Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования ценностно-смысловой сферы личности5
1.1. Общие положения по проблеме ценностно-смысловой сферы личности5
1.2. Формирование ценностно-смысловой сферы личности в учебной и профессиональной деятельности17
Выводы по Главе 122
Глава 2. Методы и методики эмпирического исследования23
2.1. Описание проведения исследования23
2.2. Сравнительный анализ и интерпретация особенностей ценностно-смысловой сферы студентов начального и выпускного курсов психологического факультета30
Заключение38
Список использованной литературы42
Приложения44
Выдержка из текста работы
Глава 2. Теоретическое обоснование использования тренинговой работы как средства коррекции ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению
2.1 Общее представление о тренинговой работе
2.2 Возможности использования тренинга в работе с ценностно-смысловой сферой подростков, склонных к отклоняющемуся поведению
Выводы по второй главе
Глава 3. Эмпирическое исследование коррекции ценностно — смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению средствами тренинговой работы
3.1 Общая характеристика исследования, диагностика и анализ данных исследования (констатирующий этап)
3.2 Система развития ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению в тренинговой работе (формирующий этап)
3.3 Анализ и интерпретация данных исследования (контрольный этап)
Выводы по третьей главе
Заключение
Библиографический список
Аннотация
Коррекция ценностно-смысловой сфера подростков, склонных к девиантному поведению средствами тренинговой работы.
Т. Котова
(студентки 4 курса факультета психологии) (научный руководитель — ст. преподаватель Курденко А. Н.)
В данной статье выявляется понятие "Ценностно-смысловая сфера" в зарубежной и отечественной психологии. Также проведен сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы подростков до проведения тренинговой работы и после.
Ключевые слова: Коррекция, подростковый возраст, ценностно-смысловая сфера, девиантное поведение, склонность девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения широко изучается в зарубежных исследованиях в рамках традиционных теоретических ориентаций такими авторами как: Н. Миллер, А. Бандура, Т. Адроно, В. Шутц, Р. Харре, С. Линга, а в отечественных исследованиях изучение девиантного поведения связано с исследованиями социально-психологических характеристик групп подростков с девиантной ориентацией: их групповых потребностей, норм, ценностей, такими авторами как: Г.С. Прыгин, И.В. Севастьянова, С.В. Тачина. Но изучение склонностей подростков к девиантному поведению остаются малоизученными и в настоящее время [Ощепков А.А., 2012].
Как известно, подростковый возраст является переходным, поэтому считается самым трудным и сложным из всех возрастных этапов. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости [Петровского А.В., 1987, 240 с.].
Все ведущие исследователи психологии подростков утверждают, что данный возраст является сензитивным в формировании ценностно-смысловых образований: собственная мировоззренческая позиция, чувство взрослости, ориентация на взрослые ценности, самосознание и самоопределение [Авдулова Т.П., 2014, 3 с.].
Рассмотрим системы ценностей подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению. Также для таких подростков большое значение имеют множество друзей, что говорит о боязни одиночества, ненужности своим сверстникам.
Обычно трудные подростки подвергаются постоянным "ущемлениям" как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, и как следствие со стороны сверстников в классе. Чаще всего, такое отношение у педагогов вызвано социальным положением его семьи, т.е. если семья изначально не благополучная, то и отношение к ребенку предвзятое.
Подростки ведут активную жизнь, хоть и проявляется она в отрицательном поведении.
Ценность "любовь" для них имеет очень низкое значение. Потребность в любви у них остается неудовлетворенной. Непонимание в семье, в школе загоняет подростка в угол, что не дает подростку надежду на это чувство.
Подростки, склонные к отклоняющемуся поведению нередко самоуверенны в своих действиях, это связанно с тем отношением, которое образовалось вокруг этих подростков, ведь кроме себя им положится не на кого.
Но это далеко не все ценности, которые имеют значение для подростков, склонных девиантному поведению.
Так как в ходе проведенного исследования была выявлена склонность подростков к девиантному поведению, можно сделать вывод о том, что с такими подростками необходимо проводить коррекционную работу, направленную на формирование адекватной ценностно-смысловой сферы. В нашей работе целесообразно использовать вторичную профилактику, так как она включает в себя работу с "группой риска".
Наиболее эффективной формой коррекции и профилактики является активное обучение социально важным навыкам, которое преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. Одним из наиболее перспективных средств такой профилактики склонности девиантного поведения является социально-психологический тренинг. Это связано с тем, что в ходе тренинговой работы изменяются установки на девиантное поведение, повышается самооценка, формируются навыки принятия решения, стимулируются процессы самоопределения и развитие ценностей. Также в ходе тренинга формируется способность ставить цели, отстаивать свои интересы и изменения себя и окружающей ситуации. [Осипова А.А., 2008].
Нами была разработана тренинговая программа "Мой жизненный путь", целью которого является психолого-педагогическая поддержка ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению. Курс состоит из 10 тренинговых занятий. По окончанию курса занятий проводился заключительный этап исследования, после чего все результаты сравниваются.
В качестве методов математической обработки результатов, которые были получены в ходе экспериментального исследования, нами использовался t-критерий Стьюдента, позволяющий выявить различия между двумя группами подростков по двум признакам [Ермолаева О.Ю., 2003].
Таблица №1
Сводная таблица значений t-критерия Стьюдента для выявления различий в группах лиц подросткового возраста, с высоким уровнем показателей СОП до и после тренинговой работы по показателям методики "Тест Смысложизненных ориентаций" Д.А. Леонтьева