Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты депозитарной деятельности6
1.1Нормативно-правовая база депозитарной деятельности в России и в Европе6
1.2 Понятие и процедура лицензирования депозитарной деятельности в России15
1.3. Проблемы и направления совершенствования депозитарной деятельности в России27
Глава 2. Условия обращения и учета разных видов ценных бумаг27
2.1.Объекты депозитарной деятельности32
2.2. Механизмы учета разных видов ценных бумаг35
2.3.Номинальное держание и количество уровней номинального держания44
Глава 3. Организация депозитарной деятельности51
3.1.Защита прав инвесторов, прозрачности прав владельцев ценных бумаг, сохранение конкурентоспособности российской инфраструктуры51
3.2.Экономическая эффективность55
Заключение60
Список использованной литературы63
Приложения65
Выдержка из текста работы
Современная банковская система функционирует в таких условиях, когда совершенствование управления отдельных методов оценки деятельности банков, является недостаточным, а основные понятия, такие как финансовые результаты, финансовая устойчивость, ликвидность, требуют переосмысления с позиций их взаимосвязи и взаимозависимости.
Разработка новых подходов к совершенствованию политики коммерческих банков по оптимизации финансовых результатов их деятельности, выявление достоинств и недостатков, используемых в настоящее время методов их оценки, а также обоснование концепции комплексного управления активами и пассивами банков, представляют собой проблемы теоретического, методологического и практического характера, исследование которых важно обеспечить на макро и микроуровне.
В этой связи приобретает особую важность дальнейшее изучение таких понятий как финансовый анализ результатов деятельности коммерческих банков.
В современном коммерческом банке финансовый анализ представляет собой основу финансового управления организацией, поскольку финансовая деятельность является преобладающей в банке. Управление ею немыслимо без анализа.
Роль финансового анализа в управлении деятельностью коммерческих банков, повышении надежности и качества управления является не только ответственной, но и определяющей жизнеспособность, как отдельных коммерческих банков, так и банковской системы в целом.
Важной особенностью финансового анализа в банках является то, что деятельность их неразрывно связана с процессами и явлениями, происходящими в той среде, где они функционируют. Поэтому проведению финансового анализа в банке должен предшествовать анализ окружающей его финансово-политической, деловой и экономической среды, суть которого состоит в изучении и оценке уровня планируемых поступлений инвестиций в банковский сектор, доступа банка к существующим инструментам рефинансирования, в анализе индикаторов состояния денежно-кредитной сферы. Анализу подлежат существующая сегментация рынка; эффективность банковского бизнеса в целом; характеристика ниши банка на рынке финансовых услуг; возможности поиска клиентов; конкурентная среда банка; демографические аспекты рыночной среды; опыт адаптации других коммерческих банков к рынку и его изменениям.
Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективность большинства управленческих решений может быть оценена с помощью финансовых показателей, поэтому финансовый анализ является этапом, операцией и одним из основных условий обеспечения качества и эффективности принимаемых управленческих решений.
Цель дипломной работы — основываясь на теоретических положениях и полученных данных по объекту исследования, предложить перечень направлений деятельности ОАО «Сбербанк России» по улучшению его финансовых результатов.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы анализа финансовых результатов, деятельности коммерческого банка, осветив особенности формирования и использования финансовых результатов его деятельности;
• определить роль и значение финансового анализа в оценке результатов деятельности банка;
• рассмотреть основные методы анализа финансовых результатов деятельности, используемые в банковской практике;
• представить оценку финансовых результатов деятельности ОАО «Сбербанк России»;
• выявить проблемы и пути улучшения финансовых результатов деятельности ОАО «Сбербанк России».
Объект исследования — деятельность ОАО «Сбербанк России».
Предмет исследования – финансовые результаты деятельности ОАО «Сбербанк России».
В качестве информационной базы для написания данной дипломной работы, анализа объекта исследования были использованы учредительные документы банка, его локальные правовые документы, финансовая отчетность, и материалы публичных выступлений руководства Сбербанка России.
Вопросы исследования деятельности коммерческих банков, в частности таких ее аспектом как финансовые результаты, освещали в своих научных трудах различные авторы, среди которых необходимо отметить: Лаврушина О.И., Тавасиева А.М., Батракову Л.Г., Максютова А.А., Никитину Т.В. и ряд других.
Методы исследования при выполнении выпускной квалификационной работы: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, синтез, изучение различной документации, а также гипотетический метод.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1. Особенности формирования и использования финансовых результатов деятельности коммерческого банка
Финансовый результат — это выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности организации в целом и её отдельных подразделений, прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе её предпринимательской деятельности за отчётный период.
Величина достигнутых банком финансовых результатов является отражением всего комплекса внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, в числе которых [10, с. 24]:
• географическое расположение банка,
• уровень конкуренции,
• степень развития финансовых рынков,
• социально-политическая ситуация в регионе,
• наличие государственной поддержки и других факторов, находящихся вне сферы влияния банка на них.
Такие показатели, как величина собственного капитала, объемы привлечения и размещения средств, активов, приносящих и не приносящих доход, уровень общебанковских издержек, убытков и потерь, масштабы использования прогрессивных технологий, современных средств автоматизации и оргтехники, уровень доходности филиальной сети и дочерних структур, организации внутреннего контроля и аудита – факторы, зависящие от деятельности самого банка и от качества управления им. Сумма всех позитивных и негативных действий руководства и персонала банка в обобщенном виде проявляется в финансовом результате [24, с. 60].
Финансовый результат деятельности любой организации в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников [32, с. 340].
Основным финансовым результатом банка, как и любой иной коммерческой организации, является прибыль. Прибыль есть показатель результативности его деятельности.
Размер прибыли банка важен для различных хозяйствующих субъектов или физических лиц, которые имеют отношение к банковской деятельности. Участники банка (в частности, акционеры) заинтересованы в прибыли как норме дохода на вложенный капитал. Заемщики опосредованно заинтересованы в достаточности банковской прибыли, поскольку способность банка выдавать кредиты и делать иные вложения зависит от размера и структуры его собственного капитала, а прибыль является один из основных его источников.
Объем прибыли в целом по банковской системе обеспечивает ее надежность, гарантирующую безопасность вкладов и наличие источников кредита, от которых зависят потребители банковских услуг [30,]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения данной бакалаврской работы были достигнуты поставленные цель и задачи.
На основе проведенных исследований, можно сделать следующие выводы.
Финансовый результат коммерческого банка в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Прибыль есть показатель результативности его деятельности.
По итогам проведенного исследования деятельности ОАО «Сбербанк России» на кредитном рынке отмечается, что чистая прибыль составила 290,3 млрд. руб. против 362 млрд. руб. в 2013 году.
Результаты финансово-экономической деятельности ОАО «Сбербанк России» за 2014год, представлены в Табл.1
Основные факторы снижения прибыли в 2014 году – значительные расходы на резервы.
Активные операции ОАО «Сбербанк России» составляют существенную и определяющую часть его операций.
По состоянию на 31 декабря 2014 года доля активов, приносящих процентный доход, составила 85,5% от общих активов Группы.
Чистый процентный доход составил 1019,7 млрд. руб., что на 18,3% больше предыдущего года .
Процентные доходы возросли на 24,3% за счет роста портфеля кредитов юридическим и физическим лицам .
Процентные расходы увеличились на 32,7 %.
Важнейшим показателем уровня организации кредитного процесса, проявляющегося в финансовой результативности, является качество кредитного портфеля.
В течение 2014 года портфель кредитов клиентам до вычета резерва под обесценение кредитного портфеля вырос на 37,5%.
В целом банк продолжает формировать резервы на возможные потери в соответствии с требованиями Банка России, придерживаясь консервативного подхода к покрытию существующих кредитных рисков .
Появление все новых и новых возможностей и факторов, влияющих на кредитную работу банка; создают предпосылки для внедрения передовых, ранее неизвестных приемов управления; качеством кредитного портфеля, фокусирующих в себе и управление кредитным риском, и ликвидностью и доходностью кредитных операций банка. ОАО «Сбербанк России» успешно внедряет новые технологии с целью роста эффективности своих операций и качества сервиса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // // Правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 28.07.2012) «О банках и банковской деятельности» // Правовая система «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) // Правовая система «Консультант. Плюс».
4. Указание ЦБ РФ от 20.01.2009 № 2172-У «Об опубликовании и представлении информации о деятельности кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп» // Правовая система «Консультант Плюс».
5. Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (ред. от 09.12.2011г.) // Правовая система «Консультант Плюс».
6. Распоряжение Росимущества от 27.07.2010 № 1293-р «Об условиях приватизации акций открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс».
7. Банковское дело /Под ред. Лаврушина О.И. – М.: КНОРУС, 2011. – 768 с.;
8. Банковское дело: управление кредитной организацией /Под ред. Тавасиева А.М. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 640 с.
9. Банковское дело: управление и технологии /Под ред. Тавасиева А.М. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 863 с.;
10. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. – М.: Лотос, 2010. – 342 с.
11. Банковский менеджмент / Под ред. Лаврушина О.И. – М.: КНОРУС, 2009. – 560 с.
12. Бухгалтерия и финансовые консультации: [Электронный ресурс] – Режим доступа:
13. Бухгалтерия, финансы, менеджмент и банки: [Электронный ресурс] – Режим доступа:
14. Волгина О.Н. Корпоративный менеджмент // OsobennostiIMexanizmyMotivaciiTrudaVFinansovoKreditnyxOrganizacijax;
15. Деятельность коммерческих банков /Под ред. Калтырина А.В. — Ростов на Дону: Феникс, 2009. — 398 с.
16. Елкин С.Е. Отчетность кредитных организаций. – Омск: Издательство ОмГУ, 2011. – 371 с.
17. Жарковская Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 325 с.
18. Журнал «Бухгалтерия и банки» // http:www.bib.bankir.ru
19. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 255 с.
20. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2011. – 572 с.
21. Максютов А.А. Банковский менеджмент. – М.: Альфа-Пресс, 2011. – 366 с.
22. Метелев С.Е., Т.В. Завгородняя, Рыжков П.П. Управление финансовой устойчивостью банка. – Омск: Издатель ИП Погорелова Е.В., 2009. – 131 с.
23. Никитина Т.В. Банковский менеджмент.- СПб: Питер, 2010. – 160 с.
24. Папирян Г.А. Экономика и управление банковской сферой. — М.: «Экономика», 2010. — 150 с.
25. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 320 с.;
26. Путренок Е.Л. Банк и система мотивации его сотрудников //Российское предпринимательство. – 2011.- № 5. – С.108-112
27. Прибыль банка: формирование и использование. Показатели рентабельной деятельности банка text/201
28. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. – М.: Дело, 1997. – 768 с.
29. Селеванова Т.С. Бухгалтерский учет в кредитных организациях. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 271 с.
30. Смирнова Н. Кадровая политика банка //Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2007. — № 3 // http:www.hr-portal.ru/article/kadrovaya-politika-banka;
31. Сайт профессионалов банковского бизнеса: [Электронный ресурс] – Режим доступа:
32. Сайт Банк. Ру, Инфо: [Электронный ресурс] – Режим доступа:
33. Сайт Банки. Ру: [Электронный ресурс] – Режим доступа:
34. Сайт: [Электронный ресурс] – Режим доступа: >35. Сайт: [Электронный ресурс] – Режим доступа:www.creditblog.ru
36. Сайт: [Электронный ресурс] – Режим доступа: >37. Сайт: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. Bankir.Ru
38. Сайт: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru
39. Сайт: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.sbrf.ru