Выдержка из текста работы
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем.
Маркетинг не начинается там, где завершается производство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом. Эффективное использование производственных мощностей, нового высокопроизводительного автоматического оборудования и прогрессивной технологии предопределяется маркетингом.
В рамках маркетинга разрабатывается и применяется система мер воздействия на рынок, на потребительский спрос с учетом возможности получения прибыли за счет максимального удовлетворения запросов потребителей.
Фирма, базирующая свою деятельность на принципах маркетинга, разрабатывает программы по новым товарам, производство и сбыт которых она намечает осуществить в результате маркетинговых исследований рынка.
Маркетинг можно рассматривать в двух аспектах: как систему, ориентированную на стратегию и тактику активного приспособления к изменяющимся требованиям рынка; как деятельность на рынке с использованием таких элементов, как потребитель, товар, цена, реклама, продажа.
Но дело не в том, что маркетинг является одним из важнейших направлений совершенствования управления производством и сбытом продукции. Он представляет собой процесс, целью которого становится обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса покупателей. “Не пытайтесь сбывать то, что Вам удалось выпустить, а производите то, что у Вас безусловно будет куплено” — основополагающий принцип маркетинга.
Маркетинг создает условия не только для выхода (или, как иногда говорят, прорыва) на рынок. Он также включает в себя закрепление позиции предприятия на рынке, расширение продаж на рынке, быстрое изменение характеристик продукции под влиянием технологических достижений и требований потребителя.
В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он — результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития промышленности и торговли. Большое воздействие на формирование концепции маркетинга оказал научно-технический прогресс общества, обеспечивший большое разнообразие товаров, высокие темпы их обновления, эффективное управление производством и маркетингом.
Организация управления производством в условиях рыночных отношений в своем развитии прошла следующие этапы (Как всякая периодизация любых комплексных явлений, установленные временные границы и содержание самих этих этапов носят ориентировочный характер).
1. Ориентация на производство (до 30-х годов прошлого века). Производители беспокоились главным образом о производстве и пытались любым способом продать потребителю (без изучения его потребностей) товары, в которых он зачастую не нуждался. Судьба продукции за воротами предприятия руководителей предприятия, как правило, не волновала.
Экономический кризис 1929 — 1932 гг. показал, что надо уметь не только произвести продукцию, но и сбыть ее.
2. Ориентация на сбыт (до первой половины 50-х годов). Стали использоваться разнообразные методы воздействия на покупателей с целью заставить их совершить покупку. Однако в условиях усиления конкурентной борьбы коммерческий успех имели только те предприниматели, которые склонили покупателей не только к разовым покупкам, а ориентировали их на долгосрочные контакты с компанией. Это можно было осуществить только в случае достаточно хорошего изучения потребностей и спроса, использования рекламы, стимулирования продаж и т.д.
Ориентация на маркетинг (до конца 70-х годов). Менеджеры во все больших масштабах системно использовали все элементы комплекса маркетинга. Использование комплексных методов формирования спроса, в существенной мере способствовало развитию потребительства, иррационального с общественной точки зрения. Вопросы рационального использования ресурсов, защиты окружающей среды отходили на второй план.
4. Ориентация на социально-этический маркетинг (80-е годы и до настоящего времени). Проблемы защиты окружающей среды, энергетический кризис второй половины 70-х годов радикальным образом повлияли на общественно-этические установки и, как следствие, на управленческие установки менеджеров. Возник социально-этический маркетинг, ориентированный на максимальное удовлетворение запросов потребителей, но с учетом требований экономичного расходования ресурсов и защиты окружающей среды, решения других проблем развития общества в целом. Примером является выпуск экономичных малолитражных легковых автомобилей с катализаторами.
Можно рассматривать развитие маркетинга с точки зрения его поэтапной интернационализации. Компания, постепенно расширяя объем производственно коммерческой деятельности, вначале вышла за границы того региона, где она расположена, и распространила маркетинговую деятельность на всю страну. Международный маркетинг уже начинается при простой экспортной деятельности, на следующем этапе он связан с созданием дочерних фирм, филиалов, отделений в отдельных зарубежных странах. Далее образуются международные корпорации в филиалами, разбросанными по всему миру, и со штаб-квартирой, расположенной в одной стране. Глобальный маркетинг предполагает, что в будущем будет свободное перемещение материальных ценностей, рабочей силы и капитала по всему миру.