Выдержка из текста работы
Опросы – получение информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос позволяет моделировать некоторые экспериментальные ситуации, выявить особенности субъективных состояний испытуемых или группы лиц, получить информацию о прошлом или настоящем и т.д.
Нередко опрашиваемые догадываются, что от них требуется, и невольно настраиваются на требуемый ответ. Субъективные мнения людей и их оценки могут подвергаться колебаниям под воздействием условий опроса или других обстоятельств. Все это надо учитывать при организации опроса.
Многое зависит от содержания или характера планируемой информации, а также от языка анкеты или используемой терминологии. Важна правильная постановка вопросов (однозначная, ясная, четкая, располагающая к объективному ответу). Далеко не всегда полезно ставить вопросы «в лоб», не следует также использовать вопросы подсказывающего характера. Косвенные (опосредованные) вопросы предпочтительнее, если выявляются оценки, отношения, мнения, мотивы.
При анкетировании, как и при других методах косвенного измерения используются шкалы. Они могут иметь значение «0», или начинаться с 1. Значения могут определяться как по возрастающей, так и по убывающей. Главное, автор должен описать принятую им систему шкалирования. По этому принципу строится ряд методов опроса.
Метод ранговых оценок. Является простым и удобным методом. Заключается в том, что измеряемые явления, свойства, качества – любая изучаемая информация – располагается респондентом (опрашиваемым) в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывается число, обозначающее место в ряду, по «рангу». Метод ранговых оценок или ранжирования использовался нами при определении структуры педагогического исследования.
Метод выбора или голосования. Используется в том случае, когда респонденту предлагают из названного списка объектов, показателей, признаков и т.д. выбрать те, которым он отдает предпочтение. Можно назвать несколько вариантов метода выбора:
1. Неограниченный выбор: число выборов определяет сам респондент. Из названных объектов можно выбрать неограниченное количество.
2. Ограниченный выбор: предлагается выбрать не больше названного числа объектов из всех предлагаемых, например, не более 3-4.
3. Метод единственного выбора: предлагается выбрать только один объект из всех предложенных. Метод выбора прост в обработке, т.к. достаточно подсчитать частоту выборов каждого объекта, на основе которого произведено шкалирование.
При изучении лекционного материала и литературы, рекомендованной для занятия, студенты знакомятся с методом анкетного опроса, интервью, ранговых оценок, методом компетентных судей, методом оценивания. Вспоминают, что метод ранжирования уже использовался ими в практической работе. Пытаются выделить отличительные особенности каждого из разновидностей метода опроса и вместе с тем найти общее, что объединяет их. Рассматривают общие и особенные требования к проведению разновидностей метода опроса.
В процессе самостоятельной внеаудиторной работы студенты разрабатывают и описывают методику анкетирования, составляют инструкцию, определяют содержание и формулировку вопросов анкеты. Разработка методики может опираться на принципы, описанные В.А. Ядовым.
1. Программная логика вопросов (т.е. содержание изучаемого в определенном объеме и последовательности) не всегда совпадает с логикой построения анкеты. Опросный лист (анкетный лист) строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.
В анкетном листе могут содержаться вопросы – «фильтры». Например, первая группа вопросов относится со всем, поэтому не имеет специального пояснения. Вторая группа вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто…», третья – снова может предваряться «фильтром»: «Эти вопросы адресуются тем, кто…» В заключение вводится снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся к всеми опрашиваемым».
2. Учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это, прежде всего, относится к стилистике и лексике вопросов. Для массового опроса научные цели проводимой работы не раскрываются. Для специалистов, экспертов указываются и практические, и научные цели исследования.
3. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Общие суждения, с которых начинается рассмотрение какого-либо предмета, явления, могут повлиять на оценку частных особенностей обсуждаемого, снизить ее. Целесообразнее частные вопросы ставить первыми, а обобщающие– в конце блока, например: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере Вы относитесь к…» Оценка частных элементов заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных суждениях.
4. Смысловые «блоки» анкетного листа должны быть примерно одного объема. Преобладание в одном из блоков количества вопросов или их сложность неизбежно сказывается на качестве ответов по другим блокам. При доминировании одного из блоков может произойти опосредованное давление на респодентов, а в результате этого – искажение полученной информации.
5. Распределение вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные, затем – еще сложнее (например, мотивационные), потом – спад (снова вопросы событийного, фактологического характера) и в конце – наиболее сложные вопросы (один – два, после чего – завершающей блок по сбору информации об опрашиваемом, так называемая «паспортичка»).
Последовательность смысловых блоков, наиболее распространенная в анкете, такова (название блоков, разумеется, не дается):
Введение. Указывается кто проводит опрос (организация, учреждение, группа, лаборатория, институт). Для чего проводится опрос, как будут использоваться данные. Инструкция по заполнению анкеты и способ его возврата.
Цель опроса объясняется популярно без использования сложной или научной терминологии. Фраза: «Нас интересует то-то…» скорее отпугнет или насторожит респондента, чем вызовет у него желание помочь. Целесообразнее прибегнуть к такому обороту, который подчеркнет активную позицию самого опрашиваемого, например: «Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области» или «Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему». Не следует также озаглавливать анкету, а в конце указывать фамилии составителей.
Указание организации, проводящей опрос, и целей исследования достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу.
В большинстве случаев проводится анонимный опрос, поэтому во введении подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования. Уместно также выражение благодарности за сотрудничество в проведении опроса.
Вступительные вопросы. Они предназначены для того, чтобы заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому не следует сразу в самом начале анкеты ставить трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее целесообразны вопросы событийного содержания общего характера. Не рекомендуется также начинать опрос с «паспортички», что нередко тревожит опрашиваемых. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в заключение анкетного листа.
Заключительные вопросы. Чаще всего в этот блок включаются относительно нетрудные вопросы. Уместны здесь различные шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые же вопросы требуют пространных ответов.
«Паспортичка» занимает последнюю страницу или последние строки. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса.
Сведения, полученные в паспортичке, при анализе анкет используются для их группировки по выделяемому признаку. Например, распределяются все опрашиваемые по стажу работы, по образованию, по профессии, по половой принадлежности, возрасту и т.п. Затем происходит анализ полученных материалов в выделенной группе, отыскивая общее или различное в высказываниях респондентов.
В качестве учебных материалов приводятся фрагменты диссертационных и дипломных работ. В процессе их изучения студенты знакомятся с описанием методов опроса. В одних фрагментах будет дано только описание методики, в других – кроме этого представлен фактический материал.