Выдержка из текста работы
Финансовое право России долгое время занимало весьма скромное место среди других отраслей права и юридических наук и не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были немногочисленны, вместо них в основном действовали постановления правительства, а также инструкции центральных финансово-кредитных органов. В последние годы стала активно формироваться правовая основа, регулирующая финансовые отношения, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей, широко проводятся научные исследования разнообразных финансово-правовых проблем. Все это отразило глубинные процессы экономических и политических преобразований происходящих в России и проявилось в изменении содержания, структуры и роли финансового права. Соответственно сложились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.
Нормы финансового права, регулирующие отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства – это правила поведения, устанавливаемые государством в строго определенном порядке и форме и вводимые в действие в точно установленный законодателем срок. Они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить ее предписания и условия применения.
Финансово-правовые нормы имеют материальное обоснование и не являются простой волей законодательных и исполнительных органов. Принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, государственные органы всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
1. Понятие, структура и виды финансово-правовых норм
1.1 Понятие финансово-правовых норм
Финансово-правовая норма – установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения участников в отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Она регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Общие признаки финансово-правовой нормы:
* это писаные правила поведения установленные государством, а поэтому исполнение обеспечивается принудительной силой государства;
* это правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение;
* это правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;
* возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;
* имеет формализованный характер – всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте – законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования и проявляются:
* в регулируемых правоотношениях (финансовые правоотношения);
* в содержании финансово-правовых норм;
* в характере установленных в них предписаний;
* в мере ответственности за нарушение предусмотренных правил;
* в способах защиты прав участников финансовых отношений.
Особенности финансово-правовой нормы:
1) императивность – в отличие от норм ряда иных отраслей права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;
2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений – финансовые.
Специфические признаки финансово-правовых норм обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования. Финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права по своему непосредственному целевому назначению, которое определяется предметом финансово-правового регулирования.
Финансово-правовые нормы редко возникают как фактические. В общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовых норм. Эти отношения проявляются не иначе как в формах, определенных государством.
Финансово-правовые нормы отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, что обусловлено следующими причинами:
* Возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований отношения, являются в своей основе экономическими, следовательно, подверженными различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику. Эта нестабильность приводит к нестабильности самого финансово-правового регулирования, к отмене устаревших и появлению новых финансово-правовых норм. В условиях экономической нестабильности эти процессы ускоряются.
* Охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований бюджетно-правовые отношения нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, выражающиеся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Содержание финансово-правовых норм содержит правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и так далее…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп, а также интересов самого государства. Российское финансовое право в целом отражает условия жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала страны и укреплении ее финансовой системы.
Контроль является выражением функции социального управления, суть которой заключается в проверке, наблюдении и отслеживании того или иного явления. Механизм валютного контроля является организационно-правовой системой целенаправленного государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере совершения валютных сделок и операций в целях соблюдения валютной дисциплины участниками валютных правоотношений. Данная система включает в себя следующие элементы: 1) самостоятельный подконтрольный объект; 2) структурно оформленную систему специальных субъектов контроля; 3) комплекс контрольных процедур; 4) массив специальных нормативных правовых актов.
Исходя из практики, наиболее жестким и эффективным инструментом валютного регулирования в Российской Федерации являются валютные ограничения, представляющие собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций на территории государства и (или) прав резидентов при осуществление ими валютных операций за рубежом.
Успешная реализация валютной политики в современной России напрямую зависит от эффективного осуществления валютного контроля.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013);
2. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 01.09.2013);
3. Гафарова, Г.Р. Некоторые особенности осуществления валютного контроля в РФ. / Финансовое право. – 2009. – №7.
4. Карасева М.В. Финансовое право: учебник для вузов – М.: Юрайт, 2010.
5. Химичева Н.И. Финансовое право. Учебно-методический комплекс. – М.: Норма, 2005.
6. Эриашвили Н. Д. Финансовое право: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011.