статус Губернатора края и Совета администрации Краснодарского края будет рассмотрен в следующих параграфах.
В соответствии со ст.70 Устава края Совет администрации Краснодарского края разрабатывает схему управления краем, которая представляет собой систему органов государственной власти края в их взаимосвязи и взаимодействии, для представления её Губернатором края в Законодательное Собрание края. В настоящее время существует проект закона «О схеме управления Краснодарским краем», в котором определяются основные полномочия органов государственной власти Краснодарского края, а также виды органов исполнительной власти Краснодарского края, сущность и способы взаимодействия органов государственной власти Краснодарского края.
Основные полномочия органов исполнительной власти Краснодарского края зависят от вида того или иного органа.
Так, Губернатор Краснодарского края, определяет основные направления экономической и социальной политики края, обеспечивает единство и территориальную целостность края, осуществляет законодательную инициативу в Законодательном Собрании Краснодарского края и обнародует законы края, формирует Совет администрации Краснодарского края, осуществляет представительные, распорядительные, исполнительные функции по управлению краем.
Совет администрации Краснодарского края возглавляет систему органов исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивает комплексное социально-экономическое развитие края, участвует в проведении единой государственной политики, обеспечивает единство системы органов исполнительной власти Краснодарского края, направляет и контролирует деятельность иных органов исполнительной власти края.
Иные органы исполнительной власти Краснодарского края осуществляют на всей территории края исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных отраслях и сферах государственного управления. Они образуются в виде Главных управлений администрации Краснодарского края, Управлений (Комитетов, Представительств) администрации Краснодарского края, Инспекций администрации Краснодарского края, Палат Краснодарского края, Комиссий Краснодарского края.
Проект закона «О схеме управления Краснодарским краем» дает следующие определения органов исполнительной власти:
Главное управление администрации Краснодарского края — орган исполнительной власти края, проводящий государственную политику и осуществляющий межотраслевое управление в определенных отраслях и сферах деятельности, а также координирующий в установленных случаях деятельность иных органов исполнительной власти, краевых государственных учреждений.
Управление (Комитет, Представительство) администра……..
Список использованных источников
[1] Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999г. №184-ФЗ (ред. от 08.02.2001г. №3-ФЗ) // Консультант-плюс: Версия Проф.
[2] Устав Краснодарского края от 29.02.1996г. №8-252 (в ред. от 18.05.2001г. №14-1290) ст.70 // Консультант-плюс: Красноядарский выпуск.
[3] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций — М,: Юридическая литература 1997г.с.38.
[4] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. С. 188.
[5] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 719.
[6] Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти. // Журнал российского права. 1998. N2. С. 32.
[7] Игнатюк Н.А. Как используются понятия “система” и “структура” федеральных органов власти в конституционном законодательстве. // Журнал российского права. №9, 1999 г.
[8] Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития. / Ответ. ред. Бачило И.Л. М., 1998, с.126.
[9] Юсупов В.А. Волков Н.А. Научные основы государственного управления в СССР. Казань, 1972, с.59.
[10] Алехин А.П. и др. Административное право Российской Федерации: Учебник. Алехин А.П. Кармролицкий А.А. Козлов Ю.М. — М., 1996, с.132.
[11] Советское административное право. Государственное управление и административное право. М., 1978, с. 175.
[12] Аппарат управления социалистическим государством. Часть 1. М., 1976, с.182.
[13] Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития. / Ответ. ред. Бачило И.Л. М., 1998, с.70.
[14] Устав Краснодарского края от 29.02.1996г. №8-252 (в ред. от 18.05.2001г. №14-1290) ст.70 // Консультант-плюс: Краснодарский выпуск.
[15] Матханова Н.П. Полномочия губернатора в XIX веке: закон и жизнь. К постановке проблемы // Проблемы истории местного управления Сибири XVII-XX веков. Вып. II. Региональная науч. конф. 18-19 дек. 1997 г.: Тез. докл. — Новосибирск, 1997. — С.25-31.
[16] В.Н. Лысенко, Л.М. Лысенко Институт Губернаторства в истории и современной России: некоторые общие и отличительные черты // Государство и право №5, 1998г. с.13-14.
[17] Лысенко В.Н., Лысенко Л.М. Указ. работа. с.13.
[18] Лысенко В.Н., Лысенко Л.М. Указ. работа. С. 14-16.
[19] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: Федеральный Закон РФ от 06.10.1999г. №184-ФЗ (ред. от 08.02.2001г. №3-ФЗ) // Консультант-плюс: Версия Проф.
[20] Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. С. 23.
[21] О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 05.08.2000 г. №113-ФЗ // Консультант-плюс: Версия Проф.
[23] О представителях от Краснодарского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Закон Краснодарского края от 02.11.2001 г. №16-1550 // Консультант-плюс: Краснодарский Выпуск.
[24] О правительстве Московской области: Закон Московской области от 06.04.1999 г. №16/99-ОЗ (в ред. от 16.04.2001 г. №66/2001-ОЗ) // Консультант-плюс: Региональное законодательство.
[25] Устав Московской области от 11.12.1996 г. №55//96-ОЗ (в ред. от 13.03.2000 г. №15/2000-ОЗ) // Консультант-плюс: Региональное законодательство.
[26] О реорганизации системы органов исполнительной власти края и формировании Совета администрации края — высшего исполнительного органа государственной власти края: Указ Губернатора Краснодарского края от 29.12.2001г. № 2-уг // Консультант-плюс: Краснодарский Выпуск.
[27] О Совете администрации Краснодарского края: Закон Краснодарского края (проект)
[28] Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2001 года: Утв. Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 26.09.2001 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ №12
2001 г.
[29] Об осуществлении отдельных полномочий Губернатора края в законодательном процессе: Постановление администрации Краснодарского края от 21.06.2000г. №453-П (в ред. от 27.04.2001г. №289-П) // Консультант-плюс: Краснодарский Выпуск.
[30] Постановление Конституционного суда РФ от 18.01.96 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона)// Консультант-Плюс: Версия Проф.
[31] О порядке согласования назначения (освобождения) представителей Краснодарского края в органы управления хозяйственных обществ и товариществ, акции (доли, паи) которых закреплены в государственной собственности Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 25.09.200г. (в ред. от 06.06.2001г. №14-1369) // Консультант-плюс: Краснодарский Выпуск.
[32] Об управлении государственной собственностью Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 17.01.1996 г. №8-220 (в ред. от 01.02.2002 г. №1-24) // Консультант-плюс: Краснодарский Выпуск.