Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Дипломная работа
Социально-педедагогическая профилактика девиантного поведения подростков


ВУЗ, город:

МГУ

Предмет: Педагогика

Дипломная работа по теме:

Социально-педедагогическая профилактика девиантного поведения подростков

Страниц: 56

Автор: Елена

2011 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Опыт социальной работы с людьми с девиантным поведением (Курсовая работа, 2010)

    ... социальные факторы, характерные для трансформационного общества. Трансформация российского общества предопределила формирование в нашей стране различных видов девиантного поведения. Девиантное поведение ...

  2. Профилактика девиантного поведения детей старшего подросткового возраста на примере общеобразовательной школы (Дипломная работа, 2011)

    ... привели к обострению социальных проблем, таких, как ... социальных явлений. Актуальность исследования девиантного поведения подростков обусловлена тем, что изменения, произошедшие в российском обществе, и особенности социального взаимодействия подростков ...

  3. Изучение проблемы организации спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками как фактор профилактики девиантного поведения (Дипломная работа, 2011)

    ... исследования – профилактика девиантного поведения у детей и подростков. Предмет исследования – спортивно-оздоровительная работа как фактор профилактики девиантного поведения у детей и подростков. Цель исследования ...

  4. Спортивно-оздоровительная работа с детьми и подростками как фактор профилактики девиантного поведения (Дипломная работа, 2010)

    ... исследования различных наук. Задачи профилактики девиантного поведения стоят перед различными социальными институтами, в том числе ... и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно ...

  5. Коррекция девиантного поведения подростков в социальном приюте. (Дипломная работа, 2008)

  6. Психологические методы регуляции социального повидения у подростков (Курсовая работа, 2009)

    ... но нарушать социальные нормы, потому, что они им не усваиваются. Социальные нормы предполагают отказ ... Целью данной работы является изучение психологических механизмов (методов) регуляции девиантного поведения подростков. Для достижения цели поставлены ...

  7. Девиантное поведение подростков и особенности их самооценки (Дипломная работа, 2011)

    ... изучения отношения к себе и окружающим девиантных подростков заключается в необходимости поиска коренных отличий в поведении адаптивных ... , не сопротивляющийся уже внешней оценке, «клейму», связанному с его социальным статусом, утративший самоуважение ...

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПРЕКТЫ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ6

1.1 Психолого-педагогические подходы к профилактике

девиантного поведения подростков….6

1.2 Психолго-педагогические особенности девиантного

поведения подростков...13

1.3 Сущность социально-педагогической профилактики

девиантного поведения подростков…24

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ….38

2.1 Констатирующий эксперимент…38

2.2 Формирующий эксперимент42

2.3 Контрольный эксперимент...48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…

Выдержка

ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Психолого-педагогические подходы к профилактике девиантного поведения подростков

В социально-психологических и педагогических исследованиях для обозначения отклонений (девиации) в поведении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение и т.п. Как показывает анализ публикаций, девиация является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Качество процессов данного взаимодействия позволяет «делить» поведение на нормальное и отклоняющееся [12].

Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

В других исследованиях отмечается, что внутри девиации выделяют такие ее формы, как девиантное, деликвентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию.

Позитивная девиация — это такое отклоняющееся по ведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д [2].

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т. д. В узком смысле под девиантным поведением понимаются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы деликвентного поведения:

• Агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

• корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство. Угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

• распространение и продажа наркотиков.

Деликвентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению системы регуляции.

Криминальное поведение как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и деликвентного поведения [20].

Негативные формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Как справедливо считает Кичева И.В., чтобы навести терминологический порядок в определениях феномена «девиация», в многозначном гнезде существующих понятий требуется выделить общее значение. Дезаптация как нарушение социально-психического состояния и поведения под воздействием внешних/внутренних причин может быть рассмотрена в качестве базового понятия, объединяющего все вышеперечисленные определения отклоняющегося поведения человека. В рамках дезаптации исследователями определяются границы социальной, психологической и патологической дезаптации; отмечается специфика дезаптации в общеобразовательной школе, в средне-специальном учебном заведении и вузе.

Список использованной литературы

1. Бабосов Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия./ Е.М. Бабосов- Мн., 2003. — 240с.

2. Битенский В.С. Наркомании у подростков./ В.С. Битенский, Б.Г. Херсоский, С.В. Дворяк — Киев, 1989. — 260 с.

3. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. / Р.Р. Гарифуллин — М.: СК Сфера, 2002. — 266с.

4. Данилов А.Н. Социология. Наука Беларуси в ХХ столетии. / А.Н. Данилов — Мн.: Белорусская наука, 2001. — 1006 с.

5. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика девиантного поведения у подростков./ С.А. Кулаков — М. — СПб.: Гардарика, 2003. — 470 с.

6. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко // Саморазрушающее поведение у подростков. — Л.: Мысль, 1989. — 377с.

7. Лозовой В.В. Профилактика наркомании. Школа, семья: Учебное пособие. / В.В. Лозовой — Екатеринбург, 2000. — 290 с.

8. Лушагина И.Г. «Детям риска» требуется помощь / И.Г. Лущагина // Воспитание школьников. — 1997. — №4.

9. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе: Методическое пособие. / В.В. Колбанов — СПб.: Гардарика, 1992. — 480 с.

10. Маглыш В.А. Социально-педагогические основы охраны и защиты детства./ В.А. Маглыш — Минск: БГПУ, 2009. — 120с.

11. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Вопросы психологии. — №11. — 2001.

12. Молчанова Т.К. Составление образовательных программ (практические рекомендации). / Т.К. Молчанова, Н.К. Виноградова — М.: Педагогика, 2001. — 218 с.

13. Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков / Э. Муньягисеньи // Психологическая наука и образование. — №4. — 2001.

14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. / Р.В. Овчарова — М.: СК «Сфера», 2001. — 524 с.

15. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой. — М.: Проспект, 2000. — 362 с.

16. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию./ Е.В. Сидоренко — СПб.: Речь, 2003. — 374 с.

17. Соловов А.В. Варианты психопатологии у подростков при Джон А. начальных формах клинической зависимости / Е.В. Сидоренко // Школа здоровья. — 2000. — №1. С. 79-82.

18. Солодовников С.Ю. Демографическая ситуация, человеческий и социальный капитал Республики Беларуси. / С.Ю. Солодовников — Минск: Белорусская наука, 2008. — 424c.

19. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А. Н. Данилова. — Мн.: БелЭн, 2003. — 384 с.

20. Христофорова М.И. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов / М.И. Христофорова, Л.М. Шипицина // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). — М.: Изд. РГУ — 2001. — 220 с.

21. Черкашина Л.А. Профилактика наркозависимости в школе: Методическое пособие. Книга вторая./ Л.А. Чекашина, Н.А. Склянова, А.И. Рукавишников — Новосибирск, 2001. — 278 с.

5 37
RUR 3490

Статьи по теме для самостоятельной работы

Надежда Кисиль: «Это просто недолюбленные дети, и государство направило их в спецучилище, чтобы они осознали всю серьезность своего ... - Первый Казанский

Надежда Кисиль: «Это просто недолюбленные дети, и государство направило их в спецучилище, чтобы они осознали всю серьезность своего ... - Первый Казанский

Елена Орешина, Казань Надежда Кисиль не любит, когда ее воспитанников называют малолетними преступниками. для нее они — недолюбленные дети, которые попали в трудную ситуацию. За это время оно из типового учреждения превратилось в оплот кадетского воспитания, а у детей появились реальные шансы добиться успехов в жизни. Надежда Кисиль в интервью KazanFirst рассказала об особенностях жизни и... далее

Галина Зубенко о создании на Ставрополье благоприятных условий воспитания детей - Ставропольская правда

Галина Зубенко о создании на Ставрополье благоприятных условий воспитания детей - Ставропольская правда

Создание благоприятных условий для реализации права каждого ребенка на семейное воспитание, соблюдение приоритетного права и ответственности родителей за воспитание их детей являются актуальными вопросами государственной политики. –В Ставропольском крае проводится большая и системная деятельность по развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В... далее

Замминистра образования СК Надежда Палиева о проблемах детей из неблагополучных семей - Ставропольская правда

Замминистра образования СК Надежда Палиева о проблемах детей из неблагополучных семей - Ставропольская правда

Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» министерство образования СК является одним из органов краевой исполнительной власти, который во взаимодействии с другими региональными министерствами и ведомствами и совместно... Развитие образования в Ставропольском крае на 2011-2013 годы». Задачами подпрограммы являются создание условий для раннего выявления и устранения... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх