Выдержка из текста работы
Научный аппарат исследования составляют: актуальность, противоречие, проблема исследования, цель исследования, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, методологическая база исследования, методы исследования, этапы исследования, научная новизна, практическая значимость исследования.
Состав научного аппарата различных форм исследования
Компоненты научного аппарата |
Курсовая работа |
Выпускная квалификационная работа |
Актуальность исследования |
+ |
+ |
Противоречие |
+ (обязательный элемент третьей курсовой работы) |
+ |
Проблема исследования |
+ (обязательный элемент третьей курсовой работы) |
+ |
Цель исследования |
+ |
+ |
Объект исследования |
+ |
+ |
Предмет исследования |
+ |
+ |
Гипотеза исследования |
— |
+ |
Задачи исследования |
+ |
+ |
Методологическая база исследования (в курсовых работах этот элемент носит название «теоретическая основа работы») |
+ |
+ |
Методы исследования |
+ |
+ |
Этапы исследования |
— |
+ |
Научная новизна исследования |
— |
+ |
Практическая значимость исследования |
— |
+ |
Рассмотрим подробнее каждый элемент научного аппарата.
Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании: соответствия ее государственному и региональному заказу, т.е. тем идеям и положениям, которые заложены в законах, указах, постановлениях и рекомендациях, разрабатываемых органами власти. Кроме того актуальность темы исследования описывается на основании степени ее разработанности в науке, прежде всего в отечественной, в т.ч. учеными ВУЗа. Также, важно проанализировать актуальность исследования с точки зрения необходимости ее практического решения. По сути, актуальность предполагает рассмотрение следующих вопросов: Почему данную проблему организации и (или) управления организацией нужно в настоящее время решать (изучать)? В чём заключается значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения в настоящее время?
Противоречие является обязательным элементом третьей курсовой работы. Оно выявляется при анализе актуальности темы. Любое явление в науке складывается из неравномерно развивающихся компонентов. Студент может увидеть несоответствие между государственным заказом и научной разработанностью темы, практической востребованностью и слабой научной изученностью данной проблемы и т.д. Любое противоречие возникает при наличии «сильного» и «слабого» звеньев. Формулируется оно с помощью предлога «между». Например, для темы «Разработка критериев эффективности деятельности менеджера по управлению персоналом» противоречие может звучать следующим образом: «…между необходимостью в оценке качества деятельности менеджера по управлению персоналом и отсутствием критериев оценки эффективности его труда».
Проблема исследования – представляет собой попытку осмыслить одну из сторон противоречия. В процессе формулировки проблемы требуются вопросительные слова «какой», «какая», «какова», «сколько», «что», «почему» и др.
Например, в приведенном выше примере, проблема исследования звучит следующим образом: Какие критерии могут быть использованы для оценки эффективности деятельности менеджера по персоналу?
Как отмечает В.И. Загвязинский, «проблема понимается или как синоним практической задачи или как нечто неизвестное в науке. В приведенном выше примере проблема исследования может звучать следующим образом: проблема разработки критериев оценки эффективности деятельности менеджера по персоналу)
Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах исследования. Цель всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм – «изучить», «разработать», «обосновать», «усовершенствовать», и т.д.
Например, цель – проанализировать подходы к организации процесса управления мотивацией персонала организации.
Цель конкретизируется в исследовательских задачах. Задачи – это «ступени» на пути достижения цели. Они конкретизируют цель и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Задач должно быть не более 5-6. Однако обязательно должно быть выделено три группы задач.
Первая из основных групп задач – историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением и уточнением понятий, научных оснований исследования (например, задача «изучить теоретические подходы к пониманию процесса мотивации персонала»). Вторая группа задач – теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры, функций, сущности изучаемого явления, факторов и способов его преобразования (например, задача «систематизировать теоретические подходы к изучению нематериальных факторов – мотиваторов»). Третья группа задач – практически-преобразовательная – связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации процесса управления персоналом (например, задача «разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала»).
Объект – это фрагмент управленческой реальности, который будет изучаться студентом. В качестве объекта может выступить какая-либо система (например, система мотивации персонала), процесс (например, процесс найма персонала) или какой-то феномен (например, имидж руководителя).
Например, объект – мотивация персонала.
Предмет – это часть объекта, которая подлежит исследованию, определенный аспект объекта. В качестве предмета исследования могут выступать: элементы системы, подсистемы (например, факторы нематериального стимулирования персонала), функции, механизмы, структура и др. Например, предмет исследования – управление мотивацией персонала. По сути, предмет исследования отражается в теме работы и цели исследования.
Во введении описываются основные методы, которыми пользовался автор для решения поставленных в работе задач. Очевидно, что методы должны соответствовать задачам, поэтому методы носят теоретический (связаны с анализом, синтезом, моделированием и абстрагированием), эмпирический (связаны с получением практических знаний, эмпирических данных) характер. В качестве эмпирических методов исследования могут использоваться такие методы как: изучение литературы, беседа, опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Теоретические методы, используемые в ходе работы такие: метод теоретического анализа и синтеза, абстрагирование и конкретизация, моделирование, мысленный эксперимент.
Теоретическая база исследования – это подходы, взгляды, концепции конкретных авторов, которые связаны с предметом исследования и объясняют его и только его. Необходимо отметить, что в качестве теоретической основы исследования используются концепции, теории, которые хорошо проверены и доказаны научным сообществом.
Например, теоретической основой работы являются содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу, Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцеберга и ERG-теория К. Алдерфера.