Содержание
Введение3
1.Теоретические основы проблемы формирования экологических знаний дошкольников как элемента процесса экологического образования и формирования экологической культуры6
1.1. Исторический аспект экологического образования6
1.2. Современное состояние экологического образования дошкольников8
1.3. Трактовка проблемы экологического образования дошкольников различными авторами11
1.4. Особенности разработки темы с точки зрения общей, педагогической или возрастной педагогики14
2.Организация уголка природы в средней группы17
2.1. Цели и задачи исследования17
2.2. Проблема выбора объектов для создания уголка природы18
2.3.Способы использования уголка природы для ознакомления дошкольников с окружающей природной средой и формирования экологических знаний21
Заключение27
Литература29
Выдержка из текста работы
Для качественного обучения биологии необходимо создать условия, т.е. организовать материальную базу: кабинет биологии, учебно-опытный участок, уголок живой природы, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга в комплексной реализации задач обучения и воспитания.
Большое значение имеет правильно организованный кабинет биологии», так как большая часть учебного времени для овладения биологическими знаниями проводится именно в нем. Уголок живой природы обеспечивает уроки, внеурочные работы и внеклассные занятия живыми наглядными средствами обучения.
Объект исследования: уголок живой природы в кабинете биологии.
Предмет исследования: назначение и организация уголок живой природы в учебном процессе.
Цель исследования: изучить назначение и организацию уголок живой природы в учебном процессе в классах.
Из цели вытекают следующие задачи:
изучить организацию помещения кабинета:
рассмотреть использование наглядных пособий в кабинете:
рассмотреть уголок живой природы:
проанализировать школьную программу по биологии;
изучить опыт организации кабинета биологии.
В курсовом исследовании мы исходим из гипотезы, что эффективность формирования учебного процесса школьников на уроках биологии достигается благодаря правильной организации кабинета.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялся анализ психолого-педагогической и методической литературы. Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем. что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов.
ГЛАВА 1. КАБИНЕТ БИОЛОГИИ
Большая часть учебной деятельности по овладению школьной программой по биологии связана с кабинетом биологии.
Школьный кабинет биологии — особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету «Биология».
Кабинет биологии — это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии.
Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений и чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением.экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных (уголок живой природы). Наряду с таблицами использовали «волшебный фонарь», а затем и кинопроектор. В середине 50-х годов XX в. при переходе школы на кабинетную систему по всем дисциплинам кабинет биологии в основных чертах сохранился как класс-лаборатория в сочетании с подсобным помещением для размещения и хранения оборудования: наглядных пособий, аппаратуры, инструментария, библиотечки.
В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое — для конкретного курса, конкретной темы.
Все оборудование размещается в кабинете по определенной системе, чтобы его всегда можно было использовать в учебном процессе. Однако кабинет биологии — это не только место хранения необходимого оборудования. Функциональное назначение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций: учебно-воспитательную, научно-методическую, размещения учебного оборудования, справочная и учетная.
Учебно-воспитательная роль кабинета. В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья, которые при проведении групповых практических работ можно сдвигать вместе. Большая и хорошо освещенная классная учебная доска, мел и смоченная губка для протирки доски всегда должны быть на месте. Стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке. На стене (или доске) размещают экран (в свернутом виде — над доской), сбоку на высокой подставке — телевизор, а в глубине кабинета на специальной тумбе — кинопроектор.
В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, демонстраций, для ухода за растениями и животными. При отсутствии водопровода воду держат в больших сосудах, ведре или пластиковых бутылях.
Кабинет, как правило, оснащен небольшой библиотекой, содержащей различную справочную литературу для учащихся; рекомендации для лабораторных и практических работ; учебники биологии; книги по биологии из серии «Детская энциклопедия», методические журналы, например «Биология в школе», и пр.
В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции, развивающие интерес к биологической науке, помогающие усвоить сложный учебный материал, например стенды «Это интересно» или «Животный мир нашего края», «Растения Красной книги нашего региона» и др. В качестве сменных экспозиций в кабинете биологии могут быть представлены тематические выставки работ учащихся (плакаты, рисунки по экологической проблематике, фотографии, сделанные во время экскурсий, и др.).
Большое учебно-воспитательное значение имеют постоянные экспозиции (отражающие основные идеи биологии), которые используют при изучении многих тем и в разных учебных курсах, например «Развитие органического мира на Земле», «Уровни организации жизни», «Четыре среды жизни на Земле», «Царства живой природы» и др. В кабинете должны быть портреты выдающихся ученых (Ч.Дарвина, А.И.Опарина, Н.И.Вавилова, В.И.Вернадского, В.Н.Сукачева и др.).
Научно-методическая роль кабинета. Кабинет — это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, периодическая литература, особенно журналы «Биология в школе», «Экологическое образование в школе», различная методическая литература, в том числе книги по общей методике обучения биологии и по отдельным учебным курсам, справочная литература, определители растений и грибов, животных, методическое обеспечение для использования компьютера и др.
Учителю надо иметь в кабинете также инструктивные материалы Министерства образования Российской Федерации и органов управления образованием своего региона, государственные стандарты образования: Обязательный образовательный минимум по биологии для всех уровней средней школы, Требования к образовательному минимуму и др.
В кабинете также должны быть материалы, отражающие работу биологических кружков и факультативов, дидактические материалы и пр., т.е. все то, что помогает учителю в его работе по обучению, воспитанию и развитию учеников, способствует повышению его профессионального уровня.
Комплексное применение учебного оборудования позволяет наиболее полно реализовать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Комплексы учебного оборудования подготавливаются учителем к каждому уроку и не остаются постоянными.
Размещение учебного оборудования. В кабинете биологии находится система наглядных пособий:
натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, мелкие живые животные, коллекции, чучела, скелеты, влажные препараты, микропрепараты и пр.);
изображения натуральных объектов (таблицы, схемы, рисунки, модели, фотографии, слайды, диафильмы, видеокассеты и пр.);
раздаточный материал и дидактические карточки;
приборы и приспособления для демонстрации технических средств (кинопроектор, телевизор, эпидиаскоп, компьютер и пр.);
лабораторное оборудование: лупы, микроскопы, посуда и инструментарий для лабораторных работ (пинцеты, препаровальные иглы, предметные, покровные и часовые стекла, пробирки, пипетки и пр.) и для практических работ в природе и кабинете (гербарные папки, копалки, лопаты, секаторы и пр.);
химические вещества;
— небольшая аптечка для оказания первой помощи. Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по
типам пособий, разделам и темам программы с учетом объема, массы, габаритов, частоты использования и требований к хранению. Для удобства поиска оборудования каждому шкафу присваивается литер (А, Б и т.д.), полки нумеруются цифрами, а отделения на полках — прописной буквой. Шифр, обозначающий место хранения того или иного наглядного пособия, заносится в каталожную карточку. Например, А -4 -б……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастасова Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11 класс. — М., 2000.
2. Бордовская II. В. Диалектика педагогического исследования. — СПб., 2001.
3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. — М., 1983.
4. Викторова Л. П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников. — СПб., 2001.
5. Всссвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию is средней школе. — М., 1985.
6. Гершунскш) Б. С. Философия образования. — М., 1998.
7. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-пс-дагогического исследования. — М., 2001.
8. Зверев И. Д., Мягкова А. II. Общая методика преподавания биологии. — М., 1985.
9. Казначеев В. II. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — М.; Кострома, 1996.
10. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. — М., 2001.
11. Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий в современном обучении химии. — Л., 1985.
12. Кучменко В. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. — М., 2000.
13. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. — М., 2001.
14. Максимова В. II. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. — М., 1984.
15. Мамзин А. С. Биология в системе культуры. — СПб., 1998.
16. Марина А. В., Соломин В. П., Станкевич П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. — СПб., 2000.
17. Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии. — М., 1989.
18. Обязательный минимум содержания образования. МО РФ. — М., 2001.