Содержание
Введение………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть………………………………….…………….4
1. Понятие о себестоимости продукции, задачи статистики
Себестоимости………………………………………………………….4
2. Статистическое изучение себестоимости продукции………………7
3. Система показателей себестоимости продукции………………….13
4. Индексы себестоимости……………………………………………..15
II. Расчетная часть……………………………………………………18
III. Аналитическая часть…………………………………..…………27
Список использованной литературы…………………………………29
Приложения……………………………………….……………………30
Выдержка из текста работы
Основным направлением повышения конкурентоспособности фирмы является снижение затрат на производство и повышение качества продукции. Для того чтобы привлечь потребителя непосредственно к своей продукции предстоит рассчитывать лишь на собственные силы, а это значит, что необходимо осваивать новые технологии, повышать качество продукции, расширять сервис.
Себестоимость продолжает оставаться одним из основных результативных показателей эффективности производства. Уровень себестоимости отражает все стороны хозяйственной деятельности коммерческой организации. Чем эффективнее используются в хозяйственных процессах экономические ресурсы, рабочая сила, научные достижения, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а отсюда и повышение конкурентоспособности. Снижение себестоимости для организаций независимо от их организационно-правовой принадлежности является важнейшим резервом роста прибыли и повышения рентабельности.
Анализируя данные учета и отчетности, статистика решает в этой области следующие основные задачи:
— изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменений структуры затрат на динамику себестоимости;
— анализирует факторы, влияющие на динамику себестоимости;
— выявляет резервы дальнейшего снижения себестоимости и повышения экономической эффективности производства.
Но для того, чтобы решать поставленные выше задачи статистики себестоимости необходимо иметь четкое знание теоретического и практического содержания себестоимости как экономической категории и как инструмента, средства, инструменты воздействия на результаты хозяйственной деятельности.
Целью курсовой работы является статистический анализ затрат и себестоимости продукции предприятия.
Исходя из поставленной цели, в работе были решены следующие задачи:
— изложены основные теоретические аспекты статистики себестоимости продукции;
— рассмотрены основные показатели статистического изучения себестоимости продукции;
— представлена общая характеристика ООО «Лесной профиль»;
— проведен анализ динамики и структуры себестоимости продукции;
— выявлена основная тенденция динамики себестоимости;
— рассмотрен индексный анализ затрат на единицу продукции;
— проведен анализ взаимосвязи себестоимости продукции и затрат на оплату труда.
Объектом исследования курсовой работы является Общество с ограниченной ответственностью «Лесной профиль».
Предмет исследования — статистика себестоимости продукции предприятия.
Для проведения анализа использованы следующие статистические и экономические методы: метод анализа рядов динамики, выявление основной тенденции развития экономического явления, корреляционно-регрессионный анализ, определение абсолютных, относительных и средних величин.
При написании работы были использованы учебные и методические материалы, а также статьи в периодических изданиях, посвященные теме исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Предмет и задачи статистики себестоимости
Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
В себестоимости учитываются затраты прошлого труда, перенесенные на вновь созданную продукцию (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, износ основных средств), издержки, связанные с использованием живого труда (оплата труда рабочих и служащих, отчисления на социальные нужды), и прочие затраты. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы).
Необходимо различать общую себестоимость всей произведенной продукции — общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава, и индивидуальную себестоимость — затраты на производство только одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится) — и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.
В практике статистики различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат: производственную и полную.
Производственная себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции — начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.
Полная себестоимость — это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.
Статистика себестоимости продукции опирается на данные бухгалтерского учета, задачами которого являются определение общей суммы затрат, группировка их по видам и калькулирование себестоимости единицы продукции.
Анализируя данные бухгалтерского учета и отчетности, статистика решает следующие задачи: изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменения структуры на динамику себестоимости:
дает обобщающую характеристику динамики себестоимости продукции;
исследует факторы, определяющие уровень и динамику себестоимости, и выявляет возможности ее снижения.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
— учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
— база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
— экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
— определение оптимальных размеров предприятия;
— экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:
— непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретен-ные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);
— с обслуживанием производственного процесса и его управлением;
— с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
— с затратами на ремонт основных производственных фондов;
— с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
— с расходами на реализацию продукции.
Причем следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующим законодателъством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли [10].
Себестоимость — это стоимостное выражение текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Структура затрат на производство различается по отраслям экономики. В промышленности затраты на производство группируются по следующим статьям: сырье, материалы, топливо, покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних предприятий и организаций, топливо и энергия на технологические цели, зарплата производственным рабочим, отчисления в различные фонды в соответствии с действующим законодательством, расходы на освоение и подготовку производства, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общепроизводственные расходы, потери от брака, прочие производственные и внепроизводственные расходы. Из суммы выше перечисленных затрат вычитаются возвратные отходы [13].
Затраты по статьям калькуляции промышленного предприятия в зависимости от принадлежности к отраслям могут включать или не включать отдельные статьи затрат, а так же могут иметь другие статьи затрат.
В сельском хозяйстве затраты по статьям калькуляции включают: зарплату, отчисления в различные фонды, горючие и смазочные материалы, семена, удобрения, корма, амортизацию основных фондов, текущий ремонт сельхозтехники, прочие прямые затраты, накладные расходы.
1.2. Основные показатели статистики себестоимости
Для изучения себестоимости продукции применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.
Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка затрат по элем……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусаров В.М. Теория статистики. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 274 с.
2. Елисеева И.И.Б Юзбашев М.М. Общая теория статистики. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 480 с.
3. Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416с.
4. Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики. — М.: Изд-во ЛИХА, 2008. — 430с.
5. Ильенкова С.Д. Микроэкономическая статистика. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 544 с.
6. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. — М.: ЭКМОС, 2009. — 448с.
7. Курс социально-экономической статистики / Под ред. М.Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 771с.
8. Практикум по статистике / Под ред. А.П.Зинченко. — М.: Колос, 2007. — 392 с.
9. Теория статистики / Под ред. Р.А.Шмойловой. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 576 с.
10. Теория статистики: Практикум / Под ред. Громыко Г.Л. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 248 с.
11. Чернова Т.В. Экономическая статистика: учеб. Пособие / Т.В. Чернова; ТРТУ, Кафедра МЭМ. — Таганрог: ТРТУ, 2010. — 186 с.
12. Шмойлова Р.А. и др. Практикум по теории статистики: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Шмойловой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 365 с.
13. Экономическая статистика: Учебник для студ. Вузов / Ю.Н. Иванов, С.Е.Казаринов, Г.Л. Громыко. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 298 с.