Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ6
1.1. Способы формирования хронологических знаний и умений6
1.2. Наглядность в изучении хронологии на уроках истории15
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ20
2.1. Методическая разработка занятия «Счет лет в истории с применением интерактивных технологий20
2.2. Методическая разработка урока-игры «Путешествие по ленте времени».24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ30
Выдержка из текста работы
Правильно организованный контроль дает возможность учителю определить уровень усвоения обучающимися изученного материала, увидеть элементы практического усвоения, восприятие детьми нового материала.
Каждый учитель должен сформировать свою систему оценивания, используя различные средства и приемы контроля усвоения знаний.
Актуальность нашей работы заключается в том, что проверка и оценка знаний и умений учащихся является важной частью учебного процесса. От её правильной организации зависит успех обучения. Принято считать, что контроль является «обратной связью» между учителем и учеником, возможностью влияния на учебно-педагогический процесс.
Эффективность проверки знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать методы и формы контроля на уроке у учащихся,
2. Рассмотреть виды контроля учащихся,
3. Изучить методы проверки и оценки знаний на уроках истории,
4. Определить контроль знаний на уроках истории при переходе на новые образовательные стандарты,
5. Рассмотреть традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.
Целью данного исследования является выявление эффективных средств организация проверки знаний школьников на уроках истории.
Предмет исследования – формы, методы, средства и технологии контроля знаний учащихся на роках истории
Объект исследования – процесс организации контроля знаний учащихся.
Историография этой работы нашла определенное освещение в отечественной исторической литературе. Для написания работы я ознакомились с работами: З.Д. Александрова [1]. Т.С. Буторина [2]. Л.П. Бурцева [3]. А.Н. Джуринский [4]. В.А. Капранов [5]. Е.А. Князев [6]. Н.В. Кодла [7]. Д.И. Латышина [9]. П.Д. Павленко [10]. Н.М. Платонова [11]. Г.В. Праyцова [12]. Н.И. Шевченко [13].
В качестве источников нашей курсовой работы выступают Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010.
Научная новизна. В курсовой работе комплексно и всесторонне исследуются методы эффективной организации проверки знаний школьников на уроках истории.
Практическая значимость работы. Материалы работы могут быть использованы в преподавании на уроках истории средних классов.
Структура курсовой работы была поставлена определёнными целями и задачами, она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы организации проверки знаний школьников на уроках истории
1.1. Методы и формы контроля на уроке у учащихся
Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности.
Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:
Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения [2.11, 25].
— Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
— Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
— Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
— Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
— Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
— Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся [2.9, 42].
Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.
Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание [2.13, 3].
Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.
Название «тематический контроль» говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю. [2.7, 112].
В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.
В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:
1. Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
2. Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
3. Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
4. Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие [2.3, 201].
Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.
Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия….
Заключение
Таким образом, с давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся – неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль позволяет педагогу оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. Контроль знаний и умений учащихся необходимо проводить систематически на всех этапах обучения.
Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет «отслеживать» результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ.
Контроль знаний, умений, навыков — это итог, результат, оценка работы ученика. На современном этапе развития образовательной системы существует две методические категории оценки уровня овладения детьми изучаемым материалом: критерии и нормативы.
Критерии характеризуют качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.
Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Список испльзованных источников
1. Источники
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. [Электронный ресурс] URL: 2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения: 20.12.2017 г.)
1.2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.12.2017 г.)
2. Литература
2.1 Александрова,З.Д. Мониторинг учебных достижений школьников на уроках истории / З.Д. Александрова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (10). – 122–125 с.
2.2 Буторина, Т.С. История педагогики и образования: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина; под ред. З.И. Васильева. – Москва: ИЦ Академия, 2013. – 432 c.
2.3 Бурцева, Л.П. Методика профессионального обучения: учебное пособие / Л.П. Бурцева. – Москва.: Флинта, 2016. – 160 c.
2.4 Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 675 c.
2.5 Капранова, В.А. История педагогики: учебное пособие / В.А. Капранова. – Москва: Нов. знание, 2012. – 240 c.
2.6 Князев, Е.А. История педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Князев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 505 c.
2.7 Кодола, Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы / Н.В. Кодола. – Москва.: Аспект-Пресс, 2012. – 174 c.
2.8 Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 260 c.
2.9 Латышина, Д.И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 314 c.
2.10 Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: учебное пособие / П.Д. Павленок. – Москва.: Дашков и К, 2015. – 592 c.
2.11 Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. – Москва.: ИЦ Академия, 2013. – 400 c.
2.12 Пранцова, Г.В. Методика обучения литературе: практикум / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – Москва.: Флинта, 2014. – 272 c.
2.13 Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: учебно-методические материалы / Н.И. Шевченко. – Москва.: Рус. слово — учебник, 2012. – 208 c.